Зеленые технологии в составе детерминант инновационного развития производственной системы экономики

Макаров И.Н.1,2, Дробот Е.В.3,4, Колесников В.В.5,1, Гудович Г.К.6, Рязанцева Е.А.6
1 Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Липецкий филиал), Россия, Липецк
2 Международный банковский институт имени Анатолия Собчака, Россия, Липецк
3 АНО «Развитие инноваций», Россия, Москва
4 Центр дополнительного профессионального образования, Россия, Москва
5 Институт деловой карьеры, Россия, Липецк
6 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Липецкий филиал), Россия, Липецк

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 15, Номер 7 (Июль 2021)

Цитировать:
Макаров И.Н., Дробот Е.В., Колесников В.В., Гудович Г.К., Рязанцева Е.А. Зеленые технологии в составе детерминант инновационного развития производственной системы экономики // Креативная экономика. – 2021. – Том 15. – № 7. – С. 2777-2790. – doi: 10.18334/ce.15.7.112463.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=46398174
Цитирований: 2 по состоянию на 28.06.2023

Аннотация:
Данное исследование посвящено проблематике развития зеленой экономики как фактически единственному остающемуся возможным вариантом восстановления стремительно падающей конкурентоспособности российской хозяйственной системы в условиях проводимой развитыми странами политики интернализации внешних эффектов. В статье определены принципиальные концептуально-значимые моменты, «узловые точки», с использованием которых будет возможно сформировать в России промышленное производство, соответствующее зеленым стандартам, а впоследствии, на его основе, и систему полноценной зеленой экономики. Статья может быть полезна лицам, занимающимся вопросами стратегического планирования, промышленного развития, аспирантам, студентам и преподавателям высших учебных заведений.

Ключевые слова: инновации, зеленая промышленность, зеленая экономика, конкурентоспособность, развитие

JEL-классификация: O31, O32, O33, Q55



Введение

Стремительное изменение реалий социального развития и трансформация условий внешней среды со всей неизбежностью отображаются во всех сферах общественного бытия.

Одной из такой сфер является сфера общественного производства, или, говоря более конкретно, сфера отечественной промышленности.

Еще почти десятилетие назад была высказана позиция, что вступление России в ВТО и объективные условия конкуренции в рамках открытого мира поставят перед отечественной экономикой ряд вызовов – проблем, от решения которых будет зависеть глобальная конкурентоспособность отечественных предприятий промышленности, регионов и в конечном итоге всей системы национальной экономики.

Одним из таких вызовов является необходимость кардинального повышения эффективности функционирования хозяйствующих субъектов промышленности в современной России.

При этом данный вызов имеет целый ряд как уже традиционно характерных для отечественной промышленности аспектов (низкая производительность труда в частности и низкая эффективность использования в целом), так и новых, связанных с развитием в ведущих странах мира зеленой экономики.

В нашей стране о необходимости развития зеленой экономики, а соответственно, и «озеленения» всех хозяйственных процессов, речь ведется уже не один год, однако до настоящего времени все заявления, исследования и намерения носили исключительно теоретический характер.

Однако 14 июля 2021 г. Министерство экономического развития Российской Федерации заявило о реальной угрозе для российского импорта со стороны новых экономических механизмов, характерных для зеленой экономики [1]. В заявлении Министерства экономического развития Российской Федерации было отмечено следующее: «Когда механизм полностью заработает, металлы, трубы, удобрения, цемент, электроэнергию можно будет импортировать в ЕС только при условии оплаты каждой тонны выбросов СО2, которая образовалась при их производстве. Предполагается, что цена тонны СО2 будет равна средней цене, определяемой на аукционах в рамках системы торговли квотами на выбросы ЕС. Мера затронет российские поставки в ЕС железа и стали, алюминия, труб, электроэнергии и цемента в объеме $7,6 млрд» [2].

Фактически в данном случае речь идет о потере конкурентоспособности основных отечественных несырьевых товаров, импортируемых развитыми странами.

Соответственно, ключевым вопросом «повестки дня» для российской экономики является разработка и внедрение системы мер, направленных на восстановление транснациональной конкурентоспособности российской экономики и, прежде всего, ее производственной подсистемы.

