Инновационные преобразования в организациях через реализацию творческого потенциала населения

Устинова К.А.1
1 Вологодский научный центр Российской академии наук

Статья в журнале

Лидерство и менеджмент
Том 8, Номер 2 (Апрель-июнь 2021)

Цитировать:
Устинова К.А. Инновационные преобразования в организациях через реализацию творческого потенциала населения // Лидерство и менеджмент. – 2021. – Том 8. – № 2. – С. 213-228. – doi: 10.18334/lim.8.2.112092.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=46160084

Аннотация:
В исследовании показана роль квалификации, образования, творческого потенциала работников в контексте обеспечения инновационного развития территории. Обращено внимание на то, что важной задачей является привлечение работников, обладающих интеллектуальным ресурсом, творческим мышлением и потенциалом. Цель исследования заключалась в анализе влияния готовности населения к совершенствованию себя в профессиональном и творческом направлении на накопление потенциала и его реализацию в деятельности. Реализация цели предполагала решение следующих задач: исследование отношения к творчеству среди работающего населения, определение намерений работающего населения в зависимости от отношения к творчеству, анализ вовлеченности работающего населения в творческую деятельность, определение накопленного потенциала и уровня его реализации в зависимости от готовности / неготовности заниматься творческим трудом, организовывать собственное дело, осваивать новые знания. Информационную базу исследования составили данные мониторинга качества трудового потенциала населения Вологодской области, проведенного Вологодским научным центром РАН (ФГБУН ВолНЦ РАН) в 2020 г. Результаты исследования свидетельствуют о преобладании среди работающего населения положительного отношения к творчеству и о том, что оно разделяет позицию, в соответствии с которой при наличии творческих способностей необходимо реализовывать потенциал в полной мере. Сделан вывод о том, что качество потенциала было выше в том случае, когда население проявляло готовность и реализовывало себя в отдельных направлениях (при организации семейного бизнеса, при профессиональном развитии и др.). Показано, что наибольшее различие между группами достигалось по когнитивному и творческому потенциалу вне зависимости от того, рассматривалось ли профессиональное развитие, организация собственного дела или склонность к творческому труду.

Ключевые слова: работающее население, потенциал, реализация потенциала, творческая деятельность

Финансирование:
Статья выполнена в рамках госзадания №0168-2019-0006 на тему «Обеспечение социально-экономического развития региона на основе активизации предпринимательской деятельности на локальной территории»

JEL-классификация: L26, O15, M21



Введение

С середины XX века возрастает роль образовательного, квалификационного, творческого аспектов в производстве. Человек признается инновационным активом [11, 19] (Vrakking, 1990; Gupta, Singhal, 1993), а развитие его потенциала становится важной задачей организации, от эффективности решения которой зависят возможности для преобразований [3] (Ustinova, Aleksandrova, 2016). Отставание российской экономики от экономики европейских стран связывается с невысокими творческими проявлениями населения, с низкой мотивацией к творческому труду [16] (Tether et al., 2005). Последнее, например у [7] (Dessler, 2003), может сопровождаться сокращением штата сотрудников и проблемами с их привлечением.

Учитывая обозначенные выше актуальные аспекты, цель исследования заключается в анализе влияния готовности населения к совершенствованию себя в профессиональном и творческом направлении на накопление потенциала и его реализацию в деятельности. Реализация цели предполагала решение следующих задач: исследование отношения к творчеству среди работающего населения, определение намерений работающего населения в зависимости от отношения к творчеству, анализ вовлеченности работающего населения в творческую деятельность, определение накопленного потенциала и уровня его реализации в зависимости от готовности/неготовности заниматься творческим трудом, организовывать собственное дело, осваивать новые знания.

Теоретические аспекты исследования

Со второй половины ХХ века в центре исследований – инновационные процессы, признание значимости инноваций [6, 13] (Bessant, Tidd; 2007; Knight, 1967), их «генерации» и использования [14] (Meissner, Kotsemir, 2016). Это связано с наличием спроса, который не может быть удовлетворен за счет существующих товаров и услуг [17, 18] (Usher 1954, Usher 1955).

