Aktualnye problemy razvitiya trudovyh resursov na novom etape razvitiya rossiysko-birmanskikh otnosheniy s serediny 2020-kh gg.

Zakharyev Ya. O.

Journal paper

Journal of International Economic Affairs (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 15, Number 3 (July-september 2025)

Citation:



Введение:

Российско-бирманские отношения имеют длительную историю позитивного развития двусторонних отношений [1-10]. Благодаря наследию СССР российско-бирманские отношения развивались в стабильном ключе [10] по инерционным векторам по 2025 год. Страны накапливали опыт и информацию по новым актуальным векторам сотрудничества. Однако уже к 2010 году стал формироваться объем актуальных проблем трудовых ресурсов, который не решался в нужном объеме до трагедии марта 2025 года.

Землетрясение, произошедшее в республики Мьянма 28 марта 2025 года и последовавшая незамедлительно миссия МЧС в помощи Союзу Мьянма показала необходимость важных шагов в развитии двусторонних отношений [1]. Прежде всего, существует проблема дефицита ряда специалистов в обеих странах для создания актуальной инфраструктуры от развития институтов и институции почетных консулов в обеих странах до научно-культурного обмена специалистов редких профессий, которые актуальны в условиях конъюнктуры [1-9].

Цель исследования: отразить актуальную проблему трудовых ресурсов в российско-бирманских отношениях к 2025 году.

Основная часть:

Рассмотрим проблему института и институции почетных консулов [2]. Данные лица-граждане государства пребывания, владеющие языками граждан страны, находящихся в данном, помогающие по разнообразным вопросам лицам, оказавшихся в обстоятельствах, требующих помощи местного лица [2].

Почетным консулом может быть как гражданин Российской Федерации, так и гражданин иностранного государства из числа лиц, занимающих достойное общественное положение в государстве пребывания и обладающих необходимыми личными качествами, а также имеющих возможность должным образом выполнять возложенные на них консульские функции.

У Российской Федерации есть огромный позитивный опыт в создании и развитии данного института и институции во множестве государств от Мексики до Камбоджи в среде местного населения-лиц, обучавшихся в СССР и РФ, граждане РФ, переехавшие на постоянное или длительное по времени место жительства в страны [2-4], оставшиеся в гражданстве России или отказавшиеся от него, сохранив связи с родиной, а также иные категории (граждане стран СНГ, владеющие русским языком, проживающие на территории государства, например, узбеки в Далате Вьетнам охотно помогают россиянам и другим гражданам СНГ с 2010-х гг. ) [3-4].

Есть проблема обратного. Ввиду длительного отказа развивать востоковедение в РФ с 1991 по 2023 гг. и учебные пособия языков народов стран АСЕАН, в частности бирманского, сделанные в 1970х гг.15 устарели [5]. Не соответствуют реальности 2020х. В Мьянме также нет эффективных учебников русског языка для населения. За полвека язык обеих стран, безусловно, изменился. Нет нужного количества россиян, владеющих бирманским, которые могли бы помогать бирманцам в их проблемах в РФ, поскольку наш менталитет, законодательство и ряд иных условий существенно отличаются.

Проблема в РФ решается спецификой размещения. Более 95% бирманцев мужчины-студенты и аспиранты 18-30 лет [6]. Они сосредоточенны в политехнических вузах с последующем креном в специальности военной инженерии МГТУ им Баумана и других образовательных учреждениях высшего и специального образования РФ.

Регулирование жизни в РФ вполне организованных молодых людей-бирманцев, по сути, замещающее функций почетного консула, выполняют кураторы курса ВУЗа. Это хуже полноценной институции и института, т.к. данные лица не владеют бирманским, не имеют российского юридического образования, не решают разнообразные вопросы вне учебного заведения. Этот слишком долго существующий неполноценный эрзац давно требует замены компетентными специалистами-востоковедами большего числа, чем существующие. Их менее 5 человек на всю Россию [9].

