Strategy of the territorial food security belt in the zone of influence of the regional center, the city of Volgograd
Antyufeev A.V.1, Chernyavskiy Yu.V.2
1 Волгоградский государственный политехнический университет
2 Федеральный научный центр агроэкологии, комплексных мелиораций и защитного лесоразведения Российской академии наук
Download PDF | Downloads: 10 | Citations: 1
Journal paper
Food Policy and Security (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 7, Number 3 (July-september 2020)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=44432443
Cited: 1 by 26.03.2022
Abstract:
The results of the analysis of the regional territorial-planning structure of a large urban-planning system, which was formed under the influence of the regional center, are presented in the article. Studies of domestic and foreign experience in urban planning confirm the prospects for the development of urban planning systems through the introduction of territorial clusters at the regional level. The characteristics of the boundaries of the territorial entity in the zone of two-hour transport accessibility, favorable for urban planning and agro-industrial development, are given. The materials of the study made it possible to develop a scheme for the food security belt project and the concept of urban planning policy for the creation of agro-industrial and agricultural clusters in the zone of influence of the urban planning system "Bolshoi Volgograd". The diagram defines the development zones of territorial agro-industrial, agricultural and recreational clusters, the activities of which will allow the development of various types of industries for the formation of their own food market. This market will be able to ensure food security of the urbanized territories of the largest urban development system in the Volgograd Region. The functional-spatial organization of the cluster division of the territory of the urban planning system under study will expand the elongated linear structure and will contribute to its change until the formation of a geographically more convenient centric urban planning system.
Keywords: town planning system, region, territorial planning structure, territory, cluster, town planning conditions
JEL-classification: Q13, Q18, Q19
Стратегия формирования продовольственной безопасности регионов должна опираться на развитие инфраструктуры, составляющей инженерно-транспортный каркас и основу системы расселения. Территориально-планировочное проектирование важно не только для развития инфраструктуры, обеспечивающей социально-экономическое развитие на региональном уровне, но и для развития продовольственного регионального потенциала, экономических условий жизнеобеспечения населения. В сельскохозяйственном производстве РФ недостаточно применяются инновации, поэтому необходимы неотложные меры по улучшению сложившейся ситуации. Анализ отечественного и мирового опыта показывает, что положительным фактором активизации инновационных процессов на региональном уровне в развитии сельскохозяйственного производства и переработке его продукции является кластерная политика [12, 13] (Vilner, 2013; Kolyasnikov, 2015).
Актуальность исследования современных проблем использования территориально-планировочного потенциала в развитии сельскохозяйственных и пищевых промышленных отраслей в России и в ее регионах определила выбор данной тематики. Важнейшей частью стратегии формирования продовольственной безопасности регионов является улучшение состояния инженерно-транспортной системы территории, определяющей основу региональной системы расселения России. Благоприятные условия комплексной транспортной доступности являются одним из главных направлений устойчивого развития территории. В то же время наличие инфраструктуры еще не гарантирует региональный социально-экономический рост, но при неудовлетворительных градостроительных условиях улучшение и развитие социально-экономического состояния региона, обеспечение его продовольственной безопасности практически невозможны.
Целью данного исследования является разработка концепции по развитию территорий сельскохозяйственного использования в зоне влияния областного центра города Волгограда для решения проблем продовольственного обеспечения крупнейшего города, создания собственного рынка и базы сельскохозяйственной продукции.
Решение поставленной задачи осуществляется методами территориального планирования использования аграрных региональных ресурсов, которые являются основой формирования агропромышленных кластеров с интенсивным развитием различных видов производств агропромышленного направления. С точки зрения интересов развития продовольственного потенциала региона важны благоприятные социально-экономические условия жизнеобеспечения, для повышения которых необходимо постоянное совершенствование региональной инфраструктуры. Высокий уровень состояния инфраструктуры территории обеспечивает ее комплексное развитие с учетом политических, правовых, научно-технических, образовательных факторов, направленных на стимулирование социально-экономической и деловой активности, а также культурной жизни территории региона (рис. 1).
Перспективность развития продовольственной безопасности территории обеспечивает создание новых и реконструкцию существующих производств; положительную динамику развития производственной и рыночной инфраструктуры, инженерно-транспортных коммуникаций; уровень занятости и благосостояния населения, развитие системы образования и повышение инвестиционной привлекательности региона.
Рисунок 1. Схема стратегического развития продовольственной безопасности на региональном уровне
Анализ отечественного и мирового опыта показывает, что положительным фактором активизации инновационных процессов на региональном уровне является кластерная политика. В странах Западной Европы в последние десятилетия все большей популярностью пользуется концепция определенной специализации регионов, которая была предложена экспертной группой «Знание для роста» Европейской комиссии. В ее рамках предлагается разработка типологии регионов с комплексным учетом условий и потенциала их развития, при которой возможно дифференцировать научно-техническую и инновационную политику по отношению к регионам различного типа, а сформированные кластеры в схеме этого развития могут рассматриваться как успешность реализации принятой концепции [15, 16] (Ptichnikova, Chernyavsky, Chernyavskaya, 2010; Chernyavsky, 2002).