Создание и распространение инноваций зависит от эффективности организаций, осуществляющих инновации, и от проявленности населения в инновационном плане. Первое обусловлено существованием подразделений, которые занимаются НИОКР, применяют патенты для защиты своих прав (Baldwin, Rafiquzzaman, Chandler, 1994). Наряду с этим учитывается отраслевая принадлежность и тип инновационной стратегии организации. Например, в большей степени на развитии инновационного потенциала акцентируется внимание в обрабатывающей промышленности. Различия между более-менее успешными организациями проявляются в том, насколько предприятия вовлечены в программы по обучению и поддержке НИОКР [12].

Второе связано со спросом на кадры, с их квалификацией и с другими аспектами [2]. Это говорит о значимости саморазвития и творческих проявлений населения при реализации инновационных идей на практике. Последние граничат с изменением социальной реальности через проявление человеческого потенциала [1] (Afanaseva, 1999). Личные качества и мотивационные аспекты рассматриваются как ключевые для проявления личности в творческом направлении [5, 10, 15] (Amabile, 2000; Eisenberger, Shanock, 2003, Rubinstein, 2003). К числу таких качеств отнесены направленность на новое и открытость ему, системность мышления, принятие себя и окружающих и др.

Прослеживается взаимосвязь между творчеством и максимальной реализацией личностного потенциала населения. Наряду с этим отмечается связь и с мотивацией, ее сочетание со знаниями, способностями и умениями [8–10] (Eisenberger, Haskins, Gambleton, 1999; Eisenberger, Rhoades, 2001; Eisenberger, Shanock, 2003).

Подчеркнем, что в рамках данного исследования внимание будет в первую очередь сосредоточено на анализе влияния готовности населения к совершенствованию себя в профессиональном и творческом направлении на накопление потенциала и его реализацию в деятельности.

Характеристика информационной базы исследования

Информационную базу исследования составили данные очередного этапа мониторинга качества трудового потенциала населения Вологодской области, проведенного Вологодским научным центром РАН (ФГБУН ВолНЦ РАН) в 2020 г. Выборка – квотная с пропорциональным размещением единиц наблюдения, ее объем составляет 1500 чел. трудоспособного возраста в Вологде и Череповце и восьми районах области. Репрезентативность выборки обеспечена соблюдением пропорций между городским и сельским населением, между жителями населенных пунктов различных типов (сельские населенные пункты, малые и средние города), половозрастной структуры взрослого населения области, а также пропорций между занятым, безработным (зарегистрированы на бирже труда) и экономически неактивным населением (студенты, учащиеся, домохозяйки и другие неработающие). Величина случайной ошибки выборки – 3–4% при доверительном интервале 4–5%. Метод опроса – анкетирование по месту жительства респондентов. Обработка анкет проведена в программе SPSS (Statistical Package for the Social Sciences) [4] (Ustinova, Chekmareva, 2016).

Результаты исследования

Основываясь на данных мониторинга качества трудового потенциала населения Вологодской области за 2020 г., был проведен анализ того, как работающее население относится к творчеству и нововведениям, каковы намерения и готовность населения совершенствовать себя в направлении творческой трудовой активности, освоения новых знаний и профессионального развития, а также каким образом это отражается на накоплении трудового потенциала и его реализации в деятельности.

Почти в 80% случаев население не разделяет позицию о том, что творческие люди вызывают недоверие у окружающих, мешают другим нормально жить и трудиться. Кроме того, более чем в 60% случаев население выражало положительное отношение к творчеству и считало, что при наличии творческих способностей их необходимо реализовывать. Реже распространена позиция о радости в жизни, связанной с творчеством (табл. 1).

Таблица 1

Отношение к творчеству среди работающего населения,

% от числа опрошенных, распределение по столбцу

Вариант ответа
2020
Совершенно согласен и согласен
Не согласен, совершенно не согласен
Творчество украшает жизнь человека, делает его счастливее
66,8
33,2
Творческий человек ограничивает свою жизнь, многое теряет
21,0
79,0
Изобретатель, творческий человек вызывает недоверие окружающих
20,3
79,7
Если есть творческие способности, надо их реализовать полностью
65,0
35,0
Иметь придуманные тобой произведения, машины и т.д. приятнее, чем не иметь
51,1
48,9
Если бы жизнь начать с начала, я бы непременно увлекся(лась) изобретательством, сочинительством
28,2
71,8
В жизни есть много более приятного, чем ломать голову над всякими проблемами
28,9
71,1
Человек, который вечно носится со своими идеями, мешает другим нормально жить и трудиться
19,2
80,8
Придумывать что-нибудь новое – это хоть какая-то радость и утешение в нашей .будничной жизни
44,2
55,8
Уже понапридумывали всего достаточно, нужно работать, дело делать
25,5
74,5
Источник: данные мониторинга качества трудового потенциала населения Вологодской области, 2020 г.

