Обзор релевантного международного опыта по преодолению экономических последствий COVID-19

Орозонова А.А.1, Акматова А.И.1
1 Киргизский национальный университет им. Жусупа Баласагына, Киргизия, Бишкек

Статья в журнале

Экономика Центральной Азии (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 5, Номер 1 (Январь-март 2021)

Цитировать:
Орозонова А.А., Акматова А.И. Обзор релевантного международного опыта по преодолению экономических последствий COVID-19 // Экономика Центральной Азии. – 2021. – Том 5. – № 1. – С. 29-44. – doi: 10.18334/asia.5.1.111654.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=46326584
Цитирований: 3 по состоянию на 31.03.2023

Аннотация:
В данной статье проделан анализ международного опыта по преодолению экономических последствий коронавируса (COVID-19). Пандемия вируса отражается не только на здоровье и жизни людей, но и на всех сферах жизнедеятельности людей. В целом для смягчения последствий пандемии и послекризисного восстановления экономики в приняты антикризисные меры. Таким образом, пандемия стала своеобразным индикатором экономического развития страны и прочности интеграционных объединений.

Ключевые слова: пандемия, экономика, кризис, корнавирус

JEL-классификация: F63, F64, G01



По данным Всемирной организации здравоохранения, в 2020 году коронавирус унес более 900 тысяч жизней людей, всего заразилось около 27 миллионов [3]. Пандемия оказала влияние не только на сферу здравоохранения, но и вызвала социально-экономический и гуманитарный кризис во всех странах мира. По предварительным подсчетам ООН, СOVID-19 приведет к сокращению мировой экономики на 5% [3] .

Генеральный директор Международной организации труда Гай Райдер заявляет: «Мы имеем дело уже не с мировым кризисом в сфере здравоохранения: речь идет о крупнейшем кризисе в экономике и на рынке труда, оказывающем колоссальное воздействие на жизнь людей» [9].

Пандемия коронавируса COVID-19 вызвала кризис, серьезнейшие потрясения в мировой экономике. Этот кризис отразился не только на производстве товаров и услуг, но также и на их потреблении и инвестициях. В первую очередь кризис ударил по производственно-сбытовым цепочкам по всему миру. Независимо от размеров предприятия серьезные потери понесли такие отрасли экономики, как пассажирский транспорт, туризм, гостиничный и ресторанный бизнес, розничная торговля. При этом следует отметить, что ряд секторов экономики не только пострадают от снижения доходов, также им грозит банкротство.

Пандемия, вызвавшая столь серьезный экономический кризис, повлияла на все страны мира. Соответственно своему состоянию экономики каждая страна принимала свои меры по предупреждению социально-экономических последствий.

Так, по данным исследований Высшей школы экономики [1], система мер, направленных на восстановление занятости и доходов населения, включала в себя меры:

- нацеленные на сохранение рабочих мест, субсидирование заработной платы в период простоя, налоговые каникулы и налоговые льготы;

- поддержку малого и среднего бизнеса;

- увеличение поддержки безработных;

- усиление социальной защиты семей с детьми.

Защитные меры, принятые на первом этапе в ряде стран, можно разделить на три большие группы [1]:

1. Защита работников на местах:

- рабочий график, включая переход на удаленную работу (Италия, Япония – оказание финансовой поддержки и упрощение процедур);

- расширение доступа к оплачиваемым отпускам по болезни (КНР – выплата заработной платы не имеющим возможности трудиться из-за карантина или болезни; Ирландия, Сингапур, Южная Корея – оплачиваемый отпуск по болезни самозанятым);

- консультации по вопросам охраны труда (горячие линии, сайты по принимаемым на рабочих местах мерам против распространения COVID-19);

- недопущение дискриминации и социального отчуждения (Япония – сайт Министерства юстиции с адресами горячих линий для жалоб на травлю и притеснения);

- кроме того, почти во всех странах была помощь по уходу за детьми работающим родителям, где закрываются дошкольные и школьные учреждения (Япония – группы продленного дня для детей,

финансовая помощь для найма воспитателей детям; Италия – ваучеры на получение соответствующих услуг; Германия – материальная поддержка людям, оказывающим разовую услугу по уходу за детьми).

