Экономика туризма и гостеприимства Республики Татарстан в период постпандемии: вызовы и драйверы роста

Бардасова Э.В.1
1 Казанский национальный исследовательский технологический университет, Россия, Казань

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 11, Номер 7 (Июль 2021)

Цитировать:
Бардасова Э.В. Экономика туризма и гостеприимства Республики Татарстан в период постпандемии: вызовы и драйверы роста // Экономика, предпринимательство и право. – 2021. – Том 11. – № 7. – С. 1715-1726. – doi: 10.18334/epp.11.7.112335.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=46397538
Цитирований: 13 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Глобальное падение спроса на услуги туризма и гостеприимства в связи с распространением COVID-19 и вынужденной самоизоляцией в 2020 г. привело к дестабилизации экономики туризма и гостеприимства, восстановление которой в период постпандемии актуально за счет развития внутреннего туризма. Автором обобщены деструктивные тенденции в экономике туризма и гостеприимства в мировых масштабах. Впервые представлена динамика спада числа организаций и мест размещения, среднесписочной численности сотрудников, начисленной зарплаты, оборота предприятий сферы туризма и гостеприимства в Республике Татарстан в связи с пандемией. Выявлены драйверы роста экономики туризма и гостеприимства региона в период поспандемии на основе вызовов, с которыми столкнулась исследуемая сфера в ходе пандемии. Предложены направления развития экономики туризма и гостеприимства в период постпандемии за счет индивидуального и экологического туризма и создания новых туристических продуктов – глэмпингов. Результаты исследования представляют интерес для научного сообщества и государственных органов, занимающихся проблемами экономики туризма и гостеприимства и региональной экономики

Ключевые слова: экономика туризма и гостеприимства, период постпандемии, драйверы роста, внутренний туризм, экотуризм

JEL-классификация: L83, Z32, Z38



Введение

Стремительное распространение COVID-19 с весны 2020 г. и длительность сохранения угрозы пандемии негативно повлияли на достижение целей устойчивого развития экономики и вызвали глобальные кризисные явления в ряде отраслей и сфер деятельности, в частности в сфере туризма и гостеприимства. Данная сфера играет важную роль в формировании ВВП стран, является основной составляющей сферы услуг, демонстрируя при этом высокую чувствительность к финансовым кризисам, социальным волнениям, природно-климатическим катастрофам, эпидемиям и т.д. Согласно мировой статистике, число туристических прибытий в мире за период с января по май 2020 г. в связи с началом пандемии сократилось на 56% с падением в апреле-мае 2020 г. до 98% относительно 2019 г., что закономерно привело к снижению спроса на услуги организаций общественного питания, проживания, транспорта; музейно-выставочной и экскурсионной сферы; индустрии развлечений и др. [1] (Abbas, Mubeen, Iorember, Raza, Mamirkulova, 2021).

В целом за год пандемии по международным прибытиям регистрируется спад до 80% с прогнозируемым ущербом для мировой экономики в пределах от 910 до 1200 трлн долл. США. На основе моделирования данных с применением нейросетей исследователи оценивают изменения и в период постпандемии. Например, пессимистические прогнозы спада прибытий в сфере международного туризма за три туристических сезона (июнь 2019 г. – июнь 2021 г.) могут составить до 76,3%, что обусловит деградацию экономики туризма и гостеприимства до уровня 2005 г. с потерей 15 лет ее роста [2] (Fotiadis, Polyzos, Huan, 2021). Важным является вторичное влияние сферы туризма и гостеприимства на другие сектора экономики. Например, если занятость населения европейских стран в организациях туризма и гостеприимства составляет 9,5%, то в производстве продуктов питания и напитков только для обеспечения данной сферы задействовано 58,7% от общего числа занятых в ней [3] (Williams, Kayaoglu, 2020).

В исследованиях периода постпандемии указывается, что сфера туризма и гостеприимства является не только зависимой от ситуации с CОVID-19, но и сама способствует его распространению в мировом масштабе [4] (Farzanegan, Gholipour, Feizi, Nunkoo, Andargoli, 2021). Дальнейшее развитие экономики туризма и гостеприимства связывают с государственной поддержкой, вакцинацией, созданием более изолированных пространств питания и размещения, внедрением цифровых ресурсов виртуального туризма, ростом доли экотуризма [1–3] (Abbas, Mubeen, Iorember, Raza, Mamirkulova, 2021; Fotiadis, Polyzos, Huan, 2021; Williams, Kayaoglu, 2020). Перспективным представляется использование средств автоматизации и биороботов [5], а также социальных сетей для продвижения и оказания услуг [6] (Bardasova, 2020).

