Инновационный менеджмент как основа стратегического развития предприятия

Мельников О.Н.1
1 Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана

Статья в журнале

Вопросы инновационной экономики (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 4, Номер 4 (Октябрь-Декабрь 2014)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=24187693
Цитирований: 18 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Инновационная активность предприятия и его конкурентоспособность в настоящее время вызывают наибольшую проблему в решении вопросов управления организациями. В статье представлены логические взаимосвязи повышения конкурентоспособности с активизацией инновационных процессов (инновационного менеджмента) в управлении предприятиями.

Ключевые слова: инновации, конкурентоспособность, инновационная активность



«Надо сделать что-то новое, чего мир еще не видел.

Необходимо придумать что-нибудь, что сделает вас на секунду уникальным и даст вам уникальное конкурентное преимущество».

А. Нордстрем и Й. Риддерстрале

«Бизнес в стиле фанк»

«Когда нет конкуренции, меньше стимулов для нововведений».

Акио Морита

Экономика не может быть не инновационной. Ее развитие невозможно без постоянного движения от устоявшихся технических, организационных и технологических достижений к производству новых более экономичных продуктов, прежде всего, с позиций ограниченности используемых материальных ресурсов.

Отсюда следует, что без интенсификации вовлечения в хозяйственный оборот результатов интеллектуально-креативной деятельности специалистов различных отраслей знаний (которых сегодня принято относить к «креативному классу») невозможно.

Поэтому одной из основных целей, стоящих перед менеджментом предприятий, работающих в условиях открытого рынка, является широкое привлечение креативных способностей специалистов-инноваторов к инновационной деятельности предприятия с целью обеспечения конкурентоспособности выпускаемой продукции, и, как следствие, роста бизнеса и увеличения его стоимости.

Известно, что рост бизнеса и его стоимости дает возможность:

а) привлекать и удерживать на предприятиях лучших специалистов;

б) формировать эффективную производственную и коммерческую среду;

в) повышать конкурентоспособность и рыночную привлекательность конкретного бизнеса.

Поэтому очень часто предприятия для умножения своего бизнеса вынуждены за счет постоянного роста своих инновационных возможностей искать наилучшие способы удовлетворения запросов клиентов. А это, в свою очередь, является основной причиной их неизменного стремления выводить на рынок продукты, способные создавать новую ценность как для постоянных клиентов, так и новых покупателей.

Индикатором экономического роста и конкурентоспособности предприятий является уровень инновационной активности всех специалистов организации.

Предприятия, в которых менеджмент активно занимается развитием инновационной деятельности, получают более высокие доходы и быстрее растут.

Поскольку ценность продукта или услуги определяется их качеством и уникальностью, на менеджмент предприятия возлагается ответственность:

1) за организацию выпуска качественной продукции (это внутренняя, или организационно-технологическая ответственность);

2) за выпуск продукции с лучшими рыночными свойствами (это внешняя, или рыночная ответственность, например, за дизайн изделий).

Отсюда следует, что целью инновационного менеджмента является управление инновационными проектами по созданию новых интеллектуально насыщенных ценностей, а инновации становятся ключевым фактором роста, прибыльности и конкурентоспособности бизнеса.

При этом динамике изменения конкурентной борьбы (которая, в свою очередь, зависит от степени инновационной активности специалистов во всех сферах деятельности предприятия) способствуют научно-технические и социальные инновации.

В свою очередь, «новое качество» рождается только в сфере взаимодействия науки, техники и производства.

Таким образом, инновационный процесс – это многоэтапная процедура превращения научного знания в инновацию. Он включает в себя такие этапы, как: «наука – техника (технология) – производство – продвижение товара на рынке потребление».

Сегодня имеет место резкое сокращение сроков реализации на практике научных открытий. Источником эволюционных инноваций служат научно-исследовательская и опытно-конструкторская деятельность, которые необходимо постоянно совершенствовать. Однако система организации многих российских предприятий зачастую не способна приводить к так называемым «быстрым инновациям».

Или, как образно сказал Лейф Эдвинссон: «Рыночные часы тикают быстрее тяжеловесных организационных ходиков» [2, С. 195].

Отсюда следует, что одной из главных задач инновационного менеджмента является необходимость управления оперативным реагированием предприятия на изменения потребностей рынка. Однако при этом следует помнить, что данная стратегия способна обеспечить ему только временное преимущество, так как инновация очень быстро будет использована конкурентами.

Поэтому инновационно настроенное руководство предприятий должно не только вовремя предвидеть, но и опережать желания потребителей. Только таким образом можно создавать продукты и услуги, у которых какое-то время не будет конкурентов.

