Актуальные стратегические и тактические задачи управленческой команды предприятия
Скачать PDF | Загрузок: 5
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 12 (48), Декабрь 2003
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Ревуцкий Л.Д. Актуальные стратегические и тактические задачи управленческой команды предприятия // Российское предпринимательство. – 2003. – Том 4. – № 12. – С. 26-30.
Аннотация:
Известно, что процесс управления предприятием включает в себя разработку, принятие и реализацию стратегических и тактических управленческих решений, соответствующих, с одной стороны, рыночному спросу на конечные результаты его работы, а с другой ‑ производственным (организационным, техническим и технологическим), экономическим, финансовым и социальным возможностям управляемого объекта. Эффективность и качество принимаемых управленческих решений во многом зависят от степени обоснованности, строгости разграничения и четкости изложения стратегических и тактических задач, стоящих перед управленческой командой предприятия.
Ключевые слова: управление предприятием, управленческая команда
Известно, что процесс управления предприятием включает в себя разработку, принятие и реализацию стратегических и тактических управленческих решений, соответствующих, с одной стороны, рыночному спросу на конечные результаты его работы, а с другой ‑ производственным (организационным, техническим и технологическим), экономическим, финансовым и социальным возможностям управляемого объекта. Эффективность и качество принимаемых управленческих решений во многом зависят от степени обоснованности, строгости разграничения и четкости изложения стратегических и тактических задач, стоящих перед управленческой командой предприятия.
Суть стратегического управления предприятием в принципе заключается в минимизации отклонений фактических значений наиболее важных параметров управления бизнесом от нормативных значений этих параметров. На промежуточных этапах (при решении тактических задач управления) приближением к норме минимизируют отклонения, возникающие между соответствующими каждому этапу фактическими и плановыми значениями параметров.
Ознакомление с отечественной и зарубежной научной и учебной литературой, в которой в той или иной степени затрагиваются вопросы об основных задачах управления предприятием, выявляет скудость, непривычное однообразие и примитивность постановки и формулирования этих задач. Если рассматриваются стратегические задачи управления предприятием, то в их числе, в первую очередь, указывают:
‑ удержание имеющихся и поиск новых рынков сбыта продукции;
‑ повышение конкурентоспособности выпускаемых товаров и оказываемых услуг;
‑ достижение запланированной рентабельности вложенных активов.
Нетрудно заметить, что при такой постановке стратегических задач параметры долговременного управления предприятием конкретно и однозначно не сформулированы. Чем, как и до какого предела следует управлять и удерживать не понятно, так как количественные оценки параметров управления не указаны.
Практически всеобщей тактической задачей управления предприятием провозглашается максимизация прибыли, или минимизация расходов и максимизация доходов, либо максимизация уровня эффективности производства продукции, оцениваемого как отношение суммы доходов к сумме расходов предприятия. Наиболее продвинутые авторы к этой задаче присовокупляют задачу максимизации текущей рыночной стоимости предприятия (фиктивного или, говоря другими словами, «бумажного» производственного капитала), определяемой перемножением общего количества выкупленных эмитированных акций оцениваемого предприятия на сложившийся рыночный курс этих акций на фондовой бирже.
Задача максимизации прибыли предприятия, не увязываемая с фактическим режимом использования его производственных возможностей, представляется весьма лапидарной, неконкретной и малозначащей.
На современном этапе развития экономических знаний становится понятным и очевидным, что максимизация прибыли предприятия в одном из промежуточных состояний его экономического развития обеспечивает получение локального, а отнюдь не глобального максимума финансовых результатов его производственной деятельности. При этом итоги такой работы оказываются малосущественными.
Совершенно ясно, что максимизация прибыли при объемах производства продукции, работ и услуг предприятия на режимах, например, близких к точке безубыточности его работы, и на режимах 50, 75 или 100%-ного использования его производственных возможностей будет давать результаты, иногда на порядок отличающиеся друг от друга. Этим обстоятельством в значительной степени обусловлена объективная неизбежность взаимоувязывания задачи максимизации прибыли при управлении предприятием с режимом использования его производственных мощностей.
До сих пор этого не делали, потому что никто не умел достаточно корректно и однозначно определять значения показателей номинальной нормативной производственной мощности (производственного потенциала), продуктивности и прибыльности предприятия. Сегодня уже известно, как это делать [1, 2]. Поэтому на современном уровне развития экономической науки и практики появилась возможность уточнить и актуализировать круг стратегических и тактических задач управления предприятием, исходя из априорно принятых предположений о том, что каждая такая задача должна иметь конкретный, четко сформулированный параметр (критерий) управления. Этот критерий подразумевает однозначную количественную оценку и поддается эффективному контролю со стороны управленческой команды предприятия.
В нашем представлении пять задач по своей важности, влиянию на эффективность работы и сроки существования предприятия могут быть выстроены в следующем порядке:
1. Конъюнктурно обоснованный выбор и периодическая корректировка под изменяющиеся условия сбыта, своевременное обновление и расширение номенклатуры и ассортимента пользующихся постоянным рыночным спросом конкурентоспособных продукции, работ и услуг при эффективной политике ценообразования и обеспечении высокого качества всего того, что производит предприятие. Минимизация брака. Ключевой параметр управления при решении этой задачи – коэффициент соотношения уровней коммерческого и производственного развития (коммерческой и производственной активности) предприятия. Нормативное значение этого параметра – 1,0. Многословная формулировка такой задачи в конечном итоге может быть сведена к основному закону любого бизнеса: производи только то, что продается, если все, что можно произвести, будет куплено.
2. Поэтапный вывод предприятия на режим работы с полным использованием его производственных возможностей (производственных ресурсов) при одновременной максимизации прибыли и поддержание такого режима до момента начала затухания жизненного цикла предприятия, заметного сокращения объемов производства продукции и услуг и постепенного перехода к процедурам перепрофилирования, переуступки, продажи либо ликвидации бизнеса. При выполнении этой важнейшей (если не самой главной) стратегической задачи управления предприятием основные тактические задачи его управленческой команды состоят в определении целесообразной скорости перехода от достигнутого к нормативному уровню экономического (в частности, производственного) развития компании. Число годовых итераций (этапов) этого процесса должно быть научно, технически, экономически, конъюнктурно обоснованным и по возможности минимизированным. При выполнении данной задачи в качестве параметра управления предприятием выбирается показатель достигнутого уровня его производственного развития, который представляет собой отношение фактического объема производства продукции, работ и услуг в отчетном периоде календарного времени к нормативному показателю этого объема в том же периоде. Наилучшим отчетным периодом времени является календарный год. Единицами измерения фактического и нормативного объемов производства продукции, работ и услуг могут быть выбраны трудовые (нормо-часы, человеко-часы), натурально-вещественные (штуки, тонны, кубические или квадратные метры, декалитры, программо-комплекты и т.д.) или стоимостные (денежные) показатели. Нормативное значение уровня производственного развития или, другими словами, производственной активности предприятия – 1,0. Лозунговая формулировка этой задачи: предприятие процветает, если работает на полную мощность.
Окончание следует
Страница обновлена: 15.07.2024 в 10:53:15