Система жилищных строительных сбережений: зарубежный и российский опыт
Мамлеева Э.Р.1
, Сазыкина М.Ю.1
1 Институт стратегических исследований Республики Башкортостан, Россия, Уфа
Скачать PDF | Загрузок: 38 | Цитирований: 1
Статья в журнале
Жилищные стратегии (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 7, Номер 4 (Октябрь-декабрь 2020)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=45976058
Цитирований: 1 по состоянию на 28.06.2023
Аннотация:
Жилье как основной нефинансовый актив составляет основу благополучия домашних хозяйств, в условиях развития коронавируса приобретая все большее значение. Цели обеспечения повышения доступности жилья домашним хозяйствам и ежегодное наращивание объема жилищного строительства поставлены в национальном проекте «Жилье и городская среда», что обосновывает актуальность исследования. Несмотря на создание в Российской Федерации основ функционирования рынка недвижимости, приобрести жилье с использованием рыночных механизмов на сегодняшний день способен ограниченный круг домашних хозяйств с уровнем доходов выше среднего, даже в условиях субсидирования процентных ставок по ипотечному кредитованию и широкого круга региональных программ стимулирования потребительского спроса на рынке жилья.
Объектом исследования является система жилищных строительных сбережений и возможности ее использования.
Цель исследования – анализ функционирования системы жилищных строительных сбережений за рубежом, в частности, в Германии, а также оценка начального этапа регионального опыта использования механизма строительных сбережений в Республике Башкортостан, введенного в 2017 году на территории региона.
Проведенный анализ функционирования системы жилищных строительных сбережений в Германии показал изменения значений по показателям: количество вкладчиков, объем сбережений системы строительных сберегательных касс, изменения в профессиональной структуре вкладчиков в Германии. Далее были выявлены факторы, ограничивающие развитие системы жилищных строительных сбережений в Республике Башкортостан. Среди ключевых: незначительный круг банков-операторов программы, возможность участия в программе для определенных групп населения.
Полученные выводы были использованы при разработке стратегических документов социально-экономического развития муниципальных образований Республики Башкортостан.
Ключевые слова: строительно-сберегательные кассы, институты коллективных сбережений, финансы домашних хозяйств
Финансирование:
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и Республики Башкортостан в рамках научного проекта № 19-410-020013 «Трансплантация инновационных механизмов вовлечения финансовых ресурсов домашних хозяйств в экономику региона (на примере Республики Башкортостан)»
JEL-классификация: D14, R31, R21, R22
Введение
Жилье как основной нефинансовый актив составляет основу благополучия домашних хозяйств, в условиях развития коронавируса приобретая все большее значение. При этом, несмотря на создание в Российской Федерации основ функционирования рынка недвижимости, приобрести жилье с использованием рыночных механизмов на сегодняшний день способен ограниченный круг домашних хозяйств с уровнем доходов выше среднего. Основными причинами низкого платежеспособного спроса на жилье являются недостаточная доступность долгосрочных ипотечных жилищных кредитов, а также высокий уровень рисков и издержек на этом рынке.
Приобрести жилье с использованием рыночных механизмов на сегодняшний день способен ограниченный круг семей с уровнем доходов выше среднего. Эту ситуацию хорошо отражает показатель уровня жилищной обеспеченности домашних хозяйств – коэффициент доступности (время, за которое семья может накопить средства для приобретения жилья, откладывая все свои доходы, превышающие минимальные средства, расходуемые на удовлетворение первоочередных потребностей) [3] (Kazakov, 2010).
Результаты расчетов коэффициента доступности жилья регионов Приволжского федерального округа представлены на рисунке 1.
Рисунок 1. Результаты оценки доступности жилья в ПФО в 2010–2018 гг.
Источник: составлено авторами.
