Техническая помощь России: специфика становления и эволюция
Скачать PDF | Загрузок: 5
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 8 (56), Август 2004
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Завьялова Е.Б. Техническая помощь России: специфика становления и эволюция // Российское предпринимательство. – 2004. – Том 5. – № 8. – С. 9-15.
Аннотация:
Одной из форм прединвестиционной деятельности, в рамках которой создаются благоприятные условия для последующего притока иностранного частного и заемного капитала, является техническая помощь. Сегодня техническое содействие стало заметным фактором развития российской экономики, однако для более успешного и эффективного использования программ помощи целесообразно учитывать богатый исторический опыт, накопленный самой Россией в этой сфере.
Ключевые слова: Россия, российская экономика, техническая помощь
Одной из форм прединвестиционной деятельности, в рамках которой создаются благоприятные условия для последующего притока иностранного частного и заемного капитала, является техническая помощь. Сегодня техническое содействие стало заметным фактором развития российской экономики, однако для более успешного и эффективного использования программ помощи целесообразно учитывать богатый исторический опыт, накопленный самой Россией в этой сфере.
Роль техпомощи в решении экономических задач государства.
В последние годы в отечественной литературе много пишут о той экономической помощи, которую зарубежные партнеры оказывают России. При этом программы помощи часто рассматриваются как панацея в решении сложных задач, стоящих перед современной Россией. Одним из наиболее противоречивых и сложных вопросов в этой связи представляется отношение к технической помощи (содействию), сложившееся в России.
В целом, экономическую помощь можно разделить на три категории:
а) гуманитарную помощь;
б) помощь по линии технического содействия;
в) помощь в форме кредитных гарантий и льгот по линии экономических соглашений.
Среди всех видов помощь в виде технического содействия традиционно представляется наиболее действенным и эффективным средством для решения стратегических задач страны-реципиента. Такое содействие в классическом представлении состоит, в основном, из следующих двух типов программ:
‑ предоставления услуг экспертов для проведения прединвестиционного исследования рынка, развития институциональной и организационной структур;
‑ подготовки кадров путем предоставления грантов и стипендий, вложений в определенные организации и предприятия, проведения семинаров и конференций и т.д.
В ограниченном масштабе в качестве составных элементов программ технической помощи может рассматриваться передача оборудования и технической литературы, необходимых для обеспечения работы экспертов и для образовательных целей.
Средства, выделяемые на техническую помощь, непосредственно в страну не поступают: они направляются на оплату и организацию работы соответствующих зарубежных специалистов. Таким образом, техническая помощь представляет собой то, что на Западе принято называть профессиональными услугами по экономике и управлению.
Важную роль техническое содействие играет и в деле привлечения иностранного капитала. Это способствует не только становлению современных рыночных демократических отношений, но и развитию современных, конкурентоспособных производств, что в конечном итоге приводит к созданию благоприятного инвестиционного климата.
Таким образом, под технической помощью понимается комплекс мер по передаче знаний в области исследования рынка, организации производства и управления с целью создания условий для интеграции экономики страны-реципиента в современную систему мирового хозяйства.
Для более полного представления о значимости технического содействия для нашей экономики интересно провести некоторые исторические сравнения.
Техническая помощь начала ХХ века. Иностранный капитал до 90-х гг. прошлого столетия играл в экономике России довольно незначительную роль. Он поступал в Россию в основном в виде государственных займов. Практика его привлечения сложилась еще в XVII в., и он традиционно использовался не для производственного потребления, а для содержания армии и флота, ведения военных операций.
С 90-х гг. XIX в. начался период притока прямых иностранных капиталовложений во все основные отрасли российской промышленности, в развитие кредитных и банковских учреждений, в транспорт и коммунальное хозяйство. Так, до Октябрьской революции в России действовало более 180 крупных иностранных компаний, в чьем распоряжении находилось более 70% добычи каменного угля в Донецком угольном бассейне, 75% торговли нефтью России, 60% общероссийской добычи нефти, 90% акций действовавших в России электротехнических предприятий. [1]
Политические потрясения в России на несколько лет «заморозили» движение капитала между нашей страной и Западом. Однако после окончания гражданской войны прерванные финансовые отношения возобновились, и начался качественно новый этап в процессе развития иностранных капиталовложений.
В промышленность Советской России иностранный капитал стал привлекаться только с середины 20-х гг. в период новой экономической политики. Для экономики тогдашней России было характерно сочетание рыночных отношений, с одной стороны, и достаточно жесткого регулирования со стороны государства, с другой. Как хозрасчетные тресты и синдикаты, так и государственные органы во главе с Высшим Советом Народного Хозяйства и Советом Труда и Обороны активно работали с иностранным капиталом. На этом этапе наиболее распространенными формами работы с зарубежными фирмами были концессии, привлечение иностранных рабочих и специалистов на работу в СССР и договоры о технической помощи.
Цели концессий и договоров были сформулированы в Декрете Совета народных комиссаров «О концессиях» от 23 ноября 1920 г.: привлечение в Россию технических и материальных средств промышленно развитых стран, в том числе и для развития производительных сил. Государство рассматривало концессии и договоры о технической помощи как кратчайший путь к созданию передовых в техническом отношении предприятий. По истечении установленного срока они переходили в полное подчинение соответствующих государственных структур. Решение же о массовом привлечении иностранцев в СССР было принято в Политбюро ЦК ВКП(б) в марте 1930 г. Непосредственное руководство этим процессом было возложено на ВСНХ.
