Состояние и тенденции развития экономических отношений между Бенином и Нигерией

Нуше Коджо Гиврэ1
1 Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова

Статья в журнале

Экономические отношения
Том 11, Номер 3 (Июль-сентябрь 2021)

Цитировать:
Нуше Коджо Гиврэ Состояние и тенденции развития экономических отношений между Бенином и Нигерией // Экономические отношения. – 2021. – Том 11. – № 3. – С. 505-520. – doi: 10.18334/eo.11.3.113422.

Аннотация:
В статье рассматривается динамика развития экономических отношений между Бенином и Нигерией. Проведен анализ экономических отношений, которые строились между народами этих стран ещё до колониального периода. Членство в организациях региональной интеграции также влияет на экономическую политику стран, что находит отражение в двусторонних экономических отношениях. На основе статистических данных, автором сделаны выводы о влиянии протекционизма Нигерии на неформальную торговлю между странами. Автором выявлена тенденция развития экономических отношений между странами с учетом последних реформ в Бенине и решений правительств двух стран. В конце статьи, автором были предложены стратегии для построения взаимовыгодных экономических отношений между Бенином и Нигерией.

Ключевые слова: экономика, экономические отношения, Бенин, Нигерия, неформальная торговля, экономическое развитие

JEL-классификация: F13, F15, F42



Введение

В отличие от людей, страны не имеют никакого выбора, о том, кто их соседи. Извечное изречение: хороший сосед — это благословение, а плохой - проклятие, - по-прежнему остается в силе. Расположение стран зависит от истории и географии, и они определяют характер, характеристики и состав государств. Границы африканских стран установили колонизаторы на Берлинской конференции 1884 года. [3] После обретения африканскими странами независимости в 1960-х годах, эти границы сохранились.

В Западной Африке, Бенин граничит с 4 странами, среди которых Нигерия (3 остальных Буркина Фасо, Того и Нигер), которая является первой экономикой в Африке и с которой Бенин имеет 809 км границы. Эта граница играет решающую роль в экономике Бенина. Население Нигерии, насчитывающее около 200 миллионов человек [20], почти в 20 раз больше, чем в Бенине (12,5 млн чел.), а разница в валовом внутреннем продукте (ВВП) еще больше: объем производства Нигерии почти в 30 раз больше, чем в Бенине, что отражает нефтяное богатство Нигерии, а не более высокий уровень жизни [1] [19].

Отношения Бенина и Нигерии играют важную и особую роль в экономике Бенина. Как таковые, они давно стали предметом всесторонних исследований различных авторов, в частности, в Лаборатории регионального анализа и социальной экспертизы (LARES). С 2016 года правительство Бенина старается улучшить деловой климат в стране и увеличить объем внешней торговли. Эти реформы дали некоторые результаты для торговли между Бенином и Нигерией. Но многое остается делать. Цель этого исследования – провести анализ экономических отношений между Бенином и Нигерией. В качестве новизны можно предложить ряд стратегий, которые необходимо принять Бенином для улучшения экономических отношений с Нигерией.

Исторические и экономические отношения между Бенином и Нигерией

Бенин и Нигерия имеют глубокие исторические экономические связи, отражающие их географическую и культурную близость. Обе страны имеют несколько языков и национальностей. Торговля внутри региона возникла еще до колониального периода. Колониальные границы между Бенином (ранее Дагомея) и Нигерией в значительной степени сохранялись в качестве национальных границ, когда страны обрели независимость в 1960-х годах. Эти границы искусственно разделяли людей, имеющих сходные культурные корни. Несмотря на это, в большинстве случаев, эти люди игнорировали и продолжают игнорировать официальные границы в своих социальных отношениях. Как описывает Исяку (Isyaku, 2017, с. 210–213) [9]: «Традиционные правители всегда отказывались мириться с этой ситуацией [разделением]. Социокультурным отношениям между двумя государствами еще больше способствует тот факт, что группы йоруба, занимающие сопредельные населенные пункты заявляли о своем общем происхождении от Иле-Ифе [2], говорили на диалектах одного языка и обладали схожими политическими, социальными и религиозными институтами. Экономические связи, особенно торговые пути и рынки, способствуют такому культурному единообразию».

