Направления совершенствования государственной поддержки развития возобновляемой энергетики в России
Бернюкевич Т.В.1, Глазкова В.В.1, Пахоменко Е.С.1
1 Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет
Скачать PDF | Загрузок: 2
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 14, Номер 8 (Август 2024)
Цитировать:
Бернюкевич Т.В., Глазкова В.В., Пахоменко Е.С. Направления совершенствования государственной поддержки развития возобновляемой энергетики в России // Экономика, предпринимательство и право. – 2024. – Том 14. – № 8. – С. 4395-4406. – doi: 10.18334/epp.14.8.121360.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=69296540
Аннотация:
Стратегические документы, регулирующие развитие топливно-энергетического комплекса России, закрепляют его переход к более гибкой и устойчивой энергетике, ориентируя его на развитие альтернативной энергетики. Эти моменты определяют значимость и актуальность вопросов энергосбережения и развития возобновляемых источников энергии для отечественного энергетического комплекса. Анализ экономической и управленческой литературы, посвященной вопросам развития альтернативной энергетики в России и мире, показал, что направления совершенствования государственной поддержки развития возобновляемых источников энергии в России представляются изученными не в полной мере. Предлагаемые на сегодняшний день меры поддержки со стороны государства в основном рассчитаны на привлечение инвестиций государственного характера, в то время как направлениям, связанным с привлечением частных источников их финансирования, не уделяется должного внимания. В этой связи в исследовании предлагаются направления совершенствования государственной поддержки, которые, в отличие от существующих, способствуют привлечению частных инвестиций в развитие возобновляемых источников энергии, что решает научную задачу формирования инвестиционных перспектив возобновляемой энергетики в России. Результаты исследования, в первую очередь, представляют интерес для органов государственной власти, реализующих законодательные и исполнительные инициативы в сфере развития альтернативной энергетики, а также исследователям, занимающимся вопросами развития альтернативной энергетики в России.
Ключевые слова: энергетика, альтернативная энергетика, возобновляемые источники энергии, низкоуглеродная энергетика
JEL-классификация: Р28, О38
Введение
Согласно Энергетической стратегии Российской Федерации на период до 2035 года в ближайшие годы в энергетике России должен произойти ускоренный переход к более гибкой и устойчивой энергетике, способной ответить на современные вызовы в этой сфере. Негативное воздействие отраслей топливно-энергетического комплекса (далее ТЭК) России на окружающую среду является одним из таких вызовов, в результате которого энергетический комплекс страны должен существенно нарастить усилия по низкоуглеродному развитию, противодействию изменению климата и загрязнению окружающей среды. Еще в 2021 г. в обращении Президента РФ к Федеральному собранию отмечалось, что к 2024 г. «в 12 крупнейших индустриальных центрах страны объём вредных выбросов в атмосферу должен снизиться на 20%», а к 2050 г. «накопленный объём чистой эмиссии парниковых газов в России должен быть меньше, чем в Евросоюзе» [12].
Значительная доля углеродного следа приходится на энергетический комплекс России и промышленность, поэтому многие страны мира, в числе которых и Россия, идут по пути переориентации энергетического комплекса в направлении развития альтернативной энергетики, называемой в разных источниках, «чистой энергетикой», «возобновляемой энергетикой». Возобновляемые источники энергии (далее ВИЭ), к которым относят энергию солнца, ветра, воды, приливов, геотермальную энергию, энергию от сжигания биомасс, имеют, как правило, природное происхождение, и, в силу своей неисчерпаемости (возобновляемости), наносят минимальный вред окружающей среде по сравнению с традиционными (первичными) источниками энергии (нефть, газ, уголь и др., рисунок 1) [14,15].