2. Стимулирование экономики и спроса на рабочую силу:

- активная финансовая и более мягкая денежно-кредитная политика (Австралия, Канада, Новая Зеландия, Соединенное Королевство и США – центральные банки снизили процентные ставки; Южная Корея – специальный пакет мер поддержки на 2020 год в размере 20 трлн вон; Италия – налоговые льготы и освобождение от выплат на социальное обеспечение, пролонгация сроков выплат по ипотечным кредитам);

- финансовая и кредитная поддержка определенных секторов экономики, в том числе здравоохранения (КНР – кредитная линия на 300 млрд юаней для производителей защитных масок и других медицинских товаров; Соединенное Королевство – 5 млрд фунтов стерлингов для национальной службы здравоохранения; Ирландия – 435 млн евро службе здравоохранения; Южная Корея – на долгосрочной основе повышенные субсидии и государственная поддержка; Франция и Германия – государственная поддержка всем секторам, затронутым кризисом).

3. Поддержка занятости и доходов:

- договоренности о сокращении рабочего времени и выплата компенсаций (Франция, Германия, Италия, Нидерланды – увеличены пособия по частичной безработице, т.е. сокращению рабочего времени; КНР – не подлежат расторжению контракты с трудовыми мигрантами в случае заболевания или ограничительных мер; Гонконг – в целях укрепления гарантии доходов и повышения совокупного спроса выплата совершеннолетним гражданам единовременного пособия в размере 1280 долл. США);

- финансовые и налоговые льготы, в том числе предприятиям (Соединенное Королевство – система, гарантирующая МСП 80% размеров займов при кредитовании и превышении кредитного лимита, а местным органам власти выделяются дополнительные средства в размере 2,2 млрд фунтов стерлингов на поддержку малых предприятий; Южная Корея – о снижении ставки НДС для предприятий, чей годовой доход не превышает 60 млн вон, а также о расширении программы специальной финансовой поддержки мелких торговцев и МСП; Франция – налоговые льготы и отсрочка выплат по налогам).

Международные организации, такие как ООН, Всемирная организация здравоохранения, Международная организация труда, Детский фонд (ЮНИСЕФ) и другие, разработали руководство и рекомендации для поддержки работодателей и усиления социальной защиты уязвимых категорий населения в разных странах мира. При этом следует отметить, что круг проблем, который охвачен этими руководствами и рекомендациями, достаточно широк. Он включает в себя вопросы: необходимости обеспечения прав и потребностей граждан с ограниченными возможностями в условиях пандемии, исключения игнорирования и дискриминации по обеспечению безопасности в условиях пандемии национальных и этнических меньшинств стран, дополнительной подготовки педагогов для удаленных занятий с детьми с ограниченными возможностями, оказания технической помощи для дистанционного обучения с использованием высокотехнологичных и иных доступных подходов, предоставления гуманитарной помощи наиболее уязвимым слоям населения и многие другие.

Разные страны по всему миру предприняли меры для оказания поддержки уязвимым группам населения. Во многих странах большую обеспокоенность вызвало положение бездомных (Великобритания – выделила около 4 млрд долл. США на обеспечение режима самоизоляции бездомных; Колумбия – расселила заключенных из тюрем в незадействованные инфраструктурные объекты и отели Министерства финансов) [12].

Кроме того, особую обеспокоенность и применение государствами масштабных мер вызвала группа населения, наиболее уязвимая перед коронавирусной инфекцией. Основные виды помощи данному слою населения включают: распределение продовольствия, выплату социальных пособий и поддержку занятости, медицинское обслуживание и создание условий для снижения риска заражения инфекцией [12].

Всего на середину июня 2020 г. по всему миру 200 стран ввели 1166 мер по социальной защите для смягчения негативного воздействия кризиса [9]. В 59 странах Европы и Центральной Азии были введены 383 меры социальной защиты. Большая часть этих мер финансируется за счет внебюджетных средств. Также программы, финансируемые за счет социальных взносов, были скорректированы с целью оказания доступа к ним работников, которые ранее не включались в эти программы: работники неформального сектора экономики; работники, выполняющие временную и сезонную работу; трудовые мигранты и самозанятые [12].

Кроме того, одной из важнейших проблем оказалось обеспечение питанием наиболее уязвимых слоев населения, которые в условиях карантина лишились источников к существованию. Также приоритетным для некоторых стран стало обеспечение продовольственной безопасности, вызванное разрывом цепочек поставок продукции питания (Гондурас, Колумбия, Перу).

Таким образом, опыт стран с развитой экономикой показал, что угроза, вызванная эпидемией коронавируса, оказалась значительной как с точки зрения здоровья, так и долгосрочного экономического развития.

