Современное состояние и перспективы социально-экономического развития Республики Каракалпакстан
Беркинов Б.Б.1, Сабурова Н.Р.2
1 Ташкентский государственный экономический университет, Узбекистан, Ташкент
2 Ташкентский институт информационных технологий, Узбекистан, Ташкент
Скачать PDF | Загрузок: 10 | Цитирований: 1
Статья в журнале
Экономические отношения (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 12, Номер 1 (Январь-март 2022)
Цитировать:
Беркинов Б.Б., Сабурова Н.Р. Современное состояние и перспективы социально-экономического развития Республики Каракалпакстан // Экономические отношения. – 2022. – Том 12. – № 1. – С. 85-98. – doi: 10.18334/eo.12.1.114009.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=48095605
Цитирований: 1 по состоянию на 31.03.2023
Аннотация:
В статье проанализированы современные тенденции и темпы роста показателей социально-экономического развития Республики Каракалпакстан за последние годы. Выявлены основные приоритетные направления развития Приаралья. Даны предложения по комплексному развитию промышленности, аграрного сектора, а также организации животноводческих, рыбоводческих и рисоводческих кластеров.
Ключевые слова: социально-экономическое развитие, рост ВВП, промышленность, сельское хозяйство, кластеры, малый бизнес
JEL-классификация: O11, O53, F15
ВВЕДЕНИЕ
Историческое развитие Каракалпакстана и его экономики – это клубок проблем, накапливающихся годами из-за высушивания Арала и экологической катастрофы, каждая из которых требовала на всем этапе осуществления рыночных реформ своего теоретического и методологического осмысления, адекватного решения целого ряда вопросов дальнейшего развития региона и обеспечения достойной жизни проживающего населения. Сегодня Каракалпакстан благодаря уделяемому большому вниманию меняется и экономически развивается. Это касается как столицы Нукуса, так и районных центров, городов, отдаленных сел и махаллей, которые за счет их экономической трансформации превращаются в динамичные и развивающиеся экономические субъекты.
Решение социально-экономических задач по развитию территорий остается приоритетным направлением в республике. Инициативы главы государства Ш.М. Мирзиеева направлены на преобразование Узбекистана в новую экономически мощную страну с современной производственной, социальной и экономической инфраструктурой, транспортными и коммуникационными сетями и высококвалифицированным персоналом. Как отметил президент страны, «Новый Узбекистан – это государство, главной целью которого является обеспечение свободной, благоустроенной и благополучной жизни нашего многонационального народа. Это государство, развивающееся в строгом соответствии с общепризнанными нормами в области демократии, прав и свобод человека, опирающееся на принципы дружбы и сотрудничества с международным сообществом» [1].
Приоритеты экономических реформ на среднесрочный период обозначены в Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан на 2017–2021 годы (далее – Стратегия действий) [2]. Ее содержание позволяет понять, куда будет двигаться республика, и какие шаги нужно сделать для ее дальнейшего реформирования. Стратегия включает пять основных направлений: совершенствование системы государственного и общественного строительства, верховенство закона, реформирование судебно-правовой системы, развитие и либерализация экономики, развитие социальной сферы, безопасность, религиозная толерантность и межнациональное согласие, внешняя политика.
Анализ исследований отечественных и зарубежных авторов показывает, что вопросы социально-экономического развития и поддержки стран, районов и их территорий являются особо актуальными. Так, например, в работе российских исследователей В.К. Крутикова, Ю.В. Зайцева, Т.В. Дорожкиной, О.И. Костина, О.Ф. Федорова [3] (Krutikov, Zaytsev, Dorozhkina, Kostina, Fedorova, 2015) исследованы признаки региональной социально-экономической системы, программно-целевые методы управления территориями, зарубежные и отечественные практики управления территориями, современные управленческие инновации, в том числе социально-психологические. Определению основных факторов развития региона с учетом ключевой роли городов и кластеров посвящена статья Погонина А.В. [4] (Pogonin, 2012). В ней рассмотрены вопросы, связанные с выявлением места городов в иерархии территорий, и предложена авторская модель кластера. В статье Д.А. Кондратьева [5] определена классификация социально-экономических процессов. Даны понятие и сущность социально-экономического развития сельского муниципального образования.
