Risks of projects and processes in the integrated design of innovative products

Startsev V.A.1, Falko S.G.2
1 Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Технологический университет», Russia
2 Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана, Russia

Journal paper

Russian Journal of Innovation Economics (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 10, Number 3 (July-september 2020)

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=44082122
Cited: 12 by 28.06.2023

Abstract:
The current situation requires taking into account new approaches in the design of innovative products that reduce the risk of unsuccessful innovation. The article substantiates the need for the transition from the principle of specialization to the principle of integrated product design. The objectives of risk management, as well as the distinctive features of the risks of integrated design are considered. The approaches and methods for identifying risks in the design of innovative products are described.

Keywords: innovative products, integrated design, projects, processes, risk management

JEL-classification: O31, O32, O33



Введение

Инновативные продукты [1] по сравнению с традиционными характеризуются высоким уровнем новизны и неопределенности в достижении поставленных целей разработки, поэтому проектам и процессам по разработке инновационных продуктов сопутствуют многочисленные виды рисков: технические, временные, стоимостные, финансовые, правовые, экологические, репутационные и т. п.

В настоящее время в процессе проектирования доминирует подход, основанный на учении Фредерика Тейлора: разделение и специализация работ [5, 10] (Falko, 1990; Lindemann, 2016). Данный подход порождает многочисленные технико-экономические, организационные и процессные проблемы, а также организационные, технические, экономические, правовые, экологические и процессные риски.

Значительно меньший уровень рисков достижения поставленных целей имеет место в процессе модификации, модернизации и имитации продуктов [6] (Falko, 1999). Такие процессы и проекты остаются за рамками рассмотрения данной статьи.

Авторская гипотеза заключается в том, что переход от принципа специализации к принципу интегрированного проектирования продукта будет способствовать снижению означенных выше рисков.

Цель статьи заключается в выявлении отличительных особенностей рисков при переходе к интегрированному проектированию, а также в развитии существующих и разработке новых методов идентификации рисков.

Научная новизна результатов исследования, представленных в статье, заключается в следующем:

- на основе анализа проблем и рисков, возникающих при традиционном специализированном подходе к проектированию инновативных продуктов, авторами предложен и обоснован переход к интеграционному проектированию, что позволит снизить риски неуспешной реализации инновационных проектов;

- в ходе исследования выявлено, что в отличие от традиционных временных, стоимостных и технических рисков, характерных для специализированного подхода, при интеграционном проектировании возникают новые виды рисков: коммуникационные, координационные, организационные и мотивационные.

В целях повышения эффективности управления рисками при интеграционном подходе авторами предложены:

- систематизация методов идентификации рисков по трем категориям: дедуктивные методы, базирующиеся на обработке данных; индуктивные методы анализа; креативные методы, базирующиеся на групповой работе; выявлено, что для интегрированного подхода к проектированию наибольшую ценность представляют креативные методы, реализуемые в рамках групповой работы;

- матричный подход к выявлению качественных взаимосвязей между источниками риска и параметрами проекта (длительность, сроки, качество), применение которого позволяет разрабатывать сценарий управления рисками при интегрированном проектировании инновативного продукта.

Интегрированный подход при проектировании инновативных продуктов

Производство товаров в корне изменилось за последние 100–120 лет. В начале прошлого века опытные мастера осваивали необходимые области знаний и реализовывали их на практике. Это было возможно в ситуации, когда продукция выпускалась многие годы в неизменном виде. Например, Т-модель автомобиля «Форд» отличалась простотой конструкции, технологии производства и ремонта. Рынок новой продукции, как правило, ограничивался национальными границами и характеризовался как «рынок продавца». Цены на продукцию формировались путем суммирования всех затрат и с учетом отраслевой рентабельности.

В период индустриализации возникла необходимость в массовом производства аналогичной продукции. Проблема эффективного производства была решена на основе принципов и методов тейлоризма, которые получили наиболее яркое применение на заводах Генри Форда [5].

Итак, в массовом производстве продукции наметился явный прогресс благодаря применению принципов научной организации производства, а в разработке инновативных продуктов по-прежнему практиковался метод проб и ошибок, который порождал многочисленные переделки и доработки на всех этапах [4] (Startsev, Falko, 2018).

