Влияние развития системы менеджмента качества и специфики обеспечения ядерной безопасности предприятий атомной отрасли на оценку прогресса в области устойчивого развития

Брыксин Д.А.1
1 Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова

Статья в журнале

Экономика высокотехнологичных производств (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 5, Номер 3 (Июль-сентябрь 2024)

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В статье раскрыта связь между аспектами системы менеджмента качества предприятий атомной отрасли и спецификой обеспечения ядерной безопасности, установлена их связь с элементами концепции устойчивого развития и целями устойчивого развития. Проанализирован состав форм аналитического отчета ESG-индикаторов, применяемых для оценки прогресса в области устойчивого развития предприятий Госкорпорации «Росатом», на предмет отражения в них блоков управления качеством и обеспечения ядерной безопасности. Освещена проблематика учета аспектов управления качеством и ядерной безопасности в формах аналитического отчета ESG-индикаторов предприятий Госкорпорации «Росатом». Проведена оценка влияния развития системы менеджмента качества и обеспечения ядерной безопасности на достижение целей устойчивого развития и сделаны выводы относительно их влияния на обеспечения устойчивого развития в целом.

Ключевые слова: система менеджмента качества, устойчивое развитие, цели устойчивого развития, атомная отрасль

JEL-классификация: M11, L60, M21



Введение

В целях определения влияния развития системы менеджмента качества предприятий атомной отрасли и обеспечения ядерной безопасности на оценку и обеспечение устойчивого развития:

- раскроем связь между элементами управления качеством и вопросами обеспечения требований ядерной безопасности;

- проанализируем учет аспектов и особенностей управления качеством и обеспечения ядерной безопасности, при формировании ESG-рейтинга предприятий атомной отрасли;

- оценим влияние развития системы менеджмента качества и специфики обеспечения ядерной безопасности на прогресс в реализации целей устойчивого развития.

Вопросы связи системы менеджмента качества с устойчивым развитием изучались в работах многих специалистов, в том числе Савчик Е.Н., Манаковой И.А., Салимовой Т.А., связь с целями устойчивого развития изучалась Будановой А.И. Личак Н.А., Арихина Н.С., Руденко Л.Д., Ушакова Н.Е. отмечают, что внедрение интегрированной системы менеджмента качества на предприятии приводит к повышению результативности ее деятельности, сокращает дублирование функций, улучшает координацию всех процессов, оказывает положительный синергетический эффект на деятельность организации, тем самым достигаются социальное благополучие сотрудников, повышается экологичность и безопасность деятельности [1].

Герцик Ю.Г. отмечает, что современные подходы к менеджменту учитывают аспекты интеграции системы менеджмента качества и принципов устойчивого развития. В то же время, развитие системы менеджмента качества обусловлено сокращением ресурсов и ростом потребностей, а сама система менеджмента качества хотя и не всегда является гарантией достижения устойчивого развития, но создает предпосылки для него за счет внедрения инноваций, технологий, значимых для экологической среды, социальной сферы, а также за счет раскрытия потенциала экономического роста [2].

Поскольку объектами исследований представленных выше авторов являются малый и средний бизнес, а также предприятия машиностроительной отрасли, существующая в атомной отрасли специфика, такая как особенности обеспечения ядерной безопасности, в источниках не освещена.

Аспекты управления качеством и ядерной безопасности в рамках настоящей статьи будут рассматриваться в едином ключе, поскольку в атомной отрасли они тесно взаимосвязаны. По этой причине ряд предприятий Госкорпорации «Росатом» концентрирует функции управления качеством и обеспечения ядерной безопасности за единым департаментом или отделом, как, например, организовано в частном учреждении Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» «Проектном центре ИТЭР». Схожая структура организована и в Международной Организации ИТЭР. Функции управления качеством и ядерной безопасности закреплены за департаментом безопасности и управления качеством (IO (ITER Organization) Safety & Quality Department), который состоит из трех отделов: отдела ядерной безопасности (Nuclear Safety Division), отдела управления качеством (Quality Management Division) и сектора охраны и безопасности (Security & Safety Section) [3].

Стоит отметить, что термин «ядерная безопасность» в настоящей статье употребляется в контексте свойства расположенной на атомной станции реакторной установки предотвращать возникновение ядерной аварии с определенной вероятностью. Технические и организационные меры, за счет которых обеспечивается ядерная безопасность, представлены ниже:

- реализация систем обеспечения качества на всех этапах проектирования, строительства и эксплуатации атомной станции;

- соблюдение требований нормативных документов, касающихся безопасности, а также соблюдение требований проектов реакторных установок и атомных станций;

- использование результатов расчетных анализов и экспериментальных исследований, применение надежных технических решений и обоснованных методик;

- обеспечение устойчивости технологических процессов и прочее [4].

