Regional energy saving policy: the basis for the spatial sustainable development
Lukashenok T.R.1
1 Уральский государственный экономический университет, Russia
Download PDF | Downloads: 15 | Citations: 1
Journal paper
Journal of Economics, Entrepreneurship and Law (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 10, Number 12 (december 2020)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=44668149
Cited: 1 by 31.03.2023
Abstract:
The article is devoted to the study of the energy saving policy implementation at the regional level. The implementation of an effective regional policy in the energy conservation is considered as a mechanism for achieving sustainable development of the region. The analysis of the state policy levels in the field of energy saving is carried out; the scheme of this process is presented. The regulatory framework for implementing federal and regional energy saving policies is provided. The energy saving sphere in the Sverdlovsk region is analyzed; and its features are revealed. The main directions and results of the Sverdlovsk region authorities activity to improve energy efficiency are highlighted. Urgent problems of the energy saving system in the region and problematic areas in the authorities activity are identified. The directions of regional authorities activity that involve the activation of existing measures and the implementation of additional, targeted measures are formulated. The author offers a technology for adjusting the regional energy saving policy.
Keywords: energy saving, region, concession agreement, energy service contract
JEL-classification: Q42, Q56, Q43
Введение
Обеспечение устойчивого развития региона становится приоритетной задачей, выполнение которой необходимо в целях сбалансированного экономического развития страны и обеспечения ее лидирующих позиций на мировой арене.
Триединая система устойчивого развития (экология, экономика, социум) предполагает участие в ее функционировании экономических агентов, государства, общества и его отдельных личностей. Названные участники являются одновременно и субъектами процесса создания устойчивого развития территории, и его главными объектами, так как именно обеспечение их благополучия, безопасности и интересов является целью экономического развития территорий [1–4] (Drobot, Makarov, Pochepaev, 2020; Zhaparalieva, 2018; Makarov, Drobot, Levchegov, 2020; Sukhanova, 2019).
Одним из аспектов экономико-экологической составляющей устойчивого развития региона является снижение энергоемкости экономики, повышение ее энергоэффективности, в том числе посредством применения инновационных технологий. Данный вопрос приобретает особую актуальность в связи с тем, что сфера энергосбережения является одним из основных компонентов региональной экономики.
Некоторые регионы Российской Федерации, осуществляя энергетическую политику, сталкиваются с рядом насущных проблем: высокий уровень энергоемкости экономики, истощение природных энергетических ресурсов, ухудшение экологической ситуации и т.д. Ввиду чего решение вопросов повышения энергетической эффективности регионов становится крайне важным.
Вопросы энергосбережения и его влияния на экономическое развитие территорий освещены в трудах Германовой Т.В., Каргиновой-Губиновой В.В., Кулакова К.А., Мустафинова Р.К., Нурдавлятовой А.И., Салыгина В.И., Теплякова К.А., Тишкова С.В., Щербаковой Е.Н., Щербака А.П. [5–9] (Germanova, Teplyakov, Shcherbakova, 2019; Karginova-Gubinova, Tishkov, Shcherbak, Kulakov, 2019; Mustafinov, 2017; Nurdavlyatova, 2019; Salygin, Mustafinov, 2019) и других исследователей.
Целью статьи является выявление особенностей и проблем формирования политики энергосбережения на региональной уровне и формулирование предложений по ее совершенствованию.
Научная новизна исследования: предложена технология корректировки региональной энергетической политики с целью ее успешного формирования и актуализации проводимых направлений и мероприятий.
Авторская гипотеза: региональная политика в сфере энергосбережения требует единого методического подхода к ее формированию и корректировки.
Методологической базой исследования послужили: методы научной абстракции, индукции и дедукции, аналогии и обобщения, системного, экономического, организационного, функционального анализа.
С целью повышения энергоэффективности федеральные органы власти и органы власти региона, представляющие мезоуровень, реализуют политику в области энергосбережения.
При формировании данных уровней государственной политики прослеживается четкая вертикальная взаимосвязь (рис. 1), при этом региональная политика является логическим продолжением государственной политики в данной сфере, однако выстраивается с учетом специфики территориального развития.
Рисунок 1. Уровни формирования политики Свердловской области в сфере энергосбережения
Источник: составлено автором по [10–16].
В качестве нормативно-правовой основы государственной политики энергосбережения выступают федеральные законы, распорядительные документы Правительства РФ, включая документы стратегического планирования (Энергетическая стратегия России, Доктрина энергетической безопасности России) и программные документы (государственная программа «Развитие энергетики») [10–13].
Проанализируем специфику формирования государственной политики энергосбережения на мезоуровне на примере Свердловской области.
