Improving the employees' competencies: a necessary condition and stage of the company's digital transformation

Karandasheva A.V.1
1 Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Russia

Journal paper

High-tech Enterprises Economy (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 3, Number 1 (January-March 2022)

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=49192565
Cited: 2 by 07.12.2023

Abstract:
The current topic of the importance of employee competencies, their experience and skills in the context of digital transformation is considered. The issues of employees' readiness for new working conditions and their susceptibility to changes in the organization are analyzed. The problems of the unwillingness of the organization's management to increase the number of ongoing activities for retraining its personnel are indicated. This includes an overview of various platforms and training programs in the Russian Federation, taking into account the implementation of various national projects.

Keywords: digital transformation, human resources, digital competencies, competence model, digital transformation team

JEL-classification: O15



Каждая организация к настоящему времени находится где-то на пути цифровой трансформации. Осознаем мы это или нет, но цифра вошла в нашу жизнь и стала неотъемлемым атрибутом нашего комфортного существования. Покупка продуктов, просмотр телевидения, общение, обучение, работа и прочие всем привычные ежедневные процессы переходят на новый уровень, трансформируются и совершенствуются.

Но за появлением новых цифровых процессов стоят не машины и роботы, не искусственный интеллект, а мы с вами – люди. Одни находятся на стороне организаций – разработчиков и поставщиков новых продуктов, другие – их потребители. Только благодаря совокупности значимого результата, выгоды и необходимой потребности появляются новые цифровые продукты. При появлении одного появляется второй, третий, возрастает конкуренция и борьба на рынке за интерес потребителя. Подобная гонка заставляет организации постоянно создавать и совершенствовать свою продукцию и услуги, бороться за потребителя не только различными акциями и снижением цен, а переходить на новый уровень взаимодействия, становиться более клиентоцентричными и быть готовыми к перестраиванию своих бизнес-процессов с учетом новейших IT-трендов и создавать цифровые экосистемы, а значит, вставать на путь цифровой трансформации и развивать цифровые компетенции.

На сегодняшний день предприниматели активно переводят свой бизнес в цифровой формат. Заметно увеличивается доля компаний, развивающих свои сайты, использующих онлайн-каналы продвижения бизнеса и готовых полностью заменить личное общение цифровым. Однако на фоне развития цифровизации бизнеса «человеческий капитал» остается менее развиваемым. Финансовые проблемы в пандемию привели к отказу организаций от обучения сотрудников цифровым технологиям – так, доля компаний, не проводящих такое обучение, за год увеличилась с 57 % до 75 %. Каждый второй руководитель (45 %) уверен, что ему самому и его сотрудникам достаточно имеющихся знаний для успешного использования цифровых инструментов [1].

Цифровая трансформация организации затрагивает разные аспекты и стороны. Цель цифровой трансформации – создать обновленную бизнес-модель организации, способную эффективно работать и устойчиво развиваться в условиях современной цифровой экономики для обеспечения конкурентоспособности на рынке. Российские компании выделяют, прежде всего, цифровизацию бизнес-процессов и управление на основе данных, а также управление клиентским опытом. Эти направления являются базовыми для трансформации и напрямую влияют на основную операционную деятельность организации. Недооцененными остаются направления, которые в долгосрочной перспективе вносят важный вклад в инновационный потенциал и конкурентоспособность компании – развитие человеческого капитала и компетенций (цифровая культура) и создание собственных новых продуктов [2]. Рассмотрим подробнее данные ключевые направления.

Цифровизация бизнес-процессов – одно из основных направлений развития цифровой трансформации в организации. Она подразумевает использование различных цифровых решений для автоматизации и цифровизации всей операционной деятельности организации, избавление от рутинной работы для повышения эффективности и управляемости [3] (Boishtyanu, Yashalova, 2020).

Управление на основе данных подразумевает использование инструментов глубокой аналитики данных за счет интеграции в ключевые бизнес-процессы организации с целью выявления новых резервов для развития, сокращения транзакционных издержек, выстраивания политики взаимодействия с клиентами, а также принятия стратегических решений с целью повышения эффективности операционной деятельности и совершенствования продукции и услуг.