Страны Евразийского экономического союза не являются в данном случае исключением. Скорее наоборот, учитывая уровень социально-экономического развития, им приходится тяжелее.

На уровне ЕАЭС Евразийская экономическая комиссия совместно с правительствами государств-участников реализует активные меры, цель которых – оперативное реагирование на распространение COVID-19 и содействие экономическому развитию стран региона.

Данные меры нацелены в первую очередь на:

  • упрощение доступа на внутренний рынок ЕАЭС и ограничение вывоза за пределы союза товаров, имеющих высокую важность для предупреждения и предотвращения распространения коронавирусной инфекции (преимущественно медицинских изделий);
  • обеспечение продовольственной безопасности государств-участников, в том числе через введение временного запрета на экспорт продовольственных товаров первой необходимости из стран ЕАЭС, а также организацию «зеленых коридоров» внутри союза;
  • координацию действий стран ЕАЭС по широкому кругу вопросов в рамках борьбы с пандемией.
  • Каждое государство – член ЕАЭС предприняло меры по стабилизации

    экономической ситуации и решению социальных проблем, как общие для стран ЕАЭС, так и особые, зависящие от экономических возможностей страны.

    Армения. Экономика Армении испытала спад в размере 5,7% в первой половине 2020 г. (по итогам 2019 г. зафиксирован рост на 7,6%). Основной причиной сокращения реального ВВП стало негативное влияние пандемии COVID-19 на внутренний и внешний спрос. Согласно прогнозу ЕАБР, в 2020 г. ВВП Армении снизится на 3,5%. Причиной отрицательной динамики станут сокращение потребительского спроса, обусловленное снижением доходов, в том числе получаемых в форме переводов из-за рубежа, зарплат и занятости, а также падение инвестиционной активности на фоне введенных в связи с пандемией ограничений и роста неопределенности [4].

    По данным Статистического комитета Армении, валовое промышленное производство увеличилось в первой половине 2020 г. на 1,5% после 9,0% по итогам 2019 г. Главным фактором замедления роста в данном секторе экономики стало падение выпуска в ряде обрабатывающих отраслей, включая относительно крупные, такие как производство напитков (- 6,8%), табачных изделий (- 22,6%), одежды (- 5,1%) и прочих неметаллических минеральных продуктов (к ним относится значительная часть строительных материалов) (- 2,8%). В некоторых случаях влияние пандемии не было единственным фактором спада: на динамике отраслей, относящихся к АПК, могло негативно сказаться сокращение производства используемого ими сырья в 2019 г. (сильный рост выпуска продукции в прошлом году происходил на фоне сравнительно низкого урожая).

    Сельское хозяйство показало умеренный рост в январе – июне 2020 г. (на 1,6% после спада на 4,0% в 2019 г.). Стабилизация выпуска наблюдалась как в растениеводческой отрасли, так и в животноводстве.

    Режим чрезвычайного положения, предполагающий ограничения на свободное перемещение граждан и на некоторые виды экономической деятельности с целью пресечения распространения коронавируса, был объявлен в республике 16 марта сроком на месяц, а затем продлен до 14 мая.

    В целях оказания поддержки бизнеса и граждан, оказавшихся из-за пандемии в сложном положении, было утверждено 14 программ по противодействию экономическим последствиям коронавируса: шесть – по экономическому содействию бизнесу, восемь – по социальной поддержке различных групп населения. При этом в течение всего времени пандемии правительство периодически вносит коррективы в программы содействия, расширяя списки бенефициаров и видов экономической деятельности, а также смягчая некоторые условия, чтобы программами могло воспользоваться максимальное количество граждан.

    Армения, так же как и ряд других стран, пошла по пути предоставления беспроцентных и льготных кредитов субъектам экономической деятельности, а также софинансирования со стороны государства. Максимальный объем финансирования одного предприятия составляет 500 млн драмов (чуть более 1 млн долл.).

    При этом государство берет на себя обязательства софинансировать выдаваемые банками кредиты. Если кредит берется на выплату налогов и зарплат, то государственная поддержка составляет 50% кредита, для закупки сырья – 40%, оборудования – 20%, для оплаты коммунальных услуг – 45%. Такая поддержка адресована сфере производства. Кредиты для торговли будут софинансироваться государством только при импорте продовольствия – до 30%.