Три четверти работающих, у которых есть намерение заняться творческим трудом, открыть свой бизнес или продвинуться по службе, выражают положительную позицию в отношении не только наличия творческих способностей, но и их использования. Примерно такое же количество планирующих стать высококлассными специалистами и продвинуться по службе разделяют точку зрения о творчестве как способе сделать жизнь счастливее. Таких еще больше среди занимающихся творческим трудом.

В то же время только каждый третий с положительными намерениями по обозначенным направлениям связывает творчество с ограничениями в жизни, с распространением недоверия среди окружающих, со склонностью к другим направлениям, позволяющим жить проще и интереснее (табл. 2).

Таблица 2

Намерения работающего населения в зависимости от отношения

к творчеству, % от числа опрошенных, распределение по столбцу

Вариант ответа
Намерения
Заняться (продолжать заниматься) творческим трудом
(писать книги, изобретать и т.д.)
Заняться предпринимательской деятельностью, открыть
свое дело, стать фермером и т.д.
Стать высококлассным специалистом, с которым
считаются мои коллеги
Продвинуться по службе, сделать карьеру
Творчество украшает жизнь человека, делает его счастливее
82,4
68,3
73,5
71,8
Творческий человек ограничивает свою жизнь, многое теряет
31,6
28,8
23,2
23,9
Изобретатель, творческий человек вызывает недоверие окружающих
26,2
22,9
20,9
21,6
Если есть творческие способности, надо их реализовать полностью
74,9
72,7
78,6
75,8
Иметь придуманные тобой произведения, машины и т.д. приятнее, чем не иметь
65,2
58,5
65,3
62,1
Если бы жизнь начать с начала, я бы непременно увлекся(лась) изобретательством, сочинительством
51,9
33,2
41,3
37,9
В жизни есть много более приятного, чем ломать голову над всякими проблемами
33,7
28,3
28,9
28,9
Человек, который вечно носится со своими идеями, мешает другим нормально жить и трудиться
26,7
23,4
17,6
17,4
Придумывать что-нибудь новое – это хоть какая-то радость и утешение в нашей, будничной жизни
55,1
46,3
54,7
50,5
Уже понапридумывали всего достаточно, нужно работать, дело делать
28,9
32,7
28,2
29,5
* По каждому столбцу выбраны те варианты ответа, где «входит в планы».

Источник: данные мониторинга качества трудового потенциала населения Вологодской области, 2020 г.

Те, кто не только выражает готовность к творчеству, но и проявляет себя в нем, более чем в 80% случаев склонны к полной реализации творческих способностей. Они чаще по сравнению лишь с имеющими намерения испытывают радость от создания чего-то нового (69% и 50% против 55% и 46% – в случае наличия намерений заняться творчеством и открыть свое дело; табл. 3).

Таблица 3

Готовность работающего населения в зависимости от отношения

к творчеству, % от числа опрошенных, распределение по столбцу

Вариант ответа
Готовность
Заняться творческой трудовой активностью на рабочем месте
(выступать с рационализаторскими предложениями, участвовать в создании чего-то нового и т.д.)
Организовать собственное дело, семейный бизнес
Стать высококлассным специалистом
Осваивать новые знания и навыки, личностно и профессионально развиваться
Творчество украшает жизнь человека, делает
его счастливее
78,4
61,8
75,9
78,5
Творческий человек ограничивает свою жизнь, многое теряет
37,8
35,5
27,7
27,7
Изобретатель, творческий человек вызывает
недоверие окружающих
36,5
28,9
26,5
22,1
Если есть творческие способности, надо их реализовать полностью
86,5
81,6
80,7
78,5
Иметь придуманные тобой произведения, машины и т.д. приятнее, чем не иметь
75,7
57,9
62,7
63,1
Если бы жизнь начать с начала, я бы непременно увлекся(лась) изобретательством, сочинительством
50,0
40,8
38,0
37,4
В жизни есть много более приятного, чем
ломать голову над всякими проблемами
32,4
30,3
28,9
24,6
Человек, который вечно носится со своими идеями, мешает другим нормально жить и трудиться
29,7
23,7
17,5
17,9
Придумывать что-нибудь новое – это хоть
какая-то радость и утешение в нашей будничной жизни
68,9
50,0
54,8
59,5
Уже понапридумывали всего достаточно, нужно работать, дело делать
35,1
32,9
28,9
28,7
* По каждому столбцу выбраны те варианты ответа, где «готов и уже реализую».