Ключевые элементы управления качеством, также применимы и к ядерной безопасности:

- обеспечение качества (обеспечение ядерной безопасности), гарантирующее правильность выполнения производственного процесса с точки зрения качества (ядерной безопасности);

- контроль качества (контроль ядерной безопасности), гарантирующий соответствие продукта стандартам, техническим требованиям качества (техническим требованиям ядерной безопасности). Контроль осуществляется путем проверок, инспекций, освидетельствования ключевых операций производственного процесса.

Таким образом, в первом случае деятельность сконцентрирована на процессе (например, на процессе изготовления оборудования) и направлена на верификацию и защиту от возможных дефектов, а во втором - на производимую продукцию и направлена на проверку и выявление дефектов.

Нормативная база, отражающая требования качества и ядерной безопасности, формируется и/или утверждается отделом, в чей функционал входят вопросы качества. Таким образом, соответствующий отдел разрабатывает Стандарт организации или Программу обеспечения качества, которая описывает существующую СМК (систему менеджмента качества) на предприятии, которая направлена на удовлетворение требований качества и безопасности, которые предъявляются к поставляемым компонентам, оборудованию или услугам.

Обычно Программа основана на требованиях стандарта ISO 9001:2015 (ГOCT P ИCO 9001:2015) «Система менеджмента качества - требования», в дополнение, ряд предприятий атомной отрасли (если они работают с компонентами, важными для ядерной безопасности) учитывают положения специального стандарта ISO 19443:2020 (ГOCT P ИCO 19443:2020) «Специальные требования по применению ИCO 9001:2015 организациями цепи поставок ядерного энергетического сектора, поставляющими продукцию и услуги, важные для ядерной безопасности», а также требования стандартов безопасности МАГАТЭ, например, IAEA General Safety Requirements Part 2-2016 (GSR Part 2-2016) : “Leadership and Management for Safety - General Safety Requirements”.

Требования, изложенные в Программе обеспечения качества, должны являться обязательными для персонала организации и должны быть учтены всеми исполнителями организации в их собственных утвержденных Программах качества, в тех случаях, где это применимо. При этом, Программы качества исполнителей подлежат согласованию в организации и должны быть ею признаны приемлемыми для обеспечения качества поставляемого оборудования.

Стоит отметить, что объем требований по обеспечению качества, касающихся какой-либо конкретной задачи, пропорционален безопасности и/или значимости этой задачи, определяется конечным заказчиком и оговаривается в технической спецификации на изготовление и поставку оборудования.

Таким образом, раскрывается взаимосвязь между аспектами управления качеством и вопросами обеспечения ядерной безопасности в атомной отрасли.

Основная часть

В качестве первого шага следует проанализировать содержание существующей формы ESG-индикаторов для оценки уровня устойчивого развития Госкорпорации «Росатом» и ее предприятий.

Как известно, структура ESG-рейтинга представлена в трех составляющих: «Экология», «Социальная ответственность» и «Управление». Итоговый ESG-рейтинг складывается из результатов оценки множества индикаторов (количественных, качественных, чек-листов, сочетания удельных и абсолютных значений и т.д.) с учетом веса соответствующего фактора. Стоит отметить, что методология оценки может подлежать уточнению, а «Госкорпорация «Росатом», как заинтересованная сторона, активно принимает участие в обсуждении предложенных изменений в методологию и по состоянию на 2024 год внесла 15 предложений, 10 из которых были приняты методологом [5].

Процесс подготовки, сбора и анализа нефинансовой отчетности Госкорпорации «Росатом» (ESG-отчетности) и ее предприятий схематично представлен на рисунке 1.

Рисунок 1. Схема процесса подготовки, сбора и анализа нефинансовой отчетности Госкорпорации «Росатом» (ESG-отчетности) и ее предприятий (составлено автором на основе [5])

ESG-провайдер, осуществляющий присвоение ESG-рейтинга, рассылает формы для заполнения, затем собирает их и проводит оценку. В процессе сбора информации от всех подразделений осуществляется активное взаимодействие между участниками процесса, предполагающее направление запросов и предоставление обоснований и пояснений. Упрощенная схема взаимодействия по вопросам подготовки ESG-отчетности в Государственной Корпорации «Росатом» представлена на рисунке 2.