Особая проблема касается научных профессиональных кадров-востоковедов, занимающихся Мьянмой и имеющих диплом востоковед-бирманист возраста менее 35 лет [9]. Дейтвующие специалисты в РФ достигают возраста 37-80 лет с возрастающими рисками ухода в ближайшие пять лет специалистов возрастов 60-80 лет в рамках демографической статистики среднего возраста РФ.3 Помимо этого в России есть разрыв между поколениями специалистов возрастных групп 80-60 лет, 60-40 лет и 35-моложе. [9]

Ввиду последствий ущерба от землетрясения [1], Мьянма начала активные переговоры с Российской Федерацией4 по приглашению ряда специалистов для восстановления городов и инфраструктуры от инженеров-геодезистов грунтов до врачей, архитекторов, реставраторов и инвесторов эта проблемя обострилась. Нет нужного числа востоковедов-консультантов под запрос государственных органов РФ дать оперативные прогнозы и составлять планы для продвижения российского эффективного влияния.

Переговоры осложняет система формирования актуальных предложений и необходимость наладить актуальную инфраструктуру для российских специалистов, даже для корпуса МЧС. Нет нужного количества переводчиков с русского на бирманский на все бригады (русскоязычные бирманцы), нет слаженной работы мультинациональных бригад спасателей и помощи с должным институтом и институцией переводчиков хотя бы в группах российских и китайских спасателей (т.е. нужен переводчик с русского и китайского для повышения эффективности бригад, включая отсутствие россиян-специалистов по южным китайским диалектам, провинции из которых прибыл китайский контингент) [7].

Помимо технического аспекта острого дефицита кадров-переводчиков, в обеих странах существует проблема последующего размещения специалистов россиян в Мьянме в 2025-2027 гг., ввиду стихийного бедствия. Их приезд и эффективное участие во всех сферах требует времени от 6 месяцев до двух лет в зависимости от сроков восстановления инфраструктуры в субрегионах Мьянмы и запросу страны в российских кадрах разных сфер.

В России актуальный вопрос востребованности заемного труда бирманцев имеет более сложный характер, исходя из оценок Министерства Труда РФ, регулирующих мигранционные вопросы импорта специалистов высокого класса. Так, например, выпускники МГТУ им Баумана кафдры робототехники крайне актуальны в динамично развивающейся в РФ, ввиду украинского конфликта, индустрии военной беспилотной техники наземной, авиационной, подземной (включая буры геологической разведки широкого профиля мирного и военного), космической и подводной.

Назрело эффективное развитие постоянных институтов и институций культурных обменов в форме постоянных центров при посольствах обеих стран. До сих пор многие успешные проекты имеют спорадический характер энтузиазма уровня физических и юридических лиц без государственного участия. Например, фотограф Сергей Ковальчук в 2010-х гг. создал цикл фотоальбомов по Юго-Восточной Азии, включая Мьянму [11], вне государственного финансирования. Центр АСЕАН МГИМО провел саммит стран Юго-Восточной Азии в 2013, который не перешел в постоянное стабильное мероприятие [12]. МГТУ им Баумана иногда на непостоянной основе проводит дни национальных культур студентов-иностранцев, в т.ч. дни Мьянмы. Идентичная проблема отсутствия русских мероприятий в Союзе Мьянма на постоянной основе, вопрос и перспективы для Россотрудничества.

Существует проблема острого дефицита помещений в Государственном музее народов Востока, где стенды Мьянмы даже не имеют собственного зала. Это часто сбивает посетителей, т.к. сложно визуально переключаться от артефактов одной страны к иным [13].

Особую роль следует уделить китайскому фактору в Мьянме. Существуют интересы КНР в стране, которые немедленно были учтены Пекином, отправившего крупную группировку своих спасателей в столицу и крупные пострадавшие города Мьянмы [8].

Вторым игроком выступают хуацяо-граждане (китайская община), которые также пострадали от землетрясений. Данный вид китайцев преимущественно сконцентрирован по крупным городам и оценка ущерба их бизнесу и здоровью, нанесенного стихийным бедствием, еще подсчитывается. Национальное меньшинство-самостоятельный игрок в субрегионе Юго-Восточной Азии и всех государствах АСЕАН, не является «агентом Пекина». Оно имеет свои рычаги влияния и возможности, которые России стоит также учитывать в построении новых перспективных направлений российско-бирманских отношений.

В этой связи для Российской Федерации уже возрастает актуальность подключать и китаистов, специализирующихся на актуальных проблемах китайского фактора в Мьянме с целью определения наиболее выгодных векторов развития отношений в стране с учетом роли национального меньшинства и ключевого партнера Союза Мьянма в Азии (КНР).