Западноафриканский экономический и валютный союз (ЗАЭВС), группа преимущественно франкоязычных стран, членом которой является Бенин (а англоязычная Нигерия не является), установил единый внешний тариф (ЕВТ) в 2001 году, который снизил импортные пошлины для большинства для стран-членов, но повысили их для Бенина (и Того), особенно для таких товаров как ткань, рис и другие важные реэкспортные товары (Soulé, 2000) [11]. И Бенин, и Нигерия являются членами более крупной региональной группы Экономического сообщества западноафриканских государств (ЭКОВАС), в которую входят как франкоязычные, так и англоязычные страны Западной Африки. ЭКОВАС далеко продвинулся в региональной интеграции, чем ЗАЭВС. [10] Некоторые совместные региональные усилия продвинулись вперед, особенно в политической сфере, но Нигерия достаточно велика и не видит необходимости в координации политик со своими гораздо более мелкими соседями, что иногда препятствовало усилия ЭКОВАС по гармонизации (Hoffman and Melly, 2018) [6]. После многочисленных отсрочек, ЭКОВАС согласился на ЕВТ в 2013 году. Хотя Нигерия входит в число стран, которые приняли ЕВТ в теории, на практике она не полностью реализовала этот режим или воспользовалась положениями об исключении, которые допускают более высокий уровень защиты. Таким образом, ряд импортных товаров из Нигерии облагается пошлинами, которые превышают максимум 35% ЭКОВАС, и остается список товаров, подлежащих прямому запрету. Результатом такой ситуации является незаконный ввоз многих продуктов в Нигерию из других приграничных стран, особенно из Бенина.

Отношения между Бенином и Нигерией начались задолго до колониальной эпохи. Присутствие нескольких этнических групп на двух территориях способствует торговле между населением двух стран. Бенин и Нигерия являются частью ЭКОВАС, субрегиональной организации, которая способствует интеграции. Даже если странам сложно в полной мере реализовать решения этой организации, они много раз демонстрировали свое решение строить добрососедские отношения. Но в этих отношениях не обошлось и без конфликтов, поскольку большая часть торговли между двумя странами является незаконной. Что, следовательно, оказывает давление на экономики двух стран.

Причины неформальной торговли: повсеместные искажения в Нигерии стимулируют контрабанду

Самым важным источником неформальной торговли Бенина является неэффективная экономическая политика Нигерии, которая создает у торговцев стимулы для получения прибыли, обходя её. Нигерия пыталась сохранить свою промышленную и сельскохозяйственную базу за счет импортозамещения, но это в значительной степени способствовало неэффективности и стимулам для уклонения от этого.

Доминирование неформального сектора и искусственный характер национальных границ в Западной Африке также являются важнейшими причинами неформальной торговли. Повсюду в Западной Африке, и особенно в Бенине, неформальный сектор составляет примерно 50% ВВП и 90% занятости. Рост неформального сектора, включая ИКТ, является как причиной, так и следствием слабости формального сектора.

Чтобы уменьшить влияние неформальной торговли и защитить местный рынок, проводится протекционистская политика в Нигерии. Но эта политика, поскольку она не сопровождается адекватными реформами, укрепляет неформальный сектор, а не ослабляет его. В Нигерии уже давно существуют одни из самых ограничительных импортных барьеров в мире, включая очень высокие пошлины и запреты на импорт, в то время как Бенин (и Того) сознательно поддерживают низкие импортные налоги, чтобы усилить свою роль пунктов реэкспорта товаров в Нигерию (Igué and Soulé, 1992) [7]. В таблице 1 показаны текущие ограничения Нигерии на импорт некоторых ключевых продуктов реэкспортной торговли.

Таблица 1: Состояние импортных барьеров Нигерии для отдельных продуктов, ставки налога на импорт (%) и запреты

Источник: Составлено автором на основе данных Управление международной торговли США [16] и Торгового представителя США в Нигерии [17]

Товары
Пошлины (в %)
Пиво
Запрещено
Ткань и одежда
45/ Форекс запрет**
Мясо птицы
Запрещено
Рис
120***
Сахар
80
Пшеничная мука
100
Сигары и сигареты
135
Табак и другие табачные изделия
85
Подержанные автомобили*
Запрещено / 70
Растительное масло
Запрещено
* Максимальный возраст запрещенных к ввозу автомобилей составляет 15 лет. Кроме того, с 2016 года запрещен ввоз через сухопутные границы.

