Проблемы инновационного развития экономики и роль предпринимательства

Засько В.Н.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 8 (56), Август 2004
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Исследование посвящено вопросам развития инновационной деятельности на промышленных предприятиях России. Автор путем сравнения затрат на НИОКР в крупных зарубежных компаниях и различных отечественных производствах приходит к выводу о недостаточности инновационной составляющей в российской экономике и предлагает пути выхода из сложившейся ситуации. Материал привлечет внимание всех читателей журнала, поскольку в нем затрагиваются глобальные вопросы развития отечественной экономики и ее конкурентоспособности на мировом рынке товаров и услуг.

Ключевые слова: российское предпринимательство, промышленные предприятия, инновационное развитие экономики



Важнейшим условием полноценного и устойчивого роста экономики в начале нынешнего столетия стало формирование инновационно-технологических заделов. Основным же источником здесь выступает научно-технический прогресс, который среди прочих факторов характеризуется интеллектуально-образовательным потенциалом, уровнем развития науки, научно-техническим уровнем производства, инновационной активностью, производством и удержанием интеллектуальной ренты. Все это является основой для получения сверхприбыли и решающим компонентом обеспечения конкурентоспособности современных компаний.

Стержнем современного технологического уклада являются продукция электронной промышленности, программное обеспечение, информационные технологии, производство средств автоматизации и телекоммуникаций, авиакосмическая промышленность. В дальнейшем будет происходить еще большая интеллектуализация производства, переход к непрерывному инновационному процессу в большинстве отраслей и непрерывному образованию в большинстве профессий. Прогресс в технологиях переработки информации, системах телекоммуникаций, финансовых технологиях будет стимулировать дальнейшую глобализацию экономики, формирование единого мирового рынка товаров, услуг, капитала, труда.

Широкое использование информационных техники и технологий стало важнейшим фактором роста конкурентоспособности экономик. Технологический прогресс изменил масштабы и структуру производства индустриально развитых государств. В настоящее время ими осуществляется планомерный переход от индустриальной стадии развития к постиндустриальной, информационной стадии. Эти процессы активно регулируются и стимулируются правительствами, роль которых не ограничивается традиционными рамками поддержки фундаментальной науки и целевых исследований, но и включает меры по целенаправленному развитию приоритетных отраслей промышленности.

Россия долгое время находилась в стороне от общемировых процессов, связанных с внедрением нового поколения технологий. Это привело к возникновению глобальной диспропорции развития: развитые страны вырываются вперед за счет развития новейших технологий, а российская экономика продолжает специализироваться на производстве продукции с низкой добавленной стоимостью и экологически неблагополучными характеристиками, закрепляя тем самым свою сырьевую направленность в мировом разделении труда.

Вовлечение России в мировые экономические процессы наряду с предстоящим вступлением в ВТО будет означать все большее приобщение отечественной промышленности к жесткой конкуренции на мировых рынках товаров и услуг. В настоящее время позиции российских производителей в отраслях промышленности являются очень слабыми. При существующем качестве отечественной продукции они не только не завоюют внешние рынки, но и в ближайшее время могут потерять до 80% внутреннего сбыта при конкурентном столкновении с иностранными компаниями. Повышение конкурентоспособности продукции российской промышленности возможно лишь при условии технологического переоснащения и подъема наукоемких отраслей производства.

Сегодняшняя реальность такова, что даже сравнительно большие отечественные промышленные предприятия, кроме предприятий нефтяной, газовой и обрабатывающей промышленности, не сопоставимы по размерам с зарубежными производителями как по объему продукции в стоимостном выражении, так и по размеру затрат на научно-технические и конструкторские разработки, которые отражают в первую очередь жизнеспособность и технологический уровень конкурирующих за мирового потребителя экономических субъектов.

Так, если сравнивать предприятия автомобильной промышленности, то видно, что крупнейший российский завод «АвтоВАЗ» [1], монополист отечественного автомобилестроения, по объему производства в стоимостном выражении уступает американской компании «Дженерал Моторс» более чем в 60 раз, японской компании «Тойота» более чем в 50 раз, немецкой компании «Фольксваген» более чем в 30 раз. Уже такое сопоставление, пусть и весьма относительное, делает рассуждения о конкурентоспособности отечественного автомобильного «гиганта» бессмысленными. Если сравнивать расходы на научно-исследовательские и инновационные разработки, на которые ради сохранения и укрепления своей конкурентоспособности компании вынуждены идти под влиянием требований рынка, то этот разрыв значительно увеличивается. Например, затраты компании «Форд Мотор» на НИОКР, которые в 2002 г. составили более 10 млрд. долл., примерно в 2,7 раз превышают стоимость всей продукции «АвтоВАЗа».

Такая негативная ситуация сложилась практически во всех отраслях российской экономики. В фармацевтической промышленности одно из самых крупных наших предприятий по выпуску лекарств АО «Синтез» производит продукции почти в 300 раз меньше, чем американская компания «Пфайзер», чьи затраты на НИОКР превышают стоимость продукции российской фабрики в 50 раз. Еще больше отстают от мировых производителей другие российские фармацевтические компании.