В результате оценки выявлено, что в целом в России сформировалась позитивная тенденция: коэффициент доступности жилья сократился в 1,5 раза (с 73 лет до 46 лет). Нужно отметить, что если в 2010 году коэффициент доступности в Приволжском федеральном округе составлял 61 год, что менее среднероссийского показателя на 12 лет, то в 2018 году, несмотря на положительную динамику в целом, коэффициент доступности жилья в ПФО выше среднероссийского на 3 года.
Для Республики Башкортостан характерны аналогичные тенденции: за исследуемый период анализируемый показатель сократился на 5 лет, но если в 2010 году коэффициент доступности жилья в Республике Башкортостан был ниже среднероссийского значения в 1,34 раза, то в 2018 году уже среднероссийское значение показателя меньше значения по РБ.
Сократился разброс периода накопления по Приволжскому федеральному округу. Так, в 2010 году он составлял от 110 лет в Республике Марий Эл и 54 лет в Республике Башкортостан, в 2018 году максимальное значение было зафиксировано в Республике Чувашия – 73 года, минимальное значение в Республике Татарстан – 44 года.
Рассчитаем также степень доступности жилья как показатель, обратный коэффициенту доступности. Рост этого показателя будет означать увеличение доступности жилья в регионе (рис. 2).
Рисунок 2. Динамика степени доступности жилья в регионах Приволжского федерального округа в 2010–2018 гг.
Источник: составлено авторами.
Отметим, что степень доступности жилья выросла в анализируемом периоде во всех регионах Приволжского федерального округа, за исключением Пермского края, Республики Татарстан.
При этом очевидно, что несмотря на рост доступности жилья в регионах, необходимы механизмы жилищного финансирования, которые позволят расширить доступ на рынок жилья домашним хозяйствам с невысокими доходами.
В отечественной практике большое количество исследований посвящено необходимости поиска инструментов и механизмов повышения доступности жилья, однако в основном они сосредоточены на инструментах ипотечного кредитования [16, 17, 19] (Sokolovskaya, 2007; Tarasov, 2012; Favstritskaya, 2006). Не в последнюю очередь это связано с тем, что в начале 2000-х годов было принято решение о расширении деятельности института развития ипотеки – «Агентства по ипотечному жилищному кредитованию», созданного еще в 1997 году. Таким образом, базовой моделью жилищного финансирования в России стала двухуровневая модель ипотечного кредитования, широко используемая в США, Великобритании и в некоторых других странах.
Однако отметим, что определенная часть отечественных исследований в этой области были посвящены поискам альтернативных механизмов жилищного финансирования, в том числе в таких активных регионах, как Республика Татарстан. Так, уже в 2009–2015 гг. вышел ряд публикаций, в которых авторы изучали возможности имплантации института закрытых паевых инвестиционных фондов недвижимости в финансировании жилищного строительства в Республике Татарстан [20] (Fayzullin, Gareev, 2009), а также механизма накопительно-кооперативной системы в региональной практике [1, 14, 18, 21] (Gareev, 2015; Pridvizhkin, 2006; Turgel, Pridvizhkin, 2006; Fayzullin, Gareev, 2009).
Также в качестве дополнительного механизма финансирования инвестиций на рынке жилья рассматривался лизинг жилья, однако отмечалось, что данный механизм будет доступен не всем группам населения [4, 10, 15] (Kalugin, Korolkova, 2015; Ovsyannikova, Salagor, 2013; Salagor, 2013).
В некоторых исследованиях находили отражение недостатки двухуровневой модели ипотечного кредитования. Так, Клевцов В.В. отмечал, что в рыночном пространстве регионов России присутствуют элементы как немецкой, так и американской системы жилищного кредитования и, значит, могут функционировать в экономике страны одновременно, дополняя друг друга [5] (Klevtsov, 2010).