    Еще одной значимой программой государства является поддержка аграрного сектора. Государство и ранее софинансировало кредиты аграриям (так, если фермер брал кредит на лизинг сельхозтехники, то вместо 9% платил только 2%). Теперь же многим фермерам (или сельхозпредприятиям) стоимость кредитов обнулят. Правда, такую помощь получат наиболее кредитоспособные предприятия.

    Кроме того, фермерам будут субсидироваться все проценты по микрокредитам до 1 млн драмов (примерно 2 тыс. долл.) при процентной ставке 13% и сроке до 2 лет. Предусмотрен ряд мер и для кооперативных кредитов.

    Следующая программа – помощь малому и среднему бизнесу. Это предприятия, имеющие товарооборот в 2019 г. от 24 до 500 млн драмов. Это предприятия перерабатывающей промышленности, гостиничный бизнес, сфера общественного питания, туризма, услуг, перевозок и складских хозяйств, здравоохранения и некоторые другие. Желающие стать участниками программы не должны иметь просроченных налоговых и кредитных обязательств. В этом случае они могут обратиться за кредитом в размере 10% от объема оборота в 2019 г. Первые два года ставка по кредиту будет нулевая, за третий год составит 12%. При этом разрешено досрочное погашение кредита. По данным на 27 апреля, программой уже воспользовалось 460 хозяйствующих субъектов, которые получили кредитов на сумму в 5,2 млрд драмов (более 10 млн долл.).

    Также Правительством Армении разработан целый ряд мер по социальной поддержке населения – это единовременная экстренная помощь. Прежде всего, она предназначена семьям, где есть дети в возрасте до 14 лет и где в период с 13 по 25 марта оба родителя потеряли работу и чья зарплата за последние три месяца не превышала 500 тыс. драмов. Они получат по 100 тыс. драмов (несколько более 200 долларов). Те, кого сократили из-за режима ЧП, могут получить поддержку в размере минимальной зарплаты, то есть 68 тыс. драмов. При этом надо учесть, что это не относится к сотрудникам предприятий финансово-банковского сектора и тем, у кого зарплата в последние два месяца превышала 500 тыс. драмов. Особая поддержка будет оказана сотрудникам предприятий, сильнее всего пострадавших от коронавируса, в частности гостиниц, ресторанов, кафе и т.д. Здесь помощь будет зависеть от размеров зарплаты. В целом поддержка не может превышать двух минимальных зарплат, то есть 136 тыс. драмов.

    Еще один вид поддержки предназначен тем, кто нигде не работает либо нигде не зарегистрирован, что особенно актуально для сферы услуг. В этом случае предусмотрено выделение средств в виде минимального социального пособия, то есть 26,5 тыс. драмов, да и то, если в семье есть дети.

    Также в целях поддержки туристического сектора Правительство Республики Армения принимает решение предоставлять ежемесячную субсидию юридическим лицам и предпринимателям, созданным до 31 марта 2020 года.

    На сегодняшний день Армения приняла 22 антикризисных мероприятия, часть из которых уже завершена, другая часть – еще продолжается.

    Таким образом, мера поддержки экономики Армении для преодоления негативного влияния пандемии коронавируса заключается в пакете мер в размере 300 млн долл. США, который включает в себя различные прямые расходы, государственные кредиты и увеличение инвестиций [4].

    Российская Федерация. В первой половине 2020 г. экономика Российской Федерации испытала масштабный шок, вызванный пандемией COVID-19. ВВП страны в январе – июне 2020 г. сократился на 3,4%. Вспышка заболевания оказала влияние на экономическую активность в стране по двум основным каналам:

    - ухудшение внешнеэкономических условий, которое проявилось в ослаблении спроса на российский экспорт, сокращении доходов бюджета и организаций от поставок сырьевых товаров за рубеж вследствие падения их цен и объемов добычи, нарушении глобальных цепочек добавленной стоимости, ухудшении настроений бизнеса;

    - действие внутренних санитарных мер, в первую очередь периода нерабочих дней с конца марта до середины мая текущего года, приведшее к масштабному сокращению потребительского и инвестиционного спроса.

    Основной удар пандемии пришелся на II квартал, по итогам которого выпуск упал на 8%. По оценкам ЕАБР, отрицательные эффекты в большей степени выразились в циклическом спаде, хотя темпы роста потенциального ВВП также снизились (по расчетам ЕАБР, на 0,4–0,8 п.п. к докризисным значениям – до 0,7–1%). Смягчению негативного экономического и социального воздействия обострившейся эпидемиологической обстановки способствовали государственные меры фискальной, монетарной и макропруденциальной поддержки [5].