Подобные же сопоставления не в нашу пользу и в тяжелом машиностроении. Группа «Уралмаш-Ижора» выпускает продукции в 90 раз меньше, чем японская «Мицубиси Хэви Индастри». Расходы этой японской компании на НИОКР в 6 раз больше, чем стоимость всей продукции крупнейшего российского предприятия тяжелой промышленности.

В пищевой промышленности, швейцарская компания «Нестле» выпускает продукции в 300 раз больше, чем крупный по российским меркам кондитерский концерн «Бабаевский». Расходы «Нестле» на инновации более чем в семь раз превышают стоимость всей продукции отечественной компании.

В нефтехимической промышленности, где, казалось бы, возможна реальная конкуренция, дела обстоят не лучше, если судить по некоторым соотношениям. ОАО «Нижнекамскнефтехим», крупнейшее отечественное производство, выпускает продукции в 22 раза меньше, чем немецкий концерн «Байер», затраты которого на научные исследования и инновационные внедрения втрое превосходят объем производимой российским предприятием продукции.

Совершенно не приходится сравнивать отечественные предприятия по разработке информационных технологий с зарубежными. Фактически эта отрасль в российской экономике полностью отсутствует. В данной области действуют мировые фирмы, такие как Microsoft, IBM, Motorola, Cisco Systems, Intel, Lucent Technologies, Ericsson, Hitachi. Их расходы на инновационные разработки ежегодно составляют 7-8 млрд. долл. по каждой, что равняется 20% от валовой прибыли компании.

Все эти факты свидетельствуют о том, что российская экономика находится в совершенно иной технологической цивилизации. Вложения в инновационные и исследовательские разработки крайне низки. В настоящее время по всей стране, во всех ее хозяйствующих субъектах расходуется менее 5 млрд. долл. на НИОКР, что значительно меньше, чем тратит одна крупная зарубежная транснациональная корпорация. В расходах федерального бюджета на 2003 г. на фундаментальные исследования и содействие научно-технической революции было выделено 40 млрд. руб., что составляет менее 2,5 млрд. долл. Это мало даже для отдельно взятой крупной международной корпорации, столько же тратит голландская компания «Филипс Электроникс», а немецкая корпорация «Сименс» в целом более чем в два раза превосходит наше государство по затратам на науку.

По данным Госкомстата, с 1995 по 2002 гг. число организаций, выполнявших исследования и разработки, сократилось более чем на 20%. При этом сформировалась особая специфика научно-технического сектора российской экономики:

- переизбыток кадровых ресурсов в сфере экономико-юридического образования при общем уровне снижения их качества и недостаток квалифицированных кадров в высокотехнологических областях: инженеров, программистов, технологов и т.д.;

- отсутствие стимулирования заинтересованности специалистов в результатах труда и скорейшем внедрении научных достижений, вызвавшее отток наиболее активных кадров и деградацию научных исследований;

- слабая подготовка технико-технологических кадров как следствие развала системы профессионально-технического образования.

Инновационная активность в промышленности России в настоящее время характеризуется крайне низкими показателями и продолжает падать. Почти две трети предприятий, зримо проявляющих такую активность, сконцентрированы в отраслях сырьевой экспортной направленности – нефтяной, газовой, металлургической.

В целом по инновационному развитию российские предприятия условно можно разделить на три основных типа.

Первый тип предприятий – это инновационные предприятия, которые имеют возможность работать на международном уровне. Общее их количество не превышает в структуре российской промышленности 5% и сконцентрированы они в отраслях топливно-энергетического комплекса, металлургической промышленности и (незначительная часть) в ВПК. Характеризуются эти предприятия тем, что их производственные мощности загружены более чем на 70%, при этом от 30 до 80% своей продукции они продают на международном рынке; небольшая часть таких предприятий сумела привлечь иностранные инвестиции. Несмотря на то, что в целом у этих предприятий материальное положение лучше, нежели у других, большинство из них имеет устаревшую технику и оборудование.

Второй тип предприятий – это инновационные предприятия, работающие на уровне российского рынка. Их количество составляет около 20% от общего числа отечественных предприятий промышленности. Товары данных предприятий востребованы российским рынком, при этом менее 15% их продукции продается за рубежом. Производственные мощности у них загружены на 80-85%, производственная база далека от мировых стандартов и иностранные капитальные вложения отсутствуют.

Третий тип предприятий – это неинновационные предприятия. Они составляют абсолютное большинство - более 70%. Их мощности загружены менее чем на 50%, свою продукцию на внешний рынок они не поставляют; изношенность материальной базы превышает 80%; иностранные вложения полностью отсутствуют.

Отсюда следует, что большинство российских предприятий не осуществляет инновационных вложений. Незначительный рост промышленности, который сейчас имеет место, не сопровождается масштабным обновлением производства и технологий. В тоже время для российской промышленности, чтобы она могла интегрироваться в мировую экономику с конкурентоспособной несырьевой продукцией, требуется такой рост, который бы включал значительную инновационную составляющую. Только в этом случае возможно обеспечить перспективное развитие российской экономики.


Источники:

1. Цыгичко А. Высокая цена конкурентоспособности. //Экономист. - 2003. - №1.

Страница обновлена: 15.07.2024 в 10:53:43