За последние 5 лет энергоемкость ВРП Свердловской области имеет тенденцию незначительного, но уверенного сокращения (с 37,8% в 2015 году до 36,3% в 2018 году) [17]. Это объясняется изменением структуры ВРП (снижение энергоемкой промышленности при слабом росте низко энергоемкого сектора услуг), а также усилиями органов региональный власти в части осуществления политики энергоэффективности. Однако данные показатели являются недостаточными и свидетельствуют о необходимости корректировки региональной энергетической политики.
Технологию корректировки региональной энергетической политики предлагается осуществлять на основе взаимосвязанных и последовательных мероприятий, представленных автором на рисунке 2.
Рисунок 2. Технология корректировки региональной энергетической политики
Источник: составлено автором по [5, 6] (Germanova, Teplyakov, Shcherbakova, 2019; Karginova-Gubinova, Tishkov, Shcherbak, Kulakov, 2019).
Представленная схема корректировки региональной энергетической политики является универсальной по отношению к любой территории, однако специфика формирования социально-экономического развития территории потребует дополнения технологии новыми блоками.
Анализ данных первых трех блоков технологии корректировки региональной энергетической политики Свердловской области показал следующие результаты.
Нормативно-правовая платформа в сфере энергосбережения Свердловской области выстроена по аналогии с федеральным уровнем государственной политики и представлена следующими документами: Закон Свердловской области от 25 декабря 2009 года № 117-ОЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности на территории Свердловской области» [14], Стратегия социально-экономического развития Свердловской области на 2016–2030 годы [15–16], государственная программа Свердловской области «Развитие жилищно-коммунального хозяйства и повышение энергетической эффективности в Свердловской области до 2024 года» [18] и др.
Исследование деятельности Министерства энергетики и ЖКХ Свердловской области (далее – Министерство региона) за последние 5 лет позволило выявить следующие направления деятельности в сфере обеспечения энергоэффективности на территории региона:
1. Разработана и внедрена методика заключения энергосервисных контрактов государственными учреждениями Свердловской области.
В целях стимулирования к использованию механизмов реализации энергосервисных контрактов Министерством региона был определен перечень пилотных муниципальных образований, которым было установлено значение поправочного коэффициента, исходя из чего возможно увеличение объема дотаций местным бюджетам пилотных муниципальных образований, в том числе на реализацию энергосервисных контрактов. В настоящий момент 8 муниципальными образованиями заключены и реализуются 16 муниципальных пилотных энергосервисных контрактов на общую сумму 360623,5 тыс. рублей. Ожидаемый размер экономии по итогам реализации энергосервисных контрактов составит 66 667,0 тыс. рублей в год [17].
2. Произведено субсидирование модернизации региональной информационно-аналитической подсистемы в области энергосбережения (внедрены дополнительные модули: лимитирования потребления топливно-энергетических ресурсов, инвестиционных программ, интеграция интерфейсов и т.д.).
3. Предоставлены субсидии на реализацию муниципальных программ и проектов по повышению энергоэффективности, в том числе на реконструкцию объектов теплоснабжения, модернизацию систем освещения и т.д.
Однако стоит отметить, что объем предоставленных за последние 5 лет субсидий снизился почти в 10 раз и составил в 2018 году 98,1 млн рублей. Но при этом суммарный размер экономии от реализации мероприятий энергоэффективности оценивается 21700,0 тыс. рублей в год [17, 20].
4. Обеспечена и реализована возможность повышения уровня теоретических знаний и практических навыков сотрудниками государственных учреждений Свердловской области посредством прохождения курсов повышения квалификации по вопросам внедрения инновационных методов реализации мероприятий в рамках политики энергосбережения на территории региона.
5. Реализованы мероприятия, направленные на формирование общественного интереса к вопросам энергосбережения (Всероссийский фестиваль энергосбережения «Вместе Ярче – 2018») с участием предприятий ТЭК, средне-специальных и высших учебных образовательных учреждений Свердловской области.
6. Сформирован рейтинг энергоэффективности муниципальных образований Свердловской области на основе анализа работы объектов теплоснабжения, выявлены недостатки в наименее энергоэффективных муниципальных образованиях и представлены рекомендации по их устранению. Первые строчки рейтинга заняли г. Алапаевск, Асбестовский городской округ, городской округ Богданович, в числе последних – городской округ Верхняя Пышма, город Нижний Тагил и др.
7. Внедрен механизм предоставления и анализа информации об энергосбережении [19] (Korobiichuk, Davydenko, Davydenko, Davydenko, 2020) (энергетических деклараций) посредством информационной системы «Информация об энергосбережении и повышении энергетической эффективности».
8. За период 2016–2020 гг. на территории Свердловской области было реализовано более 90 инвестиционных программ, направленных на энергосбережение в сфере электроснабжения. Согласно данным, полученным из официальных источников, количество ежегодно реализуемых программ возрастает, однако объем финансирования снижается.
