Оценка реализации целевой модели компетенций в условиях технологических изменений

Яркова С.А.1, Мельникова Е.В.2, Якимова Л.Д.1, Лубнин А.О.1
1 Красноярский институт железнодорожного транспорта – филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Иркутский государственный университет путей сообщения», Россия, Красноярск
2 Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева, Россия, Красноярск

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 12, Номер 8 (Август 2022)

Цитировать:
Яркова С.А., Мельникова Е.В., Якимова Л.Д., Лубнин А.О. Оценка реализации целевой модели компетенций в условиях технологических изменений // Экономика, предпринимательство и право. – 2022. – Том 12. – № 8. – С. 2295-2318. – doi: 10.18334/epp.12.8.115103.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=49379648
Цитирований: 1 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
В данной работе проблема целенаправленного формирования требуемых компетенций персонала рассматривается в общеорганизационном контексте. Логика исследования подчинена цели и направлена на последовательное описание методологического «поля» исследования, рассмотрения принятой в ОАО «РЖД» целевой модели компетенций и диагностику проблем ее реализации. Проведена оценка реализации целевой модели компетенций в части управленческих и технологических компетенций, как наиболее значимых для организации в условиях технологических изменений. Методика оценки управленческих и технологических компетенций сотрудников организации подразумевает использование специально разработанных опросников для самооценки. Обработка полученных результатов проводилась по ключевым показателям эффективности (KPI), и в зависимости от квалификационного уровня работника в разрезе базовой, личностной и мета-составляющих. В результате исследования выявлены проблемы реализации целевой модели компетенций в практике управления персоналом, показана взаимосвязь проблем, обоснована необходимость создания среды для овладения персоналом необходимыми компетенциями, предложены признаки сформированности такой среды. Определены направления дальнейшего развития целевой модели ОАО «РЖД».

Ключевые слова: компетентностный подход, модель компетенций, ключевые компетенции, технологические изменения, ключевые показатели эффективности

JEL-классификация: L92, M11, M53, M54, O31

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...

Источники:

