Технологический фактор развития национального хозяйства
Скачать PDF | Загрузок: 13
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 1 (13), Январь 2008
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=12959338
Аннотация:
Технологический фактор в современном мире играет принципиальную роль в конкурентоспособности отдельно рассматриваемой фирмы и национального хозяйства в целом, поскольку новая технология позволяет повысить производительность труда при одновременном снижении издержек производства.
Ключевые слова: конкурентоспособность, технологический фактор
Технологический фактор в современном мире играет принципиальную роль в конкурентоспособности отдельно рассматриваемой фирмы и национального хозяйства в целом, поскольку новая технология позволяет повысить производительность труда при одновременном снижении издержек производства.
Технологии создают стратегические преимущества государства в международной конкуренции, постепенно изменяют структуру потребления и стандарты жизни населения, способствуют экономическому росту и устойчивому развитию. Управленческие технологии, опирающиеся на грамотную реализацию потенциала творческого человека, серьезно повышают прибыльность и эффективность продвижения бизнеса.
Если в XIX веке «рост производства определялся в основном экстенсивными факторами – вовлечением новых масс капитала и рабочей силы, новых земель, развитием капитализма вширь, то в XX веке – в основном интенсивными, и, прежде всего, повышением производительности труда на базе новой техники, прогрессивными структурными сдвигами, развитием капитализма вглубь» [1]. Сегодня наиболее развитые страны имеют и лучшие технологии.
Для России вопрос о новых технологиях чрезвычайно актуален в связи в высокой степенью износа основных фондов в промышленности и невозможностью производить конкурентоспособную продукцию на старом оборудовании. В структуре российского импорта основную часть занимает именно оборудование. Однако, это импорт относительно устаревшей техники, поскольку новейшие образцы представляют большую ценность для производителей и способны приносить высокую прибыль при использовании на своих предприятиях.
Необходимо учитывать и фактор конкуренции. Не имеет смысла продавать самое новое оборудование и технологии конкуренту до тех пор, пока они не использованы на предприятиях своей страны. Наиболее развитые государства покупают «мозги», способные генерировать уникальные технологии, и создают условия для их эффективной деятельности.
Позиции государства во многом определяются отношением к творческому труду, к инициативе и изобретательству. Как пишет И.А. Пригожин, «инициаторы и проводники впервые появляющихся идей, разработок, опыта и т.д., идущих навстречу нынешним или будущим потребностям общества, составляют ценнейшее достояние страны. В конечном счёте, творчески мыслящие и действующие люди есть главное богатство любого народа. И отношение к ним как провозглашаемое, так и фактическое, есть характеристика прогрессивности общества, шанс на его успех в международном соревновании» [2].
Разработанная технология не обязательно принесет коммерческий успех. Следует различать разработку и коммерческое продвижение продукта. Это на практике осуществляют разные люди, имеющие совершенно различную психологию и склад характера. Для успешного продвижения технологии на рынке фирма предпринимает меры по изучению спроса, проводит активную рекламную деятельность, пытается покрыть возможные первоначальные убытки по новому продукту за счет прибыли по уже известным маркам.
Б. Твисс выделяет следующие факторы, оказывающие влияние на успешное продвижение научно-технического нововведения фирмы:
1) ориентация на рынок;
2) соответствие целям организации;
3) эффективная система отбора и оценки проектов;
4) эффективное управление проектами и контроль;
5) источник творческих идей;
6) восприимчивость организации к нововведениям;
7) индивидуальная и коллективная ответственность [3].
Государство с необходимостью формирует институциональную среду, способствующую продуцированию, эффективной трансляции и восприятию инноваций. Инновации представляют собой конкурентную сферу деятельности, которая интегрирует науку и технологии, а также экономические, социальные и политические аспекты.
Инновации подразделяются на технологические и институциональные. Для успешной генерации технологических инноваций должна быть сформирована институциональная среда. В контексте институциональной экономической теории институциональные инновации включают:
а) новые институции (организационно-экономические формы существования предприятий);
б) новые процедуры (способы) ведения операций в экономике, а также организации рынков и взаимодействия институций;
в) новые «матрицы культуры». Под матрицами культуры понимаются традиции, существующие на данный момент времени в организации хозяйственной жизни общества, способы мотивации работников и предпринимателей, стереотипы поведения физических лиц – участников экономического процесса, а также предприятий или организаций [4]. Именно культура меняется медленнее всего и не всегда способна адекватно воспринимать изменения.
По области проявления институциональные инновации можно подразделить на организационные, управленческие, правовые, социальные, экологические. Наибольших успехов в этой сфере добился Китай. Необходимо подчеркнуть, что важным уроком китайской реформы является необходимость постепенного, а не мгновенного перехода к рыночной экономике. То есть, сначала проводятся преобразования на предприятиях, в отраслях и регионах, реформы в системе управления хозяйственных единиц на микроуровне, а затем под воздействием этих изменений осуществляется переустройство макроэкономических условий или макроэкономической среды. Это позволяет обеспечить стабильный и постоянный рост экономических показателей, повышение жизненного уровня основной массы населения и заинтересованность большинства социальных слоев и групп в реформах и переходе к рынку. В противном случае большая часть населения не будет заинтересована в преобразованиях, и процесс перехода к рынку замедлится на неопределенное время [5]. Россия как раз поступила совсем наоборот, сломав старый институциональный механизм на макроуровне и не сформировав новой институциональной базы.
Технологические инновации подразделяются на продуктовые и процессные. Технологические инновации можно классифицировать по следующим основаниям: степень научно-технической и экономической новизны, стадия жизненного цикла, комплексность.
Глобализация способствует «росту проницаемости границ между странами, кратно расширяет рынки ресурсов, технологий, продукции и существенно обостряет конкуренцию между товаро– и услугопроизводителями» [6]. Сегодня наиболее дорогими товарами на рынке становятся информация и интеллект, способный ее генерировать и эффективно обрабатывать. Отсюда и проблема управления появлением новых знаний и необходимость создания институциональных условий для творческого труда. Человек теперь есть главный источник прибыли компании и экономического роста страны. Инвестиции приоритетны в новые знания и развитие интеллекта. Серьезная конкуренция ведется за интеллект, а не только за природные ресурсы, капитал и сферы влияния в мире.
Для России необходимо формирование условий для реализации творческого потенциала личности. Следует отметить, что творческие люди все более востребованы рынком. Крупные компании проводят отбор персонала с учетом творческой составляющей, поскольку ими осознается величина потенциальной прибыли, которую эти сотрудники могут принести фирме.
Источники:
2. Пригожин А.И. Нововведения: стимулы и препятствия (Социальные проблемы инноватики). – М.: Издательство политической литературы, 1989. – с. 59.
3. Твисс Б. Управление научно-техническими нововведениями / Сокращ. перевод с англ. А.Г. Медведева. Научная редакция и предисловие д.э.н., проф. К.Ф. Пузыня. – М.: Экономика, 1989. – с. 36, 47.
4. Менеджмент технологических инноваций / Д.С. Евстафьев, Н.Н. Молчанов, О.В. Мотовилов и др.; Под ред. С.В. Валдайцева, Н.Н. Молчанова. – СПб.: Издательство Санкт-Петербургского Государственного Университета, 2003. – с. 5.
5. Островский А.В. Китайская модель перехода к рыночной экономике. – М.: Институт Дальнего Востока РАН, 2007. – с. 173.
6. Макаров В.Л., Клейнер Г.Б. Микроэкономика знаний. – М.: Издательство «Экономика», 2007. – с. 11.
Страница обновлена: 26.09.2024 в 18:24:56