    Производственная активность в январе – июне текущего года существенно снизилась вследствие действия карантинных ограничений и слабости внутреннего и внешнего спроса. Объем выпуска промышленности сократился на 3,5% по итогам первого полугодия. При этом во II квартале 2020 г. падение достигло 8,5% после роста на 1,5% в январе – марте.

    Выпуск сельскохозяйственной продукции вырос за первое полугодие 2020 г. на 3% (по итогам 2019 г.  – 4%). Данная отрасль оказалась гораздо меньше подвержена негативному влиянию пандемии COVID-19. Увеличилось поголовье ключевых видов скота, сохранились сравнительно высокие темпы роста продукции животноводства, в первую очередь скота и птицы на убой (4% в январе – июне 2020 г.) и молока (3,6%).

    В отраслевом разрезе наибольшие потери в первой половине 2020 г. понесли сектора сферы услуг, ориентированные на потребительский спрос. Оборот розничной торговли сократился на 6,4%, объем платных услуг населению – на 19,9%. На динамику потребительского спроса негативно повлияли меры социальной изоляции и приостановка работы отдельных организаций, ориентированных на предоставление услуг населению. Дополнительными факторами стали вызванные пандемией COVID-19 изменения на рынке труда, связанные с ростом безработицы и уменьшением доходов домашних хозяйств. Наибольшее падение активности потребителей пришлось на апрель-май, когда действовали жесткие карантинные ограничения.

    В целом, по информации заместителя министра финансов Российской Федерации [5], антикризисный пакет российских властей в текущем году оценивается примерно в 4 трлн рублей прямых дополнительных бюджетных расходов (приблизительно 3,8% ВВП). В основном бюджетные меры были направлены на: 450 млрд рублей предусмотрено на поддержку системы здравоохранения и системы санэпидконтроля; 800 млрд рублей – на поддержку доходов населения, т.е. людей, потерявших работу, и семей с детьми; 2 трлн рублей – на поддержку малого и среднего бизнеса, программы льготного кредитования, финансовую помощь и кредиты бизнесу, отсрочки и снижение налоговых и страховых платежей и др.; 700–800 млрд рублей – на оказание помощи субъектам Федерации из бюджетов государственных внебюджетных фондов.

    Антикризисный пакет составляется из: доходов, связанных с перечислением в пользу ФНБ прибыли ЦБ от покупки акций Сбербанка 1,1 триллиона рублей; перераспределение. Внутренние резервы бюджета – грубо, около 1 триллиона рублей; дополнительные заимствования [2].

    Республика Казахстан. В первой половине 2020 г. экономика Казахстана испытала масштабный шок, вызванный пандемией COVID-19. ВВП страны в январе – июне 2020 г. сократился на 1,8%. Вспышка заболевания оказала влияние на деловую активность в стране по двум основным каналам:

    - ухудшение внешнеэкономических условий, которое выразилось в ослаблении спроса на казахстанский экспорт, сокращении доходов бюджета и организаций от поставок сырьевых товаров за рубеж вследствие падения цен на них, нарушении глобальных цепочек добавленной стоимости, ухудшении настроений бизнеса;

    - действие внутренних санитарных мер, в первую очередь введение с середины марта до середины мая текущего года карантина, приведшего к масштабному сокращению потребительского и инвестиционного спроса.

    Основной удар пандемии пришелся на II квартал, по итогам которого выпуск упал на 6,0%. По оценкам ЕАБР, отрицательные эффекты в большей степени выразились в циклическом спаде, хотя темпы роста потенциального ВВП также снизились (по расчетам ЕАБР, на 0,5–1,4 п.п. к докризисным значениям — до 2,2–3,5%) [6].

    Смягчению негативного экономического и социального влияния обострившейся эпидемиологической обстановки способствовали государственные меры фискальной, монетарной и макропруденциальной поддержки.

    В отраслевом разрезе наибольшие потери в первой половине 2020 г. понесли предприятия сферы услуг, объем выпуска которых снизился на 5,5%. Меры социальной изоляции и приостановка работы отдельных организаций больше всего отразились на секторе транспорта и складирования, а также на оптовой и розничной торговле, где сокращение составило 14,6 и 10,6% соответственно. С другой стороны, введение карантина придало импульс развитию бесконтактных форм работы и интернет-коммерции, что повысило спрос на телекоммуникационные услуги (9,0%).