Управление клиентским опытом подразумевает процесс взаимодействия с клиентом, анализ маршрута его интересов к продукции или услуги до и после приобретения или оказания услуг. На основе данных клиентского опыта организации настраивают и перестраивают свои процессы, чтобы стать более ориентированными на наши интересы, и этот процесс непрекращающийся, так как потребности и ожидания постоянно меняются. Но благодаря клиентоориентированности у организаций возрастает количество потребителей, лояльность к предоставляемой продукции или услуге, повышается качество услуг, сокращаются затраты на привлечение клиентов и увеличивается прибыль.

Работа с инновациями позволяет внести вклад в трансформационные процессы организации, чтобы вместе с ней становиться быстрее, лучше и сильнее, повышая эффективность и поиск точек развития бизнеса. Внедрение инноваций требует непрерывной работы по поиску гипотез и возможностей, благодаря которым возникают уникальные решения, позволяющие компаниям стать лидерами своих отраслей. Внедрение инноваций – эксперимент, существующий в условиях высокой неопределенности и требующий гибкости и готовности быстро перестраиваться [4].

Цифровая инфраструктура представляет собой комплекс цифровых технологий и инструментов, которые обеспечивают вычислительные, телекоммуникационные и сетевые мощности. Цифровая инфраструктура предполагает внедрение различных цифровых технологий: Data Science (Big Data), Интернет вещей (IoT), роботизацию процессов (RPA), компьютерное зрение и распознавание, дополненную и виртуальную реальность (AR/VR), биометрию, искусственный интеллект, беспилотные транспортные средства, квантовые вычисления и др. Данное направление является одним из первостепенных в цифровой трансформации и требует не только значительных финансовых вложений, но и наличия определенной системы по ее созданию и компетентного как управленческого состава, так и производственного персонала.

Управление ценностью продуктов и услуг включает выявление и формирование ценностей, которые, с одной стороны, соответствуют стратегии организации, с другой стороны, удовлетворяют потребностям потребителя или обеспечивают выгодой покупателя. Благодаря цифровым формам взаимодействия с клиентом производитель имеет возможность измерить степень удовлетворенности потребителей в режиме реального времени, оперативно получать обратную связь и взаимодействовать с клиентами круглосуточно, что позволяет увеличить скорость обработки запросов покупателей и снизить затраты на управление ценностью продуктов и услуг. Для понимания проблематики определенной части продукта или услуги с точки зрения клиентов создаются «продуктовые команды».

Цифровая культура и развитие компетенций. Важным элементом цифровой трансформации в организации является цифровая культура и компетенции – это система компетенций и ценностей, характеризующих использование цифровых технологий для решения задач в профессиональной деятельности. Выделяют следующие ценности цифровой культуры: знания цифровых технологий; технологическая адаптивность; цифровое мышление; работа с данными; коммуникация; этика; цифровая безопасность.

Высокий уровень цифровых компетенций сотрудников является конкурентным преимуществом бизнеса, так как одной из главных точек роста в области цифровой трансформации бизнеса для российских компаний продолжает оставаться повышение цифровой грамотности сотрудников [1].

Совокупность изменений по всем направлениям и их постоянное совершенствование позволяют достичь полной трансформации [2]. Правильно выстроенная работа по реализации цифровой трансформации организации позволит достичь результатов по нескольким направлениям одновременно. Но эффективность внедрения во многом будет зависеть от согласованности стратегических процессов и компетенций как топ-менеджмента организации, так и обычных сотрудников [3] (Boishtyanu, Yashalova, 2020).

Российские компании осознали важность и преимущества цифровой трансформации, но подходят к данному вопросу системно и осуществляют преобразования в рамках разрабатываемых стратегий. Если стратегия организации выбрана верно и менеджмент непрерывно совершенствуется, то на базе новых цифровых технологий организация быстро прогрессирует, а если же нет – так же быстро деградирует [5] (Garifullin, Zyabrikov, 2018).

