Цифровая трансформация управления маркетингом в контексте целей устойчивого развития
Солдатова Н.Ф.1,2
1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Россия, Москва
2 Государственный Университет Управления, Россия, Москва
Скачать PDF | Загрузок: 7 | Цитирований: 7
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 15, Номер 11 (Ноябрь 2021)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=47370846
Цитирований: 7 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
В обзорной статье исследовано влияние цифровизации маркетингового управления, развития и использование искусственного интеллекта, на социально-экономические процессы общества. В статье кратко описаны этапы и направления цифровой трансформации, а также области ее применения в маркетинге. Проанализировано положительное и отрицательное влияние цифровизации маркетинга на жизнь потребителя, бизнес-процессы компании. Автором обозначено значение цифровизации на качество жизни потребителей, особенно в период COVID-2019. Представлены экономические выгоды, связанные с применением цифровых эко-систем: on-line взаимодействие, повышающее качество коммуникаций со всеми стейкхолдерами рынка, эффективная организация маркетинговых бизнес-процессов. Выявлены угрозы, обусловленные цифровизацией маркетинговой деятельности – снижение когнитивных, социальных навыков потребителей, потенциальные этические конфликты. В контексте Целей устойчивого развития Российской Федерации рассматриваются вопросы применения цифровых инструментов маркетинга по снижению рисков невостребованности товаров (услуг) рынком, потребителями, повышения качества взаимодействия маркетинговых цифровых систем
Ключевые слова: цифровая трансформация маркетинга, цифровая эко-система, инструменты маркетинга, облачные технологии
JEL-классификация: Q01, Q02, M31, O31
Введение. Период 2019–2020 гг. ознаменовался серьезной трансформацией социально-экономического уклада, обусловленной в том числе пандемией COVID-2019 и свидетельствующей о снижении интенсивности процессов глобализации, стагнации мировой экономики, падении рентабельности существующих рынков и активной интеграции реальных и «виртуальных» рынков. Дальнейшая цифровизация и роботизация операционных процессов и процессов управления способствуют изменению направления производственных связей и продажи услуг при интенсификации информационного обмена. Траектория цифровой трансформации общества базируется на технологических изменениях (так называемой технологической сингулярности), которая призвана улучшить качество бизнес-процессов, качество коммуникаций со стейкхолдерами цифровой экосистемы, в том числе в условиях борьбы с пандемией [2] (Zimovets, Sorokina, Khanina, 2020).
Ведущие российские ученые и практики в области современного маркетинга акцентируют свое внимание на том факторе, что цифровая трансформация управленческих процессов в целом и маркетинговых подпроцессов в частности предоставляет уникальные возможности и перспективы для реализации целей устойчивого развития ООН на период до 2030 года. Интеграция стратегических целей и задач экономической и социальной политики в отдельно взятой компании является базисом комплекса стратегий, нацеленных на экономический рост и развитие, удовлетворение запросов потребителей и в конечном итоге на повышение качества жизни населения [1] (Abramova, Apokin, Belousov, Mikhaylenko, Penukhina, Frolov, 2013).
Актуальность темы. В условиях пандемии возникают и формируются новые тенденции в социально-экономическом укладе общества, которые могут значительно улучшить бизнес-процессы и подпроцессы, но одновременно внести и отрицательный вклад в развитие взаимоотношений с потребителями и стейкхолдерами цифровой экосистемы.
Одним из вызовов, обусловленным пандемией COVID-2019, является разрыв интеграции производств и цепочек создания потребительской ценности, которые оказались разрушенными. Множество мелких компаний, сосредоточенных в Китае и выполняющих российские заказы, встроены в глобальные цепи поставок, сталкиваются с неизбежностью разрыва экономических связей из-за перманентно вводимых локдаунов. Структура экономик постепенно трансформируется в сторону роста промышленного производства и сельскохозяйственной продукции. К 2020 году отечественные торговые сети перенесли свои заказы на промышленную продукцию в Россию. Ежегодный опрос предпринимателей, проводимый РОССТАТом, показал, что финансовое положение промышленных компаний более устойчивое, чем компаний сферы услуг. Приостановка работы с связи с пандемией продолжается и в 2021 году на промышленных предприятиях, и в сфере услуг и по-разному отражается на занятости населения в территориальном разрезе [3] (Kurochkin, 2020).