В статье Асадова Х.С. [7] (Asadov, 2020) приводится анализ динамики экономического роста регионов Узбекистана, их дифференциация, изменение отраслевой структуры производства экономики регионов и сложившихся диспропорций. Статья З.К. Усманова и М.А. Ниязова «Приоритетные направления развития промышленности в Республике Каракалпакстан» [8] (Usmanov, Niyazov, 2015) раскрывает некоторые аспекты развития промышленности в Республике Каракалпакстан. Проведен сопоставительный анализ тенденций развития ряда отраслей промышленности в регионах Республики Каракалпакстан. По итогам анализа сделаны выводы и приведены рекомендации по повышению эффективности использования внутренних факторов развития путем совершенствования специализации территориальной и отраслевой структуры промышленности в регионах.
Особо следует подчеркнуть работу С.Ш. Мирзиеевой [6] (Mirziyoeva, 2019), направленную на ретроспективный анализ опыта разработки в Узбекистане национальной и региональных стратегий развития в контексте «Стратегии Нового Узбекистана», изданной в Ташкенте. В заключительной части авторской работы даны основополагающие приоритеты по дальнейшей их реализации в регионах Узбекистана, в частности Республике Каракалпакстан, связанных с обеспечением более устойчивого и целенаправленного развития различных сфер и отраслей экономики.
Цель исследования состоит в анализе современного состояния социально-экономического развития Республики Каракалпакстан и выработке направлений дальнейшего ее развития.
Следует отметить, что за последние 30 лет структура валового внутреннего продукта (ВВП) Узбекистана претерпела серьезные изменения. В основном это произошло за счет роста доли промышленности и снижения доли сельского хозяйства в ВВП. Объем промышленного производства за последние 10 лет ежегодно растет в среднем на 8,4%. Существенную часть ВВП Узбекистана составляют горнодобывающая и связанная с добычей природных ресурсов обрабатывающая промышленность. Страна занимает 13-е место в мире по добыче природного газа, 9-е место по добыче золота, 7-е место по добыче урана, 20-е место по добыче меди.
Несмотря на пандемию коронавируса COVID-19, ВВП Узбекистана в 2020 г. вырос на 1,6% по сравнению с 2019 годом и составил 57,7 млрд долл. США. Это в 7,5 раза больше, чем в Кыргызстане, и в 4,6 раза больше, чем в Армении, но в три раза уступает показателю Казахстана [9] (Vinokurov, Tsukarev, Akhunbaev, Babadzhanyan, Berdigulova, Kuznetsov, Pereboev, Fedorov, Kharitonchik, Chkoniya, 2021).
ВВП на душу населения, проживающего в Узбекистане, показывает, что в целом показатель увеличился за десять лет в 5 раз (см. рисунок). Однако, как показывают данные Госкомстата РУз, только за последние четыре года (2017–2020 гг.) ВВП на душу населения возрос в 1,8 раза и составил в текущих ценах 17601,9 тыс. сум.
Республика Каракалпакстан является одним из основных регионов Узбекистана. Она обладает обширностью территории и занимает по ней первое место среди других регионов страны, имеет удобное географическое расположение и часть Аральского моря, большие природные минерально-сырьевые ресурсы, а также самую низкую плотность населения.
Регион обеспечен сельскохозяйственными ресурсами, трудовым потенциалом, производственной инфраструктурой, дорожными, транспортными и инженерно-коммуникационными сетями. Все это в совокупности оказывает влияние на социально-экономическое развитие региона.
