Оценка реализации целевой модели компетенций в условиях технологических изменений
Яркова С.А.1
, Мельникова Е.В.2
, Якимова Л.Д.1
, Лубнин А.О.1
1 Красноярский институт железнодорожного транспорта – филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Иркутский государственный университет путей сообщения», Россия, Красноярск
2 Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева, Россия, Красноярск
Скачать PDF | Загрузок: 33 | Цитирований: 1
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 12, Номер 8 (Август 2022)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=49379648
Цитирований: 1 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
В данной работе проблема целенаправленного формирования требуемых компетенций персонала рассматривается в общеорганизационном контексте. Логика исследования подчинена цели и направлена на последовательное описание методологического «поля» исследования, рассмотрения принятой в ОАО «РЖД» целевой модели компетенций и диагностику проблем ее реализации. Проведена оценка реализации целевой модели компетенций в части управленческих и технологических компетенций, как наиболее значимых для организации в условиях технологических изменений. Методика оценки управленческих и технологических компетенций сотрудников организации подразумевает использование специально разработанных опросников для самооценки. Обработка полученных результатов проводилась по ключевым показателям эффективности (KPI), и в зависимости от квалификационного уровня работника в разрезе базовой, личностной и мета-составляющих.
В результате исследования выявлены проблемы реализации целевой модели компетенций в практике управления персоналом, показана взаимосвязь проблем, обоснована необходимость создания среды для овладения персоналом необходимыми компетенциями, предложены признаки сформированности такой среды. Определены направления дальнейшего развития целевой модели ОАО «РЖД».
Ключевые слова: компетентностный подход, модель компетенций, ключевые компетенции, технологические изменения, ключевые показатели эффективности
JEL-классификация: L92, M11, M53, M54, O31
Источники:
2. Yakimova L. D., Yarkova S. A., Melnikova E. V., Malakhova A. A. Competency-Based Approach To Internal Corporate Social Responsibility Implementation In Russian Railways // European Proceedings of Social and Behavioural Sciences EpSBS: Krasnoyarsk Science and Technology City Hall. – Krasnoyarsk: European Proceedings. 2020. – p. 612-618.
3. Melnikova E. V., Bezrukikh Y. A., Yarkova S. A. [et al.] Forming the human resources potential for innovative and technological development of the region within the framework of the “triple helix” model // Lecture Notes in Networks and Systems. – 2021. – № 200. – p. 373-380. – doi: 10.1007/978-3-030-69421-0_40.
4. Melnikova E. V., Melnikova A. A., Sergeev M. Yu. Transforming requirements for engineering occupations as affected by technological changes // Journal of Physics: Conference Series: Krasnoyarsk Science and Technology City Hall. – Krasnoyarsk, Russian Federation: IOP Publishing Limited. 2020. – p. 12033.
5. Teece D.J., Pisano G., Shuen A. Dynamic capabilities and strategic management // Strategic Management Journal. – 1997. – № 18(7). – p. 509–534.
6. Zollo M., Winter S.G. Deliberate Learning and the Evolution of Dynamic Capabilities // Organization Science. – 2002. – № 13(3). – p. 339-351.
7. Андреева Т. Е., Чайка В. А. Динамические способности фирмы: что необходимо, чтобы они были динамическими?. / Научные доклады № 2R–2006. - СПб.: НИИ менеджмента СПбГУ, 2006. – 32 c.
8. Базаров Т. Ю., Ерофеев А. К., Шмелев А. Г. Коллективное определение понятия «компетенции»: попытка извлечения смысловых тенденций из размытого экспертного знания // Вестн. Москов. ун-та. Сер. 14: Психология. – 2014. – № 1. – c. 87-102.
9. Безруких Ю. А. Управленческие инновации как фактор внедрения новых технологий. / монография / Ю. А. Безруких, Е. В. Мельникова, А. В. Рубинская; под общ. ред. Е. В. Мельниковой ; СибГУ им. М. Ф. Решетнева. - Красноярск, 2020. – 168 c.
10. Блинов В.И., Сазонов Б.А., Лейбович А.Н., Батрова О.Ф., Волошина И.А., Есенина Е.Ю., Сергеев И.С. Национальная рамка квалификаций Российской Федерации. - М.: ФГУ «ФИРО», Центр начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования, 2010. – 7 c.
11. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. - Москва: АСТ, 2019. – 480 c.
12. Греб К. В., Якимова Л. Д. Формирование брендоориентированных компетенций менеджера железнодорожной отрасли // Инновационные технологии управления: Всероссийская научно-практическая конференция, Нижний Новгород, 12 ноября 2014 года. – Нижний Новгород: федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина". 2014. – c. 122-125.
13. Единые корпоративные требования и профессиональные компетенции в РЖД. [Электронный ресурс]. URL: https://rzdtv.ru/2021/07/01/edinye-korporativnye-trebovanija-i-professionalnye-kompetencii-v-rzhd/ (дата обращения: 08.07.2022).
14. Ерофеев А. К., Базаров Т. Ю. Авторские технологии разработки моделей компетенций // Организационная психология. – 2014. – № 4. – c. 74-92.
15. Казакова С. Н., Ярковская Т. В., Решетникова А. С. Модель компетенций и инструментарий для их оценки // Вестник Московского гуманитарно-экономического института. – 2021. – № 1. – c. 172-181.
16. Камалетдинова А. Б. Управленческие компетенции руководителя как фактор создания конкурентного преимущества организации // Психологическая наука и образование www.psyedu.ru. – 2020. – № 5. – c. 199-207.
17. Клейнер Г. Б. Ресурсная теория системной организации экономики // Российский журнал менеджмента. – 2011. – № 3. – c. 3-28.
18. Кулагин, О. А. Премирование по KPI // Справочник по управлению персоналом. – 2020. – № 2. – c. 50-60.
19. Кулеш В. А. Концепция динамических способностей в стратегическом выборе компании // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. – 2015. – № 108. – c. 1164-1182.
20. Курбатова, М. Б. Развитие управленческого потенциала. / Учебно-практическое пособие. Модуль 14. / М. Б. Курбатова, М. И. Магура, В. В. Травин. – Изд. серия: Модульная программа «Руководитель XXI века». - М., 2019. – 112 c.
21. Мельникова Е. В. Методологические основы прогнозирования потребностей рынка труда региона в условиях технологических изменений // Устойчивое развитие регионов России : от стратегии к тактике: сборник материалов II Всероссийской научно-практической конференции, Новосибирск, 24 ноября – 2017 года. – Новосибирск: Общество с ограниченной ответственностью
"Центр развития научного сотрудничества". 2017. – c. 41-45.
22. Мельникова Е. В. Управленческие инновации и трансформация профиля компетенций в информационно-сетевой экономике. / монография / Е. В. Мельникова, Ю. А. Безруких ; под общей редакцией Е. В. Мельниковой. - Москва : Ай Пи Ар Медиа, 2022. – 187 c.
23. Митрофанова Е. А. Управление персоналом: теория и практика. Компетентностный подход в управлении персоналом. / учеб-пркт. Пособие / Е. А. Митрофанова, В. Г. Коновалова, О. Л. Белова. - М.: Проспект, 2014. – 75 c.
24. Модель компетенций команды цифровой трансформации в системе государственного управления. / под. Ред.. Шклярук М. С., Гаркушин Н. С. - М.: РАНХиГС, 2020. – 84 c.
25. Обучение персонала как инструмент развития человеческого потенциала в условиях цифровой трансформации. / Т. А. Вашко, И. А. Максименко, Т. В. Шендель [и др.]. - Красноярск : Иркутский государственный университет путей сообщения, 2021. – 205 c.
26. Прахалад К.К., Хамел Γ. Ключевая компетенция корпорации // Вестник С-Петерб. ун-та. Сер. Менеджмент. – 2003. – № 3. – c. 8-47.
27. Пучка С. В. Корпоративные компетенции как основа компетентностного подхода // Микроэкономика. – 2016. – № 1. – c. 26-30.
28. Спенсер Л. М., Спенсер С. М. Компетенции на работе. Модели максимальной эффективности работы. - Москва : HIPPO, 2019. – 384 c.
29. Уиддет С. Руководство по компетенциям. / С. Уиддет, С. Холлифорд; перевод с английского Н. Друговейко. 3-е изд., стер. - Москва : HIPPO, 2008. – 218 c.