На территории РФ региональный аспект социально-экономического развития зависит во многом от внутренних факторов, определяющих стабильность состояния экономики. В то же время для перспектив предотвращения возникновения кризисных ситуаций в социально-экономических процессах регионов России требуется поддержка федеральных законодательных и исполнительных органов власти с применением регулирования территориального развития кластеров. Особого внимания требуют приграничные регионы РФ.
В современной ситуации в агропромышленный комплекс Волгоградской области входят предприятия пищевой промышленности первичной и вторичной переработки сельскохозяйственного сырья. Развитие пищевой отрасли, как и других перерабатывающих отраслей, десятилетиями шло низкими темпами и не являлось приоритетным. Сельское хозяйство области развивалось на базе интенсификации использования земельного фонда как сырьевой придаток народного хозяйства. В последнее десятилетие производство и реализация сельхозпродукции резко снизились, при этом варьированы по годам (табл. 1).
Более поздние данные об объемах сельскохозяйственной продукции выражаются в стоимостном эквиваленте, и поэтому нет возможности прослеживать тенденцию снижения натурального количества продукции. Ежегодная инфляция стоимости позволяет скрыть снижение объемов получаемой продукции и показать увеличение массы полученных денежных средств фактически за меньшее количество продукции. Снижение реализации главнейшей сельскохозяйственной продукции отразилось на производстве важнейших видов пищевой промышленности, которая не обеспечивает население некоторыми продуктами в соответствии с медицинскими нормами для населения (мясо, молоко, фрукты).
В процессе разработки исследовательских материалов анализировались статистические данные развития сельскохозяйственного производства, градостроительные условия территории региона, научно-практические статьи, отчеты, доклады, ранее выполненные программы социально-экономического развития Волгоградской области.
Таблица 1
Динамика реализации основной продукции сельскохозяйственного
производства Волгоградской области (всех форм сельхозпредприятий), тыс. т
Период
|
Продукция
| ||||||
Мясо
|
Молоко
|
Зерновые
|
Масличные
|
Картофель
|
Овощи
|
Плоды и ягоды
| |
1990
|
253
|
1132
|
3589
|
286
|
1,7
|
98
|
38,0
|
1995
|
157
|
827
|
610
|
194
|
3,4
|
74
|
6,9
|
1997
|
125
|
621
|
1456
|
216
|
3,1
|
68
|
10,9
|
1998
|
127
|
598
|
669
|
158
|
2,8
|
51
|
8,6
|
1999
|
124
|
537
|
476
|
235
|
2,1
|
56
|
1,2
|
2002
|
118
|
190
|
1954
|
211
|
4,9
|
55
|
3,1
|
2003
|
126
|
183
|
1513
|
339
|
11,3
|
69
|
11,4
|
2004
|
110
|
160
|
2149
|
359
|
18,1
|
121
|
8,3
|
2005
|
116
|
168
|
2469
|
432
|
9,9
|
130
|
13,2
|
2006
|
114
|
162
|
2030
|
465
|
9,8
|
128
|
3,5
|
При обработке исходного материала использовались системный анализ, социально-экономическое моделирование и экспертные оценки социально-экономического состояния территории. Комплексная оценка ресурсов и их достаточность представляют положительную ситуацию для формирования на территории в зоне влияния областного центра территориальных агропромышленных кластеров различной специализации.
Анализ градостроительной ситуации развития Волгограда как областного центра показал, что вблизи города за пятидесятилетний период сформировалась крупнейшая градостроительная система, которую в практических и теоретических разработках градостроители называют Волгоградской агломерацией, или в последнее время – «Большой Волгоград». Под агломерацией понимается пространственно и функционально единая группировка поселений городского типа, составляющая общую социально-экономическую и экологическую систему [4, 5, 17] (Ahmedova, 2007; Lyubovny, 2006).
Темп территориального роста Волгограда совпадает с моментом образования города-спутника Волжский в 1954 г. при строительстве Волжской ГЭС с привлечением значительного количества трудоспособного населения, впоследствии оставшегося проживать в зоне влияния областного центра. Постепенно расширялись и городские границы на новые благоприятные территории для жилищного строительства и нового промышленного производства.
В настоящее время в составе сформировавшейся градостроительной системы выделяется ядро – города Волгоград и Волжский, а также малые города и поселения городского типа девяти муниципальных районов, функционально и пространственно связанных с областным центром. Краткая характеристика социально-демографической ситуации приведена в таблице 2.
На данной территории в радиусе до 200 км проживает около 70% населения области (1,8 млн) со средней плотностью около 60 чел./кв. км. В зоне влияния областного центра – самая высокая плотность населения, которая уменьшается от Волгограда к периферии зоны влияния и еще больше сокращается у административных границ области.
Таблица 2
Социально-демографическая характеристика муниципальных районов в зоне влияния градостроительной системы «Большой Волгоград»
Наименование муниципальных районов, в зоне влияния
|
Опорный центр
|
Общая
площадь, тыс. га |
Численность населения,
тыс. чел. |
Плотность
трудоспособного населения, чел. на кв. км, 2013 г | ||||
Наименование
центров |
Расстояние, км
до Волгограда |
Виды
транспорта | ||||||
На 01.01.
2013г. |
На 01.01.
