Моделирование процессов формирования управленческой команды предприятия в системе менеджмента

Александрова Л.Ю.1, Лохонова Г.М.1, Александрова О.С.2
1 Чебоксарский институт (филиал) Автономной некоммерческой организации высшего образования Московского гуманитарно-экономического университета
2 Государственное казенное образовательное учреждение высшего образования «Российская таможенная академия»

Статья в журнале

Лидерство и менеджмент (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 11, Номер 2 (Апрель-июнь 2024)

Цитировать:
Александрова Л.Ю., Лохонова Г.М., Александрова О.С. Моделирование процессов формирования управленческой команды предприятия в системе менеджмента // Лидерство и менеджмент. – 2024. – Том 11. – № 2. – С. 591-604. – doi: 10.18334/lim.11.2.120733.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=67961902

Аннотация:
В современных условиях важную роль в повышении мезоконкурентоспособности играет система менеджмента – целостный комплекс взаимосвязанных управленческих действий по разработке и реализации стратегии предприятия с максимальной эффективностью. Ее задачей является разработка путей формирования, а также развитие и повышение эффективности использования кадрового потенциала, в первую очередь управленческого, входящего в состав важных структур предприятия. Формирование управленческой команды, организация и оптимизация ее работы отражает ключевые этапы организационного менеджмента. В статье раскрыта сущность и значимость, признаки и особенности управленческой команды, принципы ее создания и организации. Обоснована необходимость стратегического моделирования процессов формирования управленческой команды. Раскрыта ее значимость и место в системе взаимодействующих средовых факторов. Автором предложена стратегическая модель формирования управленческой команды (с учетом влияния этих факторов), соответствующая модели Спиральной динамики

Ключевые слова: предприятие, управленческая команда, формирование команды, процессы формирования команды, моделирование

JEL-классификация: E24, J24, O15



Введение

Кадровая составляющая предприятия, как ключевой фактор обеспечения его устойчивой конкурентной позиции, рассматривается в современных условиях как один из наиболее затратных и в то же время стратегически важных ресурсов. По мере возрастания сложности происходящих организационных изменений (процесс роста, упадка, трансформации внутри предприятия, его перехода в качественно иное состояние в соответствии с представлениями о желаемом будущем) проблематика формирования, функционирования и развития управленческих команд приобретает все большую актуальность.

Тема формирования управленческой команды и моделирования его процессов – междисциплинарная проблема, совмещающая в себе экономико-управленческие и социально-психологические аспекты [3].

С точки зрения экономико-управленческих знаний особого упоминания заслуживают работы И. Д. Абашиной [1] (Abashina, 2019), О. С. Александровой [4] (Alexandrova, 2023), Г. В. Бородина [5] (Borodin, 2023), М. В. Долгова [7] (Dolgov, 2020), А. Е. Ерзамаевой [8] (Erzamaeva, 2016), А. В. Окорокова [13] (Okorokov, 2021), С. В. Петрова [14] (Petrov, 2003), М. В. Склепович [15] (Sklepovich, 2021), Е. С. Яхонтовой [23] (Yakhontova, 2019), др.

В плане исследований социально-психологических аспектов командообразования следует отметить труды З. А. Галина [6] (Galin, 2020), А. А. Кадикиной [9] (Kadikina, 2022), И. В. Конева [10] (Konev, 2015), Г. Д. Костиной [11] (Kostina, 2019), В. Ю. Лаптевой [12] (Lapteva, 2023), А. А. Халиной [16] (Halina, 2010), С. А. Чекалкина [17] (Chekalkin, 2023), др. Несмотря на глубину их исследований и существующую практику создания позитивно и конструктивно настроенной команды, вопросы моделирования командных процессов рассматриваются фрагментарно, при этом отсутствует фокус на управленческих командах.

Целью исследования является выявление сущности и логики организации этапов моделирования процессов формирования управленческой команды предприятия в системе менеджмента.

Научная новизна исследования заключается в обосновании необходимости моделирования процессов формирования управленческой команды, а также сопоставлении модели процесса ее формирования с моделью Спиральной динамики.

Основные положения концепции стратегического и командного менеджмента стали теоретической базой исследования; методы теоретических обобщений, критического анализа и моделирования, как средства прогнозирования возможных явлений, процессов и состояний объекта в будущем, – его методологической основой.