Источник: данные мониторинга качества трудового потенциала населения Вологодской области, 2020 г.

Если рассматривать тех, кто уже занимается творческой деятельностью (и тех, кто это делает по внешнему запросу от начальства, и по «внутреннему зову»), то более чем в 80% случаев они разделяют позицию о творчестве как о способе сделать жизнь счастливее. Такая позиция распространена реже среди действующих «по-старому», никогда ничего не предпринимающих в инновационном направлении (табл. 4).

Таблица 4

Вовлеченность работающего населения в творческую (рационализаторскую, изобретательскую) деятельность в зависимости от отношения

к творчеству, % от числа опрошенных, распределение по столбцу

Вариант ответа
Занятие творческой (рационализаторской, изобретательской) деятельностью
Постоянно что-нибудь изобретаю, пишу, сочиняю и т.д, – это стиль моей жизни
Придумываю, изобретаю и т.д., когда передо мной возникает практическая необходимость
что-нибудь сделать, а как – неизвестно, нет готовых решений
Придумываю, изобретаю, сочиняю и т.д., когда получаю соответствующее задание от
начальства
Никогда ничего не предпринимаю, делаю то, чему меня научили раньше, или что подсказывают другие, о чем могу прочитать в книгах, справочниках и т.д.
Творчество украшает жизнь человека, делает его счастливее
80,0
80,4
67,4
59,7
Творческий человек ограничивает свою жизнь, многое теряет
29,1
23,2
24,9
17,6
Изобретатель, творческий человек вызывает недоверие окружающих
21,8
24,6
22,0
17,6
Если есть творческие способности, надо их реализовать полностью
85,5
83,9
64,5
55,8
Иметь придуманные тобой произведения, машины и т.д. приятнее, чем не иметь
74,5
72,8
57,1
37,9
Если бы жизнь начать с начала, я бы непременно увлекся(лась) изобретательством, сочинительством
69,1
39,3
30,4
18,7
В жизни есть много более приятного, чем ломать голову над всякими проблемами
32,7
29,5
31,9
26,8
Человек, который вечно носится со своими идеями, мешает другим нормально жить и трудиться
21,8
20,5
23,8
16,2
Придумывать что-нибудь новое – это хоть какая-то радость и утешение в нашей будничной жизни
67,3
67,0
40,7
34,5
Уже понапридумывали всего достаточно, нужно работать, дело делать
27,3
27,2
29,3
23,1
Источник: данные мониторинга качества трудового потенциала населения Вологодской области, 2020 г.

Среди занимающихся творческой деятельностью на постоянной основе более чем в 80% случаев распространена позиция о реализации творческих способностей при обладании ими, три четверти считают, что наличие результатов творчества лучше, чем их отсутствие, почти 70% придерживаются мнения, что участие в творческом процессе позволяет получить радость и утешение в жизни (табл. 4).

Еще одним фактором, влияющим на воспроизводство потенциала, стали характеристики рабочих мест, предполагающих творческий характер труда или его отсутствие (творческие/нетворческие работники). В работе показано, что те, кто был занят на рабочих местах, предполагающих творческий подход к делу, чаще по сравнению с противоположной группой населения проявляли готовность к саморазвитию, к творческой трудовой активности, к освоению новых ценностей и образцов поведения.

В работе показано, что те, кто был занят на рабочих местах, предполагающих творческий подход к делу, демонстрировали более высокий уровень производительности труда по сравнению с остальными, схожая ситуация наблюдалась и в отношении заработной платы. Последняя достигала наибольших размеров в тех случаях, когда для работников были важны нематериальные стимулы (успех, признание, профессиональная самореализация и др.). По этим пунктам производительность труда творческих работников составляла 8,9 балла, у нетворческих – 8,2–8,3 балла.