Направления социально-экономического развития Республики Каракалпакстан в целом и каждого его города и района, поиск новых перспективных отраслей экономики и разработка «точек их роста», улучшение жизни проживающего на территории населения определены президентом страны как важнейшие. На внеочередной сессии Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан глава государства Ш. Мирзиеев отметил, что «в целом в Каракалпакстане будет создана новая система организации работ и контроля. Для этого в Сенате Олий Мажлиса образован новый комитет по развитию региона Приаралья, улучшению жизни и увеличению доходов населения» [10].
Рисунок. ВВП на душу населения Узбекистана и ВРП Республики Каракалпакстан за 2011–2020 гг. (в текущих ценах, тыс. сум)
Источник: составлено авторами по данным Госкомстата РУз.
Валовой региональный продукт (ВРП) Каракалпакстана за 2017–2020 годы возрос более чем в 2 раза, а его доля в ВВП страны составила 3,7%. Наибольший вклад в прирост ВРП за этот период внесли сферы сельского хозяйства (15,2 п.п.) и услуг (2,6 п.п.), доля которых в отраслевой структуре по итогам 2020 г. составила 33,2% и, соответственно, 30,4%. Также за последних четыре года наблюдается положительный вклад отрасли строительства в прирост ВРП (1 п.п.), ее удельный вес составил 8,5%.
Как показывают данные, приведенные выше на рисунке, в показателе ВРП на душу населения Республики Каракалпакстан наблюдается его рост даже больше, чем в показателе ВВП на душу населения Узбекистана. Показатель увеличился за десять лет в 6,9 раза и составил по итогам 2020 г. 11485,2 тыс. сум (см. рис.).
Вышеприведенный анализ статистических данных показывает, что достигнутый рост ВРП Республики Каракалпакстан, составивший в среднем 5,4% в год, связан с возведением и введением в строй десятков предприятий в таких базовых отраслях промышленности, как электроэнергетика, химическая и нефтехимическая отрасли. В числе наиболее крупных предприятий – Кунградский содовый завод, Ходжейлийский стекольный завод, десятки линий по производству строительных материалов, и наконец, флагман индустрии переработки газа – Устюртский газохимический комплекс. И как результат, объем производства промышленной продукции увеличился с 6669,0 млрд сум (2017 г.) до 14144,8 млрд сум (2020 г.), т.е. в 2,1 раза (табл. 1). Хотя следует заметить, что в целом отрасль промышленности региона в течение последних четырех лет показывает снижение доли в ВРП с 32,7% до 27,9%.
Президентом Республики Узбекистан Ш.М. Мирзиеевым определены задачи по дальнейшему повышению экономического потенциала Каракалпакстана, улучшению окружающей среды и ускоренному развитию всех сфер с определением «точек роста» всех городов и районов, увеличению занятости и уровня благосостояния населения. Постановлением «О мерах по комплексному социально-экономическому развитию Республики Каракалпакстан на 2020–2023 годы» от 11 ноября 2020 г. № ПП-4889 [11] определены приоритетные сферы и направления развития с конкретными мерами по «точкам» роста городов и районов региона, по развитию городов и районов с тяжелым уровнем социально-экономического развития, созданию новых рабочих мест.
Кроме того, Программа содержит сводные таблицы и адресные перечни реализуемых инвестиционных проектов и проектов с участием международных финансовых институтов и иностранных правительственных финансовых организаций, а также перспективных инвестиционных проектов, намечаемых к реализации в Каракалпакстане и др.
Таблица 1
Объемы и темпы роста показателей, характеризующих социально-экономическое развитие Каракалпакстана, за 2017–2020 годы
Показатель
|
2017 г.
|
2018 г.
|
2019 г.
|
2020 г.
