Ключевые направления использования цифровых технологий и отраслевых платформ в экономике регионов Российской Федерации

Урасова А.А., Баландин Е.Д., Баландин Д.А.

Статья в журнале

Вопросы инновационной экономики
Том 10, Номер 3 (Июль-сентябрь 2020)

Цитировать:
Урасова А.А., Баландин Е.Д., Баландин Д.А. Ключевые направления использования цифровых технологий и отраслевых платформ в экономике регионов Российской Федерации // Вопросы инновационной экономики. – 2020. – Том 10. – № 3. – С. 1571-1580. – doi: 10.18334/vinec.10.3.110364.



Введение

Цифровизацию, как правило, рассматривают в ракурсе технологической составляющей промышленного производства [1] (Dyachenko, 2019). Это объясняется приоритетом индустриальных отраслей в экономике, более высокой отдачей вложенных средств в создании материальных ценностей, восприятием IT-технологий как элемента производственных фондов [2] (Kvon, 2019). При этом зачастую остаются второстепенными аспекты цифровизации в сложных общественных социально-экономических системах (например, таких как регион, город и т.д.), находящихся в непростых преобразовательных процессах [3] (Bartov, Tretiakova, 2019).

В то же время применение современных цифровых технологий и в том числе отраслевых платформ становится катализатором развития региональной экономики благодаря ускорению и повышению эффективности бизнес-процессов не только в производственной, но и социальной и институциональной сферах.

Безусловно, в настоящее время гибкость и адаптивность к изменениям и колебаниям внешней среды являются основными требованиями к профилю отраслевых платформ – новых инструментов, обеспечивающих коммуникации и преобразовательные информационные процессы между элементами пользовательской структуры электронного общества [4] (Maslennikova, Kubrak, 2019).

Авторы настоящей статьи поставили перед собой задачу проанализировать практику внедрения и применения отраслевых платформ в электронной среде экономики региона и определить ключевые направления их использования, которые могут быть востребованными при переходе российского общества к новому технологическому укладу.

Основная часть

Современные интегрированные цифровые платформы отличаются сложной многофункциональной модульной архитектурой и инструментами циклической гибкости, включая облачные хранилища, обеспечивающие сетевые эффекты для фактически неограниченного количества пользователей.

В научной литературе называются дополнительные возможности, предоставляемые организациям, от внедрения отраслевых платформ, среди которых с позиции укрепления конкурентоспособности отдельно выделяются:

– относительно небольшой временной лаг разработки;

– неограниченный интервал применения;

– существенная минимизация транзакционных затрат;

– оптимизация производственного цикла;

– обоснованность принятия грамотных управленческих решений;

– уменьшение числа посредников и др.

В числе недостатков отмечаются:

– высокая стоимость программного продукта и издержек на внедрение платформ и их адаптацию к специфике конкретной организации;

– временные затраты на подготовку или переобучение пользователей необходимого уровня квалификации;

– зачастую отсутствие концептуального подхода у руководства (собственников) организации по внедрению отраслевых платформ [5] (Ershova, 2019);

– технологическая, квалификационная и финансовая неготовность организации к внедрению отраслевых платформ и связанное с этим несоответствие между ожидаемым и действительным эффектами.

В целях настоящей статьи, не останавливаясь подробно на особенностях отраслевых платформ, отметим их функциональные предназначения:

– платформы, обеспечивающие коммуникационность участников различного рода проектов, ориентированные на кредитно-финансовое обеспечение, включая технологическое, социальное и т.д.;

– платформы менеджмента инноваций, высоких технологий, проектирования, моделирования и автоматизации производственных процессов на основе применения виртуальных моделей;

– платформы оперативного управления финансами, персоналом и контролем качества производства и сбыта товарной продукции;

– платформы контроля технологического состояния производственного оборудования;

– платформы в сфере соблюдения требований охраны окружающей среды [6].

Заметим, что наиболее весомый эффект отраслевых платформ заключается в их способности оптимизировать коммуникационные связи и ускорять процессы передачи неограниченных объемов информации между объектами (включая киберфизические). В свою очередь, комплексность задействования IT-инфраструктуры и организационной компоненты обеспечивает гибкость и адаптационность к внешней и внутренней среде и позволяет интегрировать информацию в системных интересах [7].

Ключевая задача отраслевых платформ на региональном уровне состоит в необходимости формирования и функционирования гибкой адаптационной информационной системы на основе передовых цифровых технологий, которая в состоянии постоянно эволюционировать, принося своим пользователям дополнительные возможности и конкурентные преимущества. Таким образом, внедрение отраслевых платформ в пространстве регионов подразумевает не только распространение IT-технологий и предоставляемых ими возможностей, но и требует повышения интеллектуального уровня пользователей в достаточно долгосрочном временном ракурсе. При этом эффективность их внедрения ориентирована на достижение быстрых и реально осязаемых результатов, накапливаемых постепенно. Образуя региональную систему информационного общества, цифровые платформы могут внедряться и развиваться асинхронно, исходя из базовых возможностей и востребованности.