1. Cheetham G., Chivers D. The reflective (and competent) practitioner: A model of professional competence, which seeks to harmonise the reflective practitioner and competence-based approaches // Journal of European Industrial Training. – 1998. – № 7. – p. 267-276.
2. Yakimova L. D., Yarkova S. A., Melnikova E. V., Malakhova A. A. Competency-Based Approach To Internal Corporate Social Responsibility Implementation In Russian Railways // European Proceedings of Social and Behavioural Sciences EpSBS: Krasnoyarsk Science and Technology City Hall. – Krasnoyarsk: European Proceedings. 2020. – p. 612-618.
3. Melnikova E. V., Bezrukikh Y. A., Yarkova S. A. [et al.] Forming the human resources potential for innovative and technological development of the region within the framework of the “triple helix” model // Lecture Notes in Networks and Systems. – 2021. – № 200. – p. 373-380. – doi: 10.1007/978-3-030-69421-0_40.
4. Melnikova E. V., Melnikova A. A., Sergeev M. Yu. Transforming requirements for engineering occupations as affected by technological changes // Journal of Physics: Conference Series: Krasnoyarsk Science and Technology City Hall. – Krasnoyarsk, Russian Federation: IOP Publishing Limited. 2020. – p. 12033.
5. Teece D.J., Pisano G., Shuen A. Dynamic capabilities and strategic management // Strategic Management Journal. – 1997. – № 18(7). – p. 509–534.
6. Zollo M., Winter S.G. Deliberate Learning and the Evolution of Dynamic Capabilities // Organization Science. – 2002. – № 13(3). – p. 339-351.
7. Андреева Т. Е., Чайка В. А. Динамические способности фирмы: что необходимо, чтобы они были динамическими?. / Научные доклады № 2R–2006. - СПб.: НИИ менеджмента СПбГУ, 2006. – 32 c.
8. Базаров Т. Ю., Ерофеев А. К., Шмелев А. Г. Коллективное определение понятия «компетенции»: попытка извлечения смысловых тенденций из размытого экспертного знания // Вестн. Москов. ун-та. Сер. 14: Психология. – 2014. – № 1. – c. 87-102.
9. Безруких Ю. А. Управленческие инновации как фактор внедрения новых технологий. / монография / Ю. А. Безруких, Е. В. Мельникова, А. В. Рубинская; под общ. ред. Е. В. Мельниковой ; СибГУ им. М. Ф. Решетнева. - Красноярск, 2020. – 168 c.
10. Блинов В.И., Сазонов Б.А., Лейбович А.Н., Батрова О.Ф., Волошина И.А., Есенина Е.Ю., Сергеев И.С. Национальная рамка квалификаций Российской Федерации. - М.: ФГУ «ФИРО», Центр начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования, 2010. – 7 c.
11. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. - Москва: АСТ, 2019. – 480 c.
12. Греб К. В., Якимова Л. Д. Формирование брендоориентированных компетенций менеджера железнодорожной отрасли // Инновационные технологии управления: Всероссийская научно-практическая конференция, Нижний Новгород, 12 ноября 2014 года. – Нижний Новгород: федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина". 2014. – c. 122-125.
13. Единые корпоративные требования и профессиональные компетенции в РЖД. [Электронный ресурс]. URL: https://rzdtv.ru/2021/07/01/edinye-korporativnye-trebovanija-i-professionalnye-kompetencii-v-rzhd/ (дата обращения: 08.07.2022).
14. Ерофеев А. К., Базаров Т. Ю. Авторские технологии разработки моделей компетенций // Организационная психология. – 2014. – № 4. – c. 74-92.
15. Казакова С. Н., Ярковская Т. В., Решетникова А. С. Модель компетенций и инструментарий для их оценки // Вестник Московского гуманитарно-экономического института. – 2021. – № 1. – c. 172-181.
16. Камалетдинова А. Б. Управленческие компетенции руководителя как фактор создания конкурентного преимущества организации // Психологическая наука и образование www.psyedu.ru. – 2020. – № 5. – c. 199-207.
17. Клейнер Г. Б. Ресурсная теория системной организации экономики // Российский журнал менеджмента. – 2011. – № 3. – c. 3-28.
18. Кулагин, О. А. Премирование по KPI // Справочник по управлению персоналом. – 2020. – № 2. – c. 50-60.
19. Кулеш В. А. Концепция динамических способностей в стратегическом выборе компании // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. – 2015. – № 108. – c. 1164-1182.
20. Курбатова, М. Б. Развитие управленческого потенциала. / Учебно-практическое пособие. Модуль 14. / М. Б. Курбатова, М. И. Магура, В. В. Травин. – Изд. серия: Модульная программа «Руководитель XXI века». - М., 2019. – 112 c.