В настоящее время ситуация характеризуется быстрой сменой предлагаемых рынку продуктов. Фактор времени играет решающую роль. Конкуренция производителей заставляет сокращать сроки разработки инновативных продуктов, при этом необходимо обеспечивать высокое качество с учетом рыночных цен. Рынки стали глобальными с доминированием клиентов, то есть речь идет о «рынке покупателя». Кроме того, глобализировались технические средства автоматизированного проектирования и производства инновативного продукта. Это означает, что данные процессы могут происходить в других странах с меньшими затратами на рабочую силу и инфраструктуру. Во многих отраслях массового производства продукции подход к ценообразованию радикально изменился: вместо суммирования затрат и добавления нормы рентабельности происходит переход к методу «Целевой цены» (Target Costing) [3, 7] (Startsev, 2019; Falko, Ivanova, 2007)).

Как уже отмечалось выше, несмотря на то, что современная ситуация требует учета новых подходов при проектировании инновативных продуктов, по-прежнему доминирует подход, основанный на разделении и узкой специализации работ. Проблемы и риски, возникающие при существующем подходе к проектированию инновативного продукта, подробно рассмотрены в работе [8] (Ehrlenspie, Meerkamm, 2013).

В значительной мере проблемы и риски проектирования инновативного продукта могут быть решены путем смены парадигмы: переход от принципа специализации к принципу интегрированного проектирования продукта.

Чтобы преодолеть проблемы специализации, необходимо внедрять новые методы мышления, организационные формы и методы интеграции. Переход к новой парадигме также предполагает овладение сотрудниками новыми компетенциями координационно-интеграционного и коммуникационного характера. Важность этих компетенций будет возрастать по мере расширения и углубления специализации при создании инновативных продуктов. Например, применение композитных материалов, существенно отличающихся по своим характеристикам от традиционных конструкционных материалов, предполагает вовлечение в процесс проектирования узких специалистов в данной области. Похожая ситуация с углублением специализации при проектировании киберфизических инновативных продуктов, включающих микроэлектронику, сенсоры, встроенные программные средства и т. д.

В интеграционном проектировании важны не столько современные методы и методики, технические и программные средства автоматизации процессов проектирования, сколько готовность и мотивированность персонала к совместной работе и вознаграждению за результат в целом, а не за выполнение отдельного этапа или функции.

Цели менеджмента рисков в процессе разработки инновативных продуктов

Процесс разработки инновативного продукта укрупненно состоит из следующих этапов (стадий) [10] (Lindemann, 2016):

- поиск идеи продукта;

- технико-экономическое обоснование;

- предварительная разработка;

- детальная разработка;

- создание прототипа;

- запуск в серийное производство;

- адаптация продукта к условиям производства.

Менеджмент рисков включает следующие основные цели в процессе разработки продукта [10]:

- обеспечивает прозрачность относительно существования и значимости рисков разработки инновативного продукта;

- поддерживает процесс принятия адекватных решений с учетом значимости рисков;

- способствует снижению выявленных рисков и при этом обеспечивает сохранение экономических выгод от создания инновативного продукта;

- обеспечивает противостояние ранее неизвестным и (или) маловероятным рискам, возникшим в процессе разработки, за счет устойчивости организационных процессов и продукта.

Процесс управления рисками при разработке инновационного продукта базируется на общем стандарте риск-менеджмента ISO 31000-2009 и включает такие компоненты, как идентификация, анализ и оценка рисков, а также разработку мероприятий по управлению рисками [9].

При переходе от принципа специализации при разработке нового продукта к принципу интегрированного проектирования задачи менеджмента рисков принципиально не меняются, так как стадии разработки остаются неизменными. Меняется форма организации работы: разработка ведется не последовательно по стадиям в рамках отдельных подразделений (отделов), а синхронно с привлечением специалистов по маркетингу, сбыту, финансам, конструированию, производству и т. д.

С одной стороны, интеграционный принцип организации процесса проектирования несет в себе много преимуществ, а с другой – порождает новые виды рисков:

- отсутствие или низкий уровень коммуникационных и системотехнических компетенций сотрудников;

- недостаточный опыт работы в группах;

- неразвитость механизмов координации между внутренними подразделениями и внешними стейкхолдерами;

- несоответствие организационной структуры управления предприятия интеграционному принципу проектирования инновативной продукции;

- отсутствие или неразвитость механизмов мотивации сотрудников за результаты интеграционного проектирования.