Рисунок 2. Упрощенная схема взаимодействия по вопросам подготовки ESG-отчетности в Госкорпорации «Росатом» (составлено автором).

Формы ESG-индикаторов для предприятий Госкорпорации «Росатом» содержат более 400 индикаторов, из которых 28 имеют некоторое отношение к управлению качеством и ядерной безопасности.

Раздел «Экология» содержит 15 индикаторов, объединенных в группу «Ядерная и радиационная безопасность». В данную группу входят ряд индикаторов, отражающих количество событий по международной шкале INES [1] в разбивке по уровням от 1 до 3; количество работников, состоящих на индивидуальном дозиметрическом контроле отрасли (персонал группы А с распределением по дозовым диапазонам); доли работников группы А, находящихся в зоне повышенного индивидуального радиационного риска, в зоне пренебрежимо малого и допустимого профессионального индивидуального радиационного риска; коллективная эффективная доза облучения персонала (группа А) и среднегодовая эффективная доза облучения персонала (группа А).

Раздел «Управление» содержит 4 индикатора, входящих в группу «Закупочная деятельность», владельцем которых является департамент управления качеством - «Количество аудитов достоверности данных, проведенных у подрядчиков, производителей и сервисных предприятий (в т.ч. количество предприятий, успешно прошедших аудит / не прошедших аудит / отказавшихся от прохождения аудита)».

6 индикаторов, определяющих количество и доли предприятий, прошедших сертификацию по стандартам ГOCT P ИCO 14001 (Системы экологического менеджмента), ГOCT P ИCO 50001 (Системы энергетического менеджмента), ГOCT P ИCO 45001 (Системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья) или аналогичным применимым стандартам, а также 2 индикатора, затрагивающих доли и численность персонала предприятий, сертифицированных по ГOCT P ИCO 14001 или аналогичным применяемым стандартам.

В дополнение к этому, существует количественный показатель, который косвенно может отражать вопросы качества в нефинансовой ESG-отчетности — это текучесть персонала. Текучесть персонала (кадров) показывает частоту изменений кадрового состава предприятия. Естественная текучесть кадров не оказывает негативного влияния на предприятие и способствует здоровому обновлению штата. Если текучесть становится высокой это может привести к утечки кадров, в том числе высоквалифицированных, частой смене сотрудников на рабочем месте, и, как следствие привести к снижению качества и скорости изготовления выпускаемой продукции или ухудшению качества оказываемых услуг.

Таким образом, форма содержит 28 индикаторов касающихся блоков управления качеством и ядерной безопасности, которые составляют менее 10% от объема всех индикаторов, что для атомной отрасли, одним из приоритетов которой является обеспечение безопасности людей и окружающей среды, по мнению автора, является недостаточным, а содержание самих индикаторов не отражает в полной мере суть устойчивого развития.

Оценка деятельности организации на соответствие лучшим практикам экологической, социальной ответственности и практикам корпоративного управления невозможно без проверки на соответствие существующим стандартам (например, ГОСТ Р ИСО 14001, ГОСТ Р ИСО 50001, ГОСТ Р ИСО 45001). При этом, сама организация может не иметь сертификат на соответствие тому или иному стандарту, но в целом соответствовать требованиям стандарта, что может быть подтверждено в ходе аудита. Таким образом, по мнению автора, рекомендуется уточнить существующие индикаторы и дополнить аналитический ESG-отчет индикаторами, характеризующими соответствие стандартам качества ГОСТ Р ИСО 9001, ГОС Р ИСО 19443, ГОСТ Р ИСО 20121 и другими.

Индикаторы из раздела «Экология» включают в себя фактическое количество случившихся нештатных ситуаций, а также количество и доли работников, состоящих на индивидуальном дозиметрическом контроле. Индикаторы, касающиеся количества и долей персонала, не являются показательными с точки зрения обеспечения ядерной безопасности, поскольку сокращение количества персонала может положительно отразиться на бюджете предприятия, но иметь негативные последствия для ядерной и радиационной безопасности. Вместе с этим, например, вопросы, касающиеся количества нарушений существующих требований ядерной безопасности и их динамика не учитываются.