Рисунок 1 — Среднее значение удельных выбросов парниковых газов в течение жизненного цикла объекта генерации, экв./кВт*ч (составлено авторами на основе материалов Ассоциации развития возобновляемой энергетики [3])
Расширение использования ВИЭ (таблица 1) произошло также благодаря развитию технологий в этой сфере, которые повлияли на снижение себестоимости производства энергии в ходе применения ВИЭ: отмечается, что за последние 15 лет себестоимость возведения новых солнечных электростанций сократилась (далее СЭС) на 60%, а себестоимость возведения новых ветровых электростанций (далее ВЭС) сократилась на 40% по сравнению с 2010 г. [10]. Важно, что и полная приведенная стоимость электрической энергии по видам ВИЭ сократилась: для СЭС этот показатель к 2021 г. снизился на 88% по сравнению с 2010 г., для башенных СЭС он снизился на 68% за тот же период, стоимость электрической энергии, вырабатываемой наземными ВЭС сократилась на 68% к 2021 г. по сравнению с 2010 г., а снижение по морским ВЭС составило 60% за рассматриваемый период [3].
Таблица 1. Динамика установленной мощности ВИЭ в мире за период 2012-2021 гг., ТВт (составлена авторами на основе материалов Ассоциации развития возобновляемой энергетики [3])
Вид ВИЭ
|
2012
|
2013
|
2014
|
2015
|
2016
|
2017
|
2018
|
2019
|
2020
|
2021
|
ГЭС
|
0,98
|
1,03
|
1,07
|
1,1
|
1,13
|
1,15
|
1,17
|
1,19
|
1,21
|
1,23
|
СЭС
|
0,1
|
0,14
|
0,18
|
0,23
|
0,3
|
0,4
|
0,49
|
0,59
|
0,72
|
0,85
|
ВЭС
|
0,27
|
0,3
|
0,35
|
0,42
|
0,47
|
0,51
|
0,56
|
0,62
|
0,73
|
0,82
|
Другие
виды ВИЭ
|
0,09
|
0,1
|
0,1
|
0,1
|
0,11
|
0,12
|
0,14
|
0,14
|
0,15
|
0,16
|
ВСЕГО
|
1,44
|
1,57
|
1,7
|
1,85
|
2,01
|
2,18
|
2,36
|
2,54
|
2,81
|
3,06
|
Анализ экономической и управленческой литературы, посвященной вопросам развития альтернативной энергетики в России и мире, показал, что ряд авторов (С.Г. Панкратьева, Е.В. Резак, М.В. Червякова [10], Ю.А. Назарова, Н.Ю. Сопилко, А.Ф. Орлова, Р.Ш. Болотова, Г.В. Гавловская [7] и др.) исследовал перспективы развития и использования ВИЭ для мировой и отечественной энергетике. Исследования Т.В. Мартыненко, В.Д. Коноплевой [5], В.Х. Бердина, А. Кокорина, В.Ю. Поташникова, Г.М. Юлкина [1], Н.С. Низамутдиновой, И.М. Кирпичниковой, О.С. Пташкиной-Гириной [9] и др. посвящены мировому опыту поддержки развития ВИЭ со стороны государства. Однако вопросы совершенствования направлений государственной поддержки ВИЭ в России не были изучены в достаточной мере, что определило цель настоящего исследования – сформировать направления совершенствования поддержки развития возобновляемой энергетики в России со стороны государства. С учетом, что в настоящий момент в мире используется большое количество мер поддержки ВИЭ, авторской гипотезой является предположение о том, что предложенные направления совершенствования государственной поддержки будут, во-первых, способствовать привлечению не только государственных, но и частных инвестиций в развитие ВИЭ, во-вторых, повышению эффективности управления процессами государственной поддержки развития ВИЭ в России.
Методология
Формирование авторского подхода к выбору направлений совершенствования государственной поддержки развития возобновляемой энергетики в России основано на анализе практики и сложившихся особенностей развития энергетики в России и странах мира путем применения методов систематизации, анализа и обобщения. Исследование предполагает изучение практических примеров и опыта поддержки проектов ВИЭ в России и за рубежом с целью выявления наиболее перспективных для применения в отечественном энергетическом комплексе с учтём специфики его функционирования и развития.