Снижение спроса, наблюдающееся в период пандемии, сложно быстро восстановить при снятии локдаунов. Для решения этой задачи компания должна сформировать большие складские запасы, цифровые системы по сбору, обработке заказов и оплате заказов через банковские приложения. Такие условия подталкивают российские компании формировать комбинированные офлайн- и онлайн-стратегии, где подстратегией выстраивается комбинированный маркетинг. Необходимо отметить негативный фактор, замеченный в последние два года, – это цифровое неравенство между создателями цифрового продукта, технологий, специалистами компаний, производящих продукт (услугу), и потребителем. Этот разрыв увеличивается, что объясняется высокими навыками обладания знаниями в области информационно-коммуникационных технологий для специалистов и доступности их для населения [5] (Voloshin, 2020).
Цифровизация бизнес-процессов и создание цифровых экосистем влечет негативные моменты для конечного потребителя: снижение когнитивных и социальных компетенций у потребителей, отучая их думать и принимать решения самостоятельно, взаимодействовать с другими потребителями товаров и услуг. Возникает целый ряд этических аспектов от использования персональных данных потребителей, которые собираются в маркетинговую информационную систему (МИС). Инструменты цифрового маркетинга находятся в управлении компанией, которая стремится к росту прибыли и высокой рентабельности. Возникает проблема: каким образом будут учитываться этические аспекты в маркетинговой деятельности и в целом в цифровой экосистеме? Таким образом, пользователь социальной сети трансформируется в «товар» без его согласия, превращается в «продукт», который подлежит продаже (А. Левис) [22].
Увеличение периода времени нахождения в сети Интернет в период пандемии COVID-2019 дает владельцам сетей уникальные возможности по продвижению своих продуктов (услуг) [4] (Drobot, Makarov, Nazarenko, Manasyan, 2020). Кроме того, использование персональных данных пользователей сетей позволяет формировать сверхприбыли владельцам сетей. Возникает серьезная проблема – потеря потребителем контроля над личной жизнью. Цифровизация облегчает задачу манипулирования потребителем через «вброс» идей, мнений, рекламы.
Цель исследования – выявление и оценка направлений цифровой трансформации маркетинга в современных условиях и области применения инструментов цифрового маркетинга для устойчивого развития маркетинговой деятельности и компании.
Научная новизна исследования состоит в разработке рекомендаций по применению инструментов современного маркетинга с учетом положительных и отрицательных аспектов цифровой трансформации.
Гипотеза исследования – цифровизация и роботизация цифровых операционных и управленческих процессов меняет социально-экономический уклад в обществе, обладая преимуществами – совершенствует бизнес-процессы и улучшает качество цифровой экосистемы, формируя устойчивые показатели развития в обществе. Систематизация угроз для потребителей в цифровой среде позволяет обозначить пути решения проблем и осуществлять контроль над сложными маркетинговыми сетями «потребитель – цифра».
Методология исследования – основана на системном подходе, используемом при анализе сложных экономических систем. В данном исследовании применялись эмпирические методы: сравнений, аналогий, группировок, в том числе экспериментально-теоретического уровня (анализ и синтез, логический метод), конкретно-научный метод (статистико-экономический). Представленные статистические данные были использованы с официальных сайтов Федеральной службы государственной статистики, международных информационных платформ.
