Conceptual problems of cluster-network structures in the dairy subcomplex

Anishchenko A.N.1
1 Институт проблем рынка Российской академии наук, Russia

Journal paper

Food Policy and Security (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 8, Number 4 (October-December 2021)

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=48023323
Cited: 1 by 24.01.2023

Abstract:
The results of the conducted research in the field of fundamental problems of cluster-network structures in the dairy subcomplex amidst global challenges and threats are presented. The article considers the world trends in the development of the cooperative movement in the subcomplex, as well as the best domestic experience in the development of industrial cooperation. In conclusion, the conceptual problems, which regional milk producers in the formation of cluster structures face, are scientifically based. The results obtained will allow to develop a set of differentiated measures, directions and tools for the development of the dairy subcomplex of the country in further research. ACKNOWLEDGMENTS: The article was prepared within the framework of the state task of the Institute of Market Problems of the Russian Academy of Sciences, the topic of research is "Institutional transformation of economic security in solving socio-economic problems of sustainable development of the national economy of Russia".

Keywords: industry markets, dairy cattle breeding, cluster, production cooperation, state support, efficiency, region, management

Funding:
Статья подготовлена в рамках государственного задания ИПР РАН, тема НИР «Институциональная трансформация экономической безопасности при решении социально-экономических проблем устойчивого развития национального хозяйства России».

JEL-classification: Q13, Q17, Q18



ВВЕДЕНИЕ

Постановка проблемы. Идеи о преимуществах сетевой организации предприятий возникли более 100 лет назад, когда ученые-экономисты обратили внимание на синергетический эффект, достигаемый при объединении и повышении специализации малых предприятий [7] (Porter, 2005). Известно, что в малом бизнесе большинство контрактов заключаются предприятиями с одними и теми же поставщиками и потребителями, это, в свою очередь, форми­рует определенный круг взаимосвязанных предприятий-партнеров, работающих в местных цепочках поставок. Отметим, что такие отношения могут устанавливаться сти­хийно, а могут формироваться целенаправленно.

Цепочки взаимосвязей в международной практике получили название сетей компаний или кластеров предприятий. Кластер представляет собой отраслевую или географическую концентрацию пред­приятий, которая позволяет достичь синергетического эффекта за счет взаимовыгодного взаимодействия компаний со своими поставщиками и создания группы узкоспе­циализированных предприятий [1, 2, 4] (Anishchenko, 2016; Anishchenko, Dudin, 2018). При этом успешное создание сетевой организации возможно даже в том случае, если предприниматели никогда ранее не имели деловых контактов между собой.

В соответствии с общемировой практикой формирование кластеров включает выполнение следующих этапов:

- поиск и привлечение потенциальных участников к формированию кластера и проведение среди них разъяснительной работы по раскрытию потенциальных преимуществ и выгод от кластеризации предприятий;

- разработка общей концепции и стратегии создания и развития кластера как объединения предприятий-партнеров;

- создание пробного (пилотного) проекта с низким уровнем риска для проверки жизнеспособности новой идеи по созданию производственного кластера, который должен включать ряд разделов, таких как создание базовой гипотезы, разработка эксперимента, его запуск и анализ результатов. Например, пилотный проект по внедрению системы «менеджмента качества молока» на молочных фермах участников будущего кластера;

- разработка стратегического бизнес-плана создания и развития кластера на основе анализа стратегического потенциала бизнеса и оценки его возможностей в условиях кластера;

- формирование механизмов саморегулирования партнерских отношений между участниками кластера, включающих совокупность процессов, организационных структур, конкретных форм, методов управления, правовых норм и экспертных регламентов [8, с. 170] (Roy, Tretiak, 2010, р. 170).