Инновации как фактор повышения конкурентоспособности предприятий

Повышение конкурентоспособности тесно связано с активизацией инновационных процессов:

1) с внедрением технологических инноваций высокого уровня в производство;

2) с расширением выпуска инновационной продукции, обладающей лучшими потребительскими свойствами и способной успешно соперничать как на внутреннем, так и на внешнем рынках.

Разработка высоких технологий возможна при условии выделения не менее 30-40% затрат на проведение НИОКР в составе общих затрат на производство нового продукта.

Успех коммерческой деятельности любого предприятия на практике может быть достигнут только в том случае, когда имеет место сочетание четырех главных элементов бизнеса:

1) товар (т.е. какой именно это товар, насколько он востребован рынком);

2) место (т.е. особенности места распространения товара);

3) нововведение (т.е. уровень новизны нововведений);

4) цена.

Однако успех возможен только при условии единства всех указанных элементов. При этом цена (которая вытекает из себестоимости изготовления и продвижения товара на рынок) всегда диктуется рынком, то есть имеет место поиск компромиссов между требованиями рынка и возможностями предприятия.

То есть инновационный процесс начинается с инновационных запросов рынка (внешние сигналы) и воплощается в изделии, которое затем подхватывается процессом коммерциализации и становится товаром. Поэтому, приступая к разработке концепции создания нового вида промышленной продукции, необходимо определить:

1) какие именно технико-экономические, эксплуатационные или иные показатели выпускаемого изделия не устраивают потребителя в настоящее время? Эти вопросы выявляются в результате маркетинговых исследований.

2) какие средства потребуются от предприятия для тактической реализации инновационного проекта? Эти вопросы решаются разработчиками (дизайнерами, конструкторами, технологами, организаторами производства и экономистами).

3) в каком направлении следует вести стратегические изменения, чтобы завоевать потенциальных потребителей новой продукции?

При этом менеджмент любого предприятия должен всегда исходить из того, что только на основе внедрения в производство нововведений удается использовать современную технологию и организацию производства, повышать качество продукции, обеспечивать успех и эффективность деятельности предприятия.

Решение этих задач требует привлечения не только новаторского, но и предпринимательского подхода, сутью которого являются не просто поиск инновационных запросов рынка, а возможности рыночной реализация будущих инноваций.

Выводы

Основной задачей инновационного менеджмента как одного из направлений стратегического менеджмента является организация и управление инновационными проектами предприятия, то есть от идеи, на которой строится проект, до реализации готового изделия (услуги) на рынке.


Источники:

1. Елецких Г.Г. Технологические инновации как фактор повышения конкурентоспособности фирмы и основа развития современного предпринимательства в России// Вопросы инновационной экономики. —2012. —No 1 (11). —C. 3-10.
2. Инновационное развитие звеньев экономики: Монография/ Под ред. А.А.Быкова, М.И. Ноздрина-Плотницкого. —Минск: Мисанта, 2009. —143 с.
3. Мухаметзянова Д.Д. Инновационная и инвестиционная деятельность экономических систем// Управление инновациями: теория, методология, практика. —2013. —No7.—С. 26-31.
4. Николаева А.Н., Яковлев А.Е. Инновации —основа конкурентоспособности и экономической безопасности предприятий// Креативная экономика. —2013. —No 11 (83). —C. 42-45.
5. Полтерович В.Гипотеза об инновационной паузе и стратегия модернизации// Вопросы экономики. —2009. —No5.—С. 4-23.
6. Романова А.И. Методический подход к оценке рисков и принятию решений в условиях неопределенности на рынке услуг/ А.И. Романова, М.Д. Миронова, Е.В. Ильина // Управление экономическими системами: электронный журнал. —2012. —No 3.—С. 106.
7. Стиглиц Д.Ю. Ревущие девяностые. Семена развала. —М.: Современная экономика и право, 2005.—424 с.
8. Стрелец И.А.Новая экономика и информационные технологии. —М.: Экзамен, 2003.—256 с.
9. Чезбро Г., Тис Д. Когда виртуальность оправдана // Управление высокотехнологичным бизнесом. —М.: Юнайтед Пресс, 2007. —С. 39-63.
10. Шумпетер Й.А. Капитализм, социализм и демократия. —М.: Экономика, 1995.—540 с.
11. Kelly K.New Rules for the New Economy. 10 radical strategies for a connected world. —NY, Viking Penguin, 1998.—192 p.

Страница обновлена: 16.11.2024 в 15:05:21