Следует обратить внимание на тот факт, что о возможностях адаптации мирового опыта жилищного финансирования к российским реалиям обращались такие экономисты, как Пастухова Н.С., Рогожина Н.Н., Гарипова З.Л., Корнев В.С., Лактионов А.Н., Меркулов В.В., Минц В.М. [2, 6–9, 11] (Garipova, 2004; Kornev, 2003; Laktionov, 2015; Merkulov, 2013; Mints, 2012). Непосредственно становлению и функционированию институтов коллективных сбережений посвящено значительное число работ академика Полтеровича В.М. с соавторами [12, 13, 22] (Polterovich, Starkov, 2007; Polterovich, Starkov, 2010). Этот механизм используется в некоторых субъектах РФ, в том числе и в нашем регионе.
Методика исследования
В качестве методов исследования были использованы методы сравнения, синтеза и анализа, а также приемы графического представления данных. Эмпирическую базу исследования составили данные Росстата, Башкортостанстата, ассоциации сберегательных касс Германии. Анализ достоверных статистических показателей позволил получить адекватные результаты исследования и сформулировать обоснованные выводы.
Результаты исследования
Рассмотрим зарубежный опыт привлечения финансовых ресурсов домашних хозяйств на рынок жилья с использованием механизма «строительно-сберегательных касс», а также опыт Республики Башкортостан по функционированию системы жилищных строительных сбережений на рынке жилья региона.
Особенностями системы жилищных строительных сбережений являются:
· возможность накопления денежных средств для домашних хозяйств на специальном накопительном счете в банке с получением «премии от государства» в размере до 30% от вклада;
· условия накопления приемлемы для большинства домашних хозяйств;
· система является замкнутой, и именно долгосрочные накопления домашних хозяйств служат источником выдаваемых кредитов;
· домашние хозяйства, включающиеся в систему сбережений, формируют свой финансовый профиль в кредитном институте, который может наблюдать за финансовой дисциплиной вкладчика 4–6 лет (срок накопления первоначального взноса).
Проанализируем ключевые показатели развития немецких строительно-сберегательных касс в 2007–2019 гг.
Динамика количества заключенных контрактов представлена на рисунке 3.
Рисунок 3. Количество заключенных сберегательных контрактов в системе строительных сберегательных касс в Германии в 2007–2019 гг.
Источник: [23].
Как следует из рисунка 3, количество ежегодных заключенных контрактов в системе строительно-сберегательных касс является значительным, однако в 2008–2009 гг. наблюдается снижение их числа. В 2010–2013 гг. количество заключенных контрактов, как и сумма сберегательных контрактов, показывало прирост (рис. 4). С 2014 года количество заключенных контрактов ежегодно снижается. При снижении процентных ставок банковские кредиты становятся выгоднее, чем займы в строительных сберегательных кассах, что и наблюдается с 2014 года [23]. Однако в Германии банки имеют право изменить ставку по кредиту в долгосрочном периоде (через 10 лет), в то время как в строительных сберегательных кассах ставки фиксированы и риск их изменения отсутствует.
Рисунок 4. Сумма заключенных сберегательных контрактов в системе строительных сберегательных касс в Германии в 2007–2019 гг.
Источник: [23].
Показатель суммы сберегательных контрактов при этом имеет разнонаправленную динамику: в 2009, 2014 и 2016 гг. – снижение к предыдущему году, в 2010–2013 гг., 2015 и 2018–2019 гг. – рост к предыдущему периоду (рис. 4).
Важно отметить также, что строительные сберегательные кассы выдвигают к заемщикам менее жесткие требования, чем банки. Это касается и уровня дохода, и возраста, и социального положения клиентов. Благодаря инструментам государственной поддержки вклады в ССК привлекают домашние хозяйства с невысокими доходами. Рассмотрим изменение профессиональной структуры новых вкладчиков в строительных сберегательных кассах в 2007 и 2019 гг. (рис. 5).
Рисунок 5. Профессиональные группы новых участников системы строительных сбережений в 2007 и 2019 гг., %
Источник: [23].