Глобальный характер пандемии и угроза экономике туризма и гостеприимства в мировых масштабах обусловили рост числа исследований в данном направлении, которые, однако, преимущественно направлены на международные туристические потоки и в единичных случаях затрагивают уровень отдельных регионов, являющихся источником доходов стран как от международного, так и от внутреннего туризма [7] (Altuntas, Gok, 2021). Например, Республика Татарстан традиционно занимает 7–8-е места в рейтинге туристической привлекательности регионов России. Примечательно, что в 2020 г. Татарстан в данном рейтинге располагался непосредственно после Москвы и ее области, Санкт-Петербурга, регионов с доступом к морю или оз. Байкал, опережая другие республики и области России [8].

Однако следует отметить, что, по данным статистики, в социальных сетях республика имеет менее 10% положительных отзывов о сфере туризма и гостеприимства, притом что по числу туристических прибытий Республика Татарстан находится на втором месте после Краснодарского края [9] (Kalashnikov, 2021). Позитивным для развития культурного и делового туризма является привлекательность нематериального наследия Татарстана [10] (Morozov, Morozova, 2017), по которому республика удерживает лидирующее место среди регионов [9] (Kalashnikov, 2021). Соответственно, актуальными являются исследования влияния пандемии на экономику туризма и гостеприимства по Республике Татарстан, вызовов, с которыми столкнулась республика, и драйверов ее развития в период постпандемии.

Методология

Целью исследования является выявление статистических закономерностей и проблем развития экономики сферы туризма и гостеприимства в период пандемии, а также перспектив ее роста в период постпандемии на примере Республики Татарстан. Задачи: оценить изменения статистически учитываемых показателей сферы туризма и гостеприимства по Татарстану в период пандемии относительно прошлых лет; выявить вызовы для экономики туризма и гостеприимства республики; привести драйверы роста сферы туризма и гостеприимства в период постпандемии.

Методы: общетеоретические, логико-аналитические, статистические.

В качестве материалов исследования выступали данные официальной статистики за период 2017–2020 гг. по направлениям: гостиницы и аналогичные средства размещения, оборот общественного питания и его распределение по формам собственности; численность и начисленная зарплата работников гостиниц и предприятий общественного питания; доля данных учреждений в валовой добавленной стоимости [11]. Также материалами служили публикации министерств, ведомств, бизнес-сообществ, электронных СМИ, научных изданий за 2020–2021 гг. по проблемам и перспективным проектам восстановления сферы туризма и гостеприимства в период постпандемии.

Новизна работы заключается в обосновании драйверов роста экономики туризма и гостеприимства региона в период постпандемии на основе вызовов, с которыми столкнулась данная сфера деятельности в период пандемии. Практическая значимость исследования для экономики региона состоит в: установлении изменений статистически учитываемых показателей сферы туризма и гостеприимства по Республике Татарстан в период пандемии относительно прошлых лет; выявлении вызовов для экономики туризма и гостеприимства республики; представлении драйверов роста сферы туризма и гостеприимства в период постпандемии.

Результаты и обсуждение

Динамика показателей экономики туризма и гостеприимства по Республике Татарстан за 2017–2020 гг.

На основе статистических данных получена динамика развития экономики туризма и гостеприимства до пандемии и в год пандемии (рис. 1–3).

Согласно рисунку 1 (а), в период пандемии произошло незначительное сокращение числа организаций размещения – на 6%, близкое падение продемонстрировало число мест в средствах размещения (рис. 1 (б)) – на 4%, относительно 2019 г. При этом значения обоих показателей оставались существенно выше уровня 2017 г.

а
б
Рисунок 1. Динамика числа организаций, ед. (а) и числа мест в гостиницах и других средствах размещения, в т.ч. малый бизнес и индивидуальные предприниматели, тыс. ед. (б)

Источник: составлено по данным [11].

Согласно рисунку 2 (а), среднесписочная численность сотрудников гостиниц и предприятий общественного питания в Татарстане сократилась в 1,14 раз в 2020 г. относительно 2019 г., однако несмотря на глобальный спад экономики туризма и гостеприимства в мире, в республике численность сотрудников в год пандемии осталась выше 2017 г. на 8,7%.

