Strategic challenges in the era of digitalization and priorities for the development of human resources of Russia
Zabelina O.V.1
1 Всероссийский научно-исследовательский институт труда» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Russia
Download PDF | Downloads: 26 | Citations: 2
Journal paper
Creative Economy (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 14, Number 5 (May 2020)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=43057191
Cited: 2 by 07.12.2023
Abstract:
Subject and topic. The article examines the strategic challenges of the period of digital transformation of the Russian labour market, as well as highlights the main directions of human resources development.
Purpose of research is to characterize the challenges generated by technological changes and demographic factors, and to identify priority areas of human resource development that meet the challenges of the modern period of digitalization.
Methodology. As part of the research, the author used methods of content analysis, comparative analysis, logical reasoning, and expert evaluations.
Results. Peer review of strategic challenges in the era of digitalization, and their consequences for the labour market, identifies priority directions of state policy of human resources development relevant to the major challenges.
Application. The results of the research can be used to develop a state strategy for the development of human resources in Russia, as well as to adjust certain tasks and indicators provided for by national projects for the period up to 2024.Moreover, the results of the study may be used to develop proactive measures that contribute to the professional development of all age and social groups of the population.
Keywords: labour market, challenges of digitization, development of human resources, priority areas
JEL-classification: J21, J24, O15
Введение
Значение человеческого капитала для обеспечения экономического роста и повышения конкурентоспособности национальной экономики в условиях новой промышленной революции непрерывно возрастает, что требует от любого государства целенаправленных действий по созданию возможностей для развития человеческих ресурсов, компенсирующего сокращение численности трудоспособных граждан и смягчающего квалификационный дисбаланс на рынке труда.
Вопросы цифровой трансформации рынка труда стали весьма актуальны и для России, что сопровождается возрастанием исследовательского интереса к изучению этих проблем [6, 8, 9 и др.] (Zabelina, Mirzabalaeva, 2019; Odegov, Pavlova, 2018; Sizova, Khusyainov, 2017). Особое внимание в публикациях российских ученых в последние годы уделяется изменению спроса на профессии/навыки (в т.ч. поляризации спроса, дефициту цифровых навыков), нарастанию профессионально-квалификационного дисбаланса [7, 10, 11 и др.] (Kapelyushnikov, 2017; Sineva, Vagin, Islamova, 2019; Gimpelson, Kapeliushnikov, 2016), а также подготовке кадров для цифровой экономики, особенно переквалификации взрослого занятого населения [1, 2, 3 и др.] (Asaliev, 2018; Voykina, Shubenkova, 2019; Gorelov, 2018). Вместе в тем, на наш взгляд, остаются недостаточно изученными весьма важные аспекты готовности российского населения к цифровому будущему, к непрерывному профессиональному образованию, к трудовой мобильности, которые затрагивались автором в ряде публикаций [4, 5] (Zabelina, 2019; Zabelina, Maltseva, Mirzabalaeva, 2019), а также концептуальные подходы к формированию отвечающей вызовам цифровизации государственной политики развития человеческих ресурсов.
В данной статье автором предпринята попытка дать характеристику вызовам, порожденным технологическими и демографическими факторами, и определить стратегические приоритеты России в сфере развития человеческих ресурсов, отвечающие вызовам современного периода цифровизации экономики и общества.
Цели устойчивого развития ООН и национальные цели развития России как основа определения приоритетов развития человеческих ресурсов
По мнению автора, приоритетные направления развития человеческих ресурсов России должны быть согласованно и непротиворечиво ориентированы:
· на реализацию целей устойчивого развития, провозглашенных ООН на период до 2030 г., в т.ч.:
- цели 4: по предоставлению всем равного доступа к инклюзивному качественному образованию и возможности обучения на протяжении всей жизни;
- цели 8: по приданию экономическому росту новой динамики и достижению устойчивого, инновационного и всеобъемлющего развития, обеспечению всеобщей занятости и достойного рабочего места для каждого;
· на достижение национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 г., в т.ч.:
- обеспечение устойчивого роста реальных доходов граждан;
- снижение в два раза уровня бедности в Российской Федерации;
- ускорение технологического развития Российской Федерации, увеличение количества организаций, осуществляющих технологические инновации до 50 процентов от их общего числа;
- обеспечение ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере;
- вхождение Российской Федерации в число пяти крупнейших экономик мира, обеспечение темпов экономического роста выше мировых при сохранении макроэкономической стабильности, в том числе инфляции на уровне, не превышающем 4 процентов;
- создание в базовых отраслях экономики, прежде всего в обрабатывающей промышленности и агропромышленном комплексе, высокопроизводительного экспортно ориентированного сектора, развивающегося на основе современных технологий и обеспеченного высококвалифицированными кадрами [14].