1991г. | |||||||
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
| |
Городищенский
|
Городище
|
15,0
|
авто., ж/д
|
247,1
|
53,5
|
49,0
|
12,5
| |
Иловлинский
|
Иловля
|
80,0
|
ж/д , авто
|
415,5
|
34,4
|
32,3
|
4,0
| |
Дубовский
|
Дубовка
|
52,0
|
авто, водный
|
314,0
|
31,2
|
29,5
|
5,0
| |
Быковский
|
Быково
|
100,0
|
авто, водный
|
341,0
|
28,6
|
27,5
|
5,6
| |
Ленинский
|
Ленинск
|
67,0
|
ж/д , авто
|
260,0
|
31,5
|
30,9
|
4,0
| |
Светлоярский
|
Светлый Яр
|
55,0
|
авто, водный
|
330,5
|
39,4
|
35,8
|
5,8
| |
Октябрьский
|
Октябрьский
|
130,0
|
ж/д,
авто |
381,1
|
24,3
|
25,7
|
5,2
| |
Калачевский
|
Калач-на-
Дону |
85,0
|
ж/д, авто, водный
|
421,7
|
62,2
|
53,4
|
7,3
| |
Среднеахтубинский
|
Средняя Ахтуба
|
38,0
|
ж/д, авто, водный
|
203,9
|
55,3
|
48,8
|
7,5
| |
«Ядро» градостроительной системы
|
г. Волгоград
г. Волжский |
30,0 |
Все виды транспорта, кроме авиа
|
56,5
20,0 |
1044,4
310,0 |
1031,6
330,0 |
1250,0
350,0 | |
Зона влияния
На территории районов |
|
Часовая
доступность |
Все виды транспорта, кроме авиа
|
8050,0
|
360,4
|
332,9
|
8,1
| |
«Большой Волгоград» и зона влияния
|
г. Волго-
град |
Двух часовая доступность
|
Все виды транспорта, кроме авиа
|
2700,0
|
1714,8
|
1694,5
|
30,0
| |
Всего область
|
|
|
|
11288
|
2699,2
|
2632,5
|
3,9
|
В зоне влияния Волгограда темпы роста численности населения в динамике колебались от 3,2 до 6,5% в год, в настоящее время темп заметно замедлился и близок к стабилизации. Сформировавшаяся территория с повышенной относительно всей области плотностью населения образует своеобразный пояс, который поддерживает градостроительную систему «Большой Волгоград» сырьем, кадрами и местами отдыха [18].
Границы зоны влияния системы расселения «Большой Волгоград» были определены путем анализа следующих факторов: связи между промышленными предприятиями и связи перерабатывающих предприятий АПК; социально-культурные связи населения; транспортная доступность центра. При определении границ зоны влияния были выделены границы часовой и двухчасовой транспортной доступности центра Волгограда.
Граница часовой транспортной доступности проходит через следующие пункты: на севере через железнодорожный и автовокзал г. Волжского; на северо-западе – через с. Самофаловку; на западе – через пгт. Новый Рогачик; на юге – через южный автовокзал Красноармейского района г. Волгограда; на востоке – через пос. Бурковский. Эти пункты находятся от центра г. Волгограда на расстоянии примерно 30 км. Между транспортными магистралями граница часовой доступности подходит ближе к городу.
Граница зоны двухчасовой транспортной доступности проходит на севере через г. Дубовку; на северо-западе приближается к пгт Иловля; на востоке – до г. Ленинска и на юге совпадает с границей Волгоградской области в Светлоярском районе. Сравнение административных границ муниципальных районов с этой границей показывает, что в зону двухчасовой транспортной доступности входит большая часть Иловлинского, Городищенского, Калачевского и Среднеахтубинского районов, а также южные части Дубовского и Быковского, северная часть Октябрьского и полностью территории Ленинского, Светлоярского муниципальных районов.
Условия временной транспортной доступности центра Волгограда важны также для выбора оптимальных потенциальных полей развития территорий, которые имеют выгодное экономико-географическое положение по отношению к уже сложившимся хозяйственным образованиям. Близ перенасыщенных различными хозяйственными объектами экономико-географических образований они служат резервом развития агропромышленных кластеров за счет экстенсивных факторов.
Волгоград – это не только областной центр, но и крупнейший промышленный город с миллионным населением, он является региональным транспортным узлом, в котором сосредоточены все виды транспорта, связывающие не только субъекты РФ, но зарубежные транспортные потоки. Кроме этого в зоне влияния Волгограда развиты многочисленные сельскохозяйственные направления, от которых валовой объем продукции составляет по среднегодовым статистическим данным пятую часть от областного количества, а по некоторым показателям – около половины (табл. 3, 4).