Основная часть. Происходящая в мире интенсификация темпов экономического роста, характеризующаяся в одних странах мира ростом, а в других – падением, актуализирует значимость оценки заявленным целям социально-экономической политики. Особое внимание должно быть сосредоточено на осознании прогностической оценки роли цифровой трансформации, на достижении сбалансированности целей и задач формирования социального и экономического потенциала страны [7] (Osama Ali Maer, Mun, Fatma Dzhikha, 2020). Каждое государство нацелено на достижение высоких темпов экономического и социального развития. Популяризация концепции устойчивого и сбалансированного экономического роста предполагает формирование модели роста, которая обеспечивает поступательное социально-экономическое развитие государства при благоприятной для человека окружающей среде [9] (Torkanovskiy, 2020). Стабильный экономический рост в 2010–2018 годах мировой экономики и отдельных стран позволил ряду развивающихся стран значительно улучшить свое экономическое положение (Китай, Индия). Темпы прироста мировой экономики (ВВП по паритету покупательной способности от 2011 года) составили 3,6%, в развитых странах составил 2,2% и в развивающихся – 4,4% [6] (Lozenko, Mikheev, Sukhareva, Shindina, 2018). Спад мировой экономики в 2020 году по сравнению с 2019 годом составил 4,8%. Экономическая активность в мире остается ограниченной из-за закрытия границ и нарушения внешнеторговых соглашений, но, по оценке Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), мировой ВВП вырастет в 2021 году на 4,2% благодаря быстрому экономическому подъему в КНР (около 8%). Экономическая активность в странах с развитой рыночной экономикой в 2021 году прогнозируется на уровне 3,9%, и в развивающихся странах темпы прироста составят 4,6% [5, 16] (Voloshin, 2020).
Неопределенность относительно темпов социально-экономического развития России, макроэкономической политики создает дополнительные трудности в исследовании.
Цели устойчивого развития ООН (2016–2030 годы), в реализации которых ключевое место занимают инструменты маркетинга, в том числе цифрового маркетинга, представлены в таблице 1 [18].
Таблица 1
Цели устойчивого развития ООН, реализуемые через инструменты маркетинга
№ п/п
|
Цели устойчивого развития |
Приоритеты
| ||
соци-альные
|
экономи-ческие
|
эколо-гические
| ||
1.
|
Обеспечение
здорового образа жизни и содействие благополучию для всех в любом возрасте
|
+ |
|
|
2.
|
Обеспечение
всеохватного и справедливого качественного образования и поощрение
возможности обучения на протяжении всей жизни для всех
|
+ |
|
|
3.
|
Содействие
поступательному всеохватному и устойчивому экономическому росту, полной и
производительной занятости и достойной работе для всех
|
+ |
+ |
|
4.
|
Создание
стойкой инфраструктуры, содействие всеохватной и устойчивой индустриализации
и инновациям
|
|
+ |
|
5.
|
Обеспечение
перехода к рациональным моделям потребления и производства
|
+
|
+
|
+
|
6.
|
Укрепление средств достижения устойчивого развития и
активизация работы механизмов глобального партнерства в интересах устойчивого развития |
+ |
+ |
|
(дата обращения: 25.10.2021).
Цели устойчивого развития имеют комплексный характер, являются глобальными по характеру и универсальными по применению. Специфика российских реалий учитывается в процессе макроэкономического прогнозирования и планирования, стратегиях развития страны и регионов. В процессе подготовки долгосрочных целей устойчивого развития страны обнаружено наличие связи между устойчивым развитием и процессами в экономической и социальной областях, в том числе и маркетинге. Для Российской Федерации «переход к рациональным моделям потребления и производства» означает продвижение маркетинговой концепции потребления, ориентированного на стандарты развитых стран мира. «Рациональная модель производства» предполагает формирование новой структуры экономики, в которой обеспечена устойчивость по отношению к внешней среде, изменению мирового спроса на товары и услуги.
Реализация целей устойчивого развития зависит не только от роли государства, но и от участия бизнеса. В России достаточно давно поняли необходимость замены экспортно ориентированной модели развития страны, и долгосрочные документы развития национальной экономики базируются на концепции устойчивого развития [8] (Pechatkin, 2020).
