Современное состояние и перспективы социально-экономического развития Республики Каракалпакстан

Беркинов Б.Б.1, Сабурова Н.Р.2
1 Ташкентский государственный экономический университет, Узбекистан, Ташкент
2 Ташкентский институт информационных технологий, Узбекистан, Ташкент

Статья в журнале

Экономические отношения (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 12, Номер 1 (Январь-март 2022)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=48095605
Цитирований: 1 по состоянию на 31.03.2023

Аннотация:
В статье проанализированы современные тенденции и темпы роста показателей социально-экономического развития Республики Каракалпакстан за последние годы. Выявлены основные приоритетные направления развития Приаралья. Даны предложения по комплексному развитию промышленности, аграрного сектора, а также организации животноводческих, рыбоводческих и рисоводческих кластеров.

Ключевые слова: социально-экономическое развитие, рост ВВП, промышленность, сельское хозяйство, кластеры, малый бизнес

JEL-классификация: O11, O53, F15



ВВЕДЕНИЕ

Историческое развитие Каракалпакстана и его экономики – это клубок проблем, накапливающихся годами из-за высушивания Арала и экологической катастрофы, каждая из которых требовала на всем этапе осуществления рыночных реформ своего теоретического и методологического осмысления, адекватного решения целого ряда вопросов дальнейшего развития региона и обеспечения достойной жизни проживающего населения. Сегодня Каракалпакстан благодаря уделяемому большому вниманию меняется и экономически развивается. Это касается как столицы Нукуса, так и районных центров, городов, отдаленных сел и махаллей, которые за счет их экономической трансформации превращаются в динамичные и развивающиеся экономические субъекты.

Решение социально-экономических задач по развитию территорий остается приоритетным направлением в республике. Инициативы главы государства Ш.М. Мирзиеева направлены на преобразование Узбекистана в новую экономически мощную страну с современной производственной, социальной и экономической инфраструктурой, транспортными и коммуникационными сетями и высококвалифицированным персоналом. Как отметил президент страны, «Новый Узбекистан – это государство, главной целью которого является обеспечение свободной, благоустроенной и благополучной жизни нашего многонационального народа. Это государство, развивающееся в строгом соответствии с общепризнанными нормами в области демократии, прав и свобод человека, опирающееся на принципы дружбы и сотрудничества с международным сообществом» [1].

Приоритеты экономических реформ на среднесрочный период обозначены в Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан на 2017–2021 годы (далее – Стратегия действий) [2]. Ее содержание позволяет понять, куда будет двигаться республика, и какие шаги нужно сделать для ее дальнейшего реформирования. Стратегия включает пять основных направлений: совершенствование системы государственного и общественного строительства, верховенство закона, реформирование судебно-правовой системы, развитие и либерализация экономики, развитие социальной сферы, безопасность, религиозная толерантность и межнациональное согласие, внешняя политика.

Анализ исследований отечественных и зарубежных авторов показывает, что вопросы социально-экономического развития и поддержки стран, районов и их территорий являются особо актуальными. Так, например, в работе российских исследователей В.К. Крутикова, Ю.В. Зайцева, Т.В. Дорожкиной, О.И. Костина, О.Ф. Федорова [3] (Krutikov, Zaytsev, Dorozhkina, Kostina, Fedorova, 2015) исследованы признаки региональной социально-экономической системы, программно-целевые методы управления территориями, зарубежные и отечественные практики управления территориями, современные управленческие инновации, в том числе социально-психологические. Определению основных факторов развития региона с учетом ключевой роли городов и кластеров посвящена статья Погонина А.В. [4] (Pogonin, 2012). В ней рассмотрены вопросы, связанные с выявлением места городов в иерархии территорий, и предложена авторская модель кластера. В статье Д.А. Кондратьева [5] определена классификация социально-экономических процессов. Даны понятие и сущность социально-экономического развития сельского муниципального образования.