| ||||
Млрд сум |
В %
к пред. году
|
Млрд сум |
В %
к пред. году
|
Млрд сум |
В %
к пред. году
|
Млрд сум |
В %
к пред. году
| |
ВРП, в текущих ценах
|
10243,0
|
106,0
|
15009,4
|
105,5
|
19078,9
|
107,5
|
21200,9
|
102,6
|
Объем производства
промышленной продукции
|
6669,0 |
109,4 |
10563,1 |
104,1 |
12729,7 |
105,0 |
14144,8 |
104,1 |
Объем производства
потребительских товаров
|
1158,6 |
102,9 |
1665,7 |
112,4 |
2234,9 |
104,3 |
2818,3 |
110,0 |
Объем продукции
(услуг) сельского, лесного и рыбного хозяйства
|
1958,6 |
105,6 |
6681,0 |
103,0 |
8075,0 |
106,6 |
10444,0 |
102,5 |
Инвестиции в
основной капитал
|
2235,0 |
112,5 |
6046,4 |
162,2 |
8434,6 |
96,6 |
8167,4 |
80,4 |
Объем строительных
работ
|
1216,0
|
115,6
|
1831,5
|
118,3
|
3202,8
|
123,8
|
3785,9
|
101,5
|
Объем производства
услуг
|
3535,0
|
106,0
|
4464,9
|
113,0
|
5584,6
|
112,8
|
6508,9
|
105,9
|
Объем розничного товарооборота
|
3559,3
|
102,7
|
4438,5
|
105,8
|
5633,4
|
11,8
|
6604,6
|
102,4
|
Объем оптового
товарооборота
|
897,9
|
96,9
|
1117,8
|
106,1
|
1647,7
|
109,0
|
1851,1
|
98,1
|
В промышленности, например, намечены крупные ориентиры, реализация которых будет способствовать дальнейшему социально-экономическому развитию Республики Каракалпакстан. Это и создание 374 объектов и 27 кластеров, работающих по системе «от сырья до готовой продукции», привлечение в этих целях более 9,9 трлн сум, повышение годового объема экспорта до 347 млн долларов, увеличение количества экспортирующих предприятий до 250.
Важнейшим приоритетом для экономики Каракалпакстана станет ввод в эксплуатацию в среднесрочной перспективе горно-металлургического комплекса на базе Тебинбулакского месторождения. В дальнейшем модернизация и диверсификация производства будет касаться Устюртского газохимического комплекса. Кроме того, в среднесрочной перспективе в регионе начнется строительство водородных и азотных заправочных станций, производство технических моющих масел с целью выпуска импортозамещающей продукции на общую сумму 12–13 млн долларов.
Сельское, лесное и рыбное хозяйство являются одними из основных отраслей в структуре экономики Каракалпакстана. В регионе приняты и реализуются целевые программы по производству продовольствия, выращиванию и переработке сельхозпродукции, возделыванию лекарственных растений, созданию логистических центров. Все это повлияло на рост объема производства продукции сельского, лесного и рыбного хозяйства. За последние четыре года объем этих отраслей в совокупности увеличился с 1958,6 млрд сум (2017 г.) до 10444,0 млрд сум (2020 г.), или 5,3 раза. Это довольно хороший показатель в сравнении с аналогией, полученной в других областях страны. Хотя независимо от этого, все равно доля этих отраслей в общереспубликанском значении незначительна и составила в прошлом году лишь 4%.
Сегодня основные приоритеты развития сельского хозяйства предусматривают кардинальные структурные изменения площади посевов. Они основаны: на дифференцированном подходе к каждому району и хозяйству; учитывают природно-климатические и экологические условия; осуществляют переход на инновационные технологии использования водных ресурсов и повышение качества земельного потенциала.
В регионе приняты и реализуются целевые программы по производству продовольствия, выращиванию и переработке сельхозпродукции, возделыванию лекарственных растений, созданию логистических центров. Созданная в 2017 г. свободная экономическая зона (СЭЗ) «Нукус-фарм» [12] призвана развивать фармацевтическую отрасль на базе собственного лекарственного растительного сырья. Режим СЭЗ будет действовать 30 лет, после чего может быть продлен.
