Интеллектуальный труд как фактор эффективного функционирования компаний
Скачать PDF | Загрузок: 4 | Цитирований: 6
Статья в журнале
Вопросы инновационной экономики (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 6 (6) за 2011 год
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=16538456
Цитирований: 6 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
В данной статье рассматриваются основные проблемы рынка труда и нехватки квалифицированной рабочей силы. Автором обосновывается, что квалифицированные кадры, представляя человеческий капитал, выступают в качестве стратегического ресурса и становятся необходимой предпосылкой эффективного функционирования и обновления производства.
Ключевые слова: рынок труда, человеческий капитал, интеллектуальный капитал, рабочая сила
Интеллектуальный капитал накапливается в течение всей жизни человека. Его приобретение зависит от социально-экономических условий, профессионального статуса индивидуума, темпов морального обесценивания знаний, опыта, умений. Когда-то воспитание, образование и фундаментальная наука считались затратным бременем для экономики. Затем понимание их важности как факторов развития экономики и общества изменилось. И образование, и наука, и ментальность как составляющие человеческого капитала, и сам человеческий капитал в целом, стали главным фактором роста и развития современной экономики, развития общества и повышения качества жизни. Ядром, конечно, был и остается человек. Сам же человеческий капитал ныне определяет основную долю национального богатства стран, регионов, муниципальных образований и организаций. Причем долю, считаемую в рублях или долларах. В сущности, накопленный человеческий капитал — это инвестиции и отдача от них в человека, в качество его жизни, в условия и инструменты его интеллектуального труда, в среду обитания и работы. Простой труд важен, но не определяет развитие современной экономики. Экстенсивные факторы развития давно себя исчерпали в развитых странах. Количественный и качественный состав рабочей силы, в соответствии с расширительной концепцией национального богатства, наряду с другими показателями является одной из важнейших составляющих национального богатства. Национальное богатство включает в себя совокупность накопленных физического, человеческого и финансового капиталов, а также природного капитала страны в стоимостной оценке. Причем человеческий капитал — первичен в настоящее время. Если имеются профессионалы и среда, где они могут успешно работать — в условиях глобальной экономики неминуемо появляются деньги, а следом и физический капитал, т.е. средства производства. Ну, а природный капитал — природные ресурсы — это от Бога, который наделил ими Россию в полной мере.
Человеческий капитал (ЧК) — это интенсивный производительный фактор развития экономики и общества, включающий трудовые ресурсы, знания, инструменты интеллектуального и организационного труда, среду обитания и интеллектуальной работы, обеспечивающие эффективное и рациональное функционирование ЧК как производительного фактора развития [1].
Важнейшей составляющей ЧК является труд, его качество и производительность. Качество труда в свою очередь определяется ментальностью населения и качеством жизни. Труд в России, к сожалению, был и остается традиционно низкого качества (т.е. продукция российских предприятий, за исключением сырья и первичных продуктов из него, неконкурентоспособна на мировых рынках, производительность и интенсивность труда низки). Энергопотребление российской продукции вдвое–втрое выше в зависимости от отрасли, чем в странах с эффективными производствами. А производительность труда в несколько раз ниже, чем в развитых странах. Низкопроизводительный и некачественный труд существенно снижает накопленный российский ЧК, снижает его качество. Самая острая проблема для компаний — дефицит качественной рабочей силы. «На волне экономического подъема многие российские компании почувствовали острую нехватку квалифицированных рабочих кадров. Причины понятны: за предшествовавшие годы промышленные предприятия потеряли немалую часть персонала, уходившего в поисках работы в другие отрасли. А уровень образования новых кадров