Очевидно, что произошло изменение структуры новых вкладчиков: доля рабочих сократилась в исследуемом периоде вдвое: с 20,6% до 10,9%, также наблюдается сокращение доли такой категории вкладчиков, как «лица без профессии, студенты, домохозяйки, иностранцы» с 16,3% в 2007 году до 12,6% в 2019 году. Доля служащих, наоборот, выросла с 40,5% до 56,1%. Такие разнонаправленные тенденции можно объяснить, с одной стороны, использованием определенной части потенциальных вкладчиков ССК других инструментов жилищного финансирования, в частности ипотечного кредитования. С другой стороны, ростом неопределенности в сфере труда и занятости, получения доходов для тех групп потенциальных вкладчиков, чья доля сократилась.
Возрастная структура вкладчиков в строительные сберегательные кассы представлена на рисунке 6.
Рисунок 6. Возрастная структура вкладчиков в 2007 и 2019 гг.
Источник: [23].
По возрастной структуре вкладчиков в 2007 и 2019 гг. значительных изменений не произошло, наибольшая доля вкладчиков сосредоточена в группах 30–40 и 40–50 лет, что соответствует жизненному циклу домашнего хозяйства, когда после получения образования, профессионального опыта, достижения определенного уровня дохода, создания семьи домашние хозяйства принимают решения о приобретении недвижимости.
Система жилищных накоплений широко распространена и в других европейских странах: в Австрии, Франции, Швеции, Чехии, Словакии, Венгрии и др.
Рисунок 7. Строительно-сберегательные кассы в европейских странах в 2019 г.
Источник: [23].
В Республике Башкортостан в 2014 году было принято Постановление Правительства Республики Башкортостан № 56 от 14.02.2014 г. «О порядке реализации на территории Республики Башкортостан мероприятий по финансированию жилищного строительства с использованием системы строительных сбережений». Реально функционировать программа начала в 2017 году. Первоначально участниками программы могли стать граждане Российской Федерации, достигшие 18 лет, постоянно проживающие на территории Республики Башкортостан и относящиеся к одной из следующих категорий:
- признанные нуждающимися в жилых помещениях (под нуждающимися в жилых помещениях для целей настоящего Порядка понимаются граждане, признанные нуждающимися в жилых помещениях администрациями муниципальных образований Республики Башкортостан по месту их постоянного жительства по основаниям, указанным в статье 51 Жилищного кодекса Российской Федерации);
- члены молодых семей (под молодой семьей понимается семья, возраст обоих супругов в которой не превышает 35 лет);
- граждане, имеющие одного и более ребенка в возрасте до 18 лет.
В 2019 году ограничения для вступления в программу были сняты, а также увеличено бюджетное финансирование программы: на премии участникам жилстройсбережений выделено 235,6 млн рублей в год.
Система жилстройсбережений выступает одним из основных элементов регионального проекта «Ипотека Республики Башкортостан», принятого в конце 2018 года правительством региона в целях реализации майского Указа Президента России (от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»), а также национального проекта «Жилье и городская среда» на территории Республики Башкортостан. Именно на систему жилстройсбережений руководство региона делает ставку в решении вопроса обеспечения жильем граждан со средним и ниже среднего уровнем доходов.
За период действия проекта с начала кредитования в 2017 году жилищные условия улучшили почти 1400 домашних хозяйств. В течение последующих пяти лет, к 2024 году, число участников проекта планируется довести с нынешних четырех с небольшим до почти двадцати тысяч. Также к этому сроку стоит задача увеличить до 10% долю кредитов по программе жилстройсбережений в общем объеме выдаваемой в республике ипотеки.
По состоянию на 1 апреля 2019 года на жилищно-строительный рынок республики поступило порядка 2,3 млрд рублей. Доля бюджетных субсидий при этом всего 6,5%, остальное – накопления граждан и средства банков в пропорции 1:3.
Таким образом, проект обеспечивает высокую отдачу от бюджетной поддержки – на 1 рубль из республиканской казны привлечено около 15 рублей средств населения и банков. По прогнозам, в ближайшие три года суммарный объем внебюджетных источников составит 5,5–6,5 млрд рублей.