Следует отметить, что проблемам внедрения зеленых технологий посвящено достаточно много исследований. Так, по данным на 19 июля 2021 г., согласно поисковому запросу «зеленые технологии» на портале ELIBRARY.RU можно найти 179 053 публикации, из них 1056 публикаций вышли в 2020–2021 гг. В этих публикациях рассматриваются принципы зеленой экономики [3, 13] (Gorbunova, Kanitskaya, 2019; Kulkov, Babkina, 2021), оценивается эффективность внедрения зеленых технологий [3–6, 9, 12, 15] (Gorbunova, Kanitskaya, 2019; Gurova, 2019; Demidov, 2019; Denisov, Petrenko, Togaybeva, 2020; Karlik, Mateos, 2018; Kostin, Khomchenko, 2021), исследуются особенности внедрения зеленых технологий в различных отраслях экономики (сельском хозяйстве, туризме и т.д.) [1, 10, 11] (Balandin, Balandin, Pytkin, 2019; Karpova, Pavlov, 2020; Kovalchuk, Miloradov, 2020). Тем не менее исследовательский интерес представляет анализ возможностей использования зеленых технологий как драйверов инновационного развития производственной системы экономики.

Целью данной статьи является определение принципиальных концептуально значимых моментов, «узловых точек», с использованием которых будет возможно сформировать в нашей стране промышленное производство, соответствующее зеленым стандартам, а впоследствии, на его основе, и систему полноценной зеленой экономики.

Формирование механизмов, ответственных за обеспечение конкурентоспособности продукции отечественных предприятий, требует уже не устойчивого развития (до задачи обеспечения устойчивого развития еще необходимо «дорасти»), а элементарного выживания без превращения страны в сырьевого поставщика окончательно.

Это, в свою очередь, подразумевает необходимость существенных институциональных трансформаций для создания системы формальных и неформальных институтов, способствующих существенному повышению эффективности финансово-хозяйственной деятельности, в том числе за счет внедрения новых форм хозяйствования, включая производственные отношения.

Рассмотрим элементы предлагаемой концепции новой хозяйственной структуры, направленной на формирование транснациональной конкурентоспособности отечественной промышленности.

Прежде всего, следует отметить, что идеологической основой формирования новой хозяйственной структуры должна стать ориентация на зеленую экономику, с явно выраженным акцентом на сложной интеллектуальноемкой промышленности, соответствующей стандартам зеленого производства, трансконтинентальной логистике, развитии космических технологий, эффективном освоении пространства, включая малозаселенные территории азиатской части страны и Арктики, которые следует признать ресурсной базой, разработка которой должна сформировать финансовое обеспечение первичного развития зеленых технологий в промышленности.

Почему именно концепция зеленой промышленности должна стать основой формирования конкурентоспособности национальной хозяйственной системы?

Для ответа на этот вопрос опять обратимся к заявлению Министерства экономического развития Российской Федерации. В нем фактически речь об интернализации внешних эффектов – экологических эффектов (выбросов диоксида углерода, сопровождающих большинство технологических процессов, которые в настоящее время в отечественных реалиях никак не оцениваются и тем более никоим образом не входят в себестоимость и в цену продукции). Соответственно, основой трансформации технологических процессов должна стать идеология перехода на безуглеродные технологии. Аналогичные моменты касаются также производства электрической и тепловой энергии. А ведущая концепция развития хозяйственной деятельной на принципах использования технологий, не производящих выбросы диоксида углерода, на принципах минимально возможного уровня отходов либо вообще их полного отсутствия, на принципах максимально эффективного и экономного использования всех имеющихся ресурсов с максимально бережным отношением к природной среде на всех стадиях производства, использования и утилизации продукта – это и есть концепция зеленой экономики, составной частью которой выступает концепция зеленой промышленности.

Однако формирование системы зеленой экономики, в свою очередь, требует формирования ресурсоэффективности во всей хозяйственной системе. И в данном случае в качестве инструмента, как нам представляется, вполне подошла бы концепция эффективного государства, хорошо проработанная в работах И.Н. Мысляевой [16–19] (Myslyaeva, Abramchik, 2017; Myslyaeva, 2014; Myslyaeva, 2008; Myslyaeva, 2010).

Согласно данной концепции, государство должно не только играть активную роль в формировании эффективных хозяйственных отношений, но и стимулировать развитие наиболее эффективных форм деловой организации.