30. Уинтертон Дж. Типология знаний, навыков и компетенций: уточнение концепции и прототипа. / Дж. Уинтертон, Ф. Деламар Ле Дейст, Э. Стрингфеллоу. - Люксембург : Управление официальных публикаций Европейских сообществ, 2019. – 108 c.
31. Ульянина О. А. История становления компетентностого подхода в зарубежной науке и практике // Вестник Московского университета МВД России. – 2017. – № 3. – c. 267-272.
32. Шпак Ю. О., Яркова С. А., Якимова Л. Д., Мельникова Е. В. Управление инновационной активностью персонала с высоким творческим потенциалом // Лидерство и менеджмент. – 2020. – № 2. – c. 181-200. – doi: 10.18334/lim.7.2.110422.
33. Фалько С. Г., Яценко В. В. Архитектура компетенций персонала высокотехнологичных предприятий // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Экономика. – 2019. – № 1. – c. 29-39. – doi: 10.24143/2073-5537-2019-1-29-39.
34. Хэмел Г. Манифест лидера : что действительно важно сейчас. / Гэри Хэмел; пер. с англ. Эльвиры Кондуковой, Натальи Яцюк. - Москва : Манн, Иванов и Фербер, 2013. – 307 c.
35. Чуланова О. Л. Актуальность компетентностного подхода в управлении персоналом // Интернет-журнал Науковедение. – 2019. – № 5. – c. 109.
36. Чуланова О. Л. Компетенции персонала в цифровой экономике: операционализация soft skills персонала организации с учетом ортобиотических навыков и навыков well being // Вестник евразийской науки. – 2019. – № 2. – c. 55.
37. Чуланова О. Л. Концепция компетентностного подхода в управлении персоналом. / монография / О. Л. Чуланова, А. Я. Кибанов, Е. А. Митрофанова, В. Г. Коновалов. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. – 156 c.
38. Чуланова О. Л. Методология исследования компетенций персонала организаций. / монография. - Москва : ИНФРА-М, 2020. – 121 c.
39. Чуланова О. Л. Мониторинг применения компетентностного подхода в управлении персоналом организаций малого и среднего бизнеса региона // Уровень жизни населения регионов России. – 2014. – № 2. – c. 55-61.
40. Чуланова О. Л., Ивонина А. И. Формирование soft-skills (мягких компетенций): подходы к интеграции российского и зарубежного опыта, классификация, операционализация // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. – 2017. – № 1. – c. 53–58.
41. Якимова Л. Д., Яркова С. А. Компетентностный подход как основа формирования заказа на программы дополнительного обучения сотрудников // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. – 2018. – № 1. – c. 51-55. – doi: 10.12737/article_5a9cf40f12fe61.14412122.
42. Яркова С. А., Якимова Л. Д., Данилова А. С. Компетентностный подход в подготовке HR-менеджеров: от образовательного к профессиональному стандарту // Экономика труда. – 2018. – № 1. – c. 43-60. – doi: 10.18334/et.5.1.38808.
Страница обновлена: 29.07.2025 в 10:03:29
Download PDF | Downloads: 33 | Citations: 1
Assessing the target competence model amidst technological changes
Yarkova S.A., Melnikova E.V., Yakimova L.D., Lubnin A.O.Journal paper
Journal of Economics, Entrepreneurship and Law (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 12, Number 8 (August 2022)
Abstract:
The authors of the article consider the problem of purposeful formation of the staff required competencies in an organizational context. The research logic is subordinated to its purpose. It is aimed at a consistent description of the methodology, consideration of the competence target model adopted by Russian Railways, JSC and diagnosis of problems of its implementation. The assessment of the competence target model in terms of managerial and technological competencies is given. The methodology for assessing the managerial and technological competencies of the organization's employees implies the application of specially designed self-assessment questionnaires. The results were processed according to key performance indicators (KPIs), and depending on the employee qualification level in the context of basic, personal and meta-components.
The problems of the competence target model in personnel management are identified. The interrelation of problems is shown. The necessity of creating an environment for mastering the necessary competencies by personnel is substantiated. Signs of such an environment are proposed. The directions of further development of the target model of Russian Railways, JSC are determined.
Keywords: competence approach, competence model, key competencies, technological changes, key performance indicators
JEL-classification: L92, M11, M53, M54, O31

Россия, Красноярск