Представленные ранее в статье 4 индикатора из раздела «Управление» относятся к функционалу департамента управления качеством, но, по мнению автора, выбор количества проведенных аудитов достоверности данных в качестве индикатора является недостаточным для оценки уровня устойчивого развития с точки зрения качества. Аудит достоверности данных осуществляется в соответствии с Едиными отраслевыми методическими указаниями по аудиту достоверности данных на предприятиях Госкорпорации «Росатом» [6]. Он проводится в рамках закупочной деятельности и нацелен на оценку степени соответствия поставщика / потенциального поставщика заявленным требованиям [6], в то время как аудит системы менеджмента качества, проводимый на регулярной основе, дает результаты оценки соответствия действующих поставщиков, то есть устойчивости и надежности системы поставок.

По мнению автора, раздел, касающийся управления качеством, целесообразно дополнить рядом индикаторов, полный перечень которых подлежит дальнейшему изучению и обсуждению с заинтересованными сторонами, например:

- количеством проведенных аудитов системы менеджмента качества поставщиков;

- количеством аудитов ядерной безопасности;

- количеством и глубиной проведенных инспекций производства;

- количеством и типами обнаруженных замечаний, темпами их устранения;

- долями аудитов / инспекций с положительным заключением;

- результатами ранжирования поставщиков на основании оценок надежности поставщиков и эффективности их деятельности и т.п.

Далее оценим влияние развития системы менеджмента качества на достижение целей устойчивого развития и ее вклад в обеспечение устойчивого развития.

Госкорпорация «Росатом» присоединилась к повестке устойчивого развития ООН и заявила 12 из 17 целей в качестве приоритетных в своей деятельности [7].

Список заявленных целей и влияние СМК на их достижение представлен в Таблицах 1, 2 и 3, в соответствии с приоритетностью целей, определенных Госкорпорацией в Отчете о прогрессе устойчивого развития за 2023 год [7]:

Ключевые цели устойчивого развития, определенные в связи с масштабом деятельности Госкорпорации и реализацией проектов по сооружению атомных электростанций:

Таблица 1. Влияние развития СМК на достижение ключевых целей, определенных в связи с масштабом деятельности Госкорпорации и реализацией проектов по сооружению АЭС (атомных электростанций) составлено автором).

Цели УР, заявленные Госкорпорацией «Росатом», как ключевые [7]
Влияние СМК и ЯБ на достижение целей УР
№ цели
Описание цели
7

Недорогая и чистая энергия
Снижение издержек за счет внедрения СМК на предприятии
Сертификацию по стандартам ГOCT P ИCO 14001 (Системы экологического менеджмента), ГOCT P ИCO 50001 (Системы энергетического менеджмента), ГOCT P ИCO 9001:2015 (Система менеджмента качества – требования), ГOCT P ИCO 19443:2020 (Специальные требования по применению ИCO 9001:2015 организациями цепи поставок ядерного энергетического сектора, поставляющими продукцию и услуги, важные для ядерной безопасности) и другие.
8

Предоставление достойной работы и обеспечение экономического роста
Повышение уровня мотивации, дисциплины, ответственность за результат, за счет этого повышение производительности труда и заработной платы
Четкие обязанности и права, установленные для персонала
Повышение конкурентоспособности и престижа организации
9

Индустриализация, развитие инноваций и строительство инфраструктуры
Вовлеченность персонала в работу способствует внедрению новых идей и технологий
Упрощение получения разрешительной документации, финансирования и т.п. за счет повышения эффективности и прозрачности внутренних процессов
СМК нацелена на необходимость использования различных форм улучшения в дополнение к постоянному улучшению, например, инновации и реорганизации
12

Ответственное потребление и производство
Улучшение качества продукции и услуг
Снижение издержек
Повышение уровня мотивации, дисциплины, ответственность за результат, за счет этого повышение производительности труда и заработной платы
Системная работа с предотвращением рисков и реализации возможностей на производстве
Продвижение культуры безопасности
Оптимизация внутренних бизнес-процессов
Внедрение и развитие положений, касающихся управлением несоответствиями
13

Борьба с изменением климата
Сертификацию по стандартам ГOCT P ИCO 14001 (Системы экологического менеджмента), ГOCT P ИCO 9001:2015 (Система менеджмента качества – требования), ГOCT P ИCO 19443:2020 (Специальные требования по применению ИCO 9001:2015 организациями цепи поставок ядерного энергетического сектора, поставляющими продукцию и услуги, важные для ядерной безопасности) и другие.
Сокращение потерь от инцидентов за счет внедрения, развития СМК и положений ЯБ
Риск-ориентированный подход и использование предупреждающих средств в деятельности в целях минимизации негативных последствий для окружающей среды и наиболее эффективной реализации возможностей
Наиболее рациональное использование имеющихся ресурсов и времени
17