Таблица 3
Основные виды традиционной сельскохозяйственной деятельности на территории зоны влияния города Волгограда
Наименование муниципальных районов, входящих в зону влияния
областного центра |
Традиционные виды сельскохозяйственной
хозяйственной деятельности | |||||||||
Овощевод
ство |
Бах-
че водство |
Са-до
вод ство |
Зерновое
хоз-ство |
Рыбо ловство
|
Мясомолочное
хоз-во |
Пти-
цеводство |
Ов-цеводство
|
Теп-личное хоз-во
|
Туризм
| |
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
Иловлинский
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
Дубовский
|
+
|
+
|
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|
+
|
Быковский
|
+
|
+
|
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|
|
Ленинский
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
Светлоярский
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|
+
|
Октябрьский
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|
|
Калачевский
|
+
|
+
|
|
+
|
+
|
+
|
|
+
|
|
+
|
Среднеахтубинский
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|
+
|
+
|
Городищенский
|
+
|
+
|
+
|
+
|
|
+
|
+
|
+
|
|
+
|
Характеристика среднемноголетних показателей производства основных видов продовольственной сырьевой продукции (2000–2019 гг.)
Наименование муниципальных районов, в зоне
влияния Волгограда |
Зерновое хозяйство,
тыс. т |
Мясо
(в т.ч. птицы), тыс. т |
Молоко,
тыс. т. |
Яйца,
млн. штук |
Промысловый
вылов рыбы, тыс. т. | |||
Всего
|
В т.ч.
фермерские хоз-ва |
Всего
|
В т.ч. фермерские хоз-ва
|
Всего
|
В т.ч. фермерские
хоз-ва |
Всего
| ||
1
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
11
|
Иловлинский
|
151,4
|
12,00
|
20,7
|
0,6
|
26,1
|
3,3
|
21,2
|
-
|
Дубовский
|
120,7
|
16,36
|
5,0
|
0,9
|
23,0
|
5,2
|
0,5
|
0,7
|
Городищенский
|
150,2
|
4,80
|
27,3
|
0,2
|
41,2
|
0,6
|
229,8
|
-
|
Быковский
|
132,2
|
14,97
|
5,7
|
0,3
|
13,3
|
2,1
|
0,1
|
0,8
|
Ленинский
|
132,4
|
5,00
|
5,2
|
0,1
|
12,5
|
0,7
|
0,1
|
0,2
|
Светлоярский
|
147,3
|
9,14
|
14,2
|
0,4
|
22,3
|
0,9
|
14,8
|
0,2
|
Октябрьский
|
203,1
|
4,89
|
8,3
|
0,4
|
22,1
|
0,6
|
0,5
|
0,2
|
Калачевский
|
188,0
|
5,28
|
6,7
|
0,2
|
33,2
|
0,6
|
0
|
5,0
|
Среднеахтубинский
|
65,0
|
2,20
|
6,9
|
0,1
|
19,7
|
0,5
|
93,3
|
0,1
|
ИТОГО
|
1290,3
|
74,64
|
100,0
|
3,2
|
213,4
|
14,5
|
360,3
|
7,2
|
Всего по области
|
5263,8
|
273,02
|
283,1
|
12,8
|
759,6
|
53,4
|
560,3
|
8,4
|
Концентрация значительной части населения Волгоградской области в зоне влияния областного центра вызвала необходимость развития перерабатывающей и пищевой отрасли, обеспечение сырьем традиционно осуществлялось из прилегающих к Волгограду районов.
В связи с необходимостью поддержания и дальнейшего развития агропромышленного производства в зоне влияния Волгограда, основные объекты которого протянулись вдоль автомобильных и железнодорожных магистралей, необходима стратегия территориально-планировочной организации данной территории. А также разработка проекта создания и функционирования территориальных агропромышленных кластеров с одновременной корректировкой сформировавшейся инфраструктуры и современной структуры расселения.
По условиям временной транспортной доступности ядра сложившейся системы расселения Волгограда были определены границы зоны влияния и территорий перспективного развития, которые имеют выгодное экономико-географическое положение по отношению к уже сложившимся хозяйственным образованиям. Близ перенасыщенных различными хозяйственными объектами экономико-географических образований, таких как «Большой Волгоград», они служат резервом развития агропромышленных кластеров за счет экстенсивных факторов.
На основании комплексной оценки главных природных и антропогенных градостроительных элементов (природные и антропогенные ландшафты, транспортный каркас, каркас расселения) данной территории предлагается функционально-пространственная организация кластерного деления на следующие типы кластеров: агропромышленный кластер, аграрный и рекреационный кластеры.
Аграрно-промышленные кластеры (АПК) характеризуются наличием антропогенных ландшафтов, специализирующихся на агропромышленной деятельности, их территории прилегают к крупным урбанизированным образованиям и развитым коммуникационным сетям.
В состав предлагаемых агропромышленных кластеров войдут специализированные аграрные кластеры, имеющие свои опорные подцентры в комфортной транспортной доступности к центрам соответствующих кластеров. Для удобства осуществления контроля над развитием, инвестиционного финансирования и юридической поддержки агропромышленные кластеры предлагается формировать с учетом административно-территориальных границ муниципальных субъектов.
Аграрные кластеры (АК) кроме наличия антропогенных (аграрных) ландшафтов имеют дисперсную систему расселения, селитебные образования рассредоточены на их территории. В большинстве случаев аграрные кластеры нуждаются в реконструкции и развитии инфраструктуры (транспортной и социальной).
