Функциональный ресурс логистики в организации государственных закупок инвестиционных товаров

Афанасьев М.В., Щербаков В.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 12 (60), Декабрь 2004
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Афанасьев М.В., Щербаков В.В. Функциональный ресурс логистики в организации государственных закупок инвестиционных товаров // Российское предпринимательство. – 2004. – Том 5. – № 12. – С. 19-25.

Аннотация:
Продолжение. Начало в № 11/2004. Авторы на основе анализа предметной и функциональной областей государственной логистики вывили различные варианты ее интерпретации: управление товародвижением; распределение; закупочная функция; система «планирование - программирование – разработка бюджета». Публикация позволит предпринимателям лучше понять содержание функциональных направлений государственной логистики, а специалистам – в определенной степени расширить собственные познания в области логистической методологии.

Ключевые слова: логистика, государственные закупки

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Продолжение. Начало в № 11/2004

Изучение опыта развитых стран показывает, что в практике государственного регулирования достигаются немалые успехи в части определения опти­мального сочетания целей и средств их достижения, причем во многом благодаря применению общегосударственного программирования совместно с выработкой долгосроч­ных целевых ориентиров. Регулирующие средства, как правило, носят адресный харак­тер, опираются на определенные финансовые ресурсы и используются ком­плексно для достижения конкретно обозначенных целей.

На фоне мировых достижений предпринятый анализ экономических методов реализации основных функций государственного регулирования в переходной экономике России позволил выявить отсутствие специальных средств, регулирующих государственные закупки. Это касается движения товаров в обеспечение государственных нужд, разграничиваемых по двум уровням потребностей – федеральному и региональному (субъектов РФ), что создало прецедент для подготовки предложения об организации государственной логистики.

В рамках обоснования предметной и функциональной областей государственной логистики нами установлено следующее.

1. При множественности подходов к интерпретации логистики она, как правило, отож­дествляется с физическим распределением продукции и определяется как управление товародвижением. Такая трактовка в контексте механизма государственного регулирования экономики допустима, но только в том случае, если управление товародвижением рассмат­ривать не как детерминированный технологический процесс пе­ремещения и хранения грузов, а как специфический подход для упоря­дочения и регулирования товарного обмена. В этом случае ос­новные задачи государственной логистики в сфере регулирования пропорций товар­ного обмена могут быть определены следующим образом:

‑ экономическое, административное и правовое регулирование то­варного рынка;

‑ формирование хозяйственных связей по поставкам общественных товаров и услуг, в том числе для реализации государственных программ инвестиционного характера;

‑ организация передвижения продукции от производителя к потребителю, в том числе в государственном секторе экономики, через систему государственных резервов и спецобеспечения;

‑ формирование и регулирование материальных запасов;

‑ создание специальной институциональной логистической инфраструктуры рынка.

2. В существующей функциональной классификации государственная логистика может быть отнесена к категории распределительной логистики, но при условии более широкой содержательной интерпретации понятия распределения, чем это принято в случае его отождествления со сбытовой деятельностью. В традиционном понимании распределительная логистика определяется как процесс управления коммерческим, канальным и физическим распределением готовой продукции и услуг с целью удовлетворения спроса потребителей и извлечения прибыли. И, соответственно, ее функции устанавливаются как производные от сбытовых функций товаропроизводителя.

В контексте регулирования государственная логистика может быть представлена как сфера организации обращения товаров выборочной номенклатуры, отвечающих понятию общественного блага. В развитие данного тезиса (в свете активизации инвестиционных процессов) в современной российской экономике в исследовании поставлен вопрос о необходимости расширения этой категории за счет индивидуальных инвестиционных товаров. Нами констатировано, что экономическое содержание инвестиционного товара непрерывно меняется.

В настоящее время, по опыту зарубежных стран, четко прослеживается эволюция инвестиционного товара от простейших форм (единичный товар) до сложнейших комбинаций (то­вар-группа) и появление на этой основе высших товарных форм: инвестиционного това­ра-объекта, инвестиционного товара-программы.

Инвестиционный единичный товар остается основой товарной массы. Рождение товара-группы соотносится с формированием комплектных групп на базе единичных инвестиционных товаров, сопутствующих изделий и дополнительных услуг. В отечественной практике примером товара-группы является комплексная поставка продукции производственно-технического назначения из категории основных средств и материальных ценностей из категории оборотных средств, необходимых для обеспечения их эксплуатации.

Реализация крупных инвестиционных проектов (строительство объектов под ключ) приводит к появлению инвестиционного товара-объекта, для которого характерен охват широкого круга работ и сопутствующих услуг типа инжиниринга: предварительные работы, про­ектирование, управление строительством, подготовка, пусконаладочные работы, эксплуатационные услуги и т.д. Разрабатываются программы, нацеленные на каждое звено производствен­но-технологи­чес­кой цепочки создания и использования продукта.

В настоящее время обнаруживается новая разновидность инвестиционного товара - инвестиционный товар-про­грамма. Реализуются комплексы крупных объек­тов и сооружений, обеспечивающие развитие агропромышленных струк­тур, проекты в области аэрокосмического бизнеса, автоматизированных систем и робототехники, комплексы объектов сферы услуг, объектов, связанных с накоплением и распределением информации и т.д.