Таблица 2
Социально-экономические параметры ряда стран мира
Показатель
|
Год
|
Россия
|
США
|
Германия
|
Бразилия
|
Испания
|
Польша
|
Расходы
домашних хозяйств (% ВВП)
|
2000
|
46,2
|
66,0
|
57,1
|
64,6
|
59,7
|
63,6
|
2015
|
51,9
|
68,4
|
54,0
|
63,4
|
57,6
|
58,7
| |
2019
|
52,4
|
64,5
|
56,1
|
64,9
|
57,3
|
57,5
| |
2020
|
49,47
|
60,52
|
51,30
|
62,71
|
56,00
|
56,91
| |
Пользователи
интернета (из 100 человек)
|
2000
|
2
|
43,1
|
30,2
|
2,9
|
13,6
|
7,3
|
2015
|
70,5
|
87,4
|
86,2
|
57,6
|
76,2
|
66,6
| |
2019
|
85,0
|
88,3
|
90,7
|
67,5
|
86,1
|
77,5
| |
2020
|
85,1
|
95,5
|
93,6
|
76,4
|
90,8
|
91,5
| |
Расходы
на НИОКР (в % от ВВП)
|
2000
|
1,0
|
2,6
|
2,4
|
1
|
0,9
|
0,6
|
2015
|
1,0
|
2,7
|
2,9
|
1,2
|
1,0
|
1,0
| |
2019
|
1,1
|
2,8
|
3,1
|
1,4
|
1,2
|
1,5
| |
2020
|
1,0
|
3,0
|
3,0
|
1,2
|
1,2
|
1,2
|
Пандемия COVID-2019 спровоцировала дальнейший спад в мировой экономике. Экономический кризис ударил по расходам домашних хозяйств, когда в 2020 году по сравнению с 2019 годом наблюдается значительное их снижение по исследуемым странам: России, США, Германии, Бразилии, Испании и Польше. Введение локдаунов на множестве территорий способствовало росту количества пользователей интернета. Самые высокие темпы роста пользователей наблюдаются в 2020 году по сравнению с 2019 годом в Польше (118,6%), Бразилии (113,2%) и США (108,2%).
Цифровая трансформация российского общества затронула не только государственное управление, но государственные корпорации и частный бизнес. Формирование в Российской Федерации модели цифрового общества имеет благоприятные перспективы: из-за роста активной аудитории пользователей интернета, которая за период 2015–2019 гг. возросла на 120,6%. Снижение экономической активности во многих странах мира сказалось на инновационной сфере: расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР) сократились во многих странах мира.
За последние два года произошли серьезные изменения в сфере цифровизации бизнес-процессов коммерческого сектора, в том числе в использование искусственного интеллекта в маркетинговой деятельности. Перед маркетингом стоит задача повысить качество и эффективность маркетинговых коммуникаций в рамках цифровой экосистемы, снизить издержки управления. Инструментами цифровой трансформации маркетинга является Система поддержки принятия управленческих решений (СППР) – набор решений, представляющий единый методологический, управленческий и технологический механизм работы с большими маркетинговыми данными [10] (Erokhina, Dzhergeniya, 2020). Управление большими массивами маркетинговых данных – основной механизм формирования эффективности и устойчивости развития компании. К 2020 году почти 50% государственных компаний реализуют цифровую стратегию, где ключевым приоритетом является цифровизация бизнес-процессов, управление клиентским опытом, управление потребительской ценностью. Количество пилотных проектов по цифровой трансформации выросло в 2020 году по сравнению с 2019 годом на 38%, происходит переход к более сложным комплексным решениям и созданию сетей интеллектуальных объектов. Цифровую трансформацию начали осуществлять средние компании различных отраслей. В архитектуре интеллектуальных сетей уже доминирует платформенный подход [20].
Облачные технологии успешно вошли в практику маркетинга за счет быстрой обработки больших массивов данных. Эта модель позволяет обеспечивать сетевой доступ к центру обработки данных, включает элементы: сети передачи данных, серверы, устройства хранения данных, приложения, сервисы. Технология In-Memory позволяет мгновенно рассчитывать релевантные показатели на основе большего объема данных. Приложения, базирующиеся на технологии In-Memory, интегрируются с базой данных организации не только в части составления различных отчетов, но также и в части планирования и оптимизации операционных и управленческих процессов. Другой сферой применения облачных технологий является создание и работа виртуальной сети различных контрагентов.
Цифровые технологии в маркетинге позволяют оценивать не только результативность маркетинговой деятельности, но и бизнеса в целом. Основная задача цифровизации маркетинговых процессов – повышение эффективности процессов товародвижения, качества коммуникаций с покупателями и поддержание этих каналов после завершения сделки с потребителями [11] (Levina, Pak, 2020).
В условиях «пандемийных» социально-экономических реалий остро необходима разработка стратегических решений по достижению целевых индикаторов устойчивости на федеральном и региональных уровнях. Предполагаемая высокая востребованность использования индикаторов устойчивого развития в аналитической практике оценки социально-экономического положения территории определена фундаментальным значением для исследования успешности маркетинговой политики территории [15].