В статье Асадова Х.С. [7] (Asadov, 2020) приводится анализ динамики экономического роста регионов Узбекистана, их дифференциация, изменение отраслевой структуры производства экономики регионов и сложившихся диспропорций. Статья З.К. Усманова и М.А. Ниязова «Приоритетные направления развития промышленности в Республике Каракалпакстан» [8] (Usmanov, Niyazov, 2015) раскрывает некоторые аспекты развития промышленности в Республике Каракалпакстан. Проведен сопоставительный анализ тенденций развития ряда отраслей промышленности в регионах Республики Каракалпакстан. По итогам анализа сделаны выводы и приведены рекомендации по повышению эффективности использования внутренних факторов развития путем совершенствования специализации территориальной и отраслевой структуры промышленности в регионах.

Особо следует подчеркнуть работу С.Ш. Мирзиеевой [6] (Mirziyoeva, 2019), направленную на ретроспективный анализ опыта разработки в Узбекистане национальной и региональных стратегий развития в контексте «Стратегии Нового Узбекистана», изданной в Ташкенте. В заключительной части авторской работы даны основополагающие приоритеты по дальнейшей их реализации в регионах Узбекистана, в частности Республике Каракалпакстан, связанных с обеспечением более устойчивого и целенаправленного развития различных сфер и отраслей экономики.

Цель исследования состоит в анализе современного состояния социально-экономического развития Республики Каракалпакстан и выработке направлений дальнейшего ее развития.

Следует отметить, что за последние 30 лет структура валового внутреннего продукта (ВВП) Узбекистана претерпела серьезные изменения. В основном это произошло за счет роста доли промышленности и снижения доли сельского хозяйства в ВВП. Объем промышленного производства за последние 10 лет ежегодно растет в среднем на 8,4%. Существенную часть ВВП Узбекистана составляют горнодобывающая и связанная с добычей природных ресурсов обрабатывающая промышленность. Страна занимает 13-е место в мире по добыче природного газа, 9-е место по добыче золота, 7-е место по добыче урана, 20-е место по добыче меди.

Несмотря на пандемию коронавируса COVID-19, ВВП Узбекистана в 2020 г. вырос на 1,6% по сравнению с 2019 годом и составил 57,7 млрд долл. США. Это в 7,5 раза больше, чем в Кыргызстане, и в 4,6 раза больше, чем в Армении, но в три раза уступает показателю Казахстана [9] (Vinokurov, Tsukarev, Akhunbaev, Babadzhanyan, Berdigulova, Kuznetsov, Pereboev, Fedorov, Kharitonchik, Chkoniya, 2021).

ВВП на душу населения, проживающего в Узбекистане, показывает, что в целом показатель увеличился за десять лет в 5 раз (см. рисунок). Однако, как показывают данные Госкомстата РУз, только за последние четыре года (2017–2020 гг.) ВВП на душу населения возрос в 1,8 раза и составил в текущих ценах 17601,9 тыс. сум.

Республика Каракалпакстан является одним из основных регионов Узбекистана. Она обладает обширностью территории и занимает по ней первое место среди других регионов страны, имеет удобное географическое расположение и часть Аральского моря, большие природные минерально-сырьевые ресурсы, а также самую низкую плотность населения.

Регион обеспечен сельскохозяйственными ресурсами, трудовым потенциалом, производственной инфраструктурой, дорожными, транспортными и инженерно-коммуникационными сетями. Все это в совокупности оказывает влияние на социально-экономическое развитие региона.

Направления социально-экономического развития Республики Каракалпакстан в целом и каждого его города и района, поиск новых перспективных отраслей экономики и разработка «точек их роста», улучшение жизни проживающего на территории населения определены президентом страны как важнейшие. На внеочередной сессии Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан глава государства Ш. Мирзиеев отметил, что «в целом в Каракалпакстане будет создана новая система организации работ и контроля. Для этого в Сенате Олий Мажлиса образован новый комитет по развитию региона Приаралья, улучшению жизни и увеличению доходов населения» [10].