а
б
Рисунок 2. Среднесписочная численность, тыс. чел. (а) и начисленная зарплата, руб. (б) гостиниц и предприятий общественного питания в Республике Татарстан

Источник: составлено по данным [11].

По данным рисунка 2 (б) можно проследить незначительное падение уровня начисленных зарплат сотрудникам гостиниц и предприятий общественного питания в 2020 г. относительно предыдущего года (на 178,9 тыс. руб.). Однако уровень зарплат в год пандемии оставался существенно выше уровня 2017 и 2018 гг. – на 3738,4 тыс. руб. и на 1757, 3 тыс. руб. соответственно.

Статистика изменений доли от деятельности гостиниц и предприятий общественного питания в структуре валовой добавленной стоимости свидетельствует о постоянстве вклада от исследуемой сферы в экономику. Так, в 100% вклада в валовую добавленную стоимость от всех видов деятельности процент вклада от деятельности гостиниц и предприятий общественного питания составлял 0,9% как в 2019 г, так и в 2018 г. Для сравнения: в 2017 г. тот же параметр составлял 1,1%. Отсутствие данных статистики за 2020 г. по рассматриваемому параметру не позволяет оценить изменение вклада деятельности гостиниц и предприятий общественного питания в экономику Республики Татарстан в период пандемии.

Однако тенденции в год пандемии по предприятиям общественного питания можно оценить по их обороту в связи с наличием данных за 2020 г. (рис. 3). Так, в 2020 г. произошло заметное падение оборота общественного питания относительно 2019 г. – в 1,27 раза и на 6,4% по сравнению с 2017 г.

Рисунок 3. Динамика оборота общественного питания по Республике Татарстан, в том числе по формам собственности, млн руб.

Источник: составлено по данным [11].

Сокращение оборота происходило преимущественно за счет предприятий всех форм собственности, в том числе за счет малого бизнеса, традиционно считающегося драйвером роста экономики сферы общественного питания [12, 13] (Fadeycheva, Bardasova, 2012; Fadeycheva, Bardasova, 2013). Действительно, снижение оборота имело близкие значения: оборот частных предприятий общественного питания в 2020 г. снизился в 1,36 раз, а государственных и муниципальных – в 1,35 раз относительно 2019 г. Общее падение оборота сдерживалось за счет компаний смешанной собственности, оборот которых в год пандемии выше, чем в 2019 г.

Вызовы и драйверы развития экономики туризма и гостеприимства в Республике Татарстан в период постпандемии

Согласно приведенным статистическим данным по Республике Татарстан и обзору мировых тенденций в сфере туризма и гостеприимства, можно отметить, что состояние экономики туризма и гостеприимства в республике не отвечает мировому пессимистическому тренду в деградации экономики рассматриваемой сферы с потерей 15 лет ее роста. Так, сокращение числа гостиниц и предприятий общественного питания в 2020 г., а также мест размещения составило 6–8%, но их число остается существенно выше данных отчетности за 2017 г. Аналогично, в 2020 г. по сравнению с 2019 г. падение начисленной зарплаты и среднесписочной численности работников гостиниц и предприятий общественного питания составляет 12% и 8,7% соответственно, но их абсолютные значения в 2020 г. значительно превышают показатели 2017 г.

Вероятно, незначительное снижение данных показателей связано с принятыми бизнесом рекомендациями со стороны государства в начальный период пандемии о сдерживании сокращения штата и начислении работникам заработной платы. Это косвенно подтверждается одновременным существенным падением оборота как государственных, так и частных предприятий общественного питания до 1,35 раз, до значений ниже уровня 2017 г.

Основным вызовом в период пандемии для сферы туризма и гостеприимства являлось стремительное распространение вируса и необходимость вынужденной самоизоляции. Однако в случае Республики Татарстан можно говорить об относительно эффективном по сравнению с другими регионами сдерживании распространения инфекции, своевременном введении ограничений и пропускной системы, а впоследствии обеспечении доступности тест-систем и вакцинации.