При этом стоит отметить, что разработанная стратегия по цифровой трансформации не должна быть размытым и отвлеченным понятием, а должна быть полезным рабочим инструментом. Работающая стратегия содержит измеримые показатели, которые отражают цели организации. Этот инструмент эффективен в связке с остальными инструментами планирования и реализации задач; цели, поставленные в стратегии, должны учитываться в ежедневной работе. Стратегия должна строиться на данных, чтобы после завершения ее реализации можно было оценить, удалось ли достичь целевого состояния, и уже ответить на этот вопрос должны не люди, а данные [6] (Potapova, Poteeva, Shklyaruk, 2021).

Но прежде чем приступать к созданию стратегии, необходимо провести аудит текущего состояния и применяемых инструментов управления. Рассмотрим основные шаги создания стратегии.

Исследовать текущее состояние. Для понимания, откуда стартовать в трансформацию, необходимо проанализировать стейкхолдеров – тех, кто в ней заинтересован, кто может на нее позитивно или негативно повлиять. Также предстоит подробно описать продукты и процессы в организации в реальном на данный момент виде (As Is). Необходимо изучить инфраструктуру, сервисы, данные, НПА, которые будут задавать рамки трансформационных изменений. К исследованию текущего состояния также относится анализ кадрового потенциала рынка и необходимых компетенций команды цифровой трансформации для последующего поиска, отбора и обучения сотрудников.

Нарисовать образ будущего. Это четко описанный образ того, что должно и не должно произойти в организации. Предполагает разработку критериев и показывает, на какой высоте можно и следует поставить планку трансформационных изменений, что стратегия даст, когда она будет воплощена в жизнь. При создании образа будущего необходимо анализировать тренды в развитии сервисов, технологий и общества в целом. Важно смотреть мировые достижения, выяснять, как цифровые технологии изменят мир, людей, продукты и процессы через несколько лет, используя SWOT-анализ для оценки каждого из рассматриваемых сценариев. На основе этого понимания можно выстраивать собственную стратегию, определять свое место в мире.

Сформировать команду. Задачи исследования текущей ситуации, проработка образа будущего и целевых показателей не могут быть решены силами одного человека, необходимо сформировать команду. Участники команды должны сходиться по ценностям: готовность меняться, желание стать технологическими пионерами и умение смотреть на ситуацию в том числе глазами пользователя. Команде, которая занимается разработкой и реализацией стратегии, необходимы знания в нескольких областях: отраслевые знания в предметной области; глубокие знания по цифровой трансформации; опыт реализации крупных ИТ-проектов и построения современных цифровых организаций, знание современных методов управления разработкой, эксплуатацией и развитием информационных технологий; понимание цифровой этики и информационной безопасности; компетенции в области стратегического менеджмента, управления проектами и портфельными программами, управления изменениями. На старте создания стратегии важны также цифровая грамотность, проектные навыки и высокая мотивация добиваться результата.

Подготовить систему целевых показателей. Из образа будущего и потребностей стейкхолдеров вырастают цели, критерии и ориентиры для стратегии, которые команда будет систематизировать. Показатели нужны для оценки глубины трансформации. Хорошим результатом будет создание сбалансированной модели, в которой целевые показатели описаны, ранжированы, выстроены в иерархию. При этом нужно учитывать, что стратегия – это тоже продукт, которым нужно управлять, у которого есть свой жизненный цикл. Это означает, что нужно предусмотреть процесс внесения изменений в стратегию, заложить возможность ее мониторинга и корректировки.

Выполнить анализ рисков. Рассмотрение нежелательных сценариев – существенная часть работы над стратегией. Матрица рисков позволяет увидеть все риски и оценить их по двум показателям: по степени вероятности наступления события и по серьезности угрозы, которую оно представляет для стратегии. В данном случае необходимо использовать анализ «что, если» (what if) как часть разработки стратегии.