Тенденции усложнения инвестиционного товара становятся существенным фактором в постановке и решении задач распределительной логистики; они выдвигают новые требования к построению логистических цепей поставок. На фоне выявленных тенденций важным оказывается и то, что перераспределение инвести­ционных товаров на уровне индивидуальных капиталов все больше до­полняется и многократно усиливается межотраслевыми и межстрановыми потоковыми процессами, осуществляемыми фирмами, экономическими и финансовыми ин­ститутами, учреждениями государственного регулирования экономики.

3. При определенных формах организации товародвижения общественных благ государственная логистика может быть интерпретирована как закупочная логистика. В частности, имеется в виду размещение государственных заказов на производство инвестиционных товаров на конкурсной основе для обеспечения общественно-значимых инвестиционных программ. В этой своей интерпретации она интегрируется с распределительной логистикой и выполняет общие с ней задачи в деле реализации указанных программ.

4. Представляемая в концептуальном плане государственная логистика интегрируется с маркетинговой концепцией управления государственными заказами, основу которой составляет теория макромаркетинга. По существу речь идет о теории государственного маркетинга, в рамках которой устанавливается соотношение между категорией «маркетинг» и такими категориями, как «регулирование рынков», «программное планирование», «государственные расходы», «прокьюремент» и др. Изучение основ этой теории дает возможность понять, что макромаркетинг, наряду с государственной логистикой, в современных условиях становится инструментом экономического регулирования рынка, который решает задачи насыщения российского рынка товарами и услугами отечественного производства, увеличения притока инвестиций на предприятия, сохранения действующих и создания дополнительных рабочих мест в отдельных отраслях экономики.

Организацию государственной логистики нами предложено осуществлять в рамках общего алгоритма преобразований в направлении формирования сбалансированной государственно регулируемой экономики. Предпосылкой к тому является создание рынка государственных закупок, включенного в сферу действия законов конкуренции, когда приобретение товаров, выполнение работ и услуг для государственных нужд реализуется через систему государственного заказа.

Разработанная в теории государственного регулирования методология формирования государственного заказа предполагает использование процедуры программного планирования в сочетании с прогнозированием, бюджетированием, программированием и контрактацией. Опыт ее реализации, накопленный в США и других развитых странах, выразился в создании системы «планирование - программирование - разработка бюджета» как организационно-технического комплекса, предназна­ченного для повышения эффективности управления путем рационализации, улучшения информационной основы и упорядочения процесса принятия решений. Система «планирование – программирование ‑ разработка бюджета» объединяет ряд более частных методов системного анализа и про­граммно-целевого управления. Она позволяет превратить при­нятие решений в логически и технологически сквозной процесс, охватывающий весь диапазон управленческих функций: плани­рование, распределение ресурсов, контроль за реализацией про­грамм, оценку результатов.

Система ориентирована на рационализацию принятия решений посредством интеграции функций перспективного планирования (определение стратегиче­ских целей и способов их достижения) и ближнесрочной разработки бюджета (планирование деятельности и распределение ресурсов на очередной год). В качестве связующего звена между ними выступает функция программирования - планирование деятельности и потребностей в ресурсах по комплексам мероприя­тий (целевым программам). Выход таких программ соотносится со стратегическими целями, а вход является денежно-стоимостной оценкой требуемых для их осуществления ресурсов. Назначение указанного подхода - обеспечить лучшие возможности для вы­явления взаимосвязи распределения ресурсов с достижением стратегических целей и выбора на этой основе наиболее целесообразных вариантов действий (программ).

С помощью системы «планирование - программирование - разработка бюджета» принимаются решения двух типов:

‑ стратеги­ческие, определяющие цели, характер (основное содержание), масштабы и темпы реализации главных программ;

‑ программно-финансовые, охватывающие вопросы реализации принятых главных программ с детализацией до программного элемента.

Конечным выходом системы является подготовка документов, содержащих рекомендации для принятия решений по программам и рас­пределению ресурсов (бюджету) с аналитическим обоснованием их целесообразности с точки зрения ожидаемых результатов и затрат.

В порядке адаптации этого опыта для увязки программ и целей плана нами предложено использование программной матрицы, которая позволяет в унифицированном виде представить содержание и результаты программы и провести сравнение, оценку и выбор наиболее эффективного ее вари­анта. Она может быть составлена для программы в целом и для каждого этапа ее реализации в отдельности.

Для описания взаимосвязи между целями и ресурсами, опосредованными программами, предложено использование ресурсно-целевой матрицы. В дополнение к программной ресурсно-целевая матрица сопоставляет программные показатели с целевыми норма­тивами и ресурсными потребностями. По априорным оценкам в совокупности два этих предложения позволят преодолеть один из главных недостатков действующей системы государственного заказа – формирование цены, стоимости заказа не на основе потребности, а исходя из имеющихся лимитов финансирования.

В рамках вынесенных предложений объектом применения методологии и методов программного планирования становятся целевые программы, в первую очередь – общесистемные, к категории которых, с учетом государственного устройства нашей страны, должны быть отнесены федеральные программы.

Продолжение следует


Страница обновлена: 29.03.2024 в 12:54:59