** Запрещено использование официального валютного рынка.

*** Ввоз риса через сухопутные границы запрещен с 2013 года.

Несмотря на запрет на ввоз автомобилей, правительство Нигерии посредством своего Плана развития автомобильной промышленности, принятого в октябре 2013 года, позволяет компаниям, производящим или собирающим автомобили в Нигерии, импортировать по одному автомобилю на каждое, произведенное в Нигерии.

В отличие от Бенина (и Того), Нигерия активно продвигала отечественную обрабатывающую промышленность и сельскохозяйственную промышленность посредством импортозамещения, что, к сожалению, обычно приводило к крайне неэффективному производству, а влиятельные группы интересов выступали за постоянную защиту. Хотя Нигерия провела либерализацию некоторых секторов в рамках усилий ЭКОВАС по гармонизации, включая сокращение количества товаров, подпадающих под запрет на импорт. Например, в 2015 году Нигерия сняла запрет на импорт текстиля (ткани и одежды), но затем подняла импортные пошлины до 45% в 2016 году и включила текстильные изделия в список товаров, которые нельзя торговать на официальном валютном рынке, что фактически увеличило операционные издержки за счет фактического дополнительного налога на импорт до такой степени, что неофициальный обменный курс имеет тенденцию обесцениваться по сравнению с официальным курсом. [14]

Налоги на импорт товаров для внутреннего потребления в Бенине в основном ниже, чем в Нигерии. С появлением ЕВТ ЭКОВАС в 2015 году эти различия уменьшились для многих товаров, но для товаров предназначены для внутреннего потребления и других товаров, подлежащих особой защите в Нигерии, остаются большие пробелы. Кроме того, импортные пошлины в Бенине в значительной степени не имеют отношения к неофициальной торговле с Нигерией, поскольку товары, предназначенные для реэкспорта в Нигерию, в основном импортируются через специальные режимы транзита и реэкспорта с очень низкими налоговыми ставками.

Макроэкономическая политика, особенно политика обменного курса, является одним важным фактором, стимулирующим трансграничную торговлю с Нигерией. Экономика Нигерии сильно зависит от нефти и, следовательно, подвержена потрясениям из-за колебаний мировых цен на нефть. Недавняя рецессия в Нигерии в 2015–2017 годах, связанная с резким падением мировых цен на нефть, является наглядным примером побочных эффектов макроэкономических изменений в Нигерии для Бенина. Рецессия в Нигерии и обесценивание обменного курса черного рынка стали основными причинами резкого спада неформальной трансграничной торговли Бенина в 2016–2017 годах. Нигерия давно не увязывала внутренние и мировые цены на топливо и установила очень низкие внутренние цены, тогда как Бенин в значительной степени выровнял внутренние цены с мировыми ценами. На графике 1 показан уровень официальных цен на бензин в Бенине и в Нигерии.

График 1: Средние официальные цены на бензин в Бенине и Нигерии, Июнь 2019 – Август 2021 г. (Долл. США за литр)

Источник: Составлено автором на основе данных Statista и др. [12] [18]

Цены на бензин в Нигерии всегда ниже, чем в Бенине, и такая тенденция продолжается уже три десятилетия. Это объясняется, тем фактом, что бензин в Нигерии субсидируется. Кроме того, цены искусственно поддерживаются на низком уровне и не соответствуют ценам на международном рынке. Официальные цены в Бенине соответствуют ценам на международном рынке и выше, чем в Нигерии. Это создает климат, благоприятствующий контрабанде бензина из Нигерии в Бенин. Аналогичные различия существуют и для других нефтепродуктов, хотя для дизельного топлива этот разрыв меньше. Таким образом, изменения отпускных цен в Нигерии отражаются и на продажных ценах в Бенине. Следовательно, подавляющее большинство бензина, продаваемого в Бенине, импортируется нелегально, поскольку отпускная цена на контрабандный бензин значительно ниже, чем на заправочных станциях. Этот сектор предлагает большое количество неформальных рабочих мест и представляет собой основной источник дохода для значительной части населения.

Неблагоприятный деловой климат в Нигерии и особенно плохо функционирующие порт и таможня также повышают привлекательность порта Котону (Бенин) как перевалочной базы. Таблица 2 сравнивает Бенин и Нигерию по некоторым критериям категории «международная торговля» на основе показателей Всемирного банка «Ведение бизнеса».