Сущность и роль управленческой команды

Современные модели организации бизнеса и их внедрение в практику отечественных и зарубежных компаний требуют рационального использования всех видов ресурсов, в том числе человеческих – качеств и характеристик, определяющих способность к выполнению конкретной работы. Ключевым аспектом успешной организационной деятельности являются не только индивидуальные усилия конкретных сотрудников, но и их командное взаимодействие. Главный их «бонус» – усиление «суммы талантов» и положительного синергетического эффекта – приводит к блестящим результатам.

Команда играет важнейшую роль в успехе самых различных инноваций и стартапов. Управленческая команда (УК), как высшее звено и самостоятельный субъект управления, определяет стратегию развития предприятия, его цели и методы их достижения. Ее сущность и признаки, состав и функции, особенности и принципы формирования раскрыты в таблице 1.

Результаты их анализа позволяют сделать выводы о том, что источниками эффективности УК является не только соблюдение принципов ее формирования и работы, но и компетенции ее членов (коммуникативные и управленческие компетенции, включая умения формировать и сплачивать трудовой коллектив, объединять людей вокруг себя для реализации организационных целей; личностно ориентированные качества, высокая обучаемость и готовность к непрерывному развитию, др.).

Таблица 1

Общая характеристика управленческой команды (УК)

Показатели
Сущность
Сущность
- Объединение специалистов, причастных к принятию решений высокого уровня, с наделенной функцией их командной выработки, для которых характерен высокий уровень взаимосвязи, ярко выраженное стремление к достижению общей цели при максимальной самореализации, соединение идей и опыта каждого для согласованной работы.
- Созданная на долгосрочный и краткосрочный период с конкретной целью группа руководителей высшего уровня, которые распределяют управленческую деятельность, взаимодействуя и обмениваясь опытом.
- Частный случай команды как малой группы с выраженной целевой направленностью, интенсивным взаимодействием ее членов, несущих общую ответственность и эффективно реализовывающих свой потенциал сообразно стратегическим организационным целям [3]
Состав
Собственники предприятия и их представители, менеджеры верхнего уровня управления и не относящиеся к нему работники, обладающие необходимыми качествами (например, психолог), представители местных органов власти и независимые консультанты, др. [8]
Признаки
- Единство и приверженность цели.
- Единство принципов и ценностей (их трансляция и принятие).
- Целенаправленность и взаимосвязь.
- Интенсивность и согласованность взаимодействия.
- Обмен опытом, командное принятие общеорганизационных решений, их командная выработка (групповое единомыслие).
- Распределение деятельности и ответственности за ее результаты.
- Комфортная морально-психологическая обстановка, благоприятный эмоциональный и деловой фон
Принципы создания и организации
- Профессионализм и взаимодополняющие навыки.
- Доверие и уважение (чувство «мы»).
- Равенство в правах всех членов.
- Гармония формальных и неформальных связей между членами.
- Распределения ролей и обязанностей (обмен обязательствами).
- Повышенная ответственность (баланс коллективной и персональной ответственности) и командная дисциплина.
- Организованность и автономное самоуправление
Функции
- Прогнозирование (стратегическое планирование).
- Оптимизация ресурсов (кадровых, идеологических, др.).
- Коммуникативная (взаимодействие с членами УК и рабочих команд).
- Координация деятельности (координационная фокусировка).
- Принятие коллективных решений при высокой вовлеченности членов.
Особенности
- Постановка цели предопределяет состав будущей УК.
- Создание УК предшествует процессу управления предприятием.
- Возможность изменения состава УК при сохранении положительного синергетического эффекта (УК как развивающийся объект и субъект).
- Поощрение сотрудничества и партнерства.
- Решение профессиональных и межличностных задач
Источник: составлено авторами

Как видим из таблицы 1, признаками управленческой команды являются общность цели и целенаправленность совместных действий, совместное принятие решений и общая ответственность, распределение деятельности и упорядоченное взаимодействие в процессе ее выполнения.

Члены управленческой команды объединены:

- общекомандной целью, значимой для членов команды и принимаемой ими. Интериоризируясь (переход от внешнего и внешних форм проявления к внутреннему плану сознания и внутренним механизмам регулирования психики) каждым членом команды, цель начинает определять вектор командного развития и пути решения выявленных проблем. Она становится способом интеграции деятельности членов команды в определенную систему:

- необходимым для своевременного и качественного решения поставленных задач, а также выстраивания здоровых гармоничных, сбалансированных с точки зрения эмоциональной и деловой сферы межличностных отношений широким диапазоном компетенций;

- режимом сотрудничества и взаимопомощи (объединение усилий);

- отработанными процедурами: согласования деловых интересов и поведения; координации действий (объединение, гармонизация всех действий и усилий»); кооперирования возможностей; распределенного контроля;

- солидарной ответственностью за результаты свой деятельности, принимаемой на основе общего видения настоящей и будущей ситуации [3].