Рисунок. ВВП на душу населения Узбекистана и ВРП Республики Каракалпакстан за 2011–2020 гг. (в текущих ценах, тыс. сум)

Источник: составлено авторами по данным Госкомстата РУз.

Валовой региональный продукт (ВРП) Каракалпакстана за 2017–2020 годы возрос более чем в 2 раза, а его доля в ВВП страны составила 3,7%. Наибольший вклад в прирост ВРП за этот период внесли сферы сельского хозяйства (15,2 п.п.) и услуг (2,6 п.п.), доля которых в отраслевой структуре по итогам 2020 г. составила 33,2% и, соответственно, 30,4%. Также за последних четыре года наблюдается положительный вклад отрасли строительства в прирост ВРП (1 п.п.), ее удельный вес составил 8,5%.

Как показывают данные, приведенные выше на рисунке, в показателе ВРП на душу населения Республики Каракалпакстан наблюдается его рост даже больше, чем в показателе ВВП на душу населения Узбекистана. Показатель увеличился за десять лет в 6,9 раза и составил по итогам 2020 г. 11485,2 тыс. сум (см. рис.).

Вышеприведенный анализ статистических данных показывает, что достигнутый рост ВРП Республики Каракалпакстан, составивший в среднем 5,4% в год, связан с возведением и введением в строй десятков предприятий в таких базовых отраслях промышленности, как электроэнергетика, химическая и нефтехимическая отрасли. В числе наиболее крупных предприятий – Кунградский содовый завод, Ходжейлийский стекольный завод, десятки линий по производству строительных материалов, и наконец, флагман индустрии переработки газа – Устюртский газохимический комплекс. И как результат, объем производства промышленной продукции увеличился с 6669,0 млрд сум (2017 г.) до 14144,8 млрд сум (2020 г.), т.е. в 2,1 раза (табл. 1). Хотя следует заметить, что в целом отрасль промышленности региона в течение последних четырех лет показывает снижение доли в ВРП с 32,7% до 27,9%.

Президентом Республики Узбекистан Ш.М. Мирзиеевым определены задачи по дальнейшему повышению экономического потенциала Каракалпакстана, улучшению окружающей среды и ускоренному развитию всех сфер с определением «точек роста» всех городов и районов, увеличению занятости и уровня благосостояния населения. Постановлением «О мерах по комплексному социально-экономическому развитию Республики Каракалпакстан на 2020–2023 годы» от 11 ноября 2020 г. № ПП-4889 [11] определены приоритетные сферы и направления развития с конкретными мерами по «точкам» роста городов и районов региона, по развитию городов и районов с тяжелым уровнем социально-экономического развития, созданию новых рабочих мест.

Кроме того, Программа содержит сводные таблицы и адресные перечни реализуемых инвестиционных проектов и проектов с участием международных финансовых институтов и иностранных правительственных финансовых организаций, а также перспективных инвестиционных проектов, намечаемых к реализации в Каракалпакстане и др.

Таблица 1

Объемы и темпы роста показателей, характеризующих социально-экономическое развитие Каракалпакстана, за 2017–2020 годы

Показатель
2017 г.
2018 г.
2019 г.
2020 г.

Млрд сум
В % к пред. году

Млрд сум
В % к пред. году

Млрд сум
В % к пред. году

Млрд сум
В % к пред. году
ВРП, в текущих ценах
10243,0
106,0
15009,4
105,5
19078,9
107,5
21200,9
102,6
Объем производства промышленной продукции