Обеспеченность страны первичными ресурсами (запасами полезных ископаемых) влияет на особенности развития альтернативной энергетики на ее территории (рисунок 2-4). Россия, безусловно, обладает значительными запасами традиционных источников энергии, однако в эпоху мировых трансформационных преобразований в энергетике, сопровождающихся расширением рынка энергетического сырья за счет альтернативных источников, России важно использовать сложившуюся ситуацию, в том числе, геополитического и экономического характера, как время новых возможностей.
Рисунок 2 — Запасы нефти в мировых странах в 2023 г., млрд баррелей (составлен авторами по материалам ОПЕК)
|
Рисунок 3 — Запасы природного газа в мировых
странах в 2023 г., трлн м3 (составлен авторами по материалам ОПЕК)
|
|
Эксперты отмечают, что в сложившихся условиях развития ВИЭ в мире, доля которых в 2022 г. уже составляет 30% мирового энергетического баланса, в нашей стране также прогнозируется устойчивый рост в сфере альтернативных источников энергии [2,4]. Исследуя мировой опыт использования ВИЭ, можно сделать вывод, что Бразилия, Колумбия и Новая Зеландия отмечены высокой долей выработки энергии за счет гидроресурсов, страны Европы в виду амбициозной государственной политики в области развития ВИЭ значительно увеличили использование энергии солнца и ветра при производстве электроэнергии. В целом в 2021-2022 гг. сохраняется тенденция роста доли ветровой и солнечной энергетики в мировом энергетическом балансе: прирост в 2022 г. составил 12,2% по сравнению с предыдущим годом: этому показателю в значительной степени способствовали Китай (прирост на 13,5% за рассматриваемый период), США (прирост на 14%) и страны Европы (прирост на 22% в 2022 г. по сравнению с 2021 г.). Также значительные результаты развития ветровой и солнечной энергии в 2022 г. показали Австралия, страны Латинской Америки и Азии. Например, Коста-Рика в последние годы производит 95% всей электроэнергии за счет использования ВИЭ, в Уругвае этот показатель достиг почти 100% [10].
Таким образом, не вызывает сомнения, что тенденция развития ВИЭ во всем мире набирает обороты: страны, в зависимости от географического положения и климата, применяют различные альтернативные источники энергии. С точки зрения перспектив развития ВИЭ, по мнению экспертов, основной технический потенциал сосредоточен в энергии солнца (62,52% в общей структуре потенциала ВИЭ) и геотермальной энергии (32,75%). Также в структуре технического потенциала ВИЭ в мире энергии мирового океана отводится 4,47%, энергии ветра – 0,23%, гидравлической энергии – 0,03% [3].
Аналитики заявляют, что совокупная мощность СЭС в перспективе 10 лет вырастет в 6 раз по отношению к текущему периоду, достигнув в 2840 ГВт к 2030 г., увеличившись еще в несколько раз к 2050 г. (прогнозируется рост до 8519 ГВт в 2050 г.). Одним из перспективных направлений развития ВИЭ в последние 2-3 года стала оффшорная ветроэнергетика, которая позволяет создавать альтернативу наземным ветровым установкам в виду ограничений территории (как, например, в Европе). Сейчас оффшорная ветроэнергетика широко эксплуатируется в Северном море и у берегов Атлантического океана. Значительную долю мировых морских ветроэнергетических проектов занимают страны Европы, Китай, США, Бразилия и Тайвань. В ближайшие годы планируется развитие оффшорной ветроэнергетики в Северной Америке и Океании, что позволит увеличить общую потребляемую мощность данного типа ветровых электростанций в 5 раз к 2030 г. [10].