Когда будет проведена работа по пунктам, обозначенным выше, можно сформулировать «инструментальные» разделы стратегии, такие как: описание структуры органов управления цифровой трансформации, полномочий ответственных исполнителей, системы «цифровых» KPI; определение источников и объемов финансирования, описание механизмов финансирования, анализ рисков и препятствий для цифровизации, в том числе требующих внесения изменений в НПА; способы мониторинга цифровой зрелости организации.

Чтобы понимать вехи и этапы реализации стратегии, необходима дорожная карта, которая дает возможность охватить сразу все стороны предстоящей работы, закрепить и связать между собой все составляющие трансформационных изменений: разработка цифровых платформ или сервисов, сроки принятия необходимых изменений в НПА, контрольные точки готовности инфраструктуры, даты обучения сотрудников и пр.

Еще один важный фактор – готовность сотрудников генерировать и применять в работе новые идеи. Чтобы создать такие условия, топ-менеджерам и HR необходимо выстроить «цифровую» корпоративную культуру и подобрать сотрудников, которые будут разделять взгляды организации на технологические вопросы. Успешность вовлечения персонала в процессы цифровизации зависит в первую очередь от желания самих сотрудников участвовать в таких активностях. Кроме того, важную роль играет наличие обучающих материалов и корпоративной культуры, выстроенной с учетом современных тенденций [7]. Коммуникация и работа с сопротивлением – это огромная задача руководителя цифровой трансформации. Сотрудники далеко не всегда понимают, зачем нужно «цифровое» преобразование, новые роли и компетенции и в чем их отличие от них, какую ценность они принесут организации.

Только после глубоко проработанной стратегии цифровой трансформации организации, выделения финансового обеспечения мероприятий и подготовки компетентной команды управленцев можно вставать на трансформационный путь в организации.

Еще на этапе составления стратегии следует оценивать готовность сотрудников к изменениям, разрыв между нынешним уровнем культуры и необходимым для начала реализации стратегии. Главное, чтобы команда, работающая над стратегией, находилась в отдельной организационной единице структуры, но при этом имела рычаги влияния на других участников процесса. Новая культура должна опираться на старые достижения и содержать в себе то, что позволит получить новые результаты. Трансформация начинается с тех, кто разрабатывает стратегию, – с руководителя и его команды. «Организация гармонично развивается, когда лидеры опережают организацию на одну ступень – в ином случае возникает разрыв между лидерами и организацией». Главные навыки цифрового лидера – это не знание машинного обучения или дата-аналитики, а понимание реальной ценности, которую они принесут бизнесу в долгосрочной перспективе – и построение фундамента и культуры для их развития [8]. Если построить полную цифровую модель организации, а сами сотрудники не изменятся – цифровая трансформация не произойдет. Самообучение, гибкость и способность работать и принимать решения в условиях постоянных изменений вошли в число наиболее востребованных навыков сотрудника [3] (Boishtyanu, Yashalova, 2020).

Специалисты по цифровой трансформации также должны владеть навыками внедрения цифровых инноваций не только в управлении, но и на самом производстве. Специалист по цифровизации не должен быть инженером, чтобы создавать программные продукты, но он обязан знать, как такими продуктами пользоваться и как эффективно их применить в своей работе [9] (Odintsova, 2020).

Однако не только специалисты и руководители цифровой трансформации должны быть вовлечены в данный процесс, а каждое подразделение организации должно выступать драйвером цифровизации в своей зоне ответственности. Например, HR-департамент может принимать решения о внедрении инструментов автоматизации, отталкиваясь от запросов сотрудников и базируясь на современных трендах, в иных департаментах – внедрение других современных инструментов и инноваций. Но обычная организация превращается в так называемую smart company не когда она начинает внедрять и полноценно использовать современные технологии, а когда цифровая экосистема становится основой всей организации [7]. Когда вся организация живет единым цифровым организмом, где все взаимодействие между сотрудниками слаженно, упорядоченно и происходит без потери времени на рутинные процессы и ручное взаимодействие.