6669,0

109,4

10563,1

104,1

12729,7

105,0

14144,8

104,1
Объем производства потребительских товаров

1158,6

102,9

1665,7

112,4

2234,9

104,3

2818,3

110,0
Объем продукции (услуг) сельского, лесного и рыбного хозяйства

1958,6

105,6

6681,0

103,0

8075,0

106,6

10444,0

102,5
Инвестиции в основной капитал

2235,0

112,5

6046,4

162,2

8434,6

96,6

8167,4

80,4
Объем строительных работ
1216,0
115,6
1831,5
118,3
3202,8
123,8
3785,9
101,5
Объем производства услуг
3535,0
106,0
4464,9
113,0
5584,6
112,8
6508,9
105,9
Объем розничного товарооборота
3559,3
102,7
4438,5
105,8
5633,4
11,8
6604,6
102,4
Объем оптового товарооборота
897,9
96,9
1117,8
106,1
1647,7
109,0
1851,1
98,1
Источник: составлено авторами по данным Госкомстата РУз.

В промышленности, например, намечены крупные ориентиры, реализация которых будет способствовать дальнейшему социально-экономическому развитию Республики Каракалпакстан. Это и создание 374 объектов и 27 кластеров, работающих по системе «от сырья до готовой продукции», привлечение в этих целях более 9,9 трлн сум, повышение годового объема экспорта до 347 млн долларов, увеличение количества экспортирующих предприятий до 250.

Важнейшим приоритетом для экономики Каракалпакстана станет ввод в эксплуатацию в среднесрочной перспективе горно-металлургического комплекса на базе Тебинбулакского месторождения. В дальнейшем модернизация и диверсификация производства будет касаться Устюртского газохимического комплекса. Кроме того, в среднесрочной перспективе в регионе начнется строительство водородных и азотных заправочных станций, производство технических моющих масел с целью выпуска импорто­замещающей продукции на общую сумму 12–13 млн долларов.

Сельское, лесное и рыбное хозяйство являются одними из основных отраслей в структуре экономики Каракалпакстана. В регионе приняты и реализуются целевые программы по производству продовольствия, выращиванию и переработке сельхозпродукции, возделыванию лекарственных растений, созданию логистических центров. Все это повлияло на рост объема производства продукции сельского, лесного и рыбного хозяйства. За последние четыре года объем этих отраслей в совокупности увеличился с 1958,6 млрд сум (2017 г.) до 10444,0 млрд сум (2020 г.), или 5,3 раза. Это довольно хороший показатель в сравнении с аналогией, полученной в других областях страны. Хотя независимо от этого, все равно доля этих отраслей в общереспубликанском значении незначительна и составила в прошлом году лишь 4%.

Сегодня основные приоритеты развития сельского хозяйства предусматривают кардинальные структурные изменения площади посевов. Они основаны: на дифференцированном подходе к каждому району и хозяйству; учитывают природно-климатические и экологические условия; осуществляют переход на инновационные технологии использования водных ресурсов и повышение качества земельного потенциала.

В регионе приняты и реализуются целевые программы по производству продовольствия, выращиванию и переработке сельхозпродукции, возделыванию лекарственных растений, созданию логистических центров. Созданная в 2017 г. свободная экономическая зона (СЭЗ) «Нукус-фарм» [12] призвана развивать фармацевтическую отрасль на базе собственного лекарственного растительного сырья. Режим СЭЗ будет действовать 30 лет, после чего может быть продлен.

Для дальнейшего развития сельского, лесного и рыбного хозяйства в Республике Каракалпакстан Программой [11] предусмотрены такие приоритетные направления, как организация животноводческих, рыбоводческих кластеров, а также кластеров по выращиванию и переработке риса и кунжута. Кроме того, планируется размещение экспортоориентированных овощных культур на 12 тысячах гектарах, где отменяется выращивание хлопчатника, рекультивация 36 тысяч гектаров выбывших из оборота земель и формирование свободной экономической зоны «Коракалпок-агро», создание плантаций кунжута и увеличение поголовья породистого скота, специализация Ходжейлийского района под животноводство и овощеводство. За счет увеличения в два раза объема разведения рыбы планируется увеличить производство рыбной продукции вдвое, до 35 тыс. тонн в 2021 году, до 50 тыс. тонн в 2022 году.