Рекреационные кластеры (РК). В зоне влияния «Большого Волгограда» имеются природные территории, отличающиеся особыми биологическими качествами, это крупные, малые и средние водоемы как линейного, так и точечного характера, лесные массивы, рельефные образования и пойменные территории. На территориях с уникальными природными объектами (пойма реки Дон, Волго-Ахтубинская пойма) предлагается формировать рекреационные кластеры (РК) для развития зон отдыха не только регионального, но и федерального значения.
Удобные транспортные связи Волгограда с муниципальными районами, входящими в зону его влияния, обеспечивают несколько направлений от областного центра к территориям, благоприятным для формирования кластерной системы в границах девяти муниципальных районов. Социально-демографическая ситуация и наличие необходимых ресурсов в зоне пояса продовольственной безопасности градостроительной системы «Большой Волгоград» концептуально предлагают перспективные территории муниципальных районов для формирования агропромышленных кластеров и их опорных центров. В качестве опорных центров кластерной системы предлагаются все центры девяти муниципальных районов, входящих в зону влияния Волгограда, а также восемь населенных пунктов, имеющих лучшие социально-экономические условия и транспортную связь с областным центром.
Комплексная оценка территорий сегментов в зоне влияния ядра – Волгограда выявила значительные возможности для формирования агропромышленных кластеров. Удобные транспортные связи с муниципальными районами, входящими в зону влияния, обеспечивают несколько направлений от областного центра к территориям, благоприятным для формирования агропромышленных, аграрных и рекреационных кластеров в границах девяти муниципальных районов.
На основании анализа социально-экономического и ресурсного потенциала территории секторов в зоне пояса продовольственной безопасности градостроительной системы «Большой Волгоград» концептуально предлагаются перспективные территории муниципальных районов для формирования агропромышленных кластеров и их опорных центров (табл. 5).
Комплексный ретроспективный анализ расселения и социально-демографической ситуации показал, что территориально градостроительная система «Большой Волгоград» начала складываться в 1950–1960 годах одновременно со строительством судоходного Волго-Донского канала и плотины ГЭС, с развитием в 1954 г. города-спутника Волжский и поселков городского типа по трассе канала. По мнению ряда специалистов-градостроителей, сам город Волгоград исторически развивался не как город, а как промышленная городская агломерация с расчлененной территориальной структурой. Городские границы поглощали территории, имевшие благоприятные условия для размещения нового промышленного производства и жилищного строительства.
Таким образом, в состав большого города кроме Волгограда входит Волжский, а также часть населенных пунктов девяти муниципальных районов (Среднеахтубинского, Ленинского, Быковского, Дубовского, Иловлинского, Городищенского, Калачевского, Октябрьского и Светлоярского) Волгоградской области, территориально приближенных к областному центру [18].
Таблица 5
Концепция территориально-кластерной политики градостроительной системы Волгоградской агломерации «Большой Волгоград»
Территории сегментов благоприятного развития, в зоне влияния «Большой Волгоград» |
Наименование |
Расстояние до центра Волгограда, км
| |
Основные агропромышленные кластеры (АПК)
|
Центры
территориальных кластеров | ||
1
|
2
|
3
|
4
|
Северный
|
Городищеский
|
Городище
|
15
|
Ерзовка
|
25
| ||
Дубовский
|
Дубовка
|
52
| |
Северо-Западный
|
Городищенский
|
Самофаловка
|
30
|
Иловлинский
|
Качалино
|
48
| |
Иловля
|
80
| ||
Юго-Западный
|
Городищенский
|
Горьковский
|
05
|
Карповка
|
40
| ||
Калачевский
|
Калач-на-Дону
|
85
| |
Южный
|
Светлоярский
|
с. Большие Чапурники
|
30
|
Октябрьский
|
Абганерово
|
80
| |
Октябрьский
|
130
| ||
Юго-Восточный
|
Светлоярский
|
Светлый Яр
|
55
|
Северо-Восточный
|
Ленинский
|
Ленинск
|
67
|
Среднеахтубинский
|
Средняя Ахтуба
|
26
| |
Быковский
|
Быково
|
100
| |
Волго-Ахтубинская Пойма
|
Среднеахтубинский
|
Краснослободск
|
05
|
«Большой Волгоград» представляет собой взаимосвязанную систему расселения, которая состоит из нескольких десятков населенных мест, объединенных общими коммуникациями с трудовыми, обслуживающими, информационно-управленческими и рекреационными взаимосвязями. В состав этой системы входит 9 городских населенных пунктов, включая Волжский, и чуть менее тридцати сельских населенных пунктов. Границы территории «Большого Волгограда» были выявлены на основе анализа функциональных, социальных, природных и градостроительных факторов и связей, а также тенденций развития взаимосвязей территорий. Количество жителей Большого Волгограда уже сейчас составляет почти полтора миллиона человек.
Темпы роста населения в Волгограде и зоне его влияния колебались от 3,2 до 6,5% в год. В настоящее время рост численности населения заметно замедлился и близок к стабилизации. Общая численность населения, проживающего в градостроительной системе «Большой Волгоград» и зоне влияния, составляет около 1,8 млн человек, более 70% всего населения области.
Наличие в данной градостроительной системе расселения крупнейшего (Волгограда) и крупного (Волжского) городов оказало влияние на формирование пищевой промышленности, перерабатывающей продукцию сельскохозяйственного производства. Сырьевой базой для заводов пищевой промышленности служит продукция с территории области радиусом до 200 км от города Волгограда. Эта территория образует в системе расселения пояс с наибольшей плотностью населения, сконцентрированного в границах градостроительной системы «Большой Волгоград».
