Влияние регионального вуза на социально-экономическое развитие территории
Скачать PDF | Загрузок: 8 | Цитирований: 7
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 4 (76), Апрель 2013
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=19029215
Цитирований: 7 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
Автором отражена роль регионального вуза в решении проблем социально-экономического развития региона в свете общемировых тенденций. Описывается взаимодействие образовательных организаций с представителями бизнес-сообщества, которое способствует научно-техническому прогрессу, раскрытию интеллектуального потенциала учащихся, повышению востребованности выпускников. Охарактеризованы усилия государства по кооперации вузов и предприятий, что приводит к экономическому росту в регионе и повышению благосостояния населения.
Ключевые слова: высшее образование, экономика знаний, региональное развитие, кластеры, региональный вуз, кооперация вузов и предприятий
Система высшего образования как социальный институт обеспечивает подготовку квалифицированных кадров для различных отраслей производства и сфер общества, способствует научно-техническому прогрессу и развитию наук. Сильная образовательная система в регионе позволяет решать социально-экономические проблемы, способствует выравниванию уровня жизни населения, тормозит маргинализацию социально уязвимых слоев. Поэтому предоставляемые образовательные программы, в частности высшими учебными заведениями (вузами), должны соответствовать потребностям развития государства и учитывать изменения, происходящие в мировом образовательном пространстве.
Приоритетность знаний
Развитие регионов (в страновом и мировом масштабе) является одной из важных тенденций глобального развития. Множество развитых стран мира уже включило совершенствование системы высшего образования в число ключевых политических приоритетов. Стратегии развития высшего образования направлены на создание инновационной экономики, или «экономики знаний», где основными факторами развития являются знания и человеческий капитал. Потребности мирового рынка заставляют компании выпускать все более наукоемкую продукцию и услуги, а для того, чтобы быть конкурентоспособным в этих условиях, необходимо иметь доступ к новым знаниям, технологиям и умениям.
Конкурентоспособность экономики все больше зависит от раскрытия потенциала регионов, создания так называемых «регионов знаний» и формирования в них инновационных систем, так как центральные территории уже достаточно развиты и постепенно исчерпывают потенциал для развития. Создание инновационных систем, в свою очередь, не может обходиться без научной базы и сильной системы подготовки квалифицированных кадров. Поэтому система высшего образования претерпевает изменения для лучшего соответствия потребностям развития [1].
Значение образования для социально-экономического развития региона отмечается большинством стран-членов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). ОЭСР – это международная экономическая организация развитых стран, признающих принципы представительной демократии и свободной рыночной экономики [2]. По словам экс-председателя Комитета политики регионального развития ОЭСР Марка Драбенстотта, регионы представляют собой потенциально перспективные для развития территории, так как обладают дополнительными ресурсами. В конкретных регионах страны можно открывать новые предприятия на инновационной базе, что позволит реализовать новые возможности для выхода на мировой рынок с инновационной продукцией [3].
Территориально-воспроизводственный подход позволяет комплексно развивать регионы, давая возможность по-новому управлять производством и увеличивая благосостояние населения. На регион действуют те же тенденции, экономические, социальные и природные факторы, что и на национальную экономику, так как им присуще социально-экономическое единство. Региональная экономика должна базироваться на использовании следующих основных принципов: учета потребностей населения территории, состояния территориального рынка сбыта; создания условий для максимального приспособления структуры экономики региона к внутренним и внешним факторам развития страны; активной реализации региональных интересов.
Взаимные приобретения
Современные модели развития партнерства между вузами и бизнесом заключаются в установлении отношений экономического характера с учетом интересов обеих сторон. Высшие учебные заведения имеют возможность стать важнейшими источниками экономического развития регионов, предоставляя разработки для наукоемких производств, развивая интеллектуальный потенциал учащихся, разрабатывая новые формы предпринимательства, а также развивая культурную сферу, предлагая свои инициативы большой аудитории.