На данном этапе исследования поставленной проблемы, необходимо отметить, что многочисленный опыт создания кластеров в молочном скотоводстве различных регионов Российской Федерации свидетельствует о серьезных недостатках, допущенных в процессе кластеризации производителей молока. Прежде всего, это касается отсутствия серьезного научного обоснования при разработке общей концепции и стратегии создания и развития кластера как объединения предприятий-партнеров. Так, например, при создании молочного кластера в Кировской области в качестве основного обоснования его потенциальной эффективности был сделан упор на два фактора: во-первых, перспективность молочного направления региона с учетом имеющихся климатических условий; во-вторых – избыточность производства сырого молока по отношению к объемам его переработки. При этом даже на уровне областной законодательной власти наблюдается негативное отношение к самой идее кластеризации производителей молока на том основании, что в Кировской области уже существуют более 60 племенных хозяйств, которые занимаются производством молока и делают это достаточно успешно без объединения в молочный кластер [5]. Аналогичная ситуация характерна и для других субъектов: Алтайского края, Белгородской и Вологодской областей, Республики Калмыкия и др. [1, 3, 4, 9, 10] (Anishchenko, 2016; Anishchenko, Selimenkov, 2013; Kundius, Fedulova, Kuznetsova, 2011).

Справедливости ради необходимо отметить, что в последнее время стали появляться фундаментальные научные работы в области изучения проблем кластеризации в молочнопродуктовом подкомплексе. Так, например, В.А. Кундиус в своей работе уделил серьезное внимание проработке теоретических аспектов формирования молочно-сырного кластера в Алтайском крае с опорой на прикладные исследования российского рынка сыра и уровня технической оснащенности и износа типовых сыродельных заводов края, была затронута и проблема недостаточно высокого качества молока для изготовления сыров [9] (Kundius, Fedulova, Kuznetsova, 2011). На основе проведенных исследований авторы пришли к заключению, что решение выявленных проблем сыродельных предприятий Алтайского края возможно при условии создания молочно-сырного кластера. Дальнейшие обоснования кластеризации производителей сыра характеризуются чисто гипотетическими предположениями о будущей эффективности кластера: «Молочно-сырный кластер… создаст возможности для инновационного и производственного роста, будет способствовать стимулированию и облегчению формирования нового бизнеса… Выгоды для бизнеса от развития кластера обобщенно состоят в повышении эффективности и снижении издержек в текущей деятельности и освоении рынков, повышении гибкости и инновационного потенциала при создании новых продуктов, технологий» [9, с. 98] (Kundius, Fedulova, Kuznetsova, 2011, р. 98).

Необходимо отметить, что формирование кластеров в молочнопродуктовом подкомплексе в целом способствует повышению произ­водительности труда за счет следующих факторов:

- специализации про­изводства молока внутри кластера, осо­бенно в области применяемых технологий, информатизации производства и обслужива­ния. М. Портер по этому поводу указывал, что «снабжение ресурсами внутри кластера облегчает ком­муникацию, снижает издержки на адаптацию и способствует общему обеспечению вспомогательного или поддерживающе­го обслуживания, такого, как установка, обучение пользователей, устранение неполадок, своевременный ремонт» [7, с. 223] (Porter, 2005, р. 223);

- специализации рабочей силы, т.к. в регионе располо­жения молочного кластера формируется развитый рынок специализированной рабочей силы, что снижает издержки на поиск нужных специалистов, которых часто готовят местные образовательные учреждения. Кроме того, в кластер стекается рабочая сила из других обла­стей и районов;

- расширения доступа участников кластера к необходимой им информации о деятельности конкурентов, за которыми они могут напрямую наблюдать внутри кластера. Широкие возможности для обмена информацией возникают за счет включения в кластер требовательных потребителей. Большую роль играет и личное общение предпринимателей. Актив­ный обмен информацией также обеспечивает перелив кадров внутри кластера.

Говоря о формировании кластерно-сетевых структур в подкомплексе, важно затронуть вопрос эффективности функционирования. Так, эффективность функционирования малого предприятия в кластере, так же как и эффективность функционирования всего молочнопродуктового подкомплекса, зависит от многих факторов. Малые предприятия, объединенные в кластер, становятся особым субъектом молочного рынка, т.е. субъектом рынка выступает не отдельное хозяйство, а их кластер. Поэтому оценка эффективности функционирования кластера должна проводиться как с точки зрения самого кластера, так и с точки зрения входящего в него отдельного хозяйства. Кроме того, эффективность функционирования кластера должна оцениваться и с точки зрения возникающих последствий для всей экономики страны, поскольку успешное функционирование кластера является гарантией сохранения рабочих мест для работающих в молочном скотоводстве. Это означает, что «кластеры представляют собой движущую силу для увеличения экспорта и привлечения иностранных инвестиций» [7, с. 207] (Porter, 2005, р. 207).