Заключение
1. Разработанная ООН платформа устойчивого развития, ориентированная на современное и будущие поколения, базируется на достижении экономического роста и социального развития. Цели устойчивого развития общества способствуют трансформации маркетинговой деятельности компаний, территорий, органов государственной власти и предполагают переход от состояния «пассивного потребления» к активной вовлеченности в социальную, экономическую и экологическую жизнь общества.
2. Включение задач по обеспечению работы механизмов глобального партнерства в Цели устойчивого развития ООН до 2030 года наряду с задачами поступательного, всеохватного и устойчивого экономического роста отражает роль цифровой трансформации для устойчивого развития национальных экономик [19].
3. Применение и развитие цифровых технологий в практику управления маркетингом компании, территории или страны становится ключевым фактором в обеспечении их устойчивого развития [13] (Shchepakin, Khandamova, Krivosheeva, Ivanov, 2017). Данные, представленные в таблице 2, свидетельствуют, что позиции России в цифровизации заметно улучшились. По отдельным показателям («пользователи интернета – 85 из 100 человек») цифровой разрыв относительно стран-лидеров не является непреодолимым [16].
4. Цифровая трансформация маркетинга происходит по трем ключевым направлениям:
· сбор метаданных о потребителях товаров и услуг и их картированном опыте;
· интеграция маркетинговых платформ, данных о потребителе и формирование целостной маркетинговой экосистемы работы с данными;
· веб-аналитика.
Применение цифровых технологий позволяет собирать данные о поведении потребителей, их предпочтениях. Такой подход позволяет лучше идентифицировать сегменты целевой аудитории, отследить переходы от MQL к SAL и SQL (переход из категории «холодных» клиентов в «теплые» и «горячие»). Зная закономерности в поведении целевой аудитории (ЦА), владея инструментами цифрового маркетинга, можно точно обозначить действия, которые повышают конверсию на каждом этапе подготовки потребителя к покупке [14].
Гибкий подход к управлению процессами маркетинга предполагает необходимость увеличения персонализированных коммуникаций как с целевой аудиторией (ЦА), так и между сотрудниками компании. Понятие «целевой аудитории» широко используется в маркетинге как студентами-первокурсниками, так и специалистами-практиками, и оно означает потребителей (физических или юридических лиц), которые заинтересованы в приобретении товара (услуги) конкретного производителя и обеспечивающих компании максимальную доходность.
Новые условия для работы в период COVID-2019 – удаленная работа, автоматизация рабочих процессов, новые платформы для общения, использование искусственного интеллекта (ИИ), коллаборация отдела маркетинга и отдела продаж – становятся обязательным условием устойчивого развития компании, а гейткипинг (фильтрация входящей информации) недопустим [17] (Grishina, 2021).
Современные реалии таковы: маркетинг трансформируется с позиции «перехода от онлайн-сеансов» к «жизни в онлайн».
5. Отсутствует на практике методический подход к количественной оценке процесса цифровой трансформации маркетинга, в частности: нет критериев адаптации персонала компании, занимающегося маркетинговой деятельностью, к цифровой среде. Кроме того, не разработаны показатели для измерения эффективности цифровой трансформации маркетинга, и на сегодняшний день цифровизация рассматривается как инструмент улучшения взаимодействия с клиентами, роста продаж, повышения узнаваемости бренда.
6. Сформировалась концепция устойчивого маркетинга и устойчивого потребления как базис устойчивого развития экономики страны и человечества в глобальном масштабе с учетом российской специфики. Процессы цифровизации, активно протекающие в российских компаниях, позволили интегрировать подходы социально-этического, экологического, некоммерческого маркетинга, маркетинга партнерских взаимоотношений в единый подход в целях устойчивого развития компании, повышения ее конкурентоспособности на рынке [12].
Источники:
2. Зимовец А.В., Сорокина Ю.В., Ханина А.В. Анализ влияния пандемии COVID-19 на развитие предприятий в Российской Федерации // Экономика, предпринимательство и право. – 2020. – № 5. – c. 1337-1350.