Несмотря на то, что концессии непосредственно не являются технической помощью в чистом виде, их значение в передаче технических знаний было крайне велико. Концессии позволяли ввозить в Россию капитал и в денежной, и в товарной формах в виде машин, оборудования, полуфабрикатов, а также путем передачи передового опыта, промышленных технологий, организации отдельных производств.
Приглашенные иностранные специалисты также являлись носителями современных знаний и технологий. При этом они направлялись в первую очередь в отрасли тяжелой индустрии, хотя небольшое число иностранцев работало и в неиндустриальных ведомствах: в системе общественного питания, здравоохранения и сельского хозяйства. [2] В этот период советское руководство исходило из представления, что западные технологии, перенесенные с помощью иностранных специалистов на «советскую почву» и соединенные с преимуществами плановой экономики, совершат экономическое чудо в СССР.
Договоры о технической помощи более четко определяли задачи иностранных специалистов, ограничивали степень их участия и сроки представления проектных расчетов и технической документации. Причем для государственных органов 20-х гг. было характерно заключение договоров о технической помощи на переоснащение уже имевшихся в стране производств. Поэтому основная часть договоров также была заключена в базовых отраслях промышленности.
Следует отметить, что техническая помощь в прошлом столетии понималась несколько иначе, чем сегодня. Речь шла не только о консультационных услугах, но и о непосредственной помощи в оснащении и налаживании конкретного производства. По договорам о технической помощи обязательства иностранных фирм заключались в предоставлении рабочих чертежей, моделей, патентов и описаний, а также «допущении наших технических сил к изучению производства на заводах фирмы, командировании технических сил фирмы на наши предприятия для инструктирования и т.п.» [3]
Уже тогда признавалась важная роль этого вида деятельности, о чем свидетельствует выдержка из справки Амторга о работе по привлечению технического содействия из США развитию промышленности СССР от 23 апреля 1929 г.:
«Техническая помощь нашей промышленности идет по двум линиям: по линии технического содействия и по линии пользования услугами инженерно-консультационных фирм, причем последние в некоторых случаях могут быть одним из каналов, через которые можно привлечь американский капитал в СССР, т.к. обычно они консультируют банки и фирмы при инвестициях» [4].
Работа с иностранным капиталом велась как на государственном, так и на частном уровнях. Причем хозяйственная политика государства и хозрасчетных трестов и синдикатов имела свои особенности. Государство ставило своей целью при минимизации затрачиваемых средств получить максимальную отдачу: в кратчайшие сроки наши специалисты должны были освоить импортную технику и технологии. Таким образом, по договорам о техническом содействии были построены Горьковский автомобильный завод, Днепрогэс, Государственный подшипниковый завод, ряд тракторных заводов.
Со стороны хозрасчетных предприятий договоры о технической помощи чаще предусматривали организацию нового производства. Проекты, осуществляемые в этом секторе экономики, носили рискованный характер. Принцип оплаты услуг западных консультантов был также различен: или твердо фиксированная сумма, или определенный процент с суммы сделок предприятия.
К концу 20-х годов число договоров о технической помощи значительно увеличилось. За период 1923-1929 гг. было заключено 50 договоров, из них 48 - в базовых отраслях промышленности. Общая валютная стоимость всей технической помощи в 1926-1927 гг. составила 2.165.350 руб., из них 459.205 руб. приходилось на оплату труда монтажников, устанавливающих оборудование, а на оплату договоров о техпомощи ‑ 1.445.207 руб. В 1927-28 гг. платежи по технической помощи исчислялись шестью млн. руб. [5]
Надо отметить, что большинство предложений по оказанию техпомощи исходило от крупных и солидных фирм, обладающих большим организационным и производственно-техническим опытом. По национальной принадлежности основными партнерами советских предприятий выступали германские и американские компании. В официальных документах того периода отмечалось, что «практика выполнения действующих договоров технической помощи, в общем, благоприятна. Договоры технической помощи в большинстве случаев содействовали развитию и реконструкции отдельных отраслей нашей промышленности и созданию новых отраслей». [6]
К началу 30-х гг. началось планомерное сокращение рыночных связей в экономике, что, в свою очередь, привело и к сокращению международных контактов. В 1931 г. ЦК ВКП(б) пришел к заключению о необходимости пересмотра действующих договоров о технической помощи из-за неоправданно высоких затрат валютных средств и из-за недостаточного использования зарубежного опыта. В результате этого к 1933 г. было прекращено действие практически всех договоров, при этом неустойки за невыполнение обязательств иностранным фирмам не выплачивались, а неоплаченное оборудование перешло в собственность государства. С этого момента можно говорить о прекращении получения СССР технической помощи из-за рубежа. По мере развития мирового хозяйства и изменения места СССР в международных отношениях произошла смена его роли в вопросе оказания помощи.
Окончание следует
Страница обновлена: 15.07.2024 в 10:53:19