В Указе Президента России обозначена необходимость осуществления прорывного научно-технологического и социально-экономического развития Российской Федерации, повышения уровня жизни граждан, а также создания условий и возможностей для самореализации и раскрытия таланта каждого человека (выделено автором). Таким образом, достижение новых темпов и нового качества экономического роста предполагает в России ориентированную на человека, гуманистическую систему развития человеческих ресурсов, что соответствует стратегическим рекомендациям Международной организации труда [12].
Стратегические вызовы периода цифровизации
Приоритетные направления развития человеческих ресурсов должны быть определены исходя из следующих стратегических вызовов, которые порождены новой технологической революцией:
Ø Стремительный прогресс технологий отражается на количестве и структуре рабочих мест, изменении содержания труда и требований к работникам (абсолютное высвобождение одних рабочих мест сопровождается возникновением других, с новыми трудовыми функциями и спросом на новые навыки; происходит «вымывание» рабочих мест, требующих среднего уровня квалификации, и нарастает «поляризация рынка труда»).
Следствия:
- новые и модернизированные профессии становятся все более сложными, нарастает тенденция к уходу рутинных функций и порожденных ими профессий;
- размываются границы между смежными профессиями (формирование спроса работодателей по принципу «конструктора функций»);
- наблюдается рост потребности в массовой переквалификации взрослого населения для сохранения занятости;
- более жесткая конкуренция за квалифицированных работников приводит к росту неравенства трудовых доходов (цены рабочей силы);
- бизнес все шире включается в процессы профобучения и профобразования как непосредственно (через корпоративные университеты, отделы и центры подготовки кадров и т.п.), так и на основе развития национальной системы профквалификаций и участия в различных партнерствах.
Ø Неготовность значительной части занятого населения к технологичному будущему, к непрерывному профессиональному образованию, профессиональной, межотраслевой и территориальной мобильности.
Следствия:
- риск тиражирования пассивной поведенческой модели граждан как участников рынка труда, ориентированных более на социальную защиту при безработице, чем на совершенствование имеющихся навыков и приобретение новых для сохранения занятости;
- нарастание «квалификационного дисбаланса» в профессионально-отраслевых и региональных сегментах рынка труда;
- возрастание риска технологической безработицы;
- возрастание потребности в формировании базовых навыков грамотного поведения на рынке труда как у молодежи, впервые входящей в занятость, так и у взрослого населения при ситуации добровольных и вынужденных трудовых переходов;
- потребность в развитии мотивации к труду, ценности самореализации в труде у детей и молодежи;
- рост потребности в информационно-разъяснительной работе и профессиональной ориентации взрослого населения;
- рост потребности в сопровождаемом трудоустройстве граждан, обладающих низкой конкурентоспособностью на рынке труда (инвалиды, лица старших возрастных групп, женщины с малолетними детьми).
Наряду с вышеназванными вызовами, порожденными технологическими изменениями, для Российской Федерации в период цифровизации существенными являются стратегические вызовы, порожденные демографическими изменениями:
Ø Выход на рынок труда новых поколений молодежи со своими ценностями и потребностями (в т.ч. представлениями о достойной занятости и престижности профессий) при одновременном нарастании численности лиц старшего возраста 50+, в т.ч. так называемых «предпенсионеров», оставшихся на рынке труда в силу повышения пенсионного возраста.
Следствия:
- дефицит «стартовых» вакансий для молодежи в ряде сфер деятельности;
- возможное нарушение естественной кадровой ротации и передачи профессионального опыта от старшего поколения работников в условиях внутренней конкурентной среды;
- возникновение конкуренции работников старшего возраста (после переквалификации) за рабочие места, не требующие опыта работы, с молодежью;
- снижение мотивации к профессиональному развитию у работников предпенсионного возраста в силу защищенности от увольнения трудовым законодательством.
Приоритетные направления развития человеческих ресурсов, отвечающие вызовам периода цифровизации
С использованием методов логического и сравнительного анализа, а также на основе экспертной оценки автором были выделены следующие приоритетные направления развития человеческих ресурсов Российской Федерации в условиях цифровой трансформации рынка труда (табл. 1).