Общность и согласованность целей, взаимодополняющих компетенций, а также процедур координации, регулирования и контроля, установление зоны ответственности и интеграция ее типов (командная и персональная ответственность) позволяют получить положительный синергетический эффект командной работы. УК, создаваемая для стратегического управления предприятием и его устойчивым развитием [11], приводит к улучшению качественных и количественных показателей деятельности предприятия.

Формирование управленческой команды

Формирование управленческой команды, основанное на признаках профессионализма, равноправия, доверия, согласованного взаимодействия и повышенной ответственности, начинается с рабочей группы, которая далее трансформируется в команду. Не каждая рабочая группа управления может стать управленческой командой, но любая уже сформированная УК своей предпосылкой имела рабочую группу управления [16, с. 363]. Управленческая команда может быть сформирована стихийно с концентрацией управленческого ядра вокруг неформального лидера и целенаправленно, формируясь вокруг формального руководителя предприятия.

Процесс формирования команды базируется на следующем:

-создании оптимальных условий ее жизнедеятельности;

-определении ролевой структуры команды, ролевого поведения ее членов, обусловленного их функционалом и спецификой решаемых задач;

-необходимости учета совокупности факторов внутреннего и внешнего порядка (рис. 1).

Условные обозначения:

УК – управленческая команда;

А, Б, В – плоскости факторов, влияющих на формирование управленческой команды;

– типы, роли, специальности личностей, необходимых для команды.

Рисунок 1. Системный конфигуратор

формирования управленческой команды

Источник: составлено авторами

Как видим из рисунка 1, в центре системного конфигуратора, на пересечении плоскостей А, Б, В находится управленческая команда. Каждая их плоскостей – вид влияния на персональный состав УК, его качественные и количественные характеристики. Этот состав относительно всех плоскостей носит рекомендательный характер: допускается ситуация привлечения к работе в команде сотрудника иного типа, роли и специальности [14, с. 17-18].

На формирование и функционирование управленческой команды опосредованное влияние оказывают факторы внешней среды [2]: на микро- (потребители, поставщики, конкуренты и контактные аудитории) и макроуровнях (политические, экономические, социальные, технологические).

Особенности и стратегические аспекты моделирования процессов формирования управленческой команды в системе менеджмента

В силу изменчивости и разнонаправленности влияния внутренних и внешних факторов на процесс и результат командной работы на наш взгляд, нельзя определить жесткий алгоритм формирования УК. Целесообразна не алгоритмизация, а ее моделирование.

Необходимость разработки не алгоритма, а модели процесса формирования управленческой команды, мы объясняем также:

- аспектами «двойного» управления. Они выражаются в том, что члены управленческих команд сами задают направление и «тональность» работы» других рабочих команд и держат их в фокусе своего внимания;

- воспитательными аспектами. Они включают оказание непосредственного воздействия на сознание и поступки как членов своей же управленческой команды, так и членов подчиняюшихся им рабочих команд;

- психологическими аспектами: проявление индивидуально-психологических особенностей каждым ее членом, проявление субкультуры вследствие сближения их ценностных ориентиров, субъективность восприятия друг друга и взаимных оценок и др. [3].

Процесс формирования управленческой команды начинается с комплексного анализа средовых факторов (состояние и тенденции развития бизнес-среды, отраслевая специфика деятельности и др.), оценки ее состояния, выявления вызовов и возможностей (рис. 2).

Рисунок 2. Сопоставление модели процесса формирования

управленческой команды с моделью Спиральной динамики

Источник: составлено авторами

Информация, представленная на рисунке 2, свидетельствует о том, что результаты анализа факторов, состояния и тенденций развития бизнес-среды лежат в основе определения целей её функционирования [10, с. 81], выбора и реализации стратегической цели команды. Четкое определение цели позволит грамотно, обоснованно подобрать кадровый состав УК в соответствии с необходимыми компетенциями и характеристиками ее участников (в т.ч. способность упорядоченно взаимодействовать с членами управленческой и рабочих команд в неустойчивой быстро меняющейся среде, усиливать и наращивать свой профессионально-личностный потенциал, др.).