    Производство товаров сохранило положительную динамику роста в первом полугодии 2020 г. (4,1%) отчасти благодаря государственной поддержке. Так, объемы строительных работ увеличились на 11,2% на фоне реализации ряда программ, направленных на расширение жилищного фонда и повышение доступности ипотеки («Нурлы жер», «7–20–25», «Бакытты отбасы» и др.), а также на создание транспортной инфраструктуры («Нурлы жол») и строительство медицинских объектов за счет бюджетных средств.

    Отрасли сельского хозяйства и промышленности оказались гораздо меньше подвержены негативному влиянию пандемии COVID-19. Выпуск аграрной продукции в первом полугодии 2020 г. увеличивался устойчивыми темпами (2,4%).

    В целом для смягчения последствий пандемии и послекризисного восстановления экономики в действие введены два пакета антикризисных мер с объемом финансирования 5,9 трлн тенге (8,7% ВВП). Меры социальной поддержки дополнены льготным кредитованием бизнеса посредством расширения государственных программ «Дорожная карта бизнеса-2025», «Экономика простых вещей», «Развитие продуктивной занятости и массового предпринимательства «Енбек», а также в рамках льготного финансирования НБ РК [6].

    Средства будут выделены по трем направлениям:

    1. Обеспечение экономической стабильности с учетом режима чрезвычайного положения.

    2. Изменение макроэкономических показателей.

    3. Поддержка граждан и экономики, в том числе реализация отдельных поручений главы государства.

    Республика Беларусь. Белорусская экономика в первой половине 2020 г. испытала несколько шоковых событий. В начале года трудности с импортом нефти и отсутствие контракта на поставку калийных удобрений в Китай из-за высоких запасов сырья привели к существенному падению производства в нефтеперерабатывающей и химической отраслях, которое также сказалось на динамике смежных секторов (транспорт, оптовая торговля). В результате уже по итогам января – марта 2020 г. был зафиксирован отрицательный темп прироста ВВП страны (- 0,2%).

    Во II квартале текущего года на экономику Беларуси оказали влияние последствия пандемии коронавирусной инфекции. ВВП в апреле – июне сократился на 3,1%, а по итогам полугодия спад составил 1,7%.

    Вспышка заболевания повлияла на экономическую активность в стране по двум основным каналам:

    - ухудшение внешнеэкономических условий, которое проявилось в ослаблении спроса на белорусский экспорт, сокращении доходов бюджета и организаций от поставок сырьевых товаров и продуктов их переработки за рубеж вследствие падения цен на них и объемов производства, нарушении цепочек добавленной стоимости, ухудшении настроений бизнеса;

    - действие внутренних санитарных мер, приведшее к сокращению потребительского и инвестиционного спроса. Республика Беларусь не вводила жестких карантинных ограничений. Тем не менее были значительно ужесточены санитарные требования в местах массового скопления людей, приняты правила социальной изоляции для отдельных категорий населения, ограничено проведение публичных мероприятий, рекомендовано социальное дистанцирование.

    В отраслевом разрезе большие потери в первой половине текущего года понесли предприятия сферы услуг, деятельность которых предполагает прямой контакт между производителем и потребителем услуги, а также сопряжена с риском большого скопления людей. Например, масштабное сокращение активности отмечено в гостиничном и ресторанном бизнесе, деятельности по организации досуга и отдыха, розничной торговле непродовольственными товарами. Ослабление совокупного спроса привело к заметному спаду в оптовой торговле, транспортировке и складировании.

    На динамику потребительского спроса негативно повлияли социальное дистанцирование, замедление роста доходов населения, заметное уменьшение интенсивности кредитования. Наибольшее падение активности покупателей пришлось на апрель-май.

    Сильное негативное влияние на промышленность во II квартале 2020 г. оказали последствия пандемии коронавирусной инфекции. Из-за падения внутреннего и внешнего спроса, нарушения цепочек добавленной стоимости и ухудшения экономических настроений производственная активность сократилась на 3,5%, даже несмотря на улучшение динамики в нефтепереработке и химическом секторе. Значительные потери понесли отрасли, выпускающие промежуточные и инвестиционные товары, а также непродовольственную потребительскую продукцию. Положительная динамика ожидаемо отмечалась в фармацевтическом секторе (прирост на 15,2% по итогам полугодия). Достаточно сильные показатели сохранились в пищевой промышленности (прирост 4,4% в январе – июне 2020 г.): спрос на продовольствие как внутри страны, так и за рубежом пострадал от пандемии в меньшей степени по сравнению с непродовольственными товарами.