Так же как и в случае с производительностью труда, наибольшая заработная плата достигалась тогда, когда речь шла о работниках творческих профессий, отмечающих важность возможности профессиональной самореализации, творческого подхода, демократического стиля управления.

Готовность или неготовность проявлять себя в творческом плане при организации бизнеса, освоении новых знаний оказывает влияние как на накопление потенциала, так и на его реализацию. Во всех выделенных группах интегральный показатель качества трудового потенциала (потребность в достижении) был выше тогда, когда население проявляло готовность и реализовывало себя в отдельных направлениях (при организации семейного бизнеса, при профессиональном развитии и др.).

Таблица 5

Качество трудового потенциала и уровень его реализации в зависимости от готовности/неготовности заниматься творческим трудом, организовывать

собственное дело, осваивать новые знания, ед.

Вариант ответа
Заняться творческой трудовой активностью на рабочем месте
(выступать с рационализаторскими предложениями, участвовать в создании чего-то нового и т.д.)
Организовать собственное дело, семейный бизнес
Стать высококлассным специалистом
Осваивать новые знания и навыки, личностно и профессионально развиваться
Готов и уже реализую
Не готов
Готов и уже реализую
Не готов
Готов и уже реализую
Не готов
Готов и уже реализую
Не готов
Индексы качества трудового потенциала
физическое здоровье
0,7117
0,6961
0,7227
0,6944
0,7405
0,6749
0,7471
0,6696
психическое здоровье
0,8037
0,7880
0,7957
0,7932
0,8252
0,7755
0,8080
0,7777
когнитивный потенциал
0,6235
0,5757
0,6144
0,5864
0,6486
0,5525
0,6376
0,5409
творческий потенциал
0,6901
0,5097
0,6136
0,5469
0,6325
0,4935
0,6312
0,4808
коммуникабельность
0,7354
0,7206
0,7508
0,7308
0,7771
0,7081
0,7639
0,7064
культурный уровень
0,7625
0,6402
0,7417
0,6475
0,7751
0,6396
0,7400
0,6351
нравственный уровень
0,8156
0,7668
0,8118
0,7712
0,8266
0,7603
0,8081
0,7539
потребность в достижении
0,8039
0,5608
0,7783
0,5706
0,7734
0,4988
0,7612
0,4809
Индексы уровня реализации качества трудового потенциала
физическое здоровье
0,9122
0,8396
0,8914
0,8450
0,8976
0,8485
0,8821
0,8378
психическое здоровье
0,8615
0,8169
0,8520
0,8124
0,8735
0,7977
0,8538
0,7829
когнитивный потенциал
0,8649
0,7466
0,8567
0,7592
0,8796
0,6940
0,8601
0,6679
творческий потенциал
0,8074
0,6636
0,7796
0,6848
0,8298
0,6473
0,7936
0,6244
коммуникабельность
0,8699
0,8124
0,8553
0,8203
0,8780
0,7698
0,8538
0,7756
культурный уровень
0,8288
0,7821
0,8167
0,7901
0,8561
0,7459
0,8251
0,7415
нравственный уровень
0,8649
0,7835
0,8289
0,7876
0,8690
0,7417
0,8410
0,7366
потребность в достижении
0,7905
0,6937
0,7632
0,6973
0,8193
0,6784
0,7910
0,6415
Источник: данные мониторинга качества трудового потенциала населения Вологодской области, 2020 г.

Наибольшая разница в накопленном потенциале была отмечена между группами населения, у которого есть или отсутствует склонность к профессиональному развитию – 0,280 ед., а также к тому, чтобы стать высококлассным специалистом (0,2746 ед.; табл. 5).

Если говорить про уровень реализации отдельных составляющих накопленного потенциала, то наибольшее различие между группами достигалось по таким компонентам, как когнитивный и творческий потенциал, вне зависимости от того, шла ли речь о профессиональном развитии или организации собственного дела, или склонности к творческому труду. В тех случаях, когда существовала готовность к проявлению себя по обозначенным направлениям, значения индексов реализации когнитивного и творческого потенциала были выше, чем тогда, когда эта готовность отсутствовала.