Для дальнейшего развития сельского, лесного и рыбного хозяйства в Республике Каракалпакстан Программой [11] предусмотрены такие приоритетные направления, как организация животноводческих, рыбоводческих кластеров, а также кластеров по выращиванию и переработке риса и кунжута. Кроме того, планируется размещение экспортоориентированных овощных культур на 12 тысячах гектарах, где отменяется выращивание хлопчатника, рекультивация 36 тысяч гектаров выбывших из оборота земель и формирование свободной экономической зоны «Коракалпок-агро», создание плантаций кунжута и увеличение поголовья породистого скота, специализация Ходжейлийского района под животноводство и овощеводство. За счет увеличения в два раза объема разведения рыбы планируется увеличить производство рыбной продукции вдвое, до 35 тыс. тонн в 2021 году, до 50 тыс. тонн в 2022 году.
В последние годы инвестиционная активность Каракалпакстана характеризуется ее ростом. Общий объем инвестиций в основной капитал региона за 2017–2020 годы возрос почти на 3,7 раза и составил 8167,4 млрд сум (табл. 1). Такой рост инвестиций получен от реализации мер государства, которые направлены на развитие важнейших отраслей экономики. Это подразумевает под собой осуществление структурных преобразований, модернизацию и диверсификацию производства, ускорение ввода в строй важнейших высокотехнологичных мощностей, а также укрепление промышленного потенциала регионов и опережающее развитие транспортной и коммуникационной инфраструктуры. Однако несмотря на увеличение объема инвестиций в основной капитал, все же темпы роста данного показателя за 2020 г. показывают их снижение по сравнению 2019 годом на 19,6%.
Для стимулирования притока инвестиций предлагается целый набор гарантий, льгот и преференций. Например, иностранные компании, которые ведут поиск и разведку нефти и газа, освобождаются от всех видов налогов и обязательных отчислений в государственные целевые фонды на период проведения геологоразведочных работ, а также от таможенных платежей (кроме сборов за таможенное оформление) при импорте оборудования и расходных материалов. Их подрядчики и поставщики из Узбекистана освобождаются от уплаты налога на добавленную стоимость.
На сегодняшний день в Программе комплексного развития [11] с учетом «точек роста» 17 районов и городов региона для реализации в 2020–2022 годах сформировано 1359 инвестиционных проектов на сумму 12,3 трлн сум. Все это будет способствовать развитию предпринимательства в регионе.
И немного цифр о развитии малого бизнеса и частного предпринимательства в Республике Каракалпакстан. Доля малого бизнеса в ВРП в 2020 году составила 56,2% против 47,3% в 2017 году (табл. 2). Такое увеличение показателя за четыре года обеспечено за счет реализации комплексных мер по улучшению деловой среды, снятию преград для их ускоренного развития, усилению прав и гарантий субъектов предпринимательства, сокращению бюрократических процедур при осуществлении предпринимательской деятельности и расширению механизмов поддержки.
В общереспубликанских показателях деятельность малого бизнеса и частного предпринимательства в регионе демонстрирует рост. В 2020 г. этими хозяйствующими субъектами произведено 80,3% объема строительных работ, 61,2% услуг и 23,9% объема промышленности, что показывает увеличение по сравнению с 2017 г. удельного веса этих показателей на 8,9 п.п., 5,9 п.п. и 1,1 п.п. соответственно (табл. 2).
Таблица 2
Показатели развития малого бизнеса и частного предпринимательства
в Республике Каракалпакстан в 2017–2020 годы
Показатель
|
2017 г.
|
2018 г.
|
2019 г.
|
2020 г.
|
Доля малого бизнеса
и частного предпринимательства в ВРП, %
|
47,3
|
54,3
|
54,4
|
56,2
|
Доля малого бизнеса
и частного предпринимательства:
|
|
|
|
|
в промышленности
|
18,0
|
18,7
|
22,2
|
23,9
|
в услугах
|
61,3
|
84,6
|
54,3
|
61,2
|
в строительстве
|
79,2
|
57,5
|
89,1
|
80,3
|
Доля экспорта
продукции (работ, услуг) малого предпринимательства в общем объеме экспорта,
%
|
18,0 |
19,8 |
20,8 |
21,7 |
Количество
действующих субъектов малого предпринимательства, ед.
