Рецензия на монографию «Становление сетевой идентичности личности в условиях виртуальной образовательной среды» (Москва, 2021 – Пахтусова Н.А., Уварина Н.В., Савченков А.В.)
Котлярова И.О.1
1 Южно-Уральский государственный университет, Россия, Челябинск
Скачать PDF | Загрузок: 4
Статья в журнале
Информатизация в цифровой экономике (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 2, Номер 1 (Январь-март 2021)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=49246372
Как известно, проблема изучения взаимозависимости виртуальных пространств и развития идентичности является одной из ключевых для современной психологии. Виртуальные пространства как специфические внешние условия могут помочь раскрыть механизмы развития идентичности. В условиях современности виртуальная среда, будучи порождением культуры, выступает новой средой деятельности человека. Особенно под воздействием бурного развития информационной среды оказалась молодежь, для которой Интернет уже стал основным пространством для различного рода социальных взаимодействий.
Данное исследование – пример глубокого изучения актуальной проблемы, так как изучение взаимозависимости виртуальных пространств и развития идентичности может обогатить оба этих феномена. Виртуальные пространства как специфические внешние условия могут помочь раскрыть механизмы развития идентичности. Знания об особенностях идентичности пользователей виртуальных образовательных пространств увеличат эффективность их функций. Рассмотрение проблемы идентичности с опорой на социальное познание личностью социальной реальности и смысловые структуры позволит наиболее полно изучить влияние виртуальных пространств на специфику построения «Я» личностью, на интеграцию внешних условий и внутренних процессов. Вопрос интеграции конструирования социальной реальности и самоконструирования наименее изучен в современных исследованиях.
Авторами сформулирована точка зрения, что если образовательная среда организации мобильна, насыщена, обладает высокой степенью коммуникации, построена в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся, то она повлияет на становление социальных стандартов, ролей и принадлежности к определенным референтным группам, стабилизации социально-групповых категорий, что позитивно отразится на позитивной личностной идентичности.
Работа выполнена на высоком уровне, так как выяснено, что виртуальное образовательное пространство способно структурироваться, регулировать параметры как систему факторов (состав группы, моделирование содержания и информационно-коммуникативных технологий, формирование эффективной системы коммуникации), влияющих на степень и комфортность обучения молодых людей, и следовательно, процессуальный аспект успешной сетевой идентичности и социализации в целом. Фокус образовательного процесса перемещается на самого обучающегося, а содержание становится лишь своеобразным полем, которое увеличивает шансы, инициирует образовательный запрос и способно взращивать новые качества личности.
Значимость монографического труда неоспорима. По результатам эмпирического исследования авторам удалось выделить три типа сетевой идентичности, различающихся по выраженности компонентов сетевой идентичности. Первый тип характеризуется высокими значениями сетевой идентичности по всем компонентам сетевой идентичности, следовательно, его можно назвать типом устойчивой сетевой идентичности. Второй тип характеризуется низкими значениями сетевой идентичности по всем компонентам сетевой идентичности, следовательно, его можно назвать типом ситуативной сетевой идентичности. Третий тип характеризуется низкими значениями сетевой идентичности по поведенческому и потребностно-мотивационному компонентам сетевой идентичности, но крайне высокими значениями по ценностно-смысловому компоненту и средними – по эмоциональному компоненту. Этот тип можно назвать типом экзистенциальной сетевой идентичности, так как для людей такого типа в Интернет-пространстве более всего важны смыслы, цели, убеждения, ценности, отношение к себе, самопринятие и самоуважение. Также оказалось, что выделенные типы сетевой идентичности существенно различаются по ценностным ориентациям и используемым Интернет-ресурсам.
Подводя итоги, считаю необходимым отметить, что не подлежит сомнению востребованность монографии данного авторского коллектива. Она хорошо «вписывается» в учебный процесс и может быть рекомендована ученым, изучающим проблемы сетевой идентичности личности.
Страница обновлена: 26.11.2024 в 13:05:15