Анализ отдельных составляющих потенциала и уровня их реализации в зависимости от вовлеченности в творчество на постоянной основе или, напротив, отсутствия творчества в жизни и преобладания рутины свидетельствует, что наибольшие различия между двумя группами (практически вдвое) достигались по творческому потенциалу, в то время как прирост по другим компонентам потенциала был значительно меньше. Эти результаты подтверждают тезис в отношении того, что характер труда (в частности, творческий) оказывает влияние на формирование близкого по своей сути творческого потенциала (табл. 6).

Таблица 6

Качество трудового потенциала и уровень его реализации в зависимости от степени вовлеченности в творческую деятельность, ед.

Вариант ответа
Постоянно что-нибудь изобретаю, пишу, сочиняю – это стиль моей жизни
Придумываю, изобретаю, когда передо мной возникает практическая необходимость
Придумываю, изобретаю, сочиняю, когда получаю соответствующее задание от начальства
Никогда ничего не предпринимаю, делаю то, чему меня научили раньше, или что подсказывают другие
Индексы качества трудового потенциала
физическое здоровье
0,7019
0,7090
0,7212
0,7078
психическое здоровье
0,7911
0,7963
0,8366
0,7796
когнитивный потенциал
0,6646
0,6307
0,6149
0,5688
творческий потенциал
0,8693
0,7302
0,5821
0,4482
коммуникабельность
0,7689
0,7775
0,7351
0,7111
культурный уровень
0,6743
0,6968
0,7213
0,6530
нравственный уровень
0,8036
0,7844
0,7923
0,7874
потребность в достижении
0,7375
0,6939
0,6793
0,5804
Индексы уровня реализации качества трудового потенциала
физическое здоровье
0,8409
0,8817
0,8782
0,8425
психическое здоровье
0,8409
0,8594
0,8571
0,8209
когнитивный потенциал
0,8682
0,8330
0,8388
0,7527
творческий потенциал
0,8136
0,7746
0,7857
0,6785
коммуникабельность
0,8227
0,8371
0,8493
0,8221
культурный уровень
0,8045
0,8201
0,8416
0,7961
нравственный уровень
0,8273
0,8359
0,8416
0,7970
потребность в достижении
0,7455
0,7533
0,8022
0,7052
Источник: данные мониторинга качества трудового потенциала населения Вологодской области, 2020 г.

Однако если рассматривать по уровню реализации творческого потенциала различие между группами населения, постоянно изобретающими или никогда ничего не делающими в данном направлении, то оно меньше, чем тогда, когда у этих групп рассматривается накопление творческого потенциала. Это может быть свидетельством того, что при оценке уровня реализации потенциала должны учитываться наряду со способностями и накопленным потенциалом еще и другие факторы.

Заключение

Если делать выводы по результатам проведенного анализа, то следует отметить, что у работающего населения преобладает (более чем в 60% случаев) положительное отношение к творческой деятельности, а ее результаты связываются с тем, что приносит радость в жизни, особо подчеркивается, что при наличии творческих способностей их нужно реализовывать в полной мере (три четверти работающих, у которых есть намерение заняться творческим трудом, выражают подобную позицию). В то время как практически не разделяется точка зрения о том, что творческие люди вызывают недоверие у окружающих или связывают творчество с ограничениями в жизни.

В работе показано, что положительное отношение к творчеству и наличие намерений проявить себя в данном направлении благоприятно сказываются на реализации творческих способностей, а те, кто имеют намерения по созданию чего-то нового, чаще склонны к тому, чтобы испытывать радость в жизни. Не только наличие готовности, но и проявление себя в творческом направлении более чем в 80% случаев связывается с полной реализацией творческих способностей.

Отдельное внимание в работе было уделено тому, как готовность или неготовность проявлять себя в творческом плане при организации бизнеса, освоении новых знаний оказывает влияние на накопление потенциала и на его реализацию. В работе делается акцент на том, что во всех выделенных группах интегральный показатель качества трудового потенциала (потребность в достижении) был выше тогда, когда население проявляло готовность и реализовывало себя в отдельных направлениях (при организации семейного бизнеса, при профессиональном развитии и др.).