|
10539
|
11985
|
144677
|
18288
|
Доля в показателе республики, в %
|
4,6
|
4,6
|
4,4
|
4,5
|
Количество малых предприятий и
микрофирм, на 1000 человек населения, ед.
|
10,4
|
11,1
|
11,6
|
13,2
|
В целом реализуемые меры по формированию деловой среды, всесторонней поддержке и дальнейшему стимулированию развития малого бизнеса и частного предпринимательства способствовали росту в Каракалпакстане субъектов малого бизнеса. По состоянию на 01.01.2020 г. всего зарегистрировано 32,1 единицы предприятий и организаций, их доля в показателе республики составила 4,6%. Из них работают более 24 тысяч.
Количество субъектов малого бизнеса в 2020 г., действующих в различных отраслях экономики региона. увеличилось по сравнению с 2017 г. на 1,7 раза и составило 18,3 тыс. един. Количество малых предприятий и микрофирм на 1000 человек населения Республики Каракалпакстан незначительно и составило 13,2 ед. Можно заметить, что в целом регион не отличается значительным количеством субъектов малого бизнеса и отстает по этому показателю от других областей республики.
К объективным региональным факторам, сдерживающим устойчивое развитие предпринимательства, относятся: низкая плотность расселения населения, небольшой потенциал минерально-сырьевой базы сельских районов, низкое качество земельно-водных ресурсов, транспортная удаленность населенных пунктов [13]. Имеют место быть также слабые подготовленность и уровень предприимчивости сельского населения.
Принимая во внимание, что Узбекистан с его областями является трудоизбыточной страной, поэтому и проблема занятости, особенно среди молодежи, остро стоит на повестке дня. Президент Узбекистана Ш.М. Мирзиеев в своем Послании к Парламенту среди задач, стоящих перед страной в 2021 году, отметил, что «мы сосредоточим наше внимание на вопросах занятости молодежи и поддержки предпринимательства» [14], что в значительной мере может обеспечить расширение производства импортозамещающей и экспортоориентированной продукции.
Здесь уместно заметить, что для вновь созданных в Каракалпакстане субъектов предпринимательства сегодня предоставляются значительные льготы [11]. Такие предприниматели по направлениям экономической деятельности, определенным как «точки роста» районов Каракалпакстана, до 1 января 2024 года освобождаются от уплаты земельного налога, налога на имущество, налога с оборота малых предприятий, фиксированной суммы налога на доход индивидуальных предпринимателей.
Аналогичные льготы получают субъекты предпринимательства промышленного направления, намечаемые к созданию в районах с низким уровнем социально-экономического развития, а также субъекты в сфере оказания услуг в 45 махаллях и аулах региона с тяжелыми условиями (в срок до 1 января 2026 года).
Кроме того, вновь организованные субъекты предпринимательства осуществляют платежи по налогу на прибыль и водному налогу в размере 50 процентов от действующих установленных налоговых ставок. Также они освобождаются от уплаты таможенных пошлин на оборудование, комплектующие и запасные части, не производимые в стране, но ввозимые в соответствии с перечнями и используемые только для собственных производственных нужд.
Таким образом, обеспечение показателей дальнейшего устойчивого развития региона зависит от эффективного использования имеющегося социально-экономического, производственного и инвестиционного потенциала и организации системной и скоординированной на всех уровнях работы по реализации важнейших мер, включенных в Программу комплексного социально-экономического развития Республики Каракалпакстан на 2020–2023 годы.
Заключение
1. На всем тридцатилетнем этапе независимого развития Узбекистана осуществлены широкомасштабные реформы, в которых особое внимание уделяется социально-экономическому развитию областей и территорий республики, повышению благосостояния населения, что дало свои высокие результаты.
2. Основная цель экономического развития Каракалпакстана состоит в улучшении качества жизни проживающего населения в сложных экологических условиях, связанных с высушиванием Арала. Благодаря глубоко продуманным, поэтапным реформам Каракалпакстан из аграрного края превратился в регион с развитой промышленностью, социально-экономической и транспортно-коммуникационной инфраструктурой.