Интенсификация мер по сдерживанию развития коронавируса позволила Татарстану уже к июню 2020 г. открыть туристам из других округов и субъектов России возможность въезда в республику: либо с соблюдением карантинных мер, либо при наличии отрицательных результатов тестирования на COVID-19, либо при предъявлении справки о перенесенном заболевании. Таким образом, усиление мер в области здравоохранения и строжайшее регулирование поведения пребывающих способствовало частичному восстановлению экономики туризма и гостеприимства в Татарстане, что согласуется с доводами о существенном влиянии санитарно-эпидемиологических требований, вакцинации и медицинского страхования на экономику туризма и гостеприимства в период пандемии и постпандемии [14] (Uğur, Akbıyık, 2020).

Вызов в виде запрета на прибытие в Россию из других государств послужил драйвером роста внутреннего туризма в Республике Татарстан, что согласуется с исследованиями иностранных ученых о перспективах развития сферы туризма и гостеприимства за счет внутренних прибытий в регионы в рамках одной страны [15] (Altuntas, Gok, 2021). Так, уже в июне 2020 г. в Республике Татарстан возобновили свою работу отели, мини-гостиницы, хостелы и другие предприятия сферы туризма и гостеприимства для туристов из регионов России с соблюдением санитарных норм [16].

Угроза развитию малого бизнеса, действующего в сфере туризма и гостеприимства, потребовала поиска новых бизнес-моделей для функционирования компаний на рынке туризма с учетом общего падения доходов населения. Необходимость восстановления прибыли послужила драйвером разработки новых туристических продуктов для сохранения устойчивого развития малого бизнеса как вносящего значительный вклад в экономику туризма и гостеприимства [17] (Sobaih, Elshaer, Hasanein, Abdelaziz, 2021). Кроме того, важными вызовами для сферы туризма и гостеприимства оказались тревожность и боязнь населения мест массового скопления людей (коронафобия), что снизило спрос на размещение в гостиницах и повысило потребность в краткосрочной аренде жилья, в т.ч. загородного, а также в индивидуальном экотуризме.

Сложившаяся ситуация способствовала учету Госкомитетом по туризму Республики Татарстан данных вызовов и смене вектора развития сферы туризма и гостеприимства: переходу от группового туризма к индивидуальному с развитием загородной инфраструктуры, например комплексов «Камский трофей», «Свияжские холмы»; разработке программы «В гости к соседям» для безопасных прибытий из ближайших регионов на собственном транспорте; развитию туристско-рекреационных пространств [18]. Малый бизнес также откликнулся на данный вызов, что послужило драйвером роста числа «глэмпингов» (гламурных кемпингов) в Республике Татарстан, сочетающих уединенность и доступность удобств для туристов [19].

Предлагаемое направление развития экономики туризма и гостеприимства в Татарстане в период постпандемии согласуется с зарубежными исследованиями, где глэмпинг рассматривается как более популярный и доступный вид размещения относительно отелей. Так, среди 2926 отпрошенных в США и Канаде 45,9% респондентов планируют останавливаться в глэмпингах после снятия ограничений COVID-19 и только 24,7% выбирают размещение в отелях, что свидетельствует о жизнеспособности альтернативного туристического продукта [20] (Craig, First, 2021), сочетающего уединенность, экологичность, комфортность для пользователей. Развитие малого бизнеса как драйвера экономики туризма и гостеприимства региона возможно в том числе и за счет предоставления и обслуживания таких туристических объектов.

Заключение

Обобщены глобальные тенденции падения спроса на услуги туризма и гостеприимства в связи с распространением COVID-19 и вынужденной самоизоляцией в 2020 г. Отмечено, что восстановление экономики туризма и гостеприимства в период постпандемии возможно за счет развития внутреннего туризма. Показано, что Республика Татарстан обладает туристической привлекательностью для делового и культурного туризма. Выявлены статистические закономерности и проблемы развития экономики сферы туризма и гостеприимства в период пандемии, а также перспективы восстановления данной сферы в период постпандемии на примере Республики Татарстан.

Обобщены деструктивные тенденции в экономике туризма и гостеприимства на глобальном уровне; представлена динамика спада числа организаций и мест размещения, среднесписочной численности сотрудников, начисленной зарплаты, оборота предприятий сферы туризма и гостеприимства в Татарстане; предложены направления развития экономики туризма и гостеприимства республики в период постпандемии. Драйверы роста экономики туризма и гостеприимства в Республике Татарстан в период постпандемии выявлены на основе вызовов, с которыми столкнулась сфера туризма и гостеприимства в ходе пандемии. Предложена интенсификация развития новых туристических продуктов, глэмпингов как варианта индивидуального туризма и экотуризма, отвечающих требованиям санитарных норм, отличающихся ценовой доступностью, способствующих уединенности и комфорту граждан. Участие малого бизнеса в развитии новых туристических продуктов и объектов является одним из способов их восстановления в период постпандемии.