Эффективность функционирования малого бизнеса в кластере, с точки зрения национальной экономики, может оцениваться количеством созданных рабочих мест, т.к. появление новых рабочих мест и их сохранение в кластере будет сокращать общую сумму выплат различных пособий из государственного бюджета. С точки зрения отраслевого рынка – показа­телем доли малого бизнеса в выпуске отраслевой продукции. По некоторым международным нормам такой долей могут быть 30% в отраслевом предложении [8, с. 368] (Roy, Tretiak, 2010, р. 368).

Еще одной группой показателей эффективности функционирования клас­тера может выступать наличие общественных объединений, союзов, и организаций, работающих на принципах саморе­гулирования, а также развитие различных форм доверия между участниками кластера, что способствует повышению прозрач­ности коммерческой информации внутри кластера. И наконец, важной группой показателей являются показатели самого малого предприятия (хозяйства) внутри клас­тера. Данные показатели, по нашему мнению, могут составить основу для разработки специальных критериев, по уровню которых можно проводить оценку результативности функ­ционирования молочных кластеров.

Таким образом, эффективность функционирования молочнопродуктового подкомплекса в значительной мере будет зависеть от особенностей пове­дения производителей молока на рынке и структурных параметров самого рынка. При этом эффективность функционирования подкомплекса следует рассматривать как много­уровневую систему, которая включает в себя международный уровень, уровень националь­ной экономики, отраслевой уровень, межотраслевой уровень, а также уровень отдельных субъектов рынка и потребителей. Так, например, на национальном уровне оценку эффективности функциони­рования подкомплекса можно дать в виде увязки ее с реаль­ными темпами роста экономического развития страны.

Методология исследования. С использованием принципов комплексного анализа предпринята попытка концептуальной постановки проблем формирования кластерно-сетевых структур в молочнопродуктовом подкомплексе и разработки в дальнейших исследованиях комплекса дифференцированных мер, направлений и инструментов его развития.

Информационной базой исследования послужили данные Росстата, аналитические материалы Национального союза производителей молока, органов управления агропромышленным комплексом субъектов России, результаты ранее проведенных исследований ученых-экономистов по данной проблематике.

Результаты исследования. Как показал проведенный анализ ранее полученных результатов исследований ученых по данной проблематике, основная проблема, препятствующая переходу от «соперничества к сотрудничеству» малых и крупных предприятий в молочнопродуктовом подкомплексе, по нашему мнению, заключается в негативном отношении большинства индивидуальных предпринимателей (фермеров, хозяйств) к развитию кооперативного движения. Речь идет о низкой степени доверия между производителями молока, сомнениях экспертов о возможности влияния на принятие управленческих решений со стороны членов кооперативов, настороженном отношении предпринимателей к кооперативам. В этих условиях очень важно избежать слепого копирования чужого опыта и максимально учитывать конкретные обстоятельства, складывающиеся в различных регионах и функциональных секторах молочных хозяйств. Среди этих обстоятельств эксперты выделяют следующие:

- уровень взаимного доверия кооператоров;

- степень близости их интересов;

- сложность учета трудового вклада;

- особенности функционирования молочных рынков [4, с. 92].

С целью выявления специфических особенностей развития кооперативов и про­блем, препятствующих такому развитию, а также определения возмож­ных направлений их государственной поддержки было прове­дено анкетирование 538 членов кооперативных предпри­ятий Липецкой области [10] (Khabibullin, 2015). Как показало исследование, по мнению 93% респондентов, расширению масштабов деятельности кооперативов препятствует недостаток денежных средств, 62% респондентов отметили две существенные проблемы: недостаток горюче-смазочных материалов, семян и кормов, а также высокие ставки по кредитам, 30% респондентов указали на диспаритет цен на промышленные ресурсы и продукцию сельского хозяйства (табл. 1).