В конце 2017 года программа жилстройсбережений республики вошла в шорт-лист Всероссийского конкурса АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» в номинации «Развитие человеческого капитала».
Несмотря на положительный опыт функционирования в развитых странах и некоторых субъектах РФ, сберегательные кассы не стали массовым институтом в России, обеспечивающим аккумулирование сбережений домашних хозяйств для приобретения жилья.
Обсуждение
Отметим, что институт жилищных строительных сбережений имеет определенные ограничения. Как мы отмечали ранее, в Германии количество заключенных контрактов ежегодно снижается, что не в последнюю очередь связано со снижением процентных ставок: банковские кредиты становятся выгоднее, чем займы в строительных сберегательных кассах. В России в тех регионах, которые имплантируют этот институт, количество заключенных контрактов растет, однако также выявлены факторы, ограничивающие развитие системы жилищных строительных сбережений в Республике Башкортостан. Такие как незначительный круг банков – операторов программы, возможность участия в программе для определенных групп населения, ограниченность регионов в финансовых ресурсах, которые можно направить на «государственные премии».
Заключение
Опыт зарубежных стран, а также наработанный в других регионах и Башкортостане опыт свидетельствует о том, что система жилищных сбережений – эффективный способ обеспечить жильем граждан с невысоким доходом, который обладает высоким потенциалом для тиражирования на федеральном уровне.
Источники:
2. Гарипова З.Л. Институциональный анализ рынка жилищного кредитования // Вестник Саратовского государственного технического университета. Серия: Экономические науки. – 2004. – c. 122-130.
3. Казаков В.Н. Доступность жилья и уровень жилищной обеспеченности населения: межрегиональный анализ // Известия санкт-петербургского университета экономики и финансов. – 2010. – № 2(62). – c. 101а-105.
4. Калугин В.А., Королькова Д.И. Жилищный лизинг как инструмент обеспечения доступности жилья в Белгородской области // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Экономика. Информатика. – 2015. – № 13(210). – c. 36-42.
5. Клевцов В.В. Особенности двухуровневого строения системы ипотечного жилищного кредитования России // Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. – 2010. – № 1. – c. 38-42.
6. Корнев В.С. Об адаптации мирового опыта жилищного ипотечного кредитования в России // Вестник Финансовой академии. – 2003. – № 1(25). – c. 120-131.
7. Лактионов А.Н. Современные финансово-кредитные инструменты организации финансирования жилищного строительства // Дайджест-финансы. – 2015. – № 6. – c. 42.
8. Меркулов В.В. Мировой опыт ипотечного жилищного кредитования и перспективы его использования в России. - СПб.: Питер, 2013.
9. Минц В.М. Модели ипотечного кредитования и перспективы их применения в России // Банковское дело. – 2012. – № 6. – c. 30-34.
10. Овсянникова Т.Ю., Салагор И.Р. Формирование региональных систем жилищного лизинга на основе развития специализированных финансовых институтов // Вестник Томского государственного университета. Экономика. – 2013. – № 1(21). – c. 102-112.
11. Пастухова Н.С., Рогожина Н.Н. Зарубежный опыт жилищных сберегательных программ. Рекомендации по использованию жилищных сберегательных программ в работе банков. - М.: Фонд «Институт экономики города», 2002. – 52 c.
12. Полтерович В.М., Старков О.Ю. Формирование ипотеки в догоняющих экономиках: проблема трансплантации институтов. - М.: Наука, 2007. – 196 c.
13. Полтерович В.М., Старков О.Ю. Поэтапное формирование массовой ипотеки и рынка жилья. / В кн.: Полтерович В.М. (отв. ред.) Стратегия модернизации российской экономики. - Спб.: Алетейя, 2010.
14. Придвижкин С.В. Эволюция территориальных программ жилищного финансирования // Финансы и кредит. – 2006. – № 24(228). – c. 59-70.
