Impact of the consequences of coronavirus infection on the budget of the Russian Federation

Deeva T.V.1
1 Институт проблем рынка РАН, Russia

Journal paper

Economics and society: contemporary models of development (РИНЦ)
опубликовать статью

Volume 10, Number 3 (July-september 2020)

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=45706903
Cited: 2 by 26.03.2022

Abstract:
The purpose of the article is to consider the issues of the impact of negative factors associated with the spread of coronavirus infection and the decline in oil prices on the federal budget of the Russian Federation. Results. Three significant problems affecting the economy and the state budget of the Russian Federation are highlighted; and the ways of minimizing the identified problems are considered. Conclusions. In general, in 2020, it became necessary to significantly change the state budget. It is due to three main problems: a decrease in oil prices, which affects budget revenues; the need to significantly increase the budget expenses, which should provide the health care system with the necessary resources for the maintenance and treatment of patients with coronavirus; and it is also important to take into account that economic processes will reduce budget revenues from tax revenues, while financial resources are needed to support the economy and citizens in this difficult period. Therefore, the government took emergency measures to adjust the budget. The severity of the situation forced the President of the Russian Federation to adopt a law allowing the redistribution of budgetary allocations without amending the law "On the federal budget for 2020 and for the planning period of 2021 and 2022". This is done for general operational efficiency and improvement of the effectiveness of various measures and decisions.

Keywords: finance, federal budget, government revenue and government expenditure management, government control



Введение

Современная международная и национальная ситуация ставит перед Российской Федерацией серьезные вызовы и угрозы, которые существенно влияют на сферу государственных финансов. В ближайшее время можно прогнозировать существенные трудности для Федерального бюджета, связанные с необходимостью существенных затрат для борьбы с развитием пандемии коронавируса и оказания помощи заболевшим данной инфекцией, с сокращением его налоговых доходов в связи с внутренней экономической ситуацией, которая во многом зависит от большого количества отраслей, на деятельность которых влияет пандемия, а также с существенным снижением нефтяных доходов государства.

Результаты исследования

В целом2020 год поставил перед Российской Федерацией ряд серьезных задач, от решения которых зависит благосостояние граждан, а также социально-экономическое развитие в ближайшей перспективе.

Можно выделить три существенные проблемы, влияющие на экономику и государственный бюджет Российской Федерации.

1. В качестве первой необходимо отметить именно снижение цен на нефть, а не пандемию коронавируса. Конечно, между существенным сокращением цены на нефть и развитием пандемии есть прямая связь, выражающаяся в меньшем потреблении данного ресурса в связи с уменьшением международных перелетов, сокращением использования транспорта и другими факторами. Но, тем не менее, именно существенное сокращение цен на нефть является главным вызовом экономики и Федеральному бюджету в ближайшей перспективе. Особенно с учетом существенного значения нефтяных доходов на бюджет. При этом необходимо сказать о том, что российская экономика уже встречалась с данными явлениями в недавнем прошлом, поэтому имеет существенный опыт преодоления таких кризисов с минимальными потерями. По нашему мнению, максимальный негативный эффект придется на 2020 год, а в будущем отрицательные последствия будут максимально сглажены политикой государственной власти в данной сфере.

2. В качестве второй проблемы можно определить необходимость существенных расходов на противодействие распространению коронавирусной инфекции, а также оказание необходимой медицинской помощи гражданам. В данной ситуации осуществляются большие бюджетные траты на сооружение новых больниц, расширение коечных мест в существующих учреждения здравоохранения, создание необходимой инфраструктуры для оказания помощи больным. Помимо этого бюджет несет расходы на оказание различной социальной помощи гражданам, которые оказались в неблагоприятном положении в связи с данной пандемией, на специальные выплаты врачам, работающим с пациентами, зараженными этим вирусом. Большие расходы тратятся на разработку новых лекарств, способных противостоять данной инфекции, на создание вакцины против нее, а в дальнейшем и на проведение вакцинации среди населения.

3. В качестве третьей основной проблемы необходимо отметить снижение экономической активности в государстве, что приведет к существенному снижению доходов от налоговых поступлений. В связи с развитием эпидемической ситуации государственные власти пошли во многом на существенные меры, которыми остановили работу индустрий туризма, фитнеса, существенно ограничили малый бизнес и торговлю, а также и достаточно крупные отрасли, имеющие важное значение для экономики. Все это приведет к существенному сокращению доходов данных отраслей, а, следовательно, и налоговых поступлений от их работы в бюджет. Помимо этого государство активно разрабатывает различные меры по оказанию помощи разным отраслям экономики, что потребует мобилизации большого количества финансовых ресурсов. Пострадавшим отраслям необходима государственная поддержка для того, чтобы пережить сложные времена с минимальными потерями.