    Выпуск продукции сельского хозяйства по итогам полугодия увеличился на 3,7% (2,9% в 2019 г.). Данная отрасль оказалась гораздо меньше подвержена негативному влиянию пандемии COVID-19. Сравнительно высокие темпы роста продемонстрировал сектор животноводства, а в сегменте растениеводства расширена общая посевная площадь (на 0,8%) благодаря зерновым и зернобобовым, а также кормовым культурам [7].

    Из других стран, наибольший интерес для нашей страны представляет Грузия. В 1999–2003 годах в Грузии были проведены первые в новейшей истории страны экономические реформы, которые включали снижение роли государства (приватизация предприятий), либерализацию торговли и были направлены в основном на сокращение инфляции и стабилизацию курса национальной валюты.

    В Грузии рекордно низкая на Кавказе статистика заражений вирусом SARS-CoV-2 и умерших от пневмонии COVID-19. Принятые правительством меры эксперты называют образцом активного реагирования, действиями на опережение, направленными на то, чтобы не допустить распространения коронавируса. Сразу после выявления нулевого пациента в конце февраля в стране начали отменять авиарейсы и закрывать границы. В начале марта закрыли школы, культурные учреждения и горнолыжные курорты. К середине марта не работало большинство отелей, ресторанов на неопределенный срок. По состоянию на 10 сентября на контролируемой грузинскими властями территории инфицированы коронавирусом 1830 человек, при этом активных случаев – 477, из них уже выздоровели – 1 334 (это 73% от числа инфицированных).

    Грузия на межведомственном совете приняла решение, что старшекурсники медицинских направлений будут переподготовлены, они пройдут быстрый курс, чтобы был создан резерв медперсонала.

    Из-за быстрого роста числа заболевших коронавирусной инфекцией COVID-19 власти Грузии ужесточили ограничения, призванные предотвратить распространение инфекции. В соответствии с решением межведомственного координационного совета с 10 сентября полностью запрещается проведение торжеств, сопровождающихся застольями и сбором гостей, – свадеб, поминок, юбилеев и т.д.

    Общая стоимость антикризисного плана составит 3,5 млрд лари, из них 1,3 млрд планируется потратить на целевые программы социальной помощи, 2,1 млрд – на поддержку экономики и бизнеса, 350 млн – на защиту здоровья граждан. Согласно плану, граждане, оставшиеся без работы (а это примерно 350 тыс. человек), ежемесячно в течение 6 месяцев будут получать 200 лари (62 доллара), социально необеспеченные лица и лица с ограниченными возможностями – 100 лари. Самозанятые получат единовременную помощь в размере 300 лари. Для пенсионеров предусмотрено повышение пенсий в зависимости от уровня инфляции.

    Что касается сферы бизнеса, то работодатели, которые не увольняют работников и сохраняют за ними рабочие места и заработную плату, получат от государства налоговые льготы. Кроме того, согласно плану правительства, будет запущен механизм автоматического возврата НДС, что в первую очередь касается туристического бизнеса. Коммерческие банки получат от правительства дополнительные средства для предоставления кредитов. Из бюджета будут также выделены дополнительные средства для предоставления ссуд малым и средним предприятиям. В случае если предприниматель берет первый кредит и собирается открыть новое дело, государство компенсирует до 90% процентов кредита. Для сельхозпредприятий в этом году предусмотрено полное освобождение от платы за поливную воду, а также списаны все текущие задолженности.

    Будут увеличены максимальные размеры микрокредитов, также правительство выделит дополнительные средства на агрокредиты для выращивания однолетних культур. Предполагается, что программой смогут воспользоваться до 5 тыс. человек, причем правительство полностью профинансирует их проценты по кредитам.

    Главный акцент в экономической части антикризисного плана сделан на поддержке местного производства. С этой целью правительство внесло целый ряд изменений и существенно обновило программу «Производи в Грузии». В частности, в рамках программы предусмотрено субсидирование государством процентов по кредиту и лизингу. Эта программа рассчитана в основном на средний, малый и микробизнес, для которого разработан особый кредитно-гарантийный механизм.