Таблица 1

Проблемы развития кооперативов Липецкой области

Варианты ответов респондентов на вопрос: «Что мешает расширению масштабов деятельности Вашего кооператива (возможно указать не­сколько вариантов)?»
Доля ре­спонден­тов, %
1. Недостаток денежных средств
93
2. Недостаток горюче-смазочных материалов, семян, кормов
62
3. Высокие ставки по кредитам
62
4. Соотношение цен на промышленные ресурсы и продукцию сель­ского хозяйства
30
5. Несовершенство законодательной базы
28
6. Неэффективная система реализации продукции
20
7. Изношенность техники и построек
7
8. Неэффективная государственная поддержка товаропроизводителей
4
Источник: [10, с. 130–136] (Khabibullin, 2015, р. 130–136).

Также анализ современных тенденций развития кооперации показал, что большое значение экспертное сообщество за рубежом придает формированию кооперативных сетей, т.е. интеграции кооперативов по принципу создания структур сетевого типа, которые позволяют [4, с. 91–92]:

- использовать достоинства кооперативов малых размеров по оперативности принимаемых решений и использованию упрощенной системы оценки интенсивности усилий каждого кооператора;

- повысить эффективность кооперативов за счет их специализации в рамках сети;

- выстроить технологическую цепочку из специализированных кооперативов и таким образом выйти на большие масштабы производства;

- снизить риски внутрисетевой специализации и, как следствие, уменьшить риски привлечения заемных средств на развитие специализированного производства.

Необходимо отметить, что к главным причинам, побуждающим к интеграции кооперативов в кластеры, является стремление предприятий снизить совместный риск при освоении новых рынков, реализовать новые дорогостоящие программы, сократить издержки и расширить сферы компетенций предприятия в конкретной отрасли или технологии. При этом опыт показал, что острая конкуренция между предприятиями в одних областях не противоречит их сотрудничеству в других [1, 2] (Anishchenko, 2016; Anishchenko, Dudin, 2018).

В данном направлении обращает на себя внимание опыт Липецкой области в развитии кооперативного движения в различных функциональных и отраслевых сферах, в которой органами государственной власти была принята и достаточно успешно реализуется комплексная программа «Раз­витие кооперации и коллективных форм собственности в Липецкой об­ласти» [6]. В ней предусматривается решение следующих задач:

- создание на территории области условий для объединения кооперативных предприятий различной специализации в кооперативы второго и последующих уровней (кластеры), т.е. создание крупных кооперативов путем объединения небольших кооперативных предприятий;

- развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации в отраслях животноводства и растениеводства;

- организация системы сбыта сельскохозяйственной продукции путем создания кооперативных торговых объектов, в том числе кооперативных рынков, кооперативных магазинов и сельскохозяйственных ярмарок.

Уже в 2018 году количество сельскохозяйственных потребитель­ских кооперативов в регионе составило 855, из них: количе­ство кредитных кооперативов – 316 (в них вовлечено 22% общего числа личных подсобных хозяйств); снабженческо-сбытовых и перерабатывающих кооперативов – 53. [4, с. 247–248].

В целом система управления развитием кооперации в Липецкой области яв­ляется многоуровневой и сформирована по схеме «область – район – посе­ление». Управление развитием коллективных форм хозяйствования на уровне муниципальных районов осуществляют координацион­ные центры развития кооперации. Их основными задачами являются:

- консультационная помощь коллективным предприятиям в подготовке их бизнес-планов и инвестиционных проектов;

- помощь этим предприятиям в получении кредитов, методиче­ское сопровождение участников проектов;

- мониторинг выполнения плановых показателей проектов и биз­нес-планов предприятий коллективных форм хозяйствования [4, с. 249].