Партнерство в целях устойчивого развития
Более глубокое понимание требований потребителей, заинтересованных сторон и своевременное удовлетворение
Укрепление взаимного доверия с заинтересованными сторонами, менеджмент взаимоотношений
Повышение конкурентоспособности и престижа организации
Повышение эффективности взаимодействия с органами власти и местными сообществами

Цели устойчивого развития, на которые деятельность Госкорпорации оказывает влияние напрямую:

Таблица 2. Влияние развития СМК на достижение целей №3, №4, №11 (составлено автором).

Цели УР, заявленные Госкорпорацией «Росатом», как ключевые [7]
Влияние СМК и ЯБ на достижение целей УР
№ цели
Описание цели
3

Хорошее здоровье и благополучие
Уделение внимания повышению качества жизни и здоровью сотрудников
Сертификацию по стандартам ГOCT P ИCO 45001 (Системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья), ГOCT P ИCO 9001:2015 (Система менеджмента качества – требования), ГOCT P ИCO 19443:2020 (Специальные требования по применению ИCO 9001:2015 организациями цепи поставок ядерного энергетического сектора, поставляющими продукцию и услуги, важные для ядерной безопасности) и другие.
В рамках СМК и Единой отраслевой социальной политики в целях сохранения и защиты здоровья работников реализуются программы ДМС, добровольное страхование от несчастных случаев и болезней, санаторно-курортное лечение работников и т.п.
4

Обеспечение качественным образованием
СМК приветствует непрерывное обучение и повышение квалификации, обеспечение компетентности лиц, выполняющих работу
Повышение квалификации включено в КПЭ руководителей
Внедрение элементов управления знаниями в организации
11

Устойчивые города и населенные пункты
Привлекательность организации для жителей ЗАТО и ТОР
Уделение внимания повышению качества жизни и здоровью сотрудников в ЗАТО и ТОР
Повышение эффективности взаимодействия с органами власти и местными сообществами

Цели устойчивого развития, касающиеся чистоты и сохранения окружающей среды, которым Госкорпорация дополнительно уделяет особое внимание:

Таблица 3. Влияние СМК на цели устойчивого развития, касающиеся чистоты и сохранения окружающей среды (составлено автором).

Цели УР, заявленные Госкорпорацией «Росатом», как ключевые [7]
Влияние СМК и ЯБ на достижение целей УР
№ цели
Описание цели
6

Чистая вода, санитария
Сокращение потерь от инцидентов за счет внедрения СМК или ее развития
Сертификацию по стандартам ГOCT P ИCO 14001 (Системы экологического менеджмента), ГOCT P ИCO 45001 (Системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья), ГOCT P ИCO 9001:2015 (Система менеджмента качества – требования), ГOCT P ИCO 19443:2020 (Специальные требования по применению ИCO 9001:2015 организациями цепи поставок ядерного энергетического сектора, поставляющими продукцию и услуги, важные для ядерной безопасности) и другие.
Вклад в обеспечение доступа к чистой воде за счет развития СМК, соблюдения требований безопасности, внедрения технологий бережливого производства, поддержки инноваций в методы очистки и т.д.
14

Сохранение морских экосистем
Сокращение потерь от инцидентов за счет внедрения, развития СМК и положений ЯБ
Риск-ориентированный подход и использование предупреждающих средств в деятельности в целях минимизации негативных последствий для окружающей среды и наиболее эффективной реализации возможностей
Наиболее рациональное использование имеющихся ресурсов и времени
Сертификацию по стандартам ГOCT P ИCO 14001 (Системы экологического менеджмента), ГOCT P ИCO 9001:2015 (Система менеджмента качества – требования), ГOCT P ИCO 19443:2020 (Специальные требования по применению ИCO 9001:2015 организациями цепи поставок ядерного энергетического сектора, поставляющими продукцию и услуги, важные для ядерной безопасности) и другие.
15

Сохранение экосистем суши
Сокращение потерь от инцидентов за счет внедрения СМК или ее развития
Наиболее рациональное использование имеющихся ресурсов и времени
Риск-ориентированный подход и использование предупреждающих средств в деятельности в целях минимизации негативных последствий для окружающей среды и наиболее эффективной реализации возможностей
Сертификацию по стандартам ГOCT P ИCO 14001 (Системы экологического менеджмента), ГOCT P ИCO 9001:2015 (Система менеджмента качества – требования), ГOCT P ИCO 19443:2020 (Специальные требования по применению ИCO 9001:2015 организациями цепи поставок ядерного энергетического сектора, поставляющими продукцию и услуги, важные для ядерной безопасности) и другие.