Одной из подобных форм деловой организации должно быть государственно-частное партнерство (ГЧП). В работах отечественных и зарубежных специалистов неоднократно доказано, что государственно-частное партнерство при его использовании в качестве инструмента государственной политики способствует взаимному повышению эффективности ресурсов государственного и частного сектора [2, 7, 8] (Vavilina, Kirillova, Malinovskaya, 2019; Drobot, Makarov, Nekrasova, Kadilnikova, 2019; Drobot, Yarikova, 2019).

Также отдельные авторы полагают необходимым усиление регулирующей роли государства в условиях глобализации, что, на наш взгляд, должно выражаться в актуализации проведения научной, социальной и промышленной политики, разработке и внедрении в хозяйственную действительность новых высокоэффективных технологий в целях предотвращения потери конкурентоспособности нации [14] (Makarevich, 2007).

Следовательно, при рассмотрении государственно-частного партнерства с точки зрения концепции эффективного государства необходимо отталкиваться от того, что в качестве миссии государственно-частного партнерства должно выступать повышение эффективности использования ограниченных ресурсов государственного и частного секторов экономики и производство опекаемых благ, в первую очередь необходимых для обеспечения общественного развития, а также способствующих формированию человеческого капитала государства, создающего базу для развития национальной промышленности, что влечет за собой повышение уровня технологического развития производственной подсистемы национальной экономики и, как следствие, общей конкурентоспособности социально-экономической системы государства.

Таким образом, у нас формируется следующая структура и последовательность реализации стратегии развития зеленой промышленности и формирования, таким образом, транснациональной конкурентоспособности отечественной экономики (рис.).

Во-первых, формируется система институционального обеспечения развития зеленой промышленности, базисом которой должна послужить активная промышленная политика, разрабатываемая и реализуемая в соответствии с принципами эффективного государства.

Во-вторых, формируется система ресурсного обеспечения стратегии развития зеленого производства, при этом под ресурсным обеспечением мы подразумеваем не только направляемые на реализацию проектов имеющиеся средства бюджета и частного капитала (в отношении которого возможно (в частности, применительно к крупному капиталу) и использование мер, подразумевающих обязательность участия в зеленых проектах).

В-третьих, формируются элементы стратегии, которые (в последовательном порядке) предполагают:

– развитие сети добывающих производств в регионах Сибири, Дальнего Востока и Арктики как источников первоначального накопления финансовых ресурсов для строительства промышленных комплексов зеленых производств;

– развитие инфраструктурной транспортной сети и объектов, формирование опорной транспортной решетки в регионах Арктики и Азиатской части России;

– развитие образовательной инфраструктуры зеленого производства и формирование научно-образовательно-производственных кластеров в регионе;

– развитие системы промышленно-перерабатывающих производств, соответствующих стандартам зеленой экономики.

В-четвертых, формируется механизм реализации зеленой промышленной стратегии. В качестве такового предполагается использование портфелей проектов государственно-частного партнерства.

Рисунок. Графическое отображение концептуальных положений стратегии развития отечественной промышленности на базе зеленых технологий

Источник: составлено авторами.

Заключение

При формировании на основе представленных концептуальных положений стратегии развития отечественной промышленности на базе зеленых технологий необходимо учитывать, что основой ее разработки и реализации должно быть четкое представление власти о перспективах развития и бюджетных возможностях, а также имеющемся и перспективном налоговом потенциале тех территорий (регионов), на которых планируется осуществление ГЧП-проектов по развитию зеленой промышленности.

[1] Россия оценила экспорт в ЕС, попадающий под новый углеродный сбор, в $7,6 млрд // Reuters, 14 июля 2021. URL: https://www.tinkoff.ru/invest/news/636384/ (дата обращения: 19.07.2021).

[2] Россия оценила экспорт в ЕС, попадающий под новый углеродный сбор, в $7,6 млрд // Reuters, 14 июля 2021. URL: https://www.tinkoff.ru/invest/news/636384/ (дата обращения: 19.07.2021).