3. Несмотря на замедление в развитии мировой экономики, связанным с пандемией коронавируса COVID-19, принятые меры для снижения его последствий 2020 году позволили обеспечить рост ВВП на душу населения республики в 1,1 раза и ВРП на душу населения Каракалпакстана также в 1,1 раза.
4. Исходя из мер, определенных в Программе развития региона, органы, ответственные за социально-экономическое развитие территорий и их хокимияты, на постоянной основе должны осуществлять мониторинг выявленных «точек» роста и перспективного развития конкретных районов.
5. Необходимо дальнейшее повышение роли органов местной власти по развитию предпринимательской среды, кадрового потенциала региона, предусматривающее применение эффективных способов организации науки и ее имплантации в бизнес-процессы.
Источники:
2. Указ Президента Республики Узбекистан «О Стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан» от 07.02.2017 г. №УП-4947.
3. Крутиков В.К., Зайцев Ю.В., Дорожкина Т.В., Костина О.И., Федорова О.Ф. Управление социально-экономическим развитием территорий. / Учебно-методическое пособие. - Калуга: Из-во «Ваш дом», 2015. – 180 c.
4. Погонин А.В. Экономическое развитие региона с учетом кластерного подхода в контексте экономики города // Вестник Пермского университета. Серия: Экономика. – 2012. – № 4 (15). – c. 57-63.
5. Кондратьев Д.А. Понятие и сущность социально-экономического развития муниципального образования. [Электронный ресурс]. URL: https:/readera.org/ponjatie-i-sushhnost-socialno-jekonomicheskogo-razvitija-municipalnogo-142111110 (дата обращения: 05.11.2021).
6. Мирзиёева С.Ш. Анализ опыта Узбекистана по разработке стратегий развития странны и регионов // Управленческое консультирование. – 2019. – № 3. – c. 49-61.
7. Асадов Х.С. Современные тенденции экономического развития регионов Узбекистана // Экономика Центральной Азии. – 2020. – № 4(3). – c. 251-262.
8. Усманов З.К., Ниязов М.А. Приоритетные направления развития промышленности в Республике Каракалпакстан // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2015. – № 8. – c. 127-131.
9. Винокуров Е., Цукарев Т., Ахунбаев А., Бабаджанян В., Бердигулова А., Кузнецов А., Перебоев В., Федоров К., Харитончик А., Чкония А. Узбекистан и ЕАЭС: перспективы и потенциальные эффекты экономической интеграции. / Евразийский банк развития. Доклады и рабочие документы 21/2. - М., 2021. – 74 c.
10. Речь Президента Республики Узбекистан Ш.М. Мирзиёева на Внеочередной сессии Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан, 02.10.2020 г.
11. Постановление Президента Республики Узбекистан «О мерах по комплексному социально-экономическому развитию Республики Каракалпакстан на 2020-2023 годы» от 11 ноября 2020 г., № ПП-4889.
12. Указ Президента Республики Узбекистан «О создании свободных экономических зон «Нукус-фарм», «Зомин-фарм», «Косонсой-фарм», «Сирдарё-фарм», «Бойсун-фарм», «Бустонлик-фарм» и «Паркент-фарм»» от 03.05.2017 г., № УП-5032.
13. Потребности и нужды в регионе Приаралья. Отчет социально-экономического обследования. Нукус, 201. [Электронный ресурс]. URL: https://www.uz.undp.org/content/uzbekistan/ru/home/library/poverty/summary-project-report-on-a-socio-economic-survey-of-the-needs (дата обращения: 02.09.2021).
14. Послание Президента Республики Узбекистан Ш.М. Мирзиёева Олий Мажлису // Народное слово, 29 декабря 2020 года.
15. Статистический ежегодник регионов Узбекистана. Госкомстат, 2020. – С. 193-220.
Страница обновлена: 07.08.2024 в 21:30:23