Предлагаемая модель процесса формирования управленческой команды отражает модель Спиральной динамики Клер У. Грейвз (социально-эволюционная теория, раскрывающая глубину понимания динамики мира, описывающая ступени развития человека и общества). Сопоставление моделей:

- отражает логичное движение командных процессов снизу-вверх и изменение уровня командного взаимодействия;

- раскрывает особенности и потенциал групповой динамики;

- выявляет пути трансляции, принятия и развития новых ценностей, новых качественных коммуникаций, новых эффективных способов решения задач и инструментов достижения целей;

- соответствует специфике формирования удаленной команды, обостряющей необходимость грамотной компоновки ее состава и процессов межличностного и межгруппового взаимодействия [5], а также команды, находящейся в условиях гибридного режима работы и оптимально сочетающей достоинства удаленной модели с эпизодическим решением задач непосредственно в офисе, что отвечает современным вызовам [17, с. 415];

- подчеркивает значимость реализации ключевых функций управления (например, координации, направленной на согласование и упорядочивание усилий всех членов команды и поддержание их безопасных устойчивых связей [9] и применения принципов менеджмента, как связующего звена между законами управления и практической деятельностью (принципы системности, полномочия и ответственности, дисциплины, разумной децентрализации, вовлечения сотрудников, ротации, обратной связи, др.).

На стадии формирования управленческой команды ее члены мотивационно, интеллектуально и эмоционально «заряжены». Это не должно мешать пониманию объективных оснований и субъективных критериев достижения SMART-цели (конкретной, измеримой, достижимой, значимой, соотносимой с конкретными сроками), а также процессу ее достижения, независимо от уровня сложности решаемых проблем. Это способствует тому, что образ цели «захватывает» участников УК, которые кооперируют ее (цель) с другими идеями, аккумулируя самое лучшее с социально-экономической точки зрения. Выявив различие между текущим и желательным состоянием объекта управления, в процессе сбалансированной командной работы они начинают процесс совместной выработки решения.

Таким образом, в системе менеджмента, как совокупности взаимосвязанных, закрепленных документально и систематически реализуемых мероприятий по управлению предприятием, большое значение имеет согласованная работа управленческой команды, которой предшествует моделирование процессов ее формирования. Основной подход к их моделированию – целеполагающий. Цель формирования управленческой команды и ее деятельности должна быть:

- глобальной и стратегичной;

- сформулирована ясно, фокусированно и достаточно подробно;

- быть экономически обоснованной, соответствующей направлениям деятельности предприятия и его реальным возможностям;

- объединяющей и вдохновляющей членов управленческой команды;

- резонирующей с их ценностями и побуждающая согласованность командного поведения и их взаимоподдерживающие связи.

В предлагаемой модели прослеживается взаимосвязь между внешним окружением предприятия и целеполаганием, что отражает суть стратегического подхода в управлении, а учет отраслевой специфики и стратегической значимости инфраструктуры предприятия для региона вызывает необходимость наличия консультационной составляющей в определении стратегических приоритетов развития, а, значит, и стратегических целей для самой управленческой команды.

Представленные этапы формирования управленческой команды позволяют «взаимоувязать» и соотнести стратегические и тактические цели предприятия с ожидаемыми результатами, которые станут индикаторами эффективности командной работы.

Заключение

Известные слова басни И. А. Крылова «Лебедь, щука и рак» «Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдет…», мораль басни отражают актуальность моделирования и ценность исследования условий формирования команды, как первого и наиболее значимого этапа его развития [3]. Именно этот этап содержит предпосылки успешного прохождения других этапов (снижения амплитуды конфликта на этапе противостояния, направления его энергии в созидательное русло на этапе нормализации и др.).

Командообразование является одной из ключевых категорий в анализе современных процессов управления человеческими ресурсами [13]. Расширение сферы командной игры и повышение ценности потенциала УК – это не просто веление времени, а экономически обоснованное решение в каждом конкретном случае. Ему предшествует стратегическое моделирование процесса формирования управленческой команды предприятия.

Связь стратегического управления с деятельностью управленческой команды состоит в том, что она формируется, как правило, за счет топ-менеджмента предприятия, находящегося на верхнем уровне управленческой иерархии, основной функционал которого сосредоточен в области стратегирования. При условии такого системного понимания стратегических задач, возникающих при формировании УК, возможно достижение ситуации, когда объединенная группа людей, наделенная соответствующими полномочиями, трансформируется в полноценную команду, способную достигать организационные цели на всех уровнях управления.