Таблица 1
Приоритетные направления развития человеческих ресурсов России, отвечающие вызовам периода цифровой трансформации рынка труда
№
|
Вызовы периода
цифровизации
|
Направления
развития человеческих ресурсов
| |
1.
|
Стремительный прогресс
технологий отражается на количестве и структуре рабочих мест, изменении
содержания труда и требований к работникам
|
Формирование
цифровой грамотности населения как базовой компетенции для жизни и работы
Опережающая подготовка новых кадров в основном профессиональном образовании (ВО, СПО) с учетом перспективного спроса на профессии/навыки в экономике и социальной сфере страны/региона Расширение целевой подготовки кадров для ключевых отраслей экономики и социальной сферы: - высокотехнологичные отрасли; - здравоохранение; - образование и наука Масштабная переквалификация взрослого населения, ориентированная на удовлетворение актуального и среднесрочного спроса на навыки со стороны работодателей (предполагающая принципиальную модернизацию системы ДПО на основе частно-государственного партнерства и развития независимой системы оценки профквалификаций) Реализация индивидуального подхода к развитию трудовых ресурсов с учетом потребностей и возможностей различных социальных групп граждан Организация независимой оценки качества профессионального образования |
Организация
и проведение:
- систематического мониторинга и анализа рынка труда и его профессионально-отраслевых сегментов; - исследований в сфере изучения последствий технического прогресса для рынка труда и систем образования, профессиональной подготовки и переквалификации населения; - изучения спроса на навыки как основы для выработки мер, направленных на развитие человеческих ресурсов Создание (развитие) и обеспечение функционирования механизма информирования населения, работодателей, органов исполнительной власти и организаций ГСЗН о состоянии и тенденциях развития рынка труда (в т.ч. его профессионально-отраслевых сегментов), объеме и характере спроса на рабочую силу; возможностях трудоустройства и получения образования Поддержка реализации проектных инициатив, направленных на развитие человеческих ресурсов разных целевых групп населения, исходящих от негосударственных некоммерческих организаций, общественных организаций (в т.ч. студенческих и школьных объединений) Содействие созданию высокопроизводительных рабочих мест и достойной трудовой среды, способствующей обеспечению самореализации и профессионального развития всех граждан Развитие на основе государственно-частного партнерства эффективных мер стимулирования: - инвестиций в систему развития человеческих ресурсов; - трудовой мобильности рабочей силы, в т.ч. территориальной и профессиональной; - гибких форм занятости для работников, совмещающих работу и обучение; - создания стажировочных рабочих мест; - наставничества и др. |
2.
|
Неготовность
значительной части занятого населения к технологичному будущему, к
непрерывному профессиональному образованию, профессиональной, межотраслевой и
территориальной мобильности
|
Формирование
навыков самооценки, навыков самосознательного профессионального развития, готовности
к трудовым переходам
Доступная высококвалифицированная профориентация всего населения, содействие профессиональному самоопределению детей и молодежи, корректировке профессиональной траектории взрослого населения Повышение престижности самостоятельного труда, развитие навыков предпринимательства и самозанятости (фриланса) Повышение престижа рабочих и инженерных профессий в России | |
3.
|
Выход на рынок
труда новых поколений молодежи со своими ценностями и потребностями при
одновременном нарастании численности лиц старшего возраста 50+, в т.ч. так
называемых «предпенсионеров»
|
Формирование
в процессе дошкольного и школьного обучения целостного мировоззрения
(«картины мира») молодежи, основанного на ценностях патриотизма, труда,
семьи, нравственности, правосознания, здорового образа жизни и бережного
отношения к природе
Обеспечение развития «навыков будущего» для трудоустройства у граждан всех целевых групп (базовые и когнитивные навыки, а также социальные, культурные, «зеленые» и цифровые компетенции Развитие талантов любого возраста и поддержка креативного бизнеса и некоммерческих организаций (НКО) |
Заключение
Недавняя оценка Всемирного банка в специальном докладе «Насколько богата Россия?» показала, что на человеческий капитал, составляющий 46%, приходится наибольшая доля богатства России (для сравнения: человеческий капитал составляет 70% в структуре богатства стран ОЭСР) [13].
В отличие от периода 2000–2017 годов, в последние годы в России темпы роста богатства на душу населения за счет человеческого капитала замедлились. При сохранении таких темпов России потребуется почти 100 лет, чтобы догнать другие страны.