Таблица 3: Показатели упрощения процедур торговли, Бенин и Нигерия, 2020

Источник: Составлено автором на основе данных Всемирного Банка Doing Business 2020. [15]


Общий рейтинг международной торговли (190 стран)
Время на импорт: соблюдение границ (часы)
Время на импорт: документальное соответствие (часы)
Бенин
110
82
59
Нигерия
179
242
120
Всемирный банк считает Нигерию одной из худших в мире по легкости трансграничной торговли, занимая 179-е место из 190 стран, несмотря на усилия по улучшению работы портов. Рейтинг Бенина посредственный, на 110-м месте в мире, но намного лучше, чем у Нигерии. Соответственно, время прохождения пограничных и документальных процедур примерно в три раза больше в Нигерии чем в Бенине. Различные исследования документально подтвердили более высокую эффективность порта Котону (Бенин) по сравнению с Нигерией (Ezeoha et al., 2019) [4], частично мотивированными усилиями Бенина по повышению своего статуса реэкспортной базы.

Бенин действительно превосходит Нигерию в функционировании портов, но порт Котону все еще далек от передовой мировой практики. Это тоже самое для других аспектов деловой среды, где Бенин часто оказывается ниже Нигерии. В целом Бенин занимает 149-е место в рейтинге Doing Business, что немного хуже, чем 131-е место Нигерии. [15] Бенин особенно плохо справляется с такими важными сферами, как электроснабжение и исполнение контрактов.

Короче говоря, институты по упрощению процедур торговли в Бенине работают лучше, чем в Нигерии, но в целом деловой климат Бенина оставляет желать лучшего. С 2016 года проводятся широкие реформы для улучшения показателей во всех секторах, особенно в энергетическом секторе и улучшении делового климата.

Состояние и перспективы экономических отношений

С августа 2019 года по декабрь 2020 года Нигерия в одностороннем порядке закрыла границы со своими соседями, которыми являются Бенин, Нигер и Камерун. [8] Это решение противоречит всем договорам о свободной торговле и свободному перемещению товаров и людей, подписанным в ЭКОВАС. Что еще более удивительно, решение Нигерии было принято всего через несколько недель после официального присоединения к континентальной зоне свободной торговли Африки. Учитывая большую зависимость экономики Бенина от экономики Нигерии, в Бенине ожидались ужасные последствия. Но страна оказала большое сопротивление. По данным Всемирного банка, закрытие границ с Нигерией нанесло «серьезный удар по экономической активности Бенина». Этот показатель «снизился до 6,4% в 2019 году по сравнению с 6,7% в 2018 году или темпом роста ВВП на душу населения 3,5%», - отметил Банк, признав «относительную устойчивость». Причина этой прочности заключается в том, что, с 2016 года правительство Бенина приложило много усилий, чтобы модернизировать свои таможенные службы и усилить борьбу с таможенным мошенничеством, чтобы контрабанда не влияла на показатели экономики Бенина. В сентябре 2020 года Главное таможенное управление Бенина объявило, что за первые восемь месяцев года его показатель выполнения составил 75% по сравнению с первоначальными прогнозами, в то время как МВФ в своем обзоре присвоил Бенину максимум 60%.

Следует помнить, что в апреле 1984 г. при том же президенте Мухаммаду Бухари, Нигерия также закрыла свои границы с Бенином. Тогда, влияние на молодую экономику Бенина было весьма ощутимым.

С 2016 года Бенин стремится уменьшить свою зависимость от Нигерии и мобилизовать больше внутренних налоговых поступлений. Ряд реформ привел к изменению структуры экономики Бенина, таким как, например, увеличение внутренних налоговых поступлений, которые приносят в государственную казну столько же ресурсов, сколько и таможенные поступления. Действительно, согласно квартальному отчету о конъюнктуре, опубликованному Главным отделом экономики Министерства экономики и финансов в апреле 2020 года, налоговые поступления в четвертом квартале 2019 года, следовательно, после закрытия границ превышают на 43% таможенные сборы. [13]

Официально контролируется около ста километров границы между Бенином и Нигерией. Остальное в основном пористое. Сегодня оба государства не могут позволить себе наблюдение, которое могло бы остановить контрабанду. Следствием закрытия границы в Нигерии стало повышение цен на ввозимый контрабандой рис на нигерийском рынке, как и на большинство основных продуктов питания. Причина в том, что закрытие границ не остановило деятельность. Более того, уровень инфляции в Нигерии достиг почти 15%, что является одним из самых высоких уровней за последние три года. Это доказательство того, что Нигерия также пострадала от последствий своей собственной протекционистской меры.