Основная часть
В России доля использования ветровой и солнечной энергии пока незначительна в мировом масштабе – менее 1% [2]. Однако с учетом динамики использования ВИЭ в России (рисунок 5), и того, какой приоритет отдается ВИЭ в нашей стране, перспективность развития в России представляется оправданной.
Рисунок 5 — Совокупная установленная мощность электростанций в России на основе ВИЭ, ГВт (составлен авторами на основе материалов Ассоциации развития возобновляемой энергетики [3])
Например, на Камчатке в силу природных особенностей региона, активно используется геотермальная энергия, а отдельные регионы России (южная часть Сибирского региона, Алтай, Забайкалье, Краснодарский край и Кавказ) демонстрируют среднегодовые показатели инсоляции, соотносимые с югом Германии или севером Испании [6]. Отмечается перспективность развития ветроэнергетики в районах Арктики и Крайнего Севера.
С точки зрения ретроспективы вопроса государственной поддержки ВИЭ, первым основополагающим нормативным документом, который зафиксировал направления поддержки объектов генерации энергии, использующих ВИЭ, является Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», отдельные положения которого определяют также полномочия и обязанности органов государственной власти в направлении поддержки развития ВИЭ в России [13]. Также важным документом, регулирующим использование и развитие ВИЭ в нашей стране, является Распоряжение Правительства Российской Федерации от 08.01.2009 г. №1-р, определяющее основные направления государственной политики в сфере повышения энергетической эффективности электроэнергетики на основе использования ВИЭ на период до 2035 года [11]. Программа была разработана в 2009 г. и предусматривала срок реализации до 2024 г. Однако, в виду значимости вопросов развития ВИЭ по истечению этого срока была актуализирована и продлена на период до 2035 г.
Государственная поддержка развития ВИЭ, согласно Распоряжению Правительства РФ №1-р выстраивается на основе системы принципов, к которым относится необходимость координации всех представителей государственной власти в этом вопросе, учет бюджетного законодательства, применение экономических стимулов и поддержки экспорта в сфере ВИЭ, принципа общедоступности информации, а также проведения контроля и надзора за осуществляемыми мероприятиями в ходе поддержки развития ВИЭ в России.
Распоряжение Правительства РФ №1-р в качестве целевого показателя оценки эффективности реализации мер по государственной поддержке развития ВИЭ выделяет показатель доли производства и потребления энергии с применением ВИЭ, который в 2024 г. должен составить 4,5%, а в 2026 г. – 6% и более. Для достижения значений данного целевого показателя основной мерой государственной поддержки предусматривается поддержка инвестиционных проектов по возведению генерирующих объектов с использованием ВИЭ. Конкурсный отбор таких проектов проводится в соответствии со следующим характеристиками:
- для оптовых рынков: величина капитальных затрат на возведение объекта ВИЭ (капитальные затрат на возведение 1 кВт установленной мощности генерирующего объекта), показатели эффективности возводимого объекта, а также максимальные технологически достижимые значения коэффициента использования установленной мощности, которые принимают соответствующие значения в зависимости от вида ВИЭ (коэффициент 0,55 для ВЭС, 0,3 – СЭС, 0,8 – ГЭС малой мощности).
- для объектов, функционирующих на розничных ранках, к показателям капитальных затрат, добавляются показатели постоянных эксплуатационных затрат на обслуживание 1 кВт установленной мощности объекта и переменных эксплуатационных затрат на выработку 1 МВт ч произведенной электрической энергии [11].