В подобной интеграции в региональную жизнь вузы видят для себя ряд основных преимуществ, как, например, то, что локализация бизнеса и институтов высшего образования на одной территории стимулирует взаимодействие между ними и приводит к повышению интереса бизнеса к деятельности вузов, включая как образовательные практики, так и научные исследования и разработки, растет число студентов, объем исследований, тренингов, объем консультационных услуг. Процветающий регион создает условия, необходимые для развития высшего образования, которое, развиваясь, в свою очередь вносит вклад в укрепление человеческого капитала через обучение студентов и повышение качества рынка труда.
Востребованность услуг вуза определяется своевременным реагированием на изменения макро- и микросреды, способностью учитывать экономическую конъюнктуру региона. Вуз должен выпускать высококвалифицированных специалистов необходимых направлений подготовки для данного региона, имеющих возможность устроиться на профильное предприятие (или в сферу деятельности); иметь базу для проведения НИОКР с целью последующего включения инновационных разработок в производство товаров и услуг; участвовать (если возможно) в кластерной системе региона. Кластерная система на примере любого сектора промышленности предполагает активное сотрудничество вуза с производственными предприятиями региона в целях подготовки специалистов для отрасли. Формирование и развитие региональных кластеров оценивается как важное конкурентное преимущество современной экономики, обеспечивающее реальный синергетический эффект, как основа регионализма в глобальной экономике.
Формулировка миссии вуза может помочь определить стратегические ориентиры развития образовательного учреждения в регионе и выявить направления реализации образовательных функций. Миссия представляет собой комплекс ключевых стратегических целей и отличительных особенностей вуза [4]. Обычно миссией вуза является создание условий для получения выпускниками перспективной профессии и навыков, позволяющих им успешно адаптироваться к требованиям постоянно меняющейся окружающей среды. В качестве примера можно привести следующие функции вуза, направленные на реализацию его миссии (табл. 1).
Таблица 1
Функции вуза, направленные на реализацию его миссии
Функция
|
Реализация
|
Производить новые знания
|
Разработка уникальных образовательных программ, отвечающих новейшим запросам социально-экономического развития, развитие научно-исследовательской деятельности и использование потенциала новых технологий
|
Снабжать общество достоверными знаниями
|
Иметь достаточную практическую составляющую учебных программ в сочетании с передачей фундаментальных знаний; иметь достаточное количество высококвалифицированных педагогов, по возможности с опытом работы в исследуемой сфере, привлекать практиков для чтения лекций по наиболее актуальным темам
|
Удовлетворять запросы рынка труда
|
Своевременный учет конъюнктурных изменений на рынке труда в качестве и количестве специалистов
|
Обеспечивать конкурентоспособность национальной экономики
|
Активное участие в инновационных разработках, развитие научной базы, участие в развитии кластерной системы в регионе, развитие человеческих ресурсов
|
Подготовка перспективных кадров для модернизации экономики
|
Развитие сотрудничество с бизнес-сектором для выявления наиболее талантливых студентов с последующим трудоустройством; участие в развитии кластерной системы в регионе
|
Вуз как источник прогресса
Формирующаяся в широком смысле социальная функция современных вузов, направлена на удовлетворение потребностей населения в услугах высшего образования, укрепление взаимосвязи высшего образования с рынком труда, создание условий для развития связей с местным сообществом. Помимо снабжения высококвалифицированными кадрами можно перечислить еще несколько функций вуза по развитию региона [5]:
- формирование разнообразного и гибкого предложения, учитывающего широкие потребности учащихся, работодателей, местных или региональных сообществ и общества в целом, cразнообразными возможностями для использования имеющихся ресурсов;
- увеличение объема предоставляемых образовательных услуг;
- расширение возможностей получения высшего образования (доступности) для социально уязвимых и ранее по каким-либо причинам не представленных в данном секторе услуг слоев населения;
- поддержание показателей вовлеченности и охвата населения высшим образованием;
- предоставление работникам профильных предприятий возможности обучения на протяжении всей жизни;
- внесение вклада в развитие интеллектуалоемких видов работ, чтобы обеспечить трудоустройство выпускникам, не переезжая в другое место [6].