Источники:

1. Баландин Д.А., Баландин Е.Д., Пыткин А.Н. Развитие сельских территорий региона на принципах зеленой экономики // Вопросы инновационной экономики. – 2019. – № 3. – c. 813-822. – doi: 10.18334/vinec.9.3.40969.
2. Вавилина А.В., Кириллова О.Ю., Малиновская М.И. Роль и перспективы государственно-частного партнерства в развитии региональной инфраструктуры России // Экономические отношения. – 2019. – № 2. – c. 1255-1270. – doi: 10.18334/rp.20.5.40684.
3. Горбунова О.И., Каницкая Л.В. Развитие методов оценки эко-эффективности как основное требование реализации принципов «зеленой экономики» // Вопросы инновационной экономики. – 2019. – № 2. – c. 419-434. – doi: 10.18334/vinec.9.2.40609.
4. Гурова И.П. Иностранные инвестиции в зеленой экономике // Экономические отношения. – 2019. – № 2. – c. 597-608. – doi: 10.18334/eo.9.2.40623.
5. Демидов В.В. Спасибо от природы: зеленая программа лояльности – не такая зеленая или не столь лояльная? // Экономика, предпринимательство и право. – 2019. – № 4. – c. 671-684. – doi: 10.18334/epp.9.4.41318.
6. Денисов И.В., Петренко Е.С., Тогайбева Л.И. Энергоменеджмент, энергоэффективность и «зеленые» технологии в строительстве и функционировании объектов недвижимости в России // Экономика, предпринимательство и право. – 2020. – № 4. – c. 1071-1084. – doi: 10.18334/epp.10.4.100947.
7. Дробот Е.В., Макаров И.Н., Некрасова Е.А., Кадильникова Л.В. Системы интересов и противоречий участников государственно-частного партнерства // Экономические отношения. – 2019. – № 3. – c. 2051-2060. – doi: 10.18334/eo.9.3.40925.
8. Дробот Е.В., Ярикова Е.В. Институциональный анализ организации государственно-частного партнерства в реализации инфраструктурных проектов // Экономические отношения. – 2019. – № 4. – c. 2989-3000. – doi: 10.18334/eo.9.4.40838.
9. Карлик А.Е., Матеос А. Эффективность использования энергетических ресурсов и «зеленые» рабочие места // Экономика труда. – 2018. – № 1. – c. 131-140. – doi: 10.18334/et.5.1.38814.
10. Карпова Н.П., Павлов М.С. Проблемы и перспективы внедрения «зеленой» логистики в России // Экономика, предпринимательство и право. – 2020. – № 4. – c. 1063-1070. – doi: 10.18334/epp.10.4.100806.
11. Ковальчук А.П., Милорадов К.А. Анализ проектов внедрения «зеленых» технологий в сфере гостеприимства и туризма // Вопросы инновационной экономики. – 2020. – № 2. – c. 1041-1048. – doi: 10.18334/vinec.10.2.110133.
12. Костин К.Б., Хомченко Е.А. Современное состояние международного трансфера технологий в мировой экономике // Экономические отношения. – 2021. – № 2. – c. 411-424. – doi: 10.18334/eo.11.2.112111.
13. Кульков А.А., Бабкина Я. Сравнительная характеристика систем сертификации по «зеленым» стандартам на примере жилых объектов в г. Казани // Жилищные стратегии. – 2021. – № 2. – c. 171-194. – doi: 10.18334/zhs.8.2.112318.
14. Макаревич А.В. Воздействие глобализации на экономические функции государства. / Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. - Москва, 2007. – 22 c.
15. Макаров И.Н., Дробот Е.В., Левчегов О.Н. Зеленая экономика, цифровые технологии и наноинструментарий: основные базисы трансформации производственных систем в Евразийском экономическом союзе // Экономические отношения. – 2020. – № 3. – c. 719-742. – doi: 10.18334/eo.10.3.110822.
16. Мысляева И.Н., Абрамчик Г.А. Кризис современной рыночной экономики и новые подходы к его преодолению // Экономика и предпринимательство. – 2017. – № 5-1 (82). – c. 1137-1141.
17. Мысляева И.Н. Пределы роста современной рыночной экономики // Экономика и управление собственностью. – 2014. – № 4. – c. 10-18.
18. Мысляева И.Н. Роль государства в регулировании национальных экономических систем в условиях глобализации // Вестник Московского университета. Серия 21: Управление (государство и общество). – 2008. – № 4. – c. 13-21.
19. Мысляева И.Н. Роль государства в условиях открытой экономики // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. – 2010. – № 2. – c. 84-95.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 23:51:34