Таким образом, через развитие СМК, обеспечение и контроль соблюдения требований ядерной безопасности осуществляется достижение целей устойчивого развития, заявленных Государственной корпорацией «Росатом».

Заключение

Таким образом, аспекты управления качеством и ядерной безопасности, в виду их тесной связи в атомной отрасли, в целях определения влияния на устойчивое развитие, следует рассматривать совместно.

По мнению автора, аспекты и особенности управления качеством и вопросы ядерной безопасности, обеспечение которой является одной из ключевых целей Госкорпорации «Росатом», в недостаточной степени отражены в формах ESG-отчетности. Предложенные рекомендации по уточнению и дополнению индикаторов для оценки прогресса в области устойчивого развития позволят более комплексно учесть указанные выше вопросы, при этом, их перечень следует обсудить с заинтересованными сторонами.

Проведенный в статье анализ позволяет сделать заключение, что развитие СМК, обеспечение и контроль соблюдения требований ядерной безопасности оказывают положительное влияние на достижение целей устойчивого развития, заявленных Государственной корпорацией «Росатом».

Система менеджмента качества, если она внедрена и функционирует, проходит красной нитью через всю деятельность организаций и позволяет с одной стороны обеспечить прозрачность процессов в организации, развить или заложить основы для непрерывного улучшения процессов, системно подойти к управлению организацией, что приведет к устойчивости системы к изменениям. С другой – за счет «настройки» всей системы, вовлечения сотрудников организации в вопросы качества и соблюдения требований ядерной безопасности, позволит обеспечить более высокий уровень качества продукции и оказываемых услуг. Таким образом, как стремление организации следовать целям устойчивого развития оказывает положительное влияние на систему менеджмента качества, так и развитие системы менеджмента качества оказывает влияние на прогресс в области устойчивого развития.

[1] INES - международная шкала ядерных и радиологических событий на объектах использования ядерной энергии. Используется для классификации нештатных событий на ядерных объектах по 8-балльной шкале от 0 до 7, где 0 – событие, несущественное для безопасности, а 7 – крупная авария.


Источники:

1. Личак Н.А., Арихина Н.С., Руденко Л.Д., Ушакова Н.Е. Управление качеством как основа обеспечения устойчивого развития предприятия // Экономика: вчера, сегодня, завтра. – 2023. – № 10-1. – c. 33-41. – doi: 10.34670/AR.2023.66.14.007.
2. Герцик Ю.Г. Интеграция концепций устойчивого развития и менеджмента качества // Экономика, предпринимательство и право. – 2022. – № 1. – c. 33-46. – doi: 10.18334/epp.12.1.114089.
3. Организационная структура Организации ИТЭР 2024. ITER Organization. [Электронный ресурс]. URL: https://www.iter.org/doc/www/content/com/Lists/WebText_2014/Attachments/65/ITER_ORGANIZATIONAL%20CHART_01-2024.pdf (дата обращения: 14.08.2024).
4. Правила ядерной безопасности реакторных установок атомных станций. НП-082-07. М. - 2007 г
5. Горчаков В.Е. Особенности подходов АКРА к присвоению ESG-рейтингов: презентация доклада. Устойчивое развитие: основной курс. Модуль 2. Внешние драйверы трансформации компании: регулирование, ESG-рейтинги, нефинансовая отчетность. АНО «Корпоративная Академия Росатома». [Электронный ресурс]. URL: https://rosatom-academy.ru/ (дата обращения: 12.08.2024).
6. Приказ от 10 июля 2019 года N 1/691-П Об утверждении Единых отраслевых методических указаний по аудиту достоверности данных и внесении изменений в приказ Госкорпорации «Росатом» от 29.03.2017 N 1/267-П
7. Отчет о прогрессе в области устойчивого развития 2023. Госкорпорация «Росатом». [Электронный ресурс]. URL: https://report.rosatom.ru/go/rosatom/go_rosatom_2023/rosatom_esg_2023.pdf (дата обращения: 12.08.2024).

Страница обновлена: 29.11.2024 в 11:34:56