В последние годы инвестиционная активность Каракалпакстана характеризуется ее ростом. Общий объем инвестиций в основной капитал региона за 2017–2020 годы возрос почти на 3,7 раза и составил 8167,4 млрд сум (табл. 1). Такой рост инвестиций получен от реализации мер государства, которые направлены на развитие важнейших отраслей экономики. Это подразумевает под собой осуществление структурных преобразований, модернизацию и диверсификацию производства, ускорение ввода в строй важнейших высокотехнологичных мощностей, а также укрепление промышленного потенциала регионов и опережающее развитие транспортной и коммуникационной инфраструктуры. Однако несмотря на увеличение объема инвестиций в основной капитал, все же темпы роста данного показателя за 2020 г. показывают их снижение по сравнению 2019 годом на 19,6%.

Для стимулирования притока инвестиций предлагается целый набор гарантий, льгот и преференций. Например, иностранные компании, которые ведут поиск и разведку нефти и газа, освобождаются от всех видов налогов и обязательных отчислений в государственные целевые фонды на период проведения геологоразведочных работ, а также от таможенных платежей (кроме сборов за таможенное оформление) при импорте оборудования и расходных материалов. Их подрядчики и поставщики из Узбекистана освобождаются от уплаты налога на добавленную стоимость.

На сегодняшний день в Программе комплексного развития [11] с учетом «точек роста» 17 районов и городов региона для реализации в 2020–2022 годах сформировано 1359 инвестиционных проектов на сумму 12,3 трлн сум. Все это будет способствовать развитию предпринимательства в регионе.

И немного цифр о развитии малого бизнеса и частного предпринимательства в Республике Каракалпакстан. Доля малого бизнеса в ВРП в 2020 году составила 56,2% против 47,3% в 2017 году (табл. 2). Такое увеличение показателя за четыре года обеспечено за счет реализации комплексных мер по улучшению деловой среды, снятию преград для их ускоренного развития, усилению прав и гарантий субъектов предпринимательства, сокращению бюрократических процедур при осуществлении предпринимательской деятельности и расширению механизмов поддержки.

В общереспубликанских показателях деятельность малого бизнеса и частного предпринимательства в регионе демонстрирует рост. В 2020 г. этими хозяйствующими субъектами произведено 80,3% объема строительных работ, 61,2% услуг и 23,9% объема промышленности, что показывает увеличение по сравнению с 2017 г. удельного веса этих показателей на 8,9 п.п., 5,9 п.п. и 1,1 п.п. соответственно (табл. 2).

Таблица 2

Показатели развития малого бизнеса и частного предпринимательства

в Республике Каракалпакстан в 2017–2020 годы

Показатель
2017 г.
2018 г.
2019 г.
2020 г.
Доля малого бизнеса и частного предпринимательства в ВРП, %
47,3
54,3
54,4
56,2
Доля малого бизнеса и частного предпринимательства:




в промышленности
18,0
18,7
22,2
23,9
в услугах
61,3
84,6
54,3
61,2
в строительстве
79,2
57,5
89,1
80,3
Доля экспорта продукции (работ, услуг) малого предпринимательства в общем объеме экспорта, %

18,0

19,8

20,8

21,7
Количество действующих субъектов малого предпринимательства, ед.
10539
11985
144677
18288
Доля в показателе республики, в %
4,6
4,6
4,4
4,5
Количество малых предприятий и микрофирм, на 1000 человек населения, ед.
10,4
11,1
11,6
13,2
Источник: составлено авторами.

В целом реализуемые меры по формированию деловой среды, всесторонней поддержке и дальнейшему стимулированию развития малого бизнеса и частного предпринимательства способствовали росту в Каракалпакстане субъектов малого бизнеса. По состоянию на 01.01.2020 г. всего зарегистрировано 32,1 единицы предприятий и организаций, их доля в показателе республики составила 4,6%. Из них работают более 24 тысяч.