Процесс разработки инновативного продукта можно интерпретировать как процесс управления рисками. Начиная со стадии поиска идеи, шаг за шагом риск-менеджмент позволяет снижать риски процесса до успешного выведения продукта на рынок. Можно утверждать, что успех разработки инновативного продукта в значительной мере обязан качественному менеджменту рисков.

У менеджмента рисков двойственная задача: с одной стороны, постараться минимизировать риски, а с другой – способствовать осознанному вхождению в риски с целью роста эффективности проектирования.

Следует избегать часто возникающей ошибки: риск-менеджмент не интегрирован в процесс разработки инновативного продукта и существует сепаратно, ограничиваясь выдачей указаний по избежанию любых рисков.

Методы визуализации и анализа при идентификации рисков

Интегрированный подход к проектированию инновативных продуктов предполагает четкую визуализацию процесса. Это необходимо для того, чтобы все участники проекта и (или) рабочей группы имели идентичное понимание происходящего [10].

Для целей визуализации могут применяться различные методы, в частности методы моделирования бизнес-процессов (например, IDEFO), метод анализа потока создания ценностей, методы графического планирования (например, графики Ганта или сетевые графики) и т. п.

В обязательном порядке визуализации подлежат:

- ключевые процессы;

- логическая взаимосвязь между ключевыми процессами (Input – Output);

- ответственные за функцию подразделения и (или) персоны;

- необходимые ресурсы на реализацию процессов;

- взаимосвязь с поставщиками ресурсов.

Специалисты в области риск-менеджмента должны при этом внимательно и критично рассмотреть разграничение задач участников процесса, а также уточнить потребность в ресурсах. Недостаток ресурсов может стать узким местом, то есть источником ресурсного риска.

В управлении рисками есть проблема, которая заключается в том, что «все связано со всем» [10]. Зачастую риски трудно отделить друг от друга и выявить взаимовлияние. Например, ошибки в расчетах при проектировании продукта могут быть вызваны как недостаточной квалификацией сотрудников, так и несовершенством программных средств. Поэтому предлагается проводить процесс идентификации в два этапа:

- на первом этапе выявляются отдельные риски и причины (источники) их возникновения;

- на втором этапе отдельные риски консолидируются на базе предлагаемого сценария развития рисков, что обеспечивает прозрачность с точки зрения понимания взаимовлиянии рисков.

В таблице 1 приведены примеры предлагаемых методов идентификации рисков, систематизированные по трем категориям:

- дедуктивные методы, базирующиеся на обработке данных;

- индуктивные методы анализа;

- структурированные креативные методы, базирующиеся на групповой работе.

Таблица 1

Примеры методов идентификации рисков

Дедуктивные
Индуктивные
Креативно-групповые
- анализ документации;
- анализ данных прошлых проектов;
- статистический анализ;
- анализ контрольных листов и т. п.
- анализ дерева событий;
- анализ дерева отказов;
- методы анализа опасностей и критических точек процесса
- мозговой штурм;
- сценарные методы;
- структурированные интервью;
- метод Дельфи;
- причинно-следственный анализ;
- экспертные методы оценки отказов и последствий
Источник: составлено авторами на основе работ [9, 10, 11] (Oehmen, Ben-Daya, Seering und Al-Salamah, 2010)

Для идентификации взаимовлияния отдельных рисков целесообразно применять технологию построения матрицы рисков. Данные матрицы рисков можно использовать для разработки сценария рисков, который желательно изображать в графической форме в целях лучшей визуализации.

В таблице 2 приведен пример выявленных в процессе исследования взаимосвязей источников риска и параметров проекта по созданию инновативного продукта. Внутренние и внешние источники, а также отдельно выделенная категория «Клиенты и поставщики» оказывают взаимозависимое влияние на параметры проекта по созданию продукта. Речь идет о таких наиболее значимых параметрах, как длительность проекта, затраты на его реализацию, а также качество проекта, которое включает оценку общества воздействия продукта на экологию.

Таблица 2

Пример взаимосвязи источников риска и параметров проекта по созданию инновативного продукта

Источники риска (неопределенности)
Параметры проекта
Длительность проекта
Затраты
Качество продукта
Внутренние
Некачественное планирование проекта
Необходимость разработки дополнительного прототипа
Виртуальная проверка свойств продукта с помощью моделирования
Клиенты и поставщики
Нечеткие, неполные или
меняющиеся требования к продукту
Дополнительная потребность в услугах внешних разработчиков
Проблемы с новыми технологиями у поставщиков
Внешние
Новые законодательные предписания/требования к продукту, возникшие в ходе проекта
Рост заработной платы разработчиков в других странах
Критическое восприятие обществом продукта относительно воздействия на экологию
Источник: составлено авторами на основе [2, 10, 12] (Startsev, 2019; Schöttner, 2017).