Источники:

1. Abbas J., Mubeen R., Iorember P.T., Raza S., Mamirkulova G. Exploring the impact of COVID-19 on tourism: transformational potential and implications for a sustainable recovery of the travel and leisure industry // Current Research in Behavioral Sciences. – 2021.
2. Fotiadis A., Polyzos S., Huan T.C. The good, the bad and the ugly on COVID-19 tourism recovery // Annals of Tourism Research. – 2021.
3. Williams C.C., Kayaoglu A. COVID-19 and undeclared work: impacts and policy responses in Europe // The Service Industries Journal. – 2020. – № 13-14. – p. 914-931.
4. Farzanegan M., Gholipour H., Feizi M., Nunkoo R., Andargoli A. Nternational Tourism and Outbreak of Coronavirus (COVID-19): A Cross-Country Analysis // Journal of Travel Research. – 2021. – № 3. – p. 687–692.
5. Biosecurity, crisis management, automation technologies and economic performance of travel, tourism and hospitality companies. A conceptual framework // Tourism Economics. – 2020.
6. Бардасова Э.В. Продвижение услуг посредством медиаконтента сети Instagram в современных экономических реалиях // Креативная экономика. – 2020. – № 9. – c. 2043-2054.
7. Altuntas F., Gok M.S. The effect of COVID-19 pandemic on domestic tourism: A DEMATEL method analysis on quarantine decisions // International Journal of Hospitality Management. – 2021. – № 102719.
8. Российские регионы оценили с точки зрения туристической привлекательности. Интерфакс. [Электронный ресурс]. URL: https://tourism.interfax.ru/ru/news/articles/75758/ (дата обращения: 25.12.2020).
9. Калашников Е. Туристическая привлекательность Татарстана: максимум туристов и откликов, но минимум положительных // Татар-Информ. События. – 2021.
10. Морозов М.А., Морозова Н.С. Инфраструктура туризма как базис вовлечения нематериального культурного наследия в индустрию туризма и гостеприимства // Современные проблемы сервиса и туризма. – 2017. – № 1. – c. 43-49.
11. Республика Тaтaрстaн. / Краткий статистический сборник. - Татарстанстат, Казань, 2021. – 48 c.
12. Фадейчева И.Н., Бардасова Э.В. Эффективное управление малыми предприятиями в сфере услуг общественного питания: проблемы и перспективы // Вестник Казанского технологического университета. – 2012. – № 10. – c. 313-317.
13. Фадейчева И.Н., Бардасова Э.В. Место и роль малых предприятий в сфере услуг общественного питания // Вестник Казанского технологического университета. – 2013. – № 15. – c. 179-184.
14. Uğur N.G., Akbıyık A. Impacts of COVID-19 on global tourism industry: A cross-regional comparison // Tourism Management Perspectives. – 2020. – p. 100744.
15. Altuntas F., Gok M.S. The effect of COVID-19 pandemic on domestic tourism: A DEMATEL method analysis on quarantine decisions // International Journal of Hospitality Management. – 2021. – p. 102719.
16. В Казань можно ехать со справкой о коронавирусе: какие ограничения действуют в Поволжье. Интерфакс. [Электронный ресурс]. URL: https://tourism.interfax.ru/ru/analytics/market_overview/70525/ (дата обращения: 28.06.2021).
17. Sobaih A.E.E, Elshaer I., Hasanein A.M., Abdelaziz A.S. Responses to COVID-19: The role of performance in the relationship between small hospitality enterprises’ resilience and sustainable tourism development // International Journal of Hospitality Management. – 2021. – p. 102824.
18. Госкомитет Республики Татарстан по туризму подвел итоги 2020 года. 26.01.21. [Электронный ресурс]. URL: https://tourism.tatarstan.ru/index.htm/news/1913526.htm/ (дата обращения: 28.06.2021).
19. «Гламурный кемпинг» завоёвывает сторонников // Республика Татарстан. – 2021. – № 29 (28991). – p. (28991)..
20. Craig C.A., First I.K. Glamping after the coronavirus pandemic // Tourism and Hospitality Research. – 2021. – № 2. – p. 251-256.

Страница обновлена: 15.07.2024 в 19:12:26