К расширению сотрудничества
Однако существуют и барьеры, препятствующие интеграции вузов в развитие регионов. На ранних стадиях сотрудничества государства и вуза на уровне региона инициатива, как правило, идет снизу вверх и поддерживается слабо. Ранняя стадия характеризуется множеством мелкомасштабных проектов, держащихся на личной инициативе отдельных людей. Более активное вовлечение ограничено политикой властей, неадекватным финансированием, ограничением на самостоятельность университетов. К тому же традиционные академические ценности не способствуют необходимому развитию региона, так как не учитывают его потребностей. Для успешного содействия сферы высшего образования развитию регионов необходимо находить баланс между жестким контролем образовательной компоненты и необходимостью включать достаточное количество дисциплин регионального контента, иначе вузам будет трудно интегрироваться в развитие региона.
Эти барьеры должны постепенно преодолеваться. Известно два главных способа развития вузов: повышение роли высшего образования в национальных инновационных системах и содействие участию вуза в кластерной системе. С одной стороны, государство всегда было заинтересовано в развитии высоких технологий, с другой – механизм поддержки социального предпринимательства и инноваций для изолированных групп людей в сельской местности и маленьких городах ограничен. Вместе с тем опыт развитых стран показывает, как государство, финансируя науку в вузе, может содействовать развитию региона. В этих странах были предприняты шаги для определения и поддержки региональных центров инноваций. Малый и средний бизнес с трудом может работать с крупным вузом или участвовать в его исследовательских программах. Создание специальных точек доступа может облегчить этот процесс.
На примере России можно привести следующие проекты и мероприятия, проводимые на государственном уровне с целью устранения существующих недостатков системы высшего образования в регионах, повышения качества образовательных услуг, усиления сотрудничества вузов и представителей бизнеса:
- федеральный инфраструктурный проект по созданию новых университетов «Федеральные университеты» реализуется для развития системы высшего профессионального образования на основе оптимизации региональных образовательных структур и укрепления связей образовательных учреждений высшего образования с экономикой и социальной сферой федеральных округов;
- инфраструктурный федеральный проект «Развитие кооперации российских вузов и производственных предприятий» – с целью оказания государственной поддержки и развития кооперации российских высших учебных заведений и производственных предприятий, научной и образовательной деятельности в российских вузах;
- федеральный инфраструктурный проект «Национальные исследовательские университеты» – с целью модернизации сектора науки и образования и развития новой институциональной формы организации научной и образовательной деятельности.
Вывод
Успешная реализация этих мер поможет усовершенствовать систему образования, выпускающую конкурентоспособных специалистов, что будет способствовать повышению престижа российского образования в международном образовательном поле, экономическому росту и сбалансированному развитию региона путем создания системы заинтересованных друг в друге участников: представителей бизнеса, государства и образовательных структур.
Источники:
2. The Organisation for Economic Co-operation and Development (OECD)// http://www.oecd.org/about/.
3. Drabenstottё M. Why regions matter – developing regional economic growth // http://www.oecd.org/regional/regionalpolicy/.
4. Higher Education and Regions: Globally Competitive, Locally Engaged. Executive Summary. OECD, 2007 // http://www.oecd.org/edu/imhe/39378517.pdf.
5. Миссия образовательного учреждения. Университетское управление, 2008, № 4 [Электронный ресурс] // http://ecsocman.hse.ru/data/2010/05/18/1214035258/2008-4-3. pdf.
6. Lifelong Learning: the contribution of education systems in the Member States of the European Union. Results of the EURYDICE Survey. Brussels: EURYDICE, 2000.
7. Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации [Электронный ресурс] // http://минобрнауки.рф/%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%8B.
Страница обновлена: 25.10.2024 в 14:50:44