Количество субъектов малого бизнеса в 2020 г., действующих в различных отраслях экономики региона. увеличилось по сравнению с 2017 г. на 1,7 раза и составило 18,3 тыс. един. Количество малых предприятий и микрофирм на 1000 человек населения Республики Каракалпакстан незначительно и составило 13,2 ед. Можно заметить, что в целом регион не отличается значительным количеством субъектов малого бизнеса и отстает по этому показателю от других областей республики.

К объективным региональным факторам, сдерживающим устойчивое развитие предпринимательства, относятся: низкая плотность расселения населения, небольшой потенциал минерально-сырьевой базы сельских районов, низкое качество земельно-водных ресурсов, транспортная удаленность населенных пунктов [13]. Имеют место быть также слабые подготовленность и уровень предприимчивости сельского населения.

Принимая во внимание, что Узбекистан с его областями является трудоизбыточной страной, поэтому и проблема занятости, особенно среди молодежи, остро стоит на повестке дня. Президент Узбекистана Ш.М. Мирзиеев в своем Послании к Парламенту среди задач, стоящих перед страной в 2021 году, отметил, что «мы сосредоточим наше внимание на вопросах занятости молодежи и поддержки предпринимательства» [14], что в значительной мере может обеспечить расширение производства импортозамещающей и экспортоориентированной продукции.

Здесь уместно заметить, что для вновь созданных в Каракалпакстане субъектов предпринимательства сегодня предоставляются значительные льготы [11]. Такие предприниматели по направлениям экономической деятельности, определенным как «точки роста» районов Каракалпакстана, до 1 января 2024 года освобождаются от уплаты земельного налога, налога на имущество, налога с оборота малых предприятий, фиксированной суммы налога на доход индивидуальных предпринимателей.

Аналогичные льготы получают субъекты предпринимательства промышленного направления, намечаемые к созданию в районах с низким уровнем социально-экономического развития, а также субъекты в сфере оказания услуг в 45 махаллях и аулах региона с тяжелыми условиями (в срок до 1 января 2026 года).

Кроме того, вновь организованные субъекты предпринимательства осуществляют платежи по налогу на прибыль и водному налогу в размере 50 процентов от действующих установленных налоговых ставок. Также они освобождаются от уплаты таможенных пошлин на оборудование, комплектующие и запасные части, не производимые в стране, но ввозимые в соответствии с перечнями и используемые только для собственных производственных нужд.

Таким образом, обеспечение показателей дальнейшего устойчивого развития региона зависит от эффективного использования имеющегося социально-экономического, производственного и инвестиционного потенциала и организации системной и скоординированной на всех уровнях работы по реализации важнейших мер, включенных в Программу комплексного социально-экономического развития Республики Каракалпакстан на 2020–2023 годы.

Заключение

1. На всем тридцатилетнем этапе независимого развития Узбекистана осуществлены широкомасштабные реформы, в которых особое внимание уделяется социально-экономическому развитию областей и территорий республики, повышению благосостояния населения, что дало свои высокие результаты.

2. Основная цель экономического развития Каракалпакстана состоит в улучшении качества жизни проживающего населения в сложных экологических условиях, связанных с высушиванием Арала. Благодаря глубоко продуманным, поэтапным реформам Каракалпакстан из аграрного края превратился в регион с развитой промышленностью, социально-экономической и транспортно-коммуникационной инфраструктурой.

3. Несмотря на замедление в развитии мировой экономики, связанным с пандемией коронавируса COVID-19, принятые меры для снижения его последствий 2020 году позволили обеспечить рост ВВП на душу населения республики в 1,1 раза и ВРП на душу населения Каракалпакстана также в 1,1 раза.