В связи с необходимостью поддержания и дальнейшего развития продовольственной безопасности значительной части населения Волгоградской области, сконцентрированного вокруг областного центра, в зоне благоприятной транспортной доступности (пояс продовольственной безопасности) необходимо проектирование территориальных агропромышленных кластеров с одновременной корректировкой градостроительных условий на базе сформировавшейся инфраструктуры и современной структуры расселения.
Границы «пояса продовольственной безопасности» системы расселения «Большой Волгоград» были определены путем анализа следующих факторов: связи между промышленными предприятиями и связи перерабатывающих предприятий АПК; социально-культурные связи населения; транспортная доступность центра. При определении границ пояса продовольственной безопасности были выделены границы часовой и двухчасовой транспортной доступности ядра данной системы расселения Волгограда, которые определяют две зоны в границах пояса.
Граница пояса продовольственной безопасности показывает, что в зону двухчасовой транспортной доступности входят полностью территории двух муниципальных районов (Ленинского, Светлоярского), большая часть четырех районов (Иловлинского, Городищенского, Калачевского и Среднеахтубинского), а также южные части Дубовского и Быковского и северная часть Октябрьского муниципальных районов.
Условия временной транспортной доступности центра города важны не только для выявления границ зоны влияния, но и показывают на размещение потенциальных полей развития территорий, которые имеют выгодное экономико-географическое положение по отношению к уже сложившимся хозяйственным образованиям. Близ перенасыщенных различными хозяйственными объектами экономико-географических образований они служат резервом развития агропромышленных кластеров за счет экстенсивных факторов.
Комплексная оценка территорий в зоне влияния градостроительной системы «Большой Волгоград» выполнена на основании анализа главных природных и антропогенных градостроительных элементов: природные и антропогенные ландшафты, транспортный каркас, каркас расселения. На основании комплексной оценки данной территории предлагается функционально-пространственная организация кластерного деления на следующие типы кластеров: узловой транспортный кластер, линейный транспортный кластер, агропромышленный кластер, селитебно-рекреационный кластер.
Непосредственно на территории градостроительной системы «Большой Волгоград» сформировались и развиваются пять транспортно-логистических центров: Водстрой, Гумрак, Горьковский, Татьянка и Волжский. Транспортные магистрали, формирующие узловые центры, разделяют зону продовольственного пояса на сегменты, расселение на территории которых носит линейный или очаговый характер.
Северный сегмент обслуживается транспортно-логистическим центром «Водстрой», здесь предлагается формирование двух агропромышленных кластеров с опорными центрами в п. Городище и г. Дубовка. Северо-западный сегмент обслуживается на базе транспортно-логистического центра «Гумрак», здесь предлагается формирование агропромышленного кластера с опорным центром в пгт Иловля. Юго-западный сегмент обслуживается на базе транспортно-логистического центра «Горьковский», здесь предлагается формирование агропромышленного кластера с опорным центром в г. Калач-на-Дону. Южный сегмент обслуживается на базе транспортно-логистического центра «Татьянка», здесь предлагается формирование агропромышленного кластера с опорным центром в п.г.т. Октябрьский. Юго-восточный сегмент обслуживается также на базе транспортно-логистического центра «Татьянка», здесь предлагается формирование агропромышленного кластера с опорным центром в пгт Светлый Яр. Северо-восточный сегмент обслуживается транспортно-логистическим центром «Волжский», здесь предлагается формирование агропромышленного кластера с опорным центром в г. Быково. Восточный сегмент также обслуживается транспортно-логистическим центром «Волжский», здесь предлагается формирование двух агропромышленных кластеров с опорными центрами в г. Ленинске и п. Средняя Ахтуба.
Таким образом, в зоне «пояса продовольственной безопасности» выделено девять населенных пунктов, которые могут служить опорными центрами для развития градостроительных условий и организации аграрно-производственных кластеров (АПК).
1. АПК «Городищенский» – опорный центр в п.г.т. Городище, ресурсная база позволяет на территории Городищенского муниципального района сформировать несколько аграрных кластеров с центрами в п. Самофаловка, п. Кузьмичи, п. Котлубань, п. Ерзовка.
2. АПК «Дубовский» – опорный центр в г. Дубовка, ресурсная база позволяет на территории Дубовского муниципального района сформировать не менее двух аграрных кластеров с центрами в п. Горный Балыклей и с. Оленье.
3. АПК «Иловлинский» – опорный центр в п. Иловля, ресурсная база позволяет на территории Иловлинского муниципального района сформировать не менее двух аграрных кластеров с центрами в п. Лог, п. Большая Ивановка и рекреационного кластера в п. Качалино.
4. АПК «Калачевский» – опорный центр в г. Калач-на-Дону, ресурсная база позволяет на территории Калачевского муниципального района сформировать не менее двух аграрных кластеров с центрами в п. Мариновка, п. Береславка и рекреационный кластер в п. Паньшино.