Одним из перспективных направлений деятельности по обеспечению энергоэффективности региона является механизм концессионных соглашений.
В настоящее время на территории Свердловской области действует 40 концессионных соглашений (объем инвестиций – 20,4 млрд рублей) по следующим направлениям: теплоснабжение, водоснабжение и водоотведение, обращение с твердыми коммунальными отходами [20].
Несмотря на большой объем проделанной региональными органами власти работы, актуальными на сегодняшний день остаются следующие проблемы в сфере энергосбережения:
- изношенность фондов в системах инженерно-коммунальной инфраструктуры;
- недостаточно высокий уровень обеспечения населения качественными жилищно-коммунальными услугами, отсутствие заинтересованности населения в сокращении потребления энергии;
- недостаточная реализация механизма концессионных соглашений и энергосервисных контрактов.
Наличие вышеуказанных проблем требует как реализации комплексного похода к осуществлению региональной энергетической политики, так и проработки точечных решений, которые могут иметь значимый социально-экономический эффект.
Исходя из анализа действующей нормативно-правовой базы в сфере энергосбережения, деятельности региональных органов власти, наличия существующих проблем, представляется целесообразным конкретизировать направления совершенствования региональной энергетической политики и представить их в виде соответствующих блоков в схеме технологии корректировки региональной энергетической политики (рис. 3).
Рисунок 3. Методическая платформа технологии корректировки региональной политики энергосбережения Свердловской области
Источник: составлено автором по [5, 6, 17, 20] (Germanova, Teplyakov, Shcherbakova, 2019; Karginova-Gubinova, Tishkov, Shcherbak, Kulakov, 2019).
Блок 5 технологии корректировки региональной политики энергосбережения Свердловской области (далее – Технологии Свердловской области) предполагает усиления деятельности по следующим направлениям:
- осуществление мероприятий по реконструкции, модернизации и обновлению действующих фондов инженерно-коммунальной инфраструктуры и созданию новых, наиболее современных; стимулирование научных разработок по снижению материалоемкости и энергоемкости предприятий;
- стимулирование муниципальных образований к привлечению инвесторов и проведению мероприятий по энергоэффективности;
- поиск новых способов привлечения инвесторов [6] (Karginova-Gubinova, Tishkov, Shcherbak, Kulakov, 2019).
К точечным мероприятиям (блок 6 Технологии Свердловской области) целесообразно отнести расширение практики энергосервисных контрактов и концессионных соглашений.
На региональном уровне необходимо создать систему мониторинга [21] (Davydenko, Rozen, Davydenko, Davydenko, 2020) и дорожную карту поэтапного заключения энергосервисных контрактов муниципальными образованиями Свердловской области (инвестиционный блок Технологии Свердловской области). Дорожная карта должна содержать: перечень муниципальных образований, количество и сроки заключения контрактов. Система мониторинга будет включать: предварительный и итоговый инвестиционный аудит, расчет экономического эффекта и мониторинг его достижения, проработку вариантов финансирования, контроль за выбором поставщика оборудования и этапов проведения работ и т.д.
Помимо этого необходимо предусмотреть схемы субсидирования муниципальных образований Свердловской области на проведение энергосервисных контрактов, что станет подушкой безопасности и простимулирует предприятия заключать большее количество контрактов.
Еще одним перспективным направлением является заключение концессионных соглашений на реконструкцию и последующее техническое обслуживание объектов наружного освещения муниципальных образований Свердловской области.
Предлагается заполнить существующий пробел в перечне заключенных концессионных соглашений и запустить пилот концессионного соглашения на проведение реконструкции и перевод всех источников освещения на светодиоды, посредством чего можно достигнуть снижения суммарной потребляемой мощности до 10198 кВт, снизив энергопотребление на 81,2% [17]. Для Свердловской области заключение таких соглашений имеет как социально значимый эффект, так и существенную экономию затрат на уличное освещение.
Региональным исполнительным органом власти (Министерством региона) предлагается создать экспертный совет по оказанию содействия муниципальным образованиям в заключении и реализации концессионных соглашений на реконструкцию наружного освещения.
Необходимо ввести практику проведения семинаров (организационно-методический блок Технологии Свердловской области) по составлению концессионных соглашений на реконструкцию наружного освещения для руководителей и специалистов государственных и муниципальных органов власти, руководителей коммерческих организаций, выступающих в роли частных инвесторов, а также специалистов консалтинговых компаний, инвестиционных консультантов, осуществляющих посреднические и связующие функции.
Наполнение инвестиционного, организационно-методического и социально ориентированного блоков является вариативной частью технологии корректировки региональной политики энергосбережения и может меняться в зависимости от требований законодательства в части осуществления мероприятий по энергосбережению и степени реализации планируемых мероприятий.