Как и в любых отношениях, в отношениях Бенина и Нигерии были свои взлеты и падения. Последние события доказывают зависимость Бенина от Нигерии, несмотря на усилия Бенина по наведению порядка в экономике. Они также подчеркивают тот факт, что Нигерия должна пересмотреть процесс принятия решений, когда речь идет об отношениях со своими соседями, чтобы не стать жертвой последствий своих собственных решений. Несмотря на эту ситуацию, рынок Нигерии предоставляет Бенину новые возможности. Около ста километров отделяют порт Котону от Лагоса, экономической столицы Нигерии с 20-миллионным населением, полностью перегруженной и зараженной коррупцией. И Нигерия, и Бенин должны провести многочисленные реформы для улучшения торговых отношений между ними.

Необходимые реформы для построения взаимовыгодных отношений

Будущее торговых отношений Бенина и Нигерии зависит от предполагаемых стратегий улучшения торговых отношений с Нигерией и сохранения конкурентоспособности экономики Бенина по сравнению с ее восточным соседом. Эти стратегии касаются как административных органов, так и самих экономических субъектов.

Что касается стратегий, которые должно быть принято правительством Бенина, мы можем определить:

· Лучшая организация экономики Бенина вокруг многообещающих секторов, таких как укрепление экономики услуг, для чего людям, живущим в Нигерии (включая управленческий персонал ЭКОВАС и международные учреждения), понадобится Бенин (эффективные учебные заведения, эталонные медицинские центры, ультрасовременные медицинские учреждения). система связи с инновационной и эффективной финансовой системой и т. д.).

· Улучшение и продвижение сельскохозяйственных секторов, пользующихся большим спросом в Нигерии, включая соевые бобы, кукурузу, ананасы и животноводство.

· Лучшая организация участников этой экономики, которые в настоящее время пытаются проникнуть на нигерийский рынок. Объединить этих участников в кооперативы для каждого многообещающего сектора, чтобы наладить связи с нигерийскими экономическими операторами, чтобы лучше согласовывать условия продажи бенинских продуктов в Нигерии.

· Создание новых инструментов двустороннего сотрудничества. Важно, чтобы эти инструменты сотрудничества положили конец преследованию торговцев, чтобы вдоль границы была создана новая инфраструктура, такая как центральные офисы закупок и складские помещения, а также чтобы очистить дорожные переходы и т. д.

· Создание нового торгового наблюдательного центра Бенин-Нигерия, которое стало необходимым и неотложным, чтобы лучше отслеживать влияние политики, проводимой соседними странами, на развитие Бенина.

Различные экономические субъекты, которые хотели бы вести бизнес в Нигерии, очень мало знают о стране и о том, как функционирует ее рынок. Чтобы исправить это, бенинским экономическим операторам жизненно важно сделать следующее:

· Создать механизм консультаций и партнерства между торговыми палатами двух стран, чтобы решить проблемы восприимчивости, связанные с взаимным недоверием. Бенинские экономические операторы также должны участвовать в инициативах, объединяющих экономических субъектов в регионе.

· Создать ассоциации трансграничного сотрудничества с участием всех экономических субъектов, действующих в приграничных коридорах, с целью повышения безопасности и облегчения передвижения людей и товаров.

· Лучше информировать предпринимателей в Бенине о том, как работают нигерийские компании, и о стратегиях выхода на рынок. Предприниматели также должны согласиться на корректировку своих цен на бенинском рынке, чтобы лучше реагировать на нигерийскую конкуренцию.