5. АПК «Октябрьский» – опорный центр в п. Октябрьский, ресурсная база позволяет на территории Октябрьского муниципального района сформировать несколько аграрных кластеров с центрами в поселках Абганерово, Новоаксайское и Громославка.
6. АПК «Светлоярский» – с опорным центром в п.г.т. Светлый Яр, ресурсная база позволяет на территории Светлоярского муниципального района сформировать несколько аграрных кластеров с центрами в поселках Райгород, Червленое и Дубовый Овраг.
7. АПК «Быковский» – с опорным центром в г. Быково, имеется возможность сформировать несколько аграрных кластеров с центрами в поселках Приморск, Кислово и Верхний Балыклей.
8. АПК «Ленинский» – с опорным центром в г. Ленинск, ресурсная база позволяет на территории Ленинского муниципального района сформировать не менее двух аграрных кластеров с центрами в п. Рассвет, п. Солодовка и рекреационный кластер в п. Покровка.
9. АПК «Среднеахтубинский» – с опорным центром в п.г.т. Средняя Ахтуба, ресурсная база позволяет на территории данного муниципального района сформировать два аграрных кластера с центрами в п. Рахинка, п. Октябрь и два рекреационных кластера в г. Краснослободск и п. Клетский.
Аграрно-промышленные кластеры (АПК) характеризуются наличием антропогенных ландшафтов, специализирующихся на агропромышленной деятельности, их территории прилегают к крупным урбанизированным образованиям и развитым коммуникационным сетям.
В состав предлагаемых агропромышленных кластеров войдут специализированные аграрные кластеры, имеющие свои опорные подцентры в комфортной транспортной доступности к центрам соответствующих кластеров. Для удобства осуществления контроля над развитием, инвестиционного финансирования и юридической поддержки агропромышленные кластеры предлагается формировать с учетом административно-территориальных границ муниципальных субъектов.
Аграрные кластеры (АК) кроме наличия антропогенных (аграрных) ландшафтов имеют дисперсную систему расселения, селитебные образования рассредоточены на их территории. В большинстве случаев аграрные кластеры нуждаются в реконструкции и развитии инфраструктуры (транспортной и социальной).
Рекреационные кластеры (РК) необходимо предусмотреть для обеспечения развития регионального внутреннего туризма. В зоне влияния «Большого Волгограда» имеются природные территории, отличающиеся особыми биологическими качествами и признанные памятниками природы не только на муниципальном и региональном, но и на федеральном уровнях. Это крупные, малые и средние водоемы как линейного, так и точечного характера, лесные массивы, рельефные образования и пойменные территории.
На территориях с уникальными природными объектами (пойма реки Дон, Волго-Ахтубинская пойма) предлагается формировать рекреационные кластеры (РК) для развития зон отдыха не только регионального, но и федерального значения.
Таким образом, предлагаемое в зоне влияния Волгограда формирование девяти крупных агропромышленных кластеров является основой функционально-пространственной организации кластерного деления территории, входящей в «пояс продовольственной безопасности» центральной части Волгоградской области с населением более 1,6 млн человек.
Основными направлениями территориально-хозяйственного развития кластеров «пояса продовольственной безопасности» градостроительной системы «Большой Волгоград» будут традиционные направления хозяйственных отраслей – овощеводство, бахчеводство, садоводство, птицеводство, овцеводство, рыболовство, тепличное и зерновое хозяйство, а также рекреация (аграрный туризм, охота, рыбалка, пляжный и экологический туризм).
Необходимость внедрения новой функционально-пространственной организации территории «пояса продовольственной безопасности» связана с суточной миграцией работающего населения. Ежедневно в основной системе «Большой Волгоград» население совершает маятниковые поездки в ее ядро – Волгоград на работу, а также с целью трудоустройства или получения социально-культурных услуг. Маятниковые поездки населения носят линейный характер, резервы которого в настоящее время исчерпаны.
Функционально-пространственная организация кластерного деления территории исследуемой градостроительной системы позволит суточную миграцию населения распределить внутри сегментов равномерно. Расширение линейной вытянутой структуры «Большого Волгограда» будет способствовать ее изменению до образования территориально удобной центрической градостроительной системы.
Заключение
Выполненная работа базируется на территориально-кластерном подходе к решению задач формирования продовольственной безопасности агломерационных систем. Такой подход позволяет наиболее эффективно осуществлять комплексное размещение градостроительных объектов, развитие и более полное использование отраслевых производственных, социальных и экологических структур хозяйства с учетом конкретных условий их взаимодействия на местном уровне управления.
По решению поставленных территориально-планировочных задач развития градостроительной системы областного центра Волгоградской области можно сделать следующие выводы.
1. При разработке проектных решений использовался отечественный и зарубежный опыт территориально-кластерной политики в социально-экономическом развитии территорий с различными градостроительными условиями.
2. Градостроительная система «Большой Волгоград» представляет собой взаимосвязанную систему расселения, которая состоит из нескольких десятков населенных мест, объединенных общими коммуникациями с трудовыми, обслуживающими, информационно-управленческими и рекреационными взаимосвязями и общими тенденциями территориального развития.
3. Развитие градостроительных условий территорий и градостроительных систем региона будет способствовать размещению и развитию различных видов производств и формированию отечественного регионального современного продовольственного рынка по обеспечению продовольственными ресурсами населения урбанизированных территорий.