21. Мельникова Е. В. Методологические основы прогнозирования потребностей рынка труда региона в условиях технологических изменений // Устойчивое развитие регионов России : от стратегии к тактике: сборник материалов II Всероссийской научно-практической конференции, Новосибирск, 24 ноября – 2017 года. – Новосибирск: Общество с ограниченной ответственностью
"Центр развития научного сотрудничества". 2017. – c. 41-45.
22. Мельникова Е. В. Управленческие инновации и трансформация профиля компетенций в информационно-сетевой экономике. / монография / Е. В. Мельникова, Ю. А. Безруких ; под общей редакцией Е. В. Мельниковой. - Москва : Ай Пи Ар Медиа, 2022. – 187 c.
23. Митрофанова Е. А. Управление персоналом: теория и практика. Компетентностный подход в управлении персоналом. / учеб-пркт. Пособие / Е. А. Митрофанова, В. Г. Коновалова, О. Л. Белова. - М.: Проспект, 2014. – 75 c.
24. Модель компетенций команды цифровой трансформации в системе государственного управления. / под. Ред.. Шклярук М. С., Гаркушин Н. С. - М.: РАНХиГС, 2020. – 84 c.
25. Обучение персонала как инструмент развития человеческого потенциала в условиях цифровой трансформации. / Т. А. Вашко, И. А. Максименко, Т. В. Шендель [и др.]. - Красноярск : Иркутский государственный университет путей сообщения, 2021. – 205 c.
26. Прахалад К.К., Хамел Γ. Ключевая компетенция корпорации // Вестник С-Петерб. ун-та. Сер. Менеджмент. – 2003. – № 3. – c. 8-47.
27. Пучка С. В. Корпоративные компетенции как основа компетентностного подхода // Микроэкономика. – 2016. – № 1. – c. 26-30.
28. Спенсер Л. М., Спенсер С. М. Компетенции на работе. Модели максимальной эффективности работы. - Москва : HIPPO, 2019. – 384 c.
29. Уиддет С. Руководство по компетенциям. / С. Уиддет, С. Холлифорд; перевод с английского Н. Друговейко. 3-е изд., стер. - Москва : HIPPO, 2008. – 218 c.
30. Уинтертон Дж. Типология знаний, навыков и компетенций: уточнение концепции и прототипа. / Дж. Уинтертон, Ф. Деламар Ле Дейст, Э. Стрингфеллоу. - Люксембург : Управление официальных публикаций Европейских сообществ, 2019. – 108 c.
31. Ульянина О. А. История становления компетентностого подхода в зарубежной науке и практике // Вестник Московского университета МВД России. – 2017. – № 3. – c. 267-272.
32. Шпак Ю. О., Яркова С. А., Якимова Л. Д., Мельникова Е. В. Управление инновационной активностью персонала с высоким творческим потенциалом // Лидерство и менеджмент. – 2020. – № 2. – c. 181-200. – doi: 10.18334/lim.7.2.110422.
33. Фалько С. Г., Яценко В. В. Архитектура компетенций персонала высокотехнологичных предприятий // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Экономика. – 2019. – № 1. – c. 29-39. – doi: 10.24143/2073-5537-2019-1-29-39.
34. Хэмел Г. Манифест лидера : что действительно важно сейчас. / Гэри Хэмел; пер. с англ. Эльвиры Кондуковой, Натальи Яцюк. - Москва : Манн, Иванов и Фербер, 2013. – 307 c.
35. Чуланова О. Л. Актуальность компетентностного подхода в управлении персоналом // Интернет-журнал Науковедение. – 2019. – № 5. – c. 109.
36. Чуланова О. Л. Компетенции персонала в цифровой экономике: операционализация soft skills персонала организации с учетом ортобиотических навыков и навыков well being // Вестник евразийской науки. – 2019. – № 2. – c. 55.
37. Чуланова О. Л. Концепция компетентностного подхода в управлении персоналом. / монография / О. Л. Чуланова, А. Я. Кибанов, Е. А. Митрофанова, В. Г. Коновалов. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. – 156 c.
38. Чуланова О. Л. Методология исследования компетенций персонала организаций. / монография. - Москва : ИНФРА-М, 2020. – 121 c.
39. Чуланова О. Л. Мониторинг применения компетентностного подхода в управлении персоналом организаций малого и среднего бизнеса региона // Уровень жизни населения регионов России. – 2014. – № 2. – c. 55-61.
40. Чуланова О. Л., Ивонина А. И. Формирование soft-skills (мягких компетенций): подходы к интеграции российского и зарубежного опыта, классификация, операционализация // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. – 2017. – № 1. – c. 53–58.
41. Якимова Л. Д., Яркова С. А. Компетентностный подход как основа формирования заказа на программы дополнительного обучения сотрудников // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. – 2018. – № 1. – c. 51-55. – doi: 10.12737/article_5a9cf40f12fe61.14412122.
42. Яркова С. А., Якимова Л. Д., Данилова А. С. Компетентностный подход в подготовке HR-менеджеров: от образовательного к профессиональному стандарту // Экономика труда. – 2018. – № 1. – c. 43-60. – doi: 10.18334/et.5.1.38808.

Страница обновлена: 15.04.2024 в 14:49:01