15. Салагор И.Р. Финансовый механизм жилищного лизинга как дополнительный источник финансирования инвестиций на рынке жилья // Финансы и кредит. – 2013. – № 46(574). – c. 56-64.
16. Соколовская Е.Н. Система ипотечного жилищного кредитования как механизм регулирования долгосрочных способов финансирования экономики и ускорения экономического роста страны // Имущественные отношения в Российской Федерации. – 2007. – № 10(73). – c. 27-41.
17. Тарасов В.Л. Анализ факторов, влияющих на динамику развития рынка ипотечного кредитования в Российской Федерации // Вестник Поволжского государственного технологического университета. Серия: Экономика и управление. – 2012. – № 1(14). – c. 26-33.
18. Тургель И.Д., Придвижкин С.В. Система государственного финансирования жилищного строительства: проблемы становления и перспективы развития // Финансы и кредит. – 2006. – № 18(222). – c. 16-26.
19. Фавстрицкая О.С. Жилищная ипотека как инструмент финансирования: оценка современного состояния и перспектив развития в Магаданской области // Вестник Северо-Восточного научного центра ДВО РАН. – 2006. – № 4. – c. 84-94.
20. Файзуллин И.Э., Гареев И.Ф. Использование механизма закрытых паевых инвестиционных фондов недвижимости в финансировании жилищного строительства в Республике Татарстан // Региональная экономика: теория и практика. – 2009. – № 19. – c. 51-55.
21. Файзуллин И.Э., Гареев И.Ф. Специфика деятельности жилищных кооперативов в Республике Татарстан // Региональная экономика: теория и практика. – 2009. – № 22. – c. 36-43.
22. Институты коллективных сбережений под ред. Полтеровича В.М. Mpra. [Электронный ресурс]. URL: https://mpra.ub.uni-muenchen.de/94348/1/MPRA_paper_94348.pdf.
23. Сайт ассоциации сберегательных касс Германии. [Электронный ресурс]. URL: https://www.bausparkassen.de/daten-fakten/geschaeftsberichte (дата обращения: 14.12.2020).
Страница обновлена: 12.09.2025 в 06:36:42
Download PDF | Downloads: 38 | Citations: 1
The system of housing construction savings: foreign and Russian experience
Mamleeva E.R., Sazykina M.Yu.Journal paper
Russian Journal of Housing Research (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 7, Number 4 (October-December 2020)
Abstract:
Housing as the main non-financial asset is the basis of household well-being, which is becoming increasingly important in the context of the coronavirus. The national project "Housing and Urban Environment" aims to increase the availability of housing for households and the annual increase in the volume of housing construction, which justifies the relevance of the study. Despite the creation of the real estate market in the Russian Federation, a limited number of households with above-average incomes are currently able to purchase housing using market mechanisms, even in conditions of subsidizing mortgage interest rates and a wide range of regional programs to stimulate consumer demand in the housing market.
The object of the study is the system of housing construction savings and the possibility of its use.
The purpose of the study is to analyze the housing construction savings system abroad, in particular, in Germany, as well as to assess the initial stage of the regional experience of the construction savings mechanism in the Republic of Bashkortostan, introduced in 2017 in the region.
The analysis of the system of housing construction savings in Germany showed changes in the following indicators: the number of depositors, the amount of savings of the building-and-loan associations, changes in the professional structure of depositors in Germany. Further, the factors limiting the development of the system of housing construction savings in the Republic of Bashkortostan were identified. A small number of banks operating the program and the possibility of participation in the program for certain groups of the population are among the key ones.
The findings were used in the development of strategic documents for the socio-economic development of municipalities of the Republic of Bashkortostan.
Keywords: building-and-loan associations, collective savings institutions, household finance
Funding:
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и Республики Башкортостан в рамках научного проекта № 19-410-020013 «Трансплантация инновационных механизмов вовлечения финансовых ресурсов домашних хозяйств в экономику региона (на примере Республики Башкортостан)»
JEL-classification: D14, R31, R21, R22

Россия, Уфа