    Бюджет программы в рамках антикризисного плана увеличится в 4 раза, а воспользоваться им смогут до 5000 предпринимателей. В борьбе с последствиями коронавируса правительство рассчитывает на помощь международных организаций. Всемирный банк уже одобрил выделение Грузии кредита на сумму 45 млн евро на поддержку экономического роста и в качестве помощи против влияния пандемии на экономику. Другие международные организации также заявили о готовности поддержать экономику Грузии. Международный валютный фонд, Азиатский банк развития и Европейский банк реконструкции и развития в настоящий момент ведут переговоры с грузинскими властями относительно объемов и условий кредитов.

    Таким образом, пандемия стала своеобразным индикатором экономического развития страны и прочности интеграционных объединений:

    1. Пандемия явилась источником мирового экономического кризиса.

    2. Опыт стран с развитой экономикой показал, что пандемия коронавируса оказалась угрозой не только для здоровья человека, но и для долгосрочного и устойчивого экономического развития всех стран.

    3. Выделенные финансовые средства всех стран распределялись по одним и тем же направлениям: поддержка сферы здравоохранения и санитарно-эпидемиологических служб; государственная помощь малому, среднему и крупному бизнесу; поддержка населения стран, и в особенности социально уязвимой ее части.

    4. В отличие от стран с развитой экономикой, в странах с развивающейся экономикой уровень государственных затрат очень низкий. Соответственно, это привело к тому, что расходы на здравоохранение, оплачиваемые гражданами из собственных средств, к общей сумме затрат на здравоохранение в странах Центральной Азии – одни из самых высоких в мире.

    5. Затяжной экономический кризис, вызванный пандемией, окажет негативное влияние на уровень жизни малообеспеченных и уязвимых слоев населения, на банкротство предприятий малого и среднего бизнеса.

    6. Кыргызстан, так же как и другие развивающиеся страны, не мог оказать такую же поддержку бизнес-сообществу и населению.

    7. Из мирового опыта по применению антикризисных мер для Киргизии могут вызвать интерес мероприятия по поддержке и развитию предпринимательства, по увеличению внутреннего потребительского спроса, который прямо влияет на экономический рост страны.


    Источники:

    1. Аналитический бюллетень НИУ ВШЭ об экономических и социальных последствиях коронавируса в России и в мире // Высшая школа. – 2020. – № 5.
    2. Антикризисный пакет России из-за коронавируса составил около 4 трлн рублей. 1prime.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://1prime.ru/state_regulation/20200702/831717944.html.
    3. Новый доклад: ООН с самого начала играла важнейшую роль в борьбе с пандемией коронавируса. News.un.org. [Электронный ресурс]. URL: https://news.un.org/ru/story/2020/09/1385882.
    4. Макрообзор ЕАБР. Республика Армения. Eabr.org. [Электронный ресурс]. URL: https://eabr.org/upload/iblock/fd9/EABR_Macroview_RA_09_2020_RU_1.pdf.
    5. Макрообзор ЕАБР. Российская Федерация. Eabr.org. [Электронный ресурс]. URL: https://eabr.org/upload/iblock/7a2/EABR_Macroview_RF_09_2020_RU_2020_09_16..
    6. Макрообзор ЕАБР. Республика Казахстан. file://EABR_Macroview_RK_10_2020_RU_web.pdf
    7. Макрообзор ЕАБР. Республика Беларусь. file:///F:/EABR_Macroview_RB_09_2020_RU_web-_1_.pdf
    8. Обзор мирового опыта по борьбе с коронавирусом. 16 апреля 2020 г. Коммуникационный центр при Правительстве Российской Федерации
    9. Обеспечение бюджетного пространства для расширенных программ социальной защиты. Серия вебинаров МОТ. Ilo.org. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ilo.org/moscow/events/WCMS_748699/lang--ru/index.htm.
    10. Пандемия COVID-19 может привести к потере почти 25 миллионов рабочих мест в мире, предупреждает МОТ. Ilo.org. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ilo.org/moscow/news/WCMS_739003/lang--ru/index.htm.
    11. COVID-19 и сфера труда: последствия и ответные меры. Вестник МОТ. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public.
    12. Социальные последствия пандемии COVID-19 и инклюзивность. Департамент международного и регионального сотрудничества Правительства РФ. [Электронный ресурс]. URL: https://ach.gov.ru/upload/pdf/Covid-19-inclusion.pdf.

    Страница обновлена: 14.07.2024 в 15:24:26