К перспективному направлению в развитии подходов к идентификации рисков в интегрированном проектировании целесообразно отнести применение методов статистического и имитационного модерирования, а также экспертные технологии оценки рисков, включая интервальные и лингвистические переменные [1] (Orlov, 2011).

Заключение

Несмотря на то, что современная ситуация требует учета новых подходов при проектировании инновативных продуктов, по-прежнему доминирует подход, основанный на разделении и узкой специализации работ.

Этот подход порождает многочисленные технико-экономические, организационные и процессные проблемы, а также организационные, технические, экономические и процессные риски.

Проблемы проектирования инновативного продукта предлагается решать путем смены парадигмы: переход от принципа специализации к принципу интегрированного проектирования продукта.

Интеграционный принцип организации процесса проектирования несет в себе много преимуществ, однако порождает новые виды рисков организационного, координационного, коммуникационного и мотивационного характера.

Реализация интегрированного подхода к проектированию инновативных продуктов предполагает четкую визуализацию процесса, что позволяет идентифицировать и анализировать отдельные риски, а также разрабатывать сценарии взаимосвязи рисков.

Целесообразно развивать методы идентификации и анализа рисков при интегрированном проектировании в направлении применения методов статистического и имитационного модерирования, а также методов экспертных оценок.

[1]Термин «продукт» – синоним терминов «изделие», «технология», «услуга» и т. п.


References:

ISO 31000:2009 – Risk management – Principles and guidelines (2009).

Ehrlenspiel K., Meerkamm H. (2013). Integrierte Produktentwicklung: Denkablaufe, Methodeneinsatz, Zusammenarbeit

Falko S.G. (1990). Nauka ob organizatsii proizvodstva: istoriya, sovremennost, perspektivy [The science of the organization of production: history, present, prospects] Moskva. (in Russian).

Falko S.G. (1999). Upravlenie innovatsionnymi protsessami na predpriyatii v usloviyakh vysokoy neopredelennosti i dinamiki rynkov (teoretiko-metodologicheskie aspekty) [Management of innovative processes at the enterprise in conditions of high uncertainty and market dynamics (theoretical and methodological aspects)] Moskva. (in Russian).

Falko S.G., Ivanova N.Yu. (2007). Upravlenie novovvedeniyami na vysokotekhnologichnyh predpriyatiyakh [Managing innovations in high-tech enterprises] Moskva. (in Russian).

Lindemann U. (2016). Handbuch Produktentwicklung

Oehmen J., Ben-Daya M., Seering W. und Al-Salamah M. (2010). Risk Management in Product Design: Current State, Conceptual Model and Future Research In Volume 1: 36th Design Automation Conference, Parts A and B. ASME. 1033-1041.

Orlov A.I. (2011). Organizatsionno-ekonomicheskoe modelirovanie: [Organizational and economic modeling] Moskva : Izd-vo MGTU im.N.E.Baumana. (in Russian).

Schöttner J. (2017). Umsatz gut, Rendite mangelhaft. Das Kostenproblem der Fertigungsindustrie

Startsev V.A. (2019). Upravlenie zatratami v protsesse razrabotki novogo produkta [Cost management in the process of developing a new product]. Controlling. (71). 60-67. (in Russian).

Startsev V.A. (2019). Vozmozhnosti i riski sistem avtomatizirovannogo proektirovaniya v protsesse razrabotki novogo produkta [Opportunities and risks of computer-aided design in the process of developing a new product]. Vestnik of South-Russian State Technical University (Novocherkassk Polytechnic Institute) Series: Social and Economic Sciences. (2). 22-27. (in Russian). doi: 10.17213/2075-2067-2019-2-22-27 .

Startsev V.A., Falko S.G. (2018). Evolyutsiya podkhodov i printsipov pri razrabotke novyh produktov [Evolution of approaches and principles when developing new products]. Innovatsii v menedzhmente. (3). 62-69. (in Russian).

Страница обновлена: 28.04.2025 в 00:40:37