Такие координационные центры развития кооперации созданы в каждом районе Липецкой области. Их возглавляют заместители глав муниципальных образований. В сельских поселениях определены ответственные координаторы по работе с населением, поиску инициатив­ных людей, способных создать кооператив, и обеспечению его развития и др. Методическую основу консультационной помощи кооперативам и их финансовую поддержку обеспечивают созданные в области институты развития: Фонд поддержки кооперативов (являющийся подразделением Липецкого областного фонда поддержки малого и среднего предпринимательства), Центр развития кооперативов, Ревизионный Союз ЦФО «Липецкий» (член Российской саморегулируемой организации ревизионных союзов сельскохозяйственных кооперативов – Союз «Агроконтроль»). Основная цель Центра развития кооперативов (ЦРК) – оказание помощи создающимся и действующим ко­оперативам (информационной, консультационной и методической), ко­ординационным центрам районов, главам сельских поселений, коопера­тивам, а также обучение молодежи основам кооперации и профориентация школьников [4, с. 249].

В Липецкой области устойчиво развивается кредитная кооперация, которая является единственным источником заемных средств, привлекаемых на развитие для личных подсобных хозяйств в условиях дорогих банковских кредитов, сокращения или отсутствия банковской филиальной сети в селах. Уровень доверия сельского населения области к сель­скохозяйственным кредитным потребительским кооперативам неуклонно повы­шается. В последнее время процесс укрупнения кредитных кооперативов в области ускорился.

Заключение. Таким образом, исследование проблем формирования кластерно-сетевых структур в молочнопродуктовом подкомплексе на данном этапе работы по данной проблематике позволило сделать следующие выводы:

1. Объединение производителей молока в кооперативы, кластеры – процесс сложный и пока достаточно неактивный, поскольку они испытывают недоверие к кооперативам, имеют негативный опыт участия в коллективных хозяйствах, не желают нести финансовые риски, а также требуют гарантий сохранения вложенных средств наряду с большими затруднениями в получении заемных средств.

2. Дальнейшая интеграция кооперативов по принципу создания структур сетевого типа, т.е. формирование кластеров в молочнопродуктовом подкомплексе, невозможна без серьезной государственной поддержки и повышения эффективности и устойчивости функционирования молочного рынка в условиях глобальных вызовов и угроз.

3. Формирование кластеров должно осуществляться на основе проведения фундаментальных научных исследований и использования проектного подхода к организации процесса кластеризации предприятий.


References:

Kollektivnye formy khozyaystvovaniya v sovremennoy ekonomike [Collective forms of management in the modern economy] (2017). (in Russian).

Anischenko A.N. (2016). Modernizatsiya proizvodstva – osnova povysheniya effektivnosti molochnogo skotovodstva [Modernization of production is the basis for improving the efficiency of dairy cattle breeding] (in Russian).

Anischenko A.N., Dudin M.N. (2018). Problemy razvitiya integratsionnyh protsessov pererabatyvayushchikh i selskokhozyaystvennyh predpriyatiy [Problems of integration processes development of processing and agricultural enterprises]. Food policy and security. (4). 183-190. (in Russian).

Anischenko A.N., Selimenkov R.Yu. (2013). Otsenka funktsionirovaniya selskogo khozyaystva regiona [Assessment of the performance of the region’s agriculture]. Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast. (5 (29)). 156-168. (in Russian).

Anishchenko A.N., Usmanov D.I., Zadumkin K.A. (2021). On the System of State Support for the Dairy Subcomplex in Russia On the System of State Support for the Dairy Subcomplex in Russia. (206). 497-503.

Khabibullin R.I. (2015). Regionalnyy opyt razvitiya kollektivnyh predpriyatiy (primer Lipetskoy oblasti) [Regional experience of development of the collective enterprises (example of the Lipetsk region)]. Proceedings of Voronezh State University. Series: Economics and Management. (1). 130-136. (in Russian).

Kundius V.A., Fedulova I.V., Kuznetsova Yu.E. (2011). Teoreticheskie aspekty formirovaniya molochno-syrnogo klastera v Altayskom krae [Theoretical aspects of the formation of a dairy and cheese cluster in the Altai Territory]. Bulletin of Altai State Agricultural University. (6(80)). 95-99. (in Russian).

Porter M. (2005). Konkurentsiya [Competition] (in Russian).

Roy L.V., Tretiak V.P. (2010). Analiz otraslevyh rynkov [Analysis of industry markets] (in Russian).

Страница обновлена: 09.04.2025 в 20:20:18