4. Комплексная оценка территорий исследуемой системы выявила значительные возможности для формирования территориальных кластеров различной специализации.
5. Разработана концепция территориально-кластерной политики развития градостроительной системы «Большой Волгоград» и концептуальная схема перспективных территорий для формирования территориальных кластеров и их опорных центров.
References:
Volgogradskaya oblast v 2017 godu [Volgograd region in 2017] (2018). Volgograd: Volgogradstat. (in Russian).
Volgogradskaya oblast v tsifrakh. 2018 [Volgograd region in numbers. 2018] (2019). Volgograd: Volgogradstat. (in Russian).
Volgogradskaya oblast v tsifrakh [The Volgograd region in figures] (2008). Volgograd. (in Russian).
Akhmedova E.A. (2007). Strategicheskie napravleniya gradostroitelnogo razvitiya povolzhskikh gorodov v generalnyh planakh novogo pokoleniya [Strategic directions of urban development of Volga cities in the master plans of the new generation]. Vestnik of Orenburg State University. (6). 160-168. (in Russian).
Antyufeev A.V. (2010). Ustoychivoe razvitie goroda i sotsialnye aspekty gradostroitelnoy politiki [Sustainable urban development and social aspects of urban planning policy]. Sotsiologiya goroda. (3). 5-9. (in Russian).
Antyufeev A.V. (2013). Kriterii otsenki effektivnosti territorialno-gradostroitelnoy politiki na munitsipalnom urovne [Effectiveness evaluation criteria for territorial and urban planning policy at municipal level]. Bulletin of Volgograd State University of Architecture and Civil Engineering. Series: Construction and Architecture. (31-1(50)). 218-223. (in Russian).
Antyufeev A.V., Chernyavskiy Yu.V., Chernyavskaya T.A. (2016). Territorialno-klasternaya politika razvitiya gradostroitelnyh sistem [Territorial and cluster policy for the development of urban planning systems] Prom-Engineering. 569-574. (in Russian).
Chernyavskiy Yu.V. (2002). Sotsiologicheskoe issledovanie gradostroitelnogo razvitiya Volgogradskoy oblasti [A sociological study of urban development in the Volgograd region]. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo arkhitekturno-stroitelnogo universiteta. Seriya: Stroitelstvo i arkhitektura. (2(5)). 86-92. (in Russian).
Chernyavskiy Yu.V. (2019). Volgogradskaya oblast v sisteme sotsialno-ekonomicheskikh aspektov razvitiya regiona [Volgograd region in the system of socio-economic aspects of regional development] Volgograd: «Sfera». (in Russian).
Kolyasnikov V.A. (2015). Razvitie ponyatiya «gorodskaya aglomeratsiya» [Development of the concept of "urban agglomeration"]. Akademicheskiy vestnik UralNIIproekt RAASN. (2). 10-15. (in Russian).
Lyubovnyy V.Ya. (2006). Sostoyanie problemy rossiyskikh gorodov v kontekste ponyatiya ekonomicheskoy bezopasnosti [State of the problem of Russian cities in the context of the concept of economic security]. Russian Economic Journal. (11-12). 25-40. (in Russian).
Lyubovnyy V.Ya. (2012). Kurs na «szhatie prostranstva» — ugroza tselostnosti i bezopasnosti Rossii [The policy of "shrinking space" is a threat to the integrity and security of Russia] Yekaterinburg. (in Russian).
Lyubovnyy V.Ya. (2013). Goroda Rossii: alternativy razvitiya i upravleniya [Russian cities: development and management alternatives] M.: Ekon-Inform. (in Russian).
Monastyrskaya M.E. (2015). Regionalnaya identichnost gradostroitelnoy deyatelnosti: postanovka problemy i etimologiya ponyatiya [Regional identity of urban planning: problem definition and etymology of the concept]. Scientific-technical journal “Bulletin of Civil Engineers”. (3(50)). 34-40. (in Russian).
Perspectives for Research and Innovation Strategies for Smart Specialisation (RIS3) in the wider context of the Europe 2020. Growth StrategyPublications Office of the European Union. Retrieved from http://ec.europa.eu/research/regions/pdf/publications/ris3_report-082015.pdf
Ptichnikova G.A., Chernyavskiy Yu.V., Chernyavskaya T.A. (2010). Rol i znachenie turistsko-rekreatsionnogo resursnogo potentsiala v sotsialno-ekonomicheskom razvitii regiona Nizhnee Povolzhe [The role and significance of tourist and recreational resource potential in the socio-economic development of the Lower Volga region] Science and education: architecture, urban planning and construction. 406-410. (in Russian).
Vilner M.Ya. (2013). Osnovy territorialnogo planirovaniya v Rossiyskoy Federatsii [Fundamentals of territorial planning in the Russian Federation] M.: Grad-Info: Srosekspert. (in Russian).
Vladimirov V.V. (2000). Upravlenie gradostroitelstvom i territorialnym razvitiem v Rossiyskoy Federatsii [Urban planning and territorial development management in the Russian Federation] M.: RAASN. (in Russian).
Страница обновлена: 21.03.2025 в 03:54:43