Заключение
Таким образом, исходя из вышеизложенного, существующая региональная политика энергосбережения является недостаточно эффективной, что целесообразно обозначить в качестве проблемы. Данное обстоятельство требует разработки различного рода подходов к формированию региональной политики энергосбережения и ее корректировки.
Автором в данной статье предлагается производить совершенствование региональной политики энергосбережения на основе единой методической платформы, предполагающей усиление деятельности и акцентирование на ведущих направлениях, а также осуществление точечных мероприятий. Эффективная региональная политика, в свою очередь, служит основой для устойчивого развития территории.
В качестве одного из важных направлений дальнейших исследований в части корректировки региональной политики энергосбережения является вопрос об эффективных способах модернизации имеющегося у потребителей топливно-энергетических услуг имущественного комплекса.
References:
Davydenko L., Rozen V., Davydenko V., Davydenko N. (2020). Control of Operation Modes Efficiency of Complex Technological Facilities Based on the Energy Efficiency Monitoring Lecture Notes in Mechanical Engineering. 531-540.
Drobot E.V., Makarov I.N., Pochepaev I.A. (2020). Kontseptualnye osnovy ustoychivogo razvitiya v XXI veke: printsip triedinstva i podkhody k otsenke vozdeystviya biznesa [Conceptual foundations of sustainable development in the 21st century: the Triple Bottom Line concept and approaches to business impact assessment]. Leadership and management. (4). (in Russian). doi: 10.18334/lim.7.4.110931.
Germanova T.V., Teplyakov K.A., Scherbakova E.N. (2019). Povyshenie energoeffektivnosti v voprosakh industrializatsii regionov [Improving energy efficiency in regional industrialization]. Sovremennye problemy zemelno-kadastrovoy deyatelnosti, urbanizatsii i formirovaniya komfortnoy gorodskoy sredy: sbornik dokladov Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. 45-51. (in Russian).
Karginova-Gubinova V.V., Tishkov S.V., Scherbak A.P., Kulakov K.A. (2019). Mekhanizmy povysheniya energoeffektivnosti regionov: peredovoy opyt i vozmozhnosti ego ispolzovaniya [Mechanisms of improvement of energy efficiency of regions: best practices and opportunities to use it]. Strategiya i taktika realizatsii sotsialno-ekonomicheskikh reform: regionalnyy aspekt. Materialy VIII mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. 383-388. (in Russian).
Korobiichuk I., Davydenko L., Davydenko V., Davydenko N. (2020). Information Support the Operative Control Procedures of Energy Efficiency of Operation Modes of Municipal Water Supply System Facilities Advances in Intelligent Systems and Computing. 920 571-582.
Makarov I.N., Drobot E.V., Levchegov O.N. (2020). Zelenaya ekonomika, tsifrovye tekhnologii i nanoinstrumentariy: osnovnye bazisy transformatsii proizvodstvennyh sistem v Evraziyskom ekonomicheskom soyuze [Green economy, digital technologies, and nanotools: the main bases of production systems transformation in the Eurasian Economic Union]. Journal of International Economic Affairs. (3). 719-742. (in Russian). doi: 10.18334/eo.10.3.110822.
Mustafinov R.K. (2017). Nekotorye vneshneekonomicheskie osobennosti razvitiya elektroenergeticheskogo kompleksa Rossii [Some aspects of the Russian power industry development: external economic features]. Russian Journal of Innovation Economics. (4). 307-322. (in Russian). doi: 10.18334/vinec.7.4.38352.
Nurdavlyatova A.I. (2019). Mezhdunarodnoe sotrudnichestvo v sfere elektroenergetiki kak sposob resheniya problem v otrasli [International cooperation in the field of electricity as a way to solve problems in the industry]. Journal of International Economic Affairs. (2). 609-616. (in Russian). doi: 10.18334/eo.9.2.40665.
Salygin V.I., Mustafinov R.K. (2019). Geopoliticheskie aspekty elektroenergeticheskogo razvitiya: organizatsionno-strategicheskiy podkhod [Geopolitical aspects of electric power development: organizational and strategic approaches]. Journal of International Economic Affairs. (1). 177-194. (in Russian). doi: 10.18334/eo.9.1.40123.
Sukhanova T.V. (2019). Ekonomicheskiy rost i okhrana okruzhayushchey sredy – prioritetnye tseli ustoychivogo razvitiya obshchestva [Economic growth and environmental protection is a priority of sustainable development of society]. Journal of International Economic Affairs. (1). 373-382. (in Russian). doi: 10.18334/eo.9.1.39932.
Zhaparalieva Zh.Zh. (2018). Upravlenie proektami ustoychivogo razvitiya [Managing sustainable development projects]. Leadership and management. (1). 9-24. (in Russian). doi: 10.18334/lim.5.1.38771.
Страница обновлена: 06.05.2025 в 07:49:18