Анализ уровня реализации отдельных составляющих накопленного потенциала показал, то наибольшее различие между группами достигалось по когнитивному и творческому потенциалу вне зависимости от того, рассматривалось ли профессиональное развитие, организация собственного дела или склонность к творческому труду. Анализ отдельных составляющих потенциала и уровня их реализации в зависимости от вовлеченности в творчество на постоянной основе или, напротив, отсутствия творчества в жизни и преобладания рутины свидетельствует, что наибольшие различия между двумя группами (практически вдвое) достигались по творческому потенциалу, в то время как прирост по другим компонентам потенциала был значительно меньше.


Источники:

1. Афанасьева О.В. Творчество личности как социально-духовный феномен. / автореф. дис. … д-ра социол. наук: 22.00.06. - М.: Акад. упр. МВД России, 1999.
2. Навыки для инновационной деятельности. Hse.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.hse.ru/en/monitoring/innpeople/2011eng.
3. Устинова К.А., Александрова Е.А. Инновационная активность населения (на примере мониторинга социально-экономического положения молодежи Вологодской области). Ecfor.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://ecfor.ru/wp-content/uploads/2014/fp/2/10.pdf.
4. Устинова К.А., Чекмарева Е.А. Влияние уровня развития навыков на трудовой потенциал, его реализацию и выбор рабочих мест // Экономика региона. – 2016. – № 3. – c. 726-740. – doi: 10.17059/2016-3-10 .
5. Amabile T.M. Stimulate creativity by fueling passion. / The Blackwell handbook of principles of organizational behavior. - Oxford: Blackwell Publishers, 2000. – 31-341 p.
6. Bessant J., Tidd J. Innovation and entrepreneurship. - Chichester: John Wiley, 2007.
7. Dessler G. Human Resource Management. 9th ed. Upper Saddle River. - New Jersey: Prentice Hall, 2003.
8. Eisenberger R., Haskins F., Gambleton P. Promised reward and creativity: effects of prior experience // Journal of Experimental Social Psychology. – 1999. – № 35. – p. 308-325.
9. Eisenberger R., Rhoades L. Incremental effects of reward on creativity // Journal of Personality and Social Psychology. – 2001. – № 81(4). – p. 728-741. – doi: 10.1037/0022-3514.81.4.728.
10. Eisenberger R., Shanock L. Rewards, intrinsic motivation, and creativity: a case study of conceptual and methodological isolation // Creativity Research Journal. – 2003. – № 15(2-3). – p. 121-130.
11. Gupta A.K., Singhal A. Managing Human Resources for Innovation and Creativity // Resource Technology Managemen. – 1993. – p. 41-48. – doi: 10.1080/08 956308.1993.11670902.
12. John R.Baldwin Innovation, Training and Success. Statcan.gc.ca. [Электронный ресурс]. URL: https://www.150.statcan.gc.ca/n1/en/pub/11f0019m/11f0019m1999137-eng.pdf?st=hyiq1fDU.
13. Knight K. A descriptive model of the intra-firm innovation process // Journal of Business. – 1967. – № 40(4). – p. 478-496. – doi: 10.1086/295013.
14. Meissner D., Kotsemir M. Conceptualizing the innovation process towards the ‘active innovation paradigm’– trends and outlook // Journal of Innovation and Entrepreneurship. – 2016. – № 5(14). – doi: 10.1186/s13731-016-0042-z.
15. Rubinstein G. Authoritarism and its relation to creativity: a comparative study among students of design, behavioral sciences and law // Personality and Individual Differences. – 2003. – № 34. – p. 695-706. – doi: 10.1016/S0191-8869(02)00055-7.
16. Tether B., Mina A., Consoli D., Gagliardi D. A literature review on skills and innovation. How does successful innovation impact on the demand for skills and how do skills drive innovation? CRIC report for the Department of trade and Industry. - 2005
17. Usher A.P. A history of mechanical inventions. - New York: McGraw Hill, 1954.
18. Usher A.P. Technical change and capital formation, in national bureau of economic research, capital formation and economic growth. - Princeton: Princeton University Press, 1955. – 523-550 p.
19. Vrakking W.J. The Innovative Organization // Long Range Planning. – 1990. – № 2. – p. 94-102. – doi: 10.1016/0024-6301(90)90204-H.

Страница обновлена: 20.06.2021 в 14:27:41