Как отмечают эксперты Всемирного банка, помочь может политика, направленная на увеличение доли человеческого капитала и повышение отдачи от него. Развитие и повышение эффективности использования человеческого капитала эксперты Всемирного банка одинаково связывают с совершенствованием государственной политики как в сфере образования, так и в сфере здравоохранения.
Отметим, что такой подход уже принят и начал реализоваться в рамках государственной политики Российской Федерации после определения в 2018 г. Указом Президента РФ национальных целей и стратегических задач развития страны на период до 2024 года и разработки смежных по задачам национальных проектов: «Образование», «Здравоохранение», «Демография», «Производительность труда и поддержка занятости». Безусловно, реализация мер, предусмотренных этими нацпроектами, будет способствовать повышению качества трудовых ресурсов страны и росту ее человеческого капитала. Однако отсутствие в России национальной стратегии развития человеческих ресурсов снижает системность реализуемых мер. По мнению автора, выделение приоритетных направлений государственной политики развития человеческих ресурсов, соответствующих основным вызовам периода цифровизации, поможет провести корректировку отдельных задач и показателей, предусмотренных национальными проектами на период до 2024 года; выработать дополнительные проактивные меры, способствующие профессиональному развитию всех возрастных и социальных групп населения страны.
References:
Asaliev A.M. (2018). Formirovanie professionalnyh kompetentsiy rabotnikov pod potrebnosti tsifrovoy ekonomiki [Formation of professional competences of workers to the needs of the digital economy]. Bulletin of Plekhanov Russian University of Economics. (6). 67-76. (in Russian).
Gimpelson V., Kapeliushnikov R. (2016). Rolarization or upgrading? Evolution of employment in transitional Russia Russian Journal of Economics. (2). 192-218.
Gorelov N.A. (2018). Obshchestvo znaniya i tsifrovyh tekhnologiy: novyy etap nauchno-tekhnicheskogo progressa [Knowledge society and digital technologies: a new stage of scientific and technical progress] (in Russian).
Kapelyushnikov R.I. (2017). Tekhnologicheskiy progress - pozhiratel rabochikh mest? [Is technological change a devourer of jobs?]. Voprosy Ekonomiki. (11). 111-140. (in Russian).
Odegov Yu.G., Pavlova V.V. (2018). Novye tekhnologii i ikh vliyanie na rynok truda [New technologies and their impact on the labour market]. Living standards of the population of Russian regions. (2). 60-70. (in Russian).
Sineva N.L., Vagin D.Yu., Islamova G.I. (2019). Issledovanie problemy defitsita spetsialistov s kompleksnymi tsifrovymi navykami [Research on the problem of shortage of specialists with complex digital skills]. Aktualnye voprosy sovremennoy ekonomiki. (4). 1147-1164. (in Russian).
Sizova I.L., Khusyainov T.M. (2017). Trud i zanyatost v tsifrovoy ekonomike: problemy rossiyskogo rynka truda [Work and employment in the digital economy: the problems of the Russian labour market]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Sotsiologiya. (4). 376-396.. (in Russian).
Voykina E.A., Shubenkova E.V. (2019). Razvitie obrazovatelnyh programm po podgotovke kadrov dlya tsifrovoy ekonomiki: rossiyskiy i mezhdunarodnyy opyt [Development of educational programmes for training for the digital economy: Russian and international experience] (in Russian).
Zabelina O.V. (2019). Ustanovki rossiyskikh rabotnikov na nepreryvnoe professionalnoe razvitie i trudovuyu mobilnost [Attitudes of Russian employees to continuous professional development and labour mobility] SPb. (in Russian).
Zabelina O.V., Maltseva A.V., Mirzabalaeva F.I. (2019). Ustanovki rabotayushchego naseleniya Rossii na nepreryvnoe professionalnoe obrazovanie [Installations of the working population of Russia on continuous professional education]. Creative economy. (4). 773-790. (in Russian).
Zabelina O.V., Mirzabalaeva F.I. (2019). Tsifrovizatsiya ekonomiki kak osnova transformatsii rynka truda.// V sbornike: Forsayt "Rossiya": novoe industrialnoe obshchestvo. Budushchee [The digitalization of the economy as the basis for the transformation of the labour market. In the book: Foresight "Russia": new industrial society. Future] (in Russian).
Страница обновлена: 10.04.2025 в 17:26:36