Анализируя содержание положений Федерального закона от 26.03.2003 №35-ФЗ «Об электроэнергетике», а также Распоряжения Правительства РФ №1-р, можно прийти к выводу, что предлагаемые меры поддержки со стороны государства в основном рассчитаны на привлечение инвестиций государственного характера и сводятся к непосредственному бюджетному финансированию проектов, отобранных в результате конкурсной процедуры в соответствии с наиболее привлекательными значениями показателей, перечисленных выше. Вместе с тем, в настоящее время в мире используется большое количество мер поддержки ВИЭ. Изучению вопроса, отражающего опыт мировых стран по поддержке развития ВИЭ посвящены работы Т.В. Мартыненко, В.Д. Коноплевой [5], В.Х. Бердина, А.О. Кокорина, В.Ю. Поташникова, Г.М. Юлкина [1], Н.С. Низамутдиновой, И.М. Кирпичниковой, О.С. Пташкиной-Гириной [9] и др. Исследователи определили, что, помимо государственного заказа и финансирования, довольно распространенными инструментами поддержки стали зеленые сертификаты, тарифы на подключение, возмещение затрат на подключение, гранты, налоговые льготы и кредиты, субсидирование стоимости заемного капитала. Т.В. Мартыненко и В.Д. Коноплева отмечают, что одной из наиболее эффективных мер поддержки из перечисленных является фиксированная ставка за возобновляемую энергию [5].
Несмотря на то, что благодаря реализации основных направлений поддержки развития объектов ВИЭ, заявленных в соответствующем Распоряжения Правительства РФ №1-р [11], планируется строительство и ввод в эксплуатацию объектов ВИЭ, которые принесу дополнительно 7 ГВт энергии, при сумме расходов на поддержку около 400 млрд. руб., нельзя забывать, что в ходе этого процесса необходимо решать определенные задачи, способствующие развитию государственной поддержки в рассматриваемом вопросе и повышению эффективности управления процессами государственной поддержки развития ВИЭ в России.
Во-первых, в условиях санкционных ограничений трудности могут испытывать производители ВИЭ-оборудования, с вязи с чем направление государственной политики целесообразно дополнить мерами поддержки отечественных производителей и поставщиков, реализацию которых должно взять на себя профильное Министерство промышленности и торговли РФ.
Во-вторых, учитывая, что программа государственной поддержки, рассчитанная на период до 2035 г., формировалась в 2024 г., система целевых показателей и индикаторов, в ней содержащихся, а также выстроенная на их основе государственная статистическая отчетность будет требовать актуализации в соответствии с современными тенденциями функционирования и развития ВИЭ, приоритетами развития промышленности и энергетики в стране.
В-третьих, существующая программа поддержки в большей степени ориентируется на финансирование проектов создания объектов ВИЭ за счет средств бюджета, в то время как развитию государственно-частного партнерства в этом направлении уделяется меньшее внимание. В связи с этим целесообразно сформировать направления поддержки, стимулирующие бизнес участвовать в данных проектах, поощрять его «зеленую» деятельность, в том числе, рассмотрев направления содействия развития малого и среднего предпринимательства, функционирующего в сфере использования ВИЭ.
Заключение
Таким образом, результаты исследования показывают, что в России использование ВИЭ осуществляется более низкими темпами по сравнению с странами Европы и рядом мировых стран, что, в первую очередь, вызвано сильной привязкой страны к традиционным источникам энергии, а также технологическими сложностями развития сферы в условиях санкционных ограничений. Вместе с тем, анализ использования ВИЭ в России показывает устойчивый рост в данной сфере, тенденция к которому прогнозируется и далее. Исследование направлений поддержки ВИЭ в России показало, что значительная роль в организации процесса перехода к альтернативной энергетике и использованию ВИЭ на современном этапе отведена государству. Однако сформированная на сегодняшний день программа поддержки в основном рассчитана на привлечение инвестиций государственного характера, а направления, связанные с привлечением частных источников финансирования ВИЭ, остаются не до конца проработанными. В этой связи для достижения поставленных целей и задач в части развития ВИЭ, а также повышения эффективности управления процессами государственной поддержки развития ВИЭ в России, в исследовании были сформулированы предложения по её совершенствованию в части поддержки отечественных производителей ВИЭ, а также развития государственно-частного партнерства в рассматриваемой сфере. В перспективе дальнейших исследований представляется необходимой разработка соответствующего управленческого инструментария, который может применяться для реализации предложенных направлений совершенствования государственной поддержки развития ВИЭ в России.