Торговые отношения Бенина и Нигерии останутся динамичными, несмотря на кризисы, затронувшие Нигерию, и реформы, проводимые в стране. Такой динамизм объясняется двумя причинами. Во-первых, это близость к столице страны Лагосу, население которой больше, чем в Бенине. (Речь идет о городской местности, где покупательная способность населения всегда выше, чем у бенинцев, независимо от того, насколько падает найра). [5] Вторая причина заключается в том, что реформы, проводимые в Нигерии, не всегда учитывают тот факт, что статистические данные в этой стране являются приблизительными, что приводит к довольно большой марже, которую можно зафиксировать через местные отношения.

Нигерийцы это прекрасно понимают, поэтому на общественном уровне все интересуются отношениями Бенина и Нигерии. Но для того, чтобы эти отношения функционировали должным образом, Бенину необходимо внимательно следить за всеми событиями, происходящими в Нигерии, и соответствующим образом корректировать свою дипломатическую экономическую политику.

Заключение

Из всего вышесказанного можно сказать, что, большая часть экономики Бенина находится под чарами политики и институтов его гигантского соседа Нигерии. Сила Нигерии как крупнейшей экономики на африканском континенте, к сожалению, искажается ресурсным проклятием зависимости от нефти в условиях слабых институтов. Между Бенином и Нигерией сложились довольно нездоровые, даже паразитические отношения. Рента за ресурсы в Нигерии в конечном итоге передается Бенину через контрабанду.

Бенин разработал сложную институциональную структуру для поддержки своей роли центра контрабанды в Нигерию. В результате складская торговля превратилась в одну из крупнейших отраслей Бенина. Эта торговля может быть довольно прибыльной как для участников, так и для правительства Бенина, которое получает от нее значительные доходы. Налоговые органы Бенина балансируют приоритетность получения дополнительных доходов с стимулированием роста этой торговли.

Однако эти преимущества неформальной приграничной торговли для Бенина очень хрупки, поскольку зависят от капризов экономической политики Нигерии. Неоднократное закрытие границы - зловещая демонстрация способности Нигерии “прекратить” реэкспортную торговлю, если она того пожелает. Точно так же, если Нигерия когда-либо действительно гармонизирует свою торговую политику в рамках ЭКОВАС, смысл этой торговли в значительной степени исчезнет. Возможно, более серьезную проблему вызывает уязвимость Бенина перед макроэкономическими потрясениями, исходящими из Нигерии. Недавнее резкое падение импорта большей части складочных продуктов в Бенине связано, в первую очередь, с рецессией в Нигерии, а не с закрытием границ.

В более широком плане можно утверждать, что процветание неформальной торговли замедлило развитие Бенина. Большие финансовые выгоды от реэкспорта снизили стремление правительства стимулировать производительную экономическую деятельность. Соблазн ренты на искаженных рынках Нигерии усугубляет культуру коррупции и уклонения от уплаты налогов, что не способствует продуктивной экономике.

Комбинация Бенина формальных и неформальных институтов, поддерживающих складскую торговлю, довольно сложна и эффективна в достижении цели продвижения Бенина как центр неформальной торговли. Проблема в том, что политика развития, ориентированная на неформальность и контрабанду, нерациональна. [1] [2] Таким образом, задача Бенина состоит в том, чтобы направить свою очевидную энергию и творческий потенциал в более жизнеспособном направлении. Именно с этой целью правительство Бенина с 2016 года реализовало серию реформ, направленных на снижение воздействия контрабанды на экономику в целом и зависимости от Нигерии. Последние реформы должны позволить экономике Бенина стать более конкурентоспособной в субрегионе и стимулировать местное производство.

Бенин имеет хорошие возможности для дальнейшего использования в качестве регионального торгового и сервисного центра для легальной торговли и услуг, благодаря своей близости к Нигерии и связям со странами, не имеющими выхода к морю, на севере. Более того, если Бенин перейдет от контрабанды к официальной торговле, могут открыться возможности для сотрудничества с Нигерией.

[1] Согласно официальным данным Всемирного банка, валовой внутренний продукт (ВВП) Бенина в 2020 году составил 15,65 миллиарда долларов США. Стоимость ВВП Нигерии в 2020 году составила 432,30 миллиарда долларов США, что составляет 0,38 процента мировой экономики.

[2] Иле-Ифе — город-государство на юго-западе современной Нигерии, впоследствии центр государственности народа йоруба, одного из крупнейших народов Зап. Африки (ife на языке йоруба имеет значение «экспансия»).