Практические рекомендации к развитию российско-бирманских отношений после событий 2025 года:

1. Назрела острая необходимость государственной программы в РФ- создание современных учебных пособий всех языков стран Юго-Восточной Азии за серьезным устареваниям существующих с 1970х по 2000-е гг.

2. Создание квоты государственных проектов в РФ для выпусков специалистов-бирманистов в профильных ВУЗах, ввиду недостаточности действующего состава специалистов, что показал острый спрос 2025.

3. Развитие института и институции почетных консулов в России и Союзе Мьянма на базе опыта РФ и СССР для россиян в Мьянме (работа с русскоязычными бирманцами) и создание института россиян-бирманистов для идентичных дел с бирманцами, находящихся в РФ, которым нужна помощь с правовым регулированием иными вопросами для пребывания в РФ.

4. Должны быть созданы финансовые регуляторы: российско-бирманский банк развития по модели российско-вьетнамского, иные институты в виде банков-посредников, банков-прокладок. Отладки требуют и финансовые институтции оперативного обмена национальных валют и залоговой сферы, включая золото.

5. Создание бирманского культурного центра в РФ и российский в Мьянме по модели вьетнамского «Ханой-Москва»

6. Новые квоты в российских ВУЗах и СПО для граждан Мьянмы с развитием отраслей, в н.в. 96% техническое направление военного сегмента. Расходы двух стран в сфере образования возрастают неравномерно. Подготовка российских бирманистов близка к нулю с конца 1980-х по 2025 гг., тогда как Мьянма затратила на подготовку специалистов по России около 3 млн долларов США в идентичном периоде. [6]

7. Учитывать роль китайских капиталов хуацяо и компаний КНР, которые автоматически являются бенефициарами в востановлении инфраструктуры Мьянмы после землетрясения [1] во всех районах страны.

8. Увеличить число российско-бирманских культурных мероприятий на государственном уровне и субъектов РФ.

9. Развитие института и институции почетных консулов для россиян в Мьянме. Несмотря на достаточно большое количество бывших студентов-бирманцев, обучавшихся в РФ, в стране крайне мало почетных консулов. Это доказал острый дефицит переводчиков для бригад МЧС РФ и иных проектов, обозначившихся в ходе российской миссии.

10. После создания российско-мьянманского банка возникнет актуальная инфраструктура взаиморасчетов в национальных валютах, исключающих доллар США, как валюту -посредник, укрепляя национальные валюты двух стран.

Выводы:

Российско-бирманские отношения в середине 2020-х гг. требуют новые формы развития комплексной инфраструктуры специалистов, финансов, площадок по диалогу и двустороннему обмену, государственных программ развития стратегического партнерства, штата более 600 человек-специалистов востоковедов в РФ и специалистов-русистов в Мьянме.

Существующая система действующих кадров в обеих странах не сможет вывести двусторонние отношения в быстрый прорыв за отсутствием вышеуказанного необходимого числа специалистов минимум 1200 человек в РФ и Союзе Мьянма.

Необходимо исключить и, как минимум, создать механизм упрощения проблемы бюрократических барьеров обеих стран, когда стороны делегируют друг другу запросы, вместо консультационных оперативных решений рабочих групп на уровне профильных министерств и ведомств двух стран, включая современный онлайн формат заседаний, для экономии времени и средств. Есть проблемы выдачи срочных виз бывшим выпускникам-бирманцам, приезжающим на годовщины в РФ.

Российской Федерации предстоит увеличить комплексные расходы для эффективного продвижения своего влияния в Мьянме и всех государствах блока АСЕАН, поскольку существующая инфраструктура не справиться с количеством возрастающих вызовов. Для Мьянмы необходима оперативнейшая подготовка молодых россиян-бирманистов от 20 специалистов для научной сферы, 20 специалистов для дипломатического корпуса, 20 для промышленного сектора нефтегазовой сферы , атомной энергетики и др. В настоящее время в РФ Мьянмой занимается 4 специалиста-бирманиста возрастом 70+...

Суммарные расходы России и Мьянмы в контексте решений вопросов трудовых ресурсов для развития двусторонних отношений на современном этапе должны составить от 50 млн долларов США в пересчете на национальные валюты в 2025-2030 гг.


Страница обновлена: 27.05.2025 в 12:30:18