Более того неизвестно насколько возобновится экономическая активность населения и потребления после снятия всех ограничений в регионах, осознание вирусной угрозы может привести к отказу населения от посещения фитнес-клубов, совершения большого количества покупок в торговых центрах, существенно снизит походы в рестораны, бары, кинотеатры.По словам министра финансов Антона Силуанова, «… Глобальное распространение коронавируса оказывает отрицательное влияние на уровень экономической активности практически во всех секторах экономики – не только нефтегазовом. Есть риски серьезного недопоступления налогов и других ненефтегазовых доходов бюджета – мы говорим про объемы свыше триллиона. Будем компенсировать это за счет других источников…» [2].

Поэтому можно сделать вывод о существенных проблемах, которые необходимо решить в экономике и в Федеральном бюджете.

Рассмотрим некоторые показатели исполнения федерального бюджета за январь-март настоящего и прошлого года в таблице 1.

Таблица 1

Основные параметры исполнения федерального бюджета за январь-март 2019 и 2020 гг. [5-8]


январь-март 2019 г.
январь-март 2020 г.
изменения
млрд руб.
% ВВП
кассовое исполнение, в %
млрд руб.
% ВВП
кассовое исполнение, в %
млрд руб.
% ВВП
Доходы
4590,0
18,4
22,7
4730,3
19,4
23,0
140,3
1,0
В том числе








Нефтегазовые
993,5
8,0
24,6
1787,9
7,3
23,8
-205,6
-0,7
Ненефтегазовые
2596,5
10,4
21,4
2942,4
12,1
22,5
345,9
1,7
Расходы
3924,0
15,7
21,5
4717,9
19,3
24,0
793,9
3,6

В целом можно увидеть, что за первый квартал 2020 года произошло увеличение доходов, по сравнению с показателями прошлого года, особенно это видно по росту нефтегазовых доходов, именно из‑за них и увеличился общий объем доходов. Однако эти данные не отражают реальную картину, так как в основном показывают эффективность окончания прошлого года [9-11], поэтому сокращение доходов Федерального бюджета будет уже заметно при анализе показателей за второй и последующие кварталы 2020 года.

При этом влияние современной экономической ситуации на бюджет можно проанализировать по его расходам. Из таблицы видно существенное увеличение расходов Федерального бюджета в первом квартале 2020 года по сравнению с прошлогодними показателями, они увеличились на 793,9 млрд руб. При более детальном анализе увеличения расходов можно увидеть, что существенная часть данного увеличения произошла из‑за роста затрат на здравоохранение (рисунок 1).

Рисунок 1 – Расходы на здравоохранение, млрд руб. [5-8]

В целом из рисунка 1 можно увидеть, что расходы на сферу здравоохранения в первом квартале 2020 года увеличились более чем вдвое по сравнению с показателем прошлого года, главным фактором этого стало распространение коронавирусной инфекции и необходимости принять все возможные меры для подготовки к ней в Российской Федерации.

На рисунке 2 продемонстрировано изменение расходов на здравоохранение и изменение расходов всего Федерального бюджета в первом квартале 2020 года по сравнению с предыдущим.

Рисунок 2 – Сравнение изменения расходов Федерального бюджета всего и непосредственно на здравоохранение в первом квартале 2020 года [5-8]

В целом можно сказать о том, что на рост расходов Федерального бюджета сильно повлияло именно увеличение расходов на здравоохранение, которое составило примерно 28 % в структуре увеличения всех расходов. Помимо увеличения расходов на здравоохранение они были увеличены на национальную оборону, социальную политику, общегосударственные вопросы (рисунок 3).

Рисунок 3 – Увеличение расходов бюджета в первом квартале 2020 года по сравнению с показателями 2019 [5-8]

Все эти сферы во многом связаны с борьбой с коронавирусной инфекцией, поэтому здесь тоже были увеличены расходы, при этом в остальных кварталах 2020 года, они могут еще существенно вырасти.

«…Следует отметить и дополнительные расходы бюджетов:

- дополнительные расходы непосредственно на здравоохранение;

- меры по поддержке бизнеса;

- меры по поддержке населения – увеличение размеров социальных выплат, повышение минимального размера оплаты больничных листов до уровня МРОТ (12130 руб.) и т.д.;

- и т.п.

В числе мер, направленных на поддержку бизнеса можно отметить:

- Постановление Правительства РФ от 02.04.2020 № 409 «О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики»;

- Постановление Правительства РФ от 3 апреля 2020 года № 434 «Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции»;

- введение моратория на проверки, штрафы и т.д….» [1].

Однако самой важной проблемой Федерального бюджета в 2020 году является то, что он может быть существенно сокращен в доходной части из‑за снижения нефтегазовых доходов. По прогнозам министра финансов потери бюджета могут составить 1 трлн руб., а расходы при этом увеличиваются. Также министр говорит о необходимости финансирования бюджета из Фонда национального благосостояния, в размере примерно 2 трлн руб.

В целом отрицательное влияние на бюджет будет оцениваться текущими ценами на нефть. Предпринятые со стороны государств экспортеров нефти меры по снижению добычи помогли стабилизировать цены, которые доходили до 20 долл. за баррель и даже опускались еще ниже. Все это существенно снизит доходы Российской Федерации. При этом перед государством стоит необходимость увеличивать расходную часть бюджета, для обеспечения необходимых условий в здравоохранении, а также поддержки разным отраслям экономики в сложный период.