Источники:

1. Захарова Н.В. Формирование инновационной экономики и инновационных систем стран Европейского союза. / Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук. - М., 2010. – 46 c.
2. Захарова Н.В. Формирование инновационной экономики и инновационных систем стран Европейского союза. / Диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук. - М., 2010. – 380 c.
3. Берлинская конференция. Википедия. [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B5%D1%80%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%84%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%BD%D1%86%D0%B8%D1%8F_(1884) (дата обращения: 28.07.2021).
4. Ezeoha A., Okoyeuzu C., Onah E., Uche C. Second Hand Vehicle Markets in West Africa: A Source of Regional Disintegration, Trade Informality and Welfare Losses // Business History. – 2019. – № 1. – p. 187-204.
5. Golub S.S., Mbaye A.A. Benin’s Informal Trade with Nigeria, Benin Institutional Diagnostic. Economic Development and Institutions. - 2019. - WP19/BID09
6. Hoffman L.N., Melly P. Incentives and Constraints of Informal Trade Between Nigeria and its Neighbors. West African Papers No. 16. Sahel Research Group, University of Florida and OECD. - 2018
7. Igué J.O., Soulé B. L’État Entrepôt au Benin : commerce informel ou solution à la crise ?. - Paris: Éditions Karthala, 1992.
8. Impacts Economiques de la fermeture des frontieres Benin-Nigeria. Institut National de la Statistique et de l’Analyse Economique. Document N°DSEE2020DT05. - 2020
9. Isyaku S.S. A Legacy of Peaceful Coexistence: Historico-Political and Economic Perspectives of Nigeria-Benin Relations // International Journal of Arts and Humanities Bahir Dar-Ethiopia. – 2017. – № 1. – p. 2008-2020. – doi: 10.4314/ijah.v6i1.17.
10. Mbaye A.A., Golub S.S., Gueye F. Formal and Informal Enterprise in Francophone Africa: Analysis and Policies for a Vibrant Private Sector. University of Cape Town Press. - Cape Town. - 2019
11. Soulé B.G. Prospects for Trade Between Nigeria and its Neighbors. Club du Sahel. OECD. - document SAH/ISAM. - 2000
12. Average petrol price in Nigeria. Statista. [Электронный ресурс]. URL: https://www.statista.com/statistics/1166124/average-petrol-prices-in-nigeria (дата обращения: 28.08.2021).
13. Benin, les leçons de résilience face au géant nigérian, Fiacre Vidjingninou. Jeune Afrique. [Электронный ресурс]. URL: https://www.jeuneafrique.com/1093936/economie/benin-les-lecons-dune-resilience-face-au-geant-nigerian (дата обращения: 10.08.2021).
14. Trade and Exchange Department, TED/FEM/FCP/GEN/01/010. Central Bank of Nigeria. [Электронный ресурс]. URL: https://www.cbn.gov.ng/out/2015/ted/ted.fem.fpc.gen.01.011.pdf (дата обращения: 20.07.2021).
15. Doing Business. [Электронный ресурс]. URL: https://www.doingbusiness.org/content/dam/doingBusiness/pdf/db2020/Doing-Business-2020_rankings.pdf (дата обращения: 27.06.2021).
16. Import Tariffs. Trade.gov. [Электронный ресурс]. URL: https://www.trade.gov/knowledge-product/nigeria-import-tariffs (дата обращения: 29.08.2021).
17. National Trade Estimate Report on Foreign Trade Bariers, United States Trade representative. Ustr.gov. [Электронный ресурс]. URL: https://ustr.gov/sites/default/files/files/reports/2021/2021NTE.pdf (дата обращения: 29.08.2021).
18. Quel est le prix de l’essence au Benin. Combien coute. [Электронный ресурс]. URL: https://www.combien-coute.net/essence/benin (дата обращения: 28.08.2021).
19. Benin and Nigeria GDP. Trading Economics. [Электронный ресурс]. URL: https://tradingeconomics.com/benin/gdp (дата обращения: 10.08.2021).
20. Nigeria Population. Worldometers. [Электронный ресурс]. URL: https://www.worldometers.info/world-population/nigeria-population/#:~:text=The%20current%20population%20of%20Nigeria,the%20latest%20United%20Nations%20data (дата обращения: 05.08.2021).

Страница обновлена: 17.09.2021 в 10:31:30