Цифровое преобразование должно происходить комплексно, начиная с лидера цифровой трансформации, его команды и постепенного вовлечения всех сотрудников организации. Компетенции сотрудников, вовлеченных в цифровую трансформацию, можно представить на основе четырех связанных между собой блоков: базовые цифровые компетенции; личностные компетенции; профессиональные компетенции; цифровая культура, которые в совокупности можно представить как модель компетенций [10].

Базовые компетенции представляют собой минимально необходимый уровень знаний и навыков использования информационных технологий в повседневной и профессиональной деятельности. Однако для эффективной реализации стратегии цифровой трансформации, проектов цифрового развития недостаточно цифровых базовых компетенций.

Личностные компетенции отражают индивидуальные особенности личности, которые можно описать шестью направлениями: нацеленность на результат, клиентоцентричность, коммуникативность, эмоциональный интеллект, креативность, критичность. Обозначенные личностные компетенции команды цифровой трансформации являются важными характеристиками успешных цифровых трансформаторов, но их невозможно выучить, для их формирования требуется планомерная и длительная работа над личностными качествами. Вместе с тем развитые на высоком уровне личностные компетенции не могут в полной мере помочь решить все задачи цифровой трансформации. Безусловно, нужны определенные знания, умения и навыки в сфере цифрового развития. В связи с этим целесообразно выделить и определить значимые профессиональные компетенции.

Профессиональные компетенции – группа компетенций, связанных с функциональным использованием методов и инструментов управления процессами, проектами, продуктами цифровой трансформации и регулярным решением сложных профессиональных задач в цифровой среде.

Управление цифровым развитием, развитие организационной культуры, применение профессиональных методов управления процессами, проектами, продуктами в процессе цифровой трансформации, управление и использование данных, применение цифровых технологий, развитие ИТ-инфраструктуры – шесть профессиональных компетенций, которыми должны в той или иной степени обладать участники цифровой трансформации.

Цифровая культура является ключевым блоком, характеризующим изменения, произошедшие в результате развития личностных и профессиональных компетенций участников цифровой трансформации. Это система ценностей, установок, норм и правил поведения, которую принимает, поддерживает и транслирует команда цифровой трансформации.

Модель компетенций и требования к компетентности каждого члена команды являются основой кадровой экосистемы цифровой трансформации. С помощью такой основы можно выполнять подбор, оценку, развитие кадров, разрабатывать индивидуальный цифровой профиль и формировать кадровый резерв для цифрового развития. Использование модели компетенций и продуктов, созданных на ее основе, будет способствовать созданию, развитию обоснованной и надежной кадровой экосистемы цифровой трансформации, которая позволит быстро и успешно формировать высокопрофессиональные команды, решать с их помощью масштабные системные задачи, реализовывать проекты цифровой трансформации на качественно новом уровне.

Для формирования цифровых компетенций формируются все большее и большее число образовательных программ по различным формам обучения. Так, на уровне государства существует национальный федеральный проект «Цифровая образовательная среда», который направлен на создание и внедрение в образовательных организациях цифровой образовательной среды, а также обеспечение реализации цифровой трансформации системы образования. В рамках проекта ведется работа по оснащению организаций современным оборудованием и развитие цифровых сервисов и контента для образовательной деятельности [11]. В том числе создаются независимые площадки: Университет НТИ «20.35» – это первый в России университет, обеспечивающий профессиональное развитие человека в цифровой экономике. Он ориентирован на подготовку лидеров компаний, участников Национальной технологической инициативы (НТИ) и специалистов, работающих на новых глобальных рынках [12], в рамках которого проводится обучение более 10 цифровым направлениям [13]. По данным статистики, за 2019–2020 годы 39 117 жителей 48 регионов России бесплатно получили дополнительное образование по направлениям цифровой экономики в 2020 году. Сертификаты на обучение более чем по 400 программам были выданы в рамках федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» нацпрограммы «Цифровая экономика РФ». Куратором федпроекта в 2019/2020 году выступало Минэкономразвития РФ [14].