4. Исходя из мер, определенных в Программе развития региона, органы, ответственные за социально-экономическое развитие территорий и их хокимияты, на постоянной основе должны осуществлять мониторинг выявленных «точек» роста и перспективного развития конкретных районов.

5. Необходимо дальнейшее повышение роли органов местной власти по развитию предпринимательской среды, кадрового потенциала региона, предусматривающее применение эффективных способов организации науки и ее имплантации в бизнес-процессы.


Источники:

1. Новый Узбекистан - страна демократических преобразований, больших возможностей и практических дел. Интервью Президента Узбекистана Ш. Мирзиёева газете «Янги Ўзбекистон». [Электронный ресурс]. URL: https://review.uz/post/yangi-ozbekiston-demokratik-ozgarishlar-keng-mkoniyatlar - va-amaliy-ishlar-mamlakatiga-aylanmoqda (дата обращения: 24.10.2021).
2. Указ Президента Республики Узбекистан «О Стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан» от 07.02.2017 г. №УП-4947.
3. Крутиков В.К., Зайцев Ю.В., Дорожкина Т.В., Костина О.И., Федорова О.Ф. Управление социально-экономическим развитием территорий. / Учебно-методическое пособие. - Калуга: Из-во «Ваш дом», 2015. – 180 c.
4. Погонин А.В. Экономическое развитие региона с учетом кластерного подхода в контексте экономики города // Вестник Пермского университета. Серия: Экономика. – 2012. – № 4 (15). – c. 57-63.
5. Кондратьев Д.А. Понятие и сущность социально-экономического развития муниципального образования. [Электронный ресурс]. URL: https:/readera.org/ponjatie-i-sushhnost-socialno-jekonomicheskogo-razvitija-municipalnogo-142111110 (дата обращения: 05.11.2021).
6. Мирзиёева С.Ш. Анализ опыта Узбекистана по разработке стратегий развития странны и регионов // Управленческое консультирование. – 2019. – № 3. – c. 49-61.
7. Асадов Х.С. Современные тенденции экономического развития регионов Узбекистана // Экономика Центральной Азии. – 2020. – № 4(3). – c. 251-262.
8. Усманов З.К., Ниязов М.А. Приоритетные направления развития промышленности в Республике Каракалпакстан // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2015. – № 8. – c. 127-131.
9. Винокуров Е., Цукарев Т., Ахунбаев А., Бабаджанян В., Бердигулова А., Кузнецов А., Перебоев В., Федоров К., Харитончик А., Чкония А. Узбекистан и ЕАЭС: перспективы и потенциальные эффекты экономической интеграции. / Евразийский банк развития. Доклады и рабочие документы 21/2. - М., 2021. – 74 c.
10. Речь Президента Республики Узбекистан Ш.М. Мирзиёева на Внеочередной сессии Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан, 02.10.2020 г.
11. Постановление Президента Республики Узбекистан «О мерах по комплексному социально-экономическому развитию Республики Каракалпакстан на 2020-2023 годы» от 11 ноября 2020 г., № ПП-4889.
12. Указ Президента Республики Узбекистан «О создании свободных экономических зон «Нукус-фарм», «Зомин-фарм», «Косонсой-фарм», «Сирдарё-фарм», «Бойсун-фарм», «Бустонлик-фарм» и «Паркент-фарм»» от 03.05.2017 г., № УП-5032.
13. Потребности и нужды в регионе Приаралья. Отчет социально-экономического обследования. Нукус, 201. [Электронный ресурс]. URL: https://www.uz.undp.org/content/uzbekistan/ru/home/library/poverty/summary-project-report-on-a-socio-economic-survey-of-the-needs (дата обращения: 02.09.2021).
14. Послание Президента Республики Узбекистан Ш.М. Мирзиёева Олий Мажлису // Народное слово, 29 декабря 2020 года.
15. Статистический ежегодник регионов Узбекистана. Госкомстат, 2020. – С. 193-220.

Страница обновлена: 11.11.2024 в 14:50:22