Источники:
2. Данные о мировой энергетике и климате - ежегодник 2021. Enerdata. [Электронный ресурс]. URL: https://yearbook.enerdata.ru/total-energy/world-consumption-statistics.html (дата обращения: 25.06.2022).
3. Ежеквартальный информационный обзор рынка ВИЭ в России. Ассоциация развития возобновляемой энергетики. [Электронный ресурс]. URL: https://rreda.ru/upload/iblock/e1b/d9q77lomfh3b5fpnwzhuuou42frdw57i/202405_RREDA_quarterly_report_q_1_2024.pdf (дата обращения: 02.07.2024).
4. Захаров А.Н., Карпова А.А. Развитие альтернативной энергетики в России с учетом китайского опыта // Российский внешнеэкономический вестник. – 2022. – № 5. – c. 34+35. – doi: 10.24412/2072-8042-2022-5-34-45.
5. Мартыненко Т.В., Коноплева В.Д. Политика Российской Федерации в области возобновляемой энергетики: современное состояние, законодательная база и перспективы развития // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. – 2022. – № 1. – c. 127-132. – doi: 10.22394/2079-1690-2022-1-1-127-132.
6. Миронова А. Альтернативная энергетика - перспективы развития в России. Экономический научный журнал «Оценка инвестиций». – 2020. [Электронный ресурс]. URL: https://www.esm-invest.com/ru/Alternative-energy-development-prospects-in-Russia (дата обращения: 02.07.2024).
7. Назарова Ю. А., Сопилко Н. Ю., Орлова А. Ф., Болотова Р. Ш., Гавловская Г. В. Оценка перспектив развития возобновляемых источников энергии для России // International Journal of Energy Economics and Policy. – 2017. – c. 1-6.
8. Некрасов С.А., Грачев И.Д. Возобновляемая энергетика: перспективы корректировки развития энергоснабжения в России // Проблемы прогнозирования. – 2020. – № 1. – c. 99-109. – doi: 10.17213/2312-6469-2019-3-230-251.
9. Низамутдинова Н.С., Кирпичникова И.М., Пташкина-Гирина О.С. Мировой и российский опыт применения государственной поддержки возобновляемой энергетики // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Энергетика. – 2018. – № 1. – c. 140-145. – doi: 10.14529/power180117.
10. Панкратьева С.Г., Резак Е.В., Червякова М.В. Развитие альтернативной энергетики в мире и в России: возобновляемые источники энергии и их роль в обеспечении потребителей энергией // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. – 2021. – № 4. – url: https://eee-region.ru/article/6820/.
11. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 08.01.2009 г. № 1-р (ред. от 03.05.2024). «Основные направления государственной политики в сфере повышения энергетической эффективности электроэнергетики на основе использования возобновляемых источников энергии на период до 2035 года». СПС Консультант плюс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_83805/ (дата обращения: 02.07.2024).
12. Стенограмма Послания Президента Российской Федерации к Федеральному Собранию 21 апреля 2021 года. Kremlin.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/65418 (дата обращения: 27.06.2024).
13. Федеральный закон от 26.03.2003 №35-ФЗ (ред. от 14.02.2024) «Об электроэнергетике». СПС Консультант плюс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_41502/ (дата обращения: 02.07.2024).
14. Akan T. Investigating renewable energy–climate change nexus by aggregate or sectoral renewable energy use? // Environmental Science and Pollution Research. – 2023. – № 1. – p. 2042-2060. – doi: 10.1007/s11356-022-22201-x.
15. Koshcheeva E.S., Smirnov M.A. Environmental safety through the prism of legal regulation of renewable energy in Russia // Theoretical and Applied Ecology. – 2023. – № 4. – p. 199-207. – doi: 10.25750/1995-4301-2023-4-199-207.
Страница обновлена: 25.09.2024 в 20:02:20