Так, в относительно однородных субъектах Уральского макрорегиона по уровню развития отраслей промышленности формирование цифрового общества в целом имеет положительную динамику (рис. 1).

Рисунок 1. Доля численности населения – пользователей услуг сайтов порталов государственных услуг и МФЦ в 2017–2018 гг.

Источник: Федеральная служба государственной статистики [8].

Рисунок 1 отражает общую тенденцию повышения пользовательского интереса у населения Уральского макрорегиона к возможностям, предоставляемым цифровыми платформами, в частности порталами государственных и муниципальных услуг. Это связано в первую очередь с повышением цифровой грамотности населения и увеличением числа каналов выхода в глобальную информационную сеть.

В то же время хотелось бы отметить, что портал государственных услуг в настоящее время не обладает необходимыми мощностями для полного удовлетворения интересов всех пользователей. Это показала ситуация мая 2020 года, когда портал государственных услуг обрушился при массовом обращении граждан Российской Федерации за предоставлением субсидий в период эпидемии коронавирусной инфекции.

Рисунок 2 иллюстрирует динамику распространения облачных сервисов в организациях субъектов Уральского макрорегиона.

Рисунок 2. Доля организаций субъектов Уральского макрорегиона, использующих облачные сервисы

Источник: Федеральная служба государственной статистики [8].

Лидирующие позиции Пермского края, Свердловской и Челябинской областей связаны с вхождением крупнейших предприятий данных регионов в военно-промышленные корпорации, активно разрабатывающие и распространяющие интегрированные цифровые платформы. Этим же можно объяснить большее количество персональных компьютеров с выходом в интернет в профессиональных образовательных организациях, подготавливающих квалифицированных специалистов для отраслей оборонного комплекса вышеотмеченных регионов.

Рисунок 3. Количество ПЭВМ с выходом в интернет на 100 студентов профессиональных образовательных организаций в 2018 году

Источник: Федеральная служба государственной статистики [8].

Заметим, что подготовка специалистов для промышленных предприятий обусловила снижение затрат организаций на обучение сотрудников, связанных с цифровыми технологиями. Рисунок 4 отражает динамику снижения доли таких затрат в организациях Пермского края в 2011–2018 гг.

Рисунок 4. Доля затрат организаций Пермского края на обучение сотрудников, связанных с ИКТ, в %

Источник: Пермьстат [9].

На рисунке 5 представлены данные, отражающие количество организаций Пермского края, использующих отдельные виды отраслевых платформ.

Рисунок 5. Доля организаций Пермского края, использующих отраслевые платформы в 2011–2018 гг., в %

Источник: Пермьстат [9].

Можно отметить, что в Пермском крае наблюдается рост востребованности интегрированных цифровых платформ в сферах взаимоотношений с партнерами, управления материальными затратами и логистикой, опережающий темпы увеличения доли сферы управления автоматизированным производством и технологическими процессами.

На рисунке 6 авторами представлена абстрактная модель последовательности управленческих действий по организации внедрения отраслевых платформ в регионе.

Рисунок 6. Последовательность управленческих действий по организации внедрения отраслевых платформ в регионе

Данная модель позволяет отметить, что очевидными достоинствами применения отраслевых платформ в экономике субъектов Уральского макрорегиона являются:

– получение дополнительных выгод за счет повышения качества воспроизводственных процессов и уровня управления общественными ресурсами и инфраструктурой;

– оптимизация инструментов мониторинга, планирования и стратегирования в организациях, а также государственном и муниципальном управлении;

– формирование устойчивой обратной связи между властью, бизнесом и населением.

Таким образом, в число ключевых направлений использования отраслевых платформ, востребованных при переходе регионов и российского общества в целом к новому технологическому укладу необходимо включить мероприятия по продвижению цифровых технологий [10] не только в материальном секторе экономики, но и в социальной сфере, а также в развитии коммуникаций между населением и властью.

Заключение

Подводя итоги, можно заключить следующее: для эффективного решения вопросов цифровизации регионов явно недостаточно простого внедрения передовых технологий, не меньшие требования предъявляются к организации цифрового сообщества, а также интеллектуальной и психологической готовности общества к изменениям. Применение прогрессивных отраслевых платформ обуславливает формирование новых пользовательских методов и закрепление навыков, требующих выработки определенной стратегии их реализации и модернизации IT-инфраструктуры.


Страница обновлена: 16.09.2020 в 09:15:25