В то же время важно понимать, что в отличие от других ресурсов предприятия, УК формируется и развивается одновременно. Она складывается из индивидов с персонифицированными задачами, уникальными в сочетании и уровне развития способностями. Следовательно, командообразование всегда является уникальным творческим управленческим процессом, обладающим конструктивным характером, реализуемым в условиях неопределенности, что следует учитывать при стратегическом моделировании процессов формирования управленческой команды предприятия в системе менеджмента.


Источники:

1. Абашина И.Д. Механизм устойчивого развития предприятия и роль формирования управленческой команды в его реализации // Аллея науки. – 2019. – № 12(39). – c. 426-429.
2. Александров Д.С. Проблемы и перспективы развития современного менеджмента // Наука и образование: будущее и цели Устойчивого развития: Материалы XVI Международной научной конференции, в 4 частях, Москва, 27 ноября 2020 года. Том 2. – Москва: Московский университет им. С.Ю. Витте. Москва, 2020. – c. 15-21.
3. Александрова Л.Ю., Лохонова Г.М., Александрова О.С. К вопросу моделирования процессов формирования управленческой команды предприятия // Journal of Monetary Economics. – 2024. – № 1. – c. 199-207.
4. Александрова О.С. Формирование управленческой команды предприятия: практические аспекты // Современные исследования: теория, практика, результаты: Сборник материалов Международной научно-практической конференции, Москва, 16 ноября 2023 года. – Москва: Издательство АЛЕФ. Москва, 2023. – c. 294-301.
5. Бородин Г.В., Петренко Е.С. Управление работой распределенных IT-команд: современное состояние и тенденции развития // Лидерство и менеджмент. – 2023. – № 4. – c. 1291-1302.
6. Галин З.А., Гайсин Э.Д., Фролова О.Н. Формирование эффективной управленческой команды // Вестник евразийской науки. – 2020. – № 6. – c. 44.
7. Долгов М.В. Управленческие команды: характерные особенности, показатели и критерии оценки эффективности деятельности // Личность: ресурсы и потенциал. – 2020. – № 3(7). – c. 74-83.
8. Ерзамаева А.Е. Командообразование в стратегическом управлении // Контентус. – 2016. – № 6(47). – c. 122-132.
9. Кадикина А.А. Опыт моделирования управленческой команды архива организации // Лидерство и менеджмент. – 2022. – № 3. – c. 859-876.
10. Конев И.В., Федосюк Я.В. Технология формирования управленческой команды // Научный результат. Серия: Социология и управление. – 2015. – № 3. – c. 75-82.
11. Костина Г.Д., Торгашова А.В. Формирование, развитие и управление командой проекта на основе комплексного подхода // Экономические и социально-гуманитарные исследования. – 2019. – № 4(24). – c. 49-55.
12. Лаптева В.Ю. Командообразование как управленческий процесс: технология и модели формирования команд // Направления повышения эффективности управленческой деятельности органов государственной власти и местного самоуправления: Сборник материалов V Международной научно-практической конференции. – Алчевск: Луганский государственный университет имени Владимира Даля. Алчевск, 2023. – c. 215-217.
13. Окороков А.В. Актуальные проблемы современного командообразования: ротация, аутстаффинг, сетевые эффекты // Лидерство и менеджмент. – 2021. – № 3. – c. 317-328.
14. Петров С.В. Стратегические аспекты создания команды управления промышленным предприятием: специальность 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности)». / автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. - Владимир, 2003. – 22 c.
15. Склепович М.В., Шинкарева Ю.Б. Совершенствование моделей управленческой команды в условиях кризиса // Экономический вестник Донбасского государственного технического института. – 2021. – № 7. – c. 84-92.
16. Халина А.А. Процесс развития и модели формирования управленческих команд в организации // Преподаватель XXI век. – 2010. – № 4-2. – c. 361-367.
17. Чекалкин С.А. Организация удаленной работы после пандемии // Инновации и инвестиции. – 2023. – № 8. – c. 415-424.
18. Яхонтова Е.С. Мультидисциплинарные команды как фактор устойчивости компаний в современных условиях // Лидерство и менеджмент. – 2023. – № 2. – c. 425-438.

Страница обновлена: 12.08.2024 в 16:01:44