Новые экономические и технологические условия требуют создания и реализации подходов по содействию гражданам в освоении ключевых компетенций цифровой экономики, обеспечении массовой цифровой грамотности и персонализации образования. В этих целях реализуется федеральный проект «Кадры для цифровой экономики» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации». В результате к 2024 году будут выстроена преемственная на всех уровнях система образования, включающая выявление и поддержку талантов в областях математики и информатики, подготовку высококвалифицированных кадров, отвечающих новым требованиям к ключевым компетенциям цифровой экономики, реализацию программ переподготовки по востребованным профессиям в условиях цифровой экономики, а также перспективных образовательных проектов [15].

Проект «Цифровые профессии» предлагает россиянам получить дополнительное ИТ-образование за половину стоимости. Проект предлагает 24 направления образовательных программ от популярных ИТ-организаций и образовательных учреждений.

Проект «Готов к цифре» – агрегатор сервисов по тестированию уровня цифровой грамотности, обучению безопасной и эффективной работе с цифровыми технологиями. Посетители сайта могут оценить уровень своей цифровой грамотности, узнать о возможностях онлайн-среды и сформировать необходимые ИТ-навыки.

Проект «КЛИК» – это образовательная программа, позволяющая получить новые цифровые компетенции. Целевая аудитория – представители федеральных и региональных органов власти, которые отвечают за реализацию национальной программы «Цифровая экономика», а также руководители и менеджеры российских компаний, представители высших учебных заведений, отраслевых и научных организаций, заинтересованных в цифровом развитии.

Существуют также и иные бесплатные платформы, которые предоставляют бесплатные курсы от ведущих вузов страны [16].

Но несмотря на большой объем имеющихся платформ и курсов, а также с учетом года пандемии и удаленной работы (по итогам 2020 года), уровень цифровых компетенций россиян немного вырос: сократилась доля россиян с начальным уровнем цифровой грамотности, выросла доля россиян с базовым уровнем, однако доля тех, кто обладает продвинутым уровнем цифровых компетенций, остается неизменной с 2019 года на уровне 27 %. Многие россияне по-прежнему обладают недостаточными знаниями и навыками в сфере цифровых технологий [17].

Заключение

Переход к цифровой трансформации в организации, в том числе совершенствование процессов управления ею, напрямую зависит от кадров, которые ее планируют, осуществляют и принимают на себе. Поэтому, вставая на путь цифровой трансформации, необходимо не только привлекать сотрудников с профессиональными и личностными компетенциями, соответствующими современным ИТ-трендам, но и активно развивать цифровую культуру во всей организации, начиная с топ-менеджеров и заканчивая каждым рядовым сотрудником. Организация должна быть пронизана духом цифровизации, а каждый сотрудник должен быть вовлечен в изменения и быть их частью.


References:

Boishtyanu Ya.V., Yashalova N.N. (2020). Vozmozhnosti tsifrovizatsii v upravlenii predpriyatiem [Opportunities of digitalization in enterprise management]. Zhurnal prikladnyh issledovaniy. (4-1). 14-20. (in Russian). doi: 10.47576/2712-7516_2020_4_1_14.

Garifullin B.M., Zyabrikov V.V. (2018). Tsifrovaya transformatsiya biznesa: modeli i algoritmy [Digital transformation of business: models and algorithms]. Creative economy. 12 (9). 1345-1358. (in Russian). doi: 10.18334/ce.12.9.39332.

Odintsova Ya.G. (2020). Novye vozmozhnosti upravleniya personalom v usloviyakh tsifrovizatsii [New opportunities for personnel management in a digitalization]. Scientific notes of the Tambov branch of Russian Union of young scientists. (20). 212-219. (in Russian).

Potapova E.G., Poteeva P.M., Shklyaruk M.S. (2021). Strategiya tsifrovoy transformatsii: napisat, chtoby vypolnit [Digital Transformation Strategy: Write to Execute] M.: RANKhiGS. (in Russian).

Страница обновлена: 30.04.2025 в 21:14:58