По слова Силуанова, «….Мы не режем расходы, даже наоборот, их увеличиваем, поэтому будем задействовать средства ФНБ и займы, чтобы профинансировать как текущие обязательства, так и антикризисные программы…» [2].

При этом еще в апреле Президент России Владимир Путин подписал закон, разрешающий правительству РФ перераспределять бюджетные ассигнования без внесения поправок в закон «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов»» [4].

Созданные поправки в законодательство упростили вопросы по привлечению необходимых средств на борьбу с коронавирусной инфекцией. Внесение поправок было осуществлено «в целях своевременного финансового обеспечения мероприятий, связанных с профилактикой и устранением последствий распространения коронавирусной инфекции» [6].

Выделение дополнительных ресурсов в бюджет является важным действием, помогающим реализовывать обязательства государства перед гражданами и способствовать стабилизации экономики России в сложное время [16].

В Федеральный бюджет были заложены серьезные средства на оказание помощи различным отраслям экономики и гражданам государства, которые оказались в трудной жизненной ситуации в связи с пандемией. Привлечение данных средств должно положительно сказаться на преодолении экономических шоков.

По словам министра финансов, только на строительство различных инфекционных сооружений здравоохранения, расширение имеющихся коечных мест и формирования необходимой инфраструктуры для оказания помощи больным будет выделено более 500 млрд руб., что поможет пережить пандемию с минимальными потерями.

Принимая во внимание вышесказанное, можно сделать вывод о том, что необходимость существенных расходов в связи с действующей экономической ситуацией является обоснованной, при этом можно ожидать стабилизации ситуации уже в 2021 году, так как принятые меры на международном уровне будут способствовать удержанию цены на нефть.

При этом Правительство готово к корректировкам бюджета даже при сокращении цены на нефть до 20 долл., а основные прогнозы составлялись из расчета цена на нефть в районе 30 долл. Цена на нефть на начало лета находится на уровне 40 долл. за баррель [12-15].

Россия готова к вызовам в экономике и активно формирует эффективную политику, которая позволит противостоять негативным тенденциям в экономике. Думается, что возможен выход из кризиса с максимально низкими потерями, необходимо сказать о том, что сокращение негативного влияния пандемии, разработка лекарства от данного вируса или вакцинация населения позволят перейти к стабилизации и росту экономики.

Выводы

В заключение статьи можно сделать ряд выводов:

1. Существенное влияние на бюджет и необходимость его пересмотра оказывают следующие негативные факторы: снижение цены на нефть, что приводит к сокращению ее доходов; распространение пандемии коронавирусной инфекции, что существенно увеличивает затраты на здравоохранение; снижение активности экономики, что уменьшает налоговые доходы, а также увеличивает расходы в области оказания помощи пострадавшим отраслям.

2. Важным шагом повышения эффективности управления государственным бюджетом стало принятие закона, позволяющего Правительству перераспределять бюджетные ассигнования без внесения специальных поправок в закон о действующем бюджете на данный период.

3. Принятые меры и корректировки в государственном бюджете позволят реализовать все стоящие задачи в области здравоохранения, а также оказать помощь пострадавшим отраслям экономики и различным категориям граждан.


References:

Karavaeva I.V., Bukhvald E.M., Soboleva I.V., Kolomiets A.G., Lev M.Yu., Ivanov E.A., Kazantsev S.V., Kolpakova I.A. (2019). Ekonomicheskaya bezopasnost otdelnyh prognoznyh parametrov sotsialno-ekonomicheskogo razvitiya i byudzhetnoy politiki Rossiyskoy Federatsii na srednesrochnuyu perspektivu [Economic security of individual forecast parameters of socio-economic development and budgetary policy of the Russian Federation in medium term]. Ekonomicheskaya bezopasnost. 2 (4). 273-334. (in Russian). doi: 10.18334/ecsec.2.4.110112 .

Pechenskaya M.A. (2019). O regionalnyh byudzhetnyh problemakh kak ugrozakh obespecheniya ekonomicheskoy bezopasnosti [On the issue of regional budget problems as threats to economic security]. Ekonomicheskaya bezopasnost. 2 (4). 361-370. (in Russian). doi: 10.18334/ecsec.2.4.110115.

Smirnova T.L. (2019). Metodologicheskie podkhody k otsenke sotsialno-ekonomicheskogo razvitiya regionov na osnove prioritetov byudzhetnoy politiki RF [Methodological approaches to the assessment of socio-economic development of regions based on the priorities of the budget policy of the russian federation]. Journal of International Economic Affairs. 9 (2). 1125-1136. (in Russian). doi: 10.18334/eo.9.2.40578 .

Smirnova T.L. (2019). Tendentsii byudzhetnogo finansirovaniya infrastruktury v Rossii [Trends in budget financing of infrastructure in Russia]. Journal of International Economic Affairs. 9 (3). 2093-2106. (in Russian). doi: 10.18334/eo.9.3.40658 .

Страница обновлена: 25.04.2025 в 04:58:26