3. Курочкин А. В. Стратегическое планирование и управление городским развитием в условиях новых социальных и экономических вызовов пандемии COVID-19 // Креативная экономика. – 2020. – № 7. – c. 1207-1220.
4. Дробот Е.В., Макаров И.Н., Назаренко В.С., Манасян С.М. Влияние пандемии COVID-19 на реальный сектор экономики // Экономика, предпринимательство и право. – 2020. – № 8. – c. 2135-2150.
5. Волошин А.А. Мировая экономика в условиях пандемии коронавируса // Креативная экономика. – 2020. – № 10. – c. 2205-2222.
6. Лозенко В.К., Михеев Д.В., Сухарева Е.В., Шиндина Т.А. Оценка индексов устойчивого развития оптовых генерирующих компаний России // Вопросы экономики и права. – 2018. – № 12. – c. 101-110.
7. Осама Али Маер, Мун Д.В., Фатма Джиха Ответные меры на пандемию COVID-19: экономика и здравоохранение экономически развитых и развивающихся стран // Экономические отношения. – 2020. – № 4. – c. 981-998.
8. Печаткин В.В. Формирование и развитие цифровой экономики в России как стратегический приоритет развития территорий в условиях пандемий // Вопросы инновационной экономики. – 2020. – № 2. – c. 837-848.
9. Торкановский Е.П. Автаркия 2.0: глобальная экологическая повестка, пандемия COVID-19 и новая нормальность // Экономические отношения. – 2020. – № 3. – c. 663-682.
10. Ерохина Е.В., Джергения Ю.Б. Угрозы реализации национальных интересов Российской Федерации в период после пандемии // Экономическая безопасность. – 2020. – № 3. – c. 259-272. – doi: 10.18334/ecsec.3.3.110681.
11. Левина Е.В., Пак О.А. Обеспечение роста благосостояния граждан в условиях цифровой экономики и больших вызовов пандемии коронавирусной инфекции COVID-19 – первостепенная задача государства // Экономика и социум: современные модели развития. – 2020. – № 2. – c. 219-232.
12. Скоробогатых И.И., Лукина А.В., Мусатова Ж.Б. Концепция устойчивого маркетинга // Вестник Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова. – 2013. – № 4(58). – c. 5-17.
13. Щепакин М.Б., Хандамова Э.Ф., Кривошеева Е.В., Иванов Д.Н. Маркетинговый имплант как инструмент управления развитием бизнеса в условиях обострения противоречий разного характера // Актуальные вопросы хозяйственной практики. – 2017. – № 4. – c. 80-98.
14. List of countries by social security expenditure. [Электронный ресурс]. URL: https://ru.qaz.wiki/wiki/List_of_countries_by_social_welfare_spending (дата обращения: 15.03.2021).
15. Доклад о деятельности и развитии социально ориентированных некоммерческих организаций. [Электронный ресурс]. URL: https://www.economy.gov.ru/material/departments/ (дата обращения: 01.09.2021).
16. Показатели мирового развития. Ежегодная статистика. [Электронный ресурс]. URL: https://trendeconomy.ru/ (дата обращения: 12.09.2021).
17. Гришина Е.Е. Эпидемиологический кризис 2020 года: материальное положение населения и меры поддержки // Народонаселение. – 2021. – № 1.
18. Доклад о человеческом развитии в Российской Федерации: Цели устойчивого развития ООН и Россия». [Электронный ресурс]. URL: https://ac.gov.ru/files/publication/a/11068.pdf (дата обращения: 25.10.2021).
19. Макроэкономические исследования. Обзоры. [Электронный ресурс]. URL: https://be5.biz/makroekonomika/gdp/br.html (дата обращения: 22.10.2021).
20. Евростатистика. Обзор. [Электронный ресурс]. URL: https://www.spbstu.ru/upload/inter/indicators-europe-2020-r-d-innovation.pdf (дата обращения: 23.10.2021).
21. Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года. [Электронный ресурс]. URL: https://unctad.org/system/files/official-document/ares70d1_ru.pdf (дата обращения: 21.10.2021).
22. Глобальное исследование потребительского поведения за 2019 год, PWC. [Электронный ресурс]. URL: https://www.pwc.ru/ru/publications/iot/iot-in-russia-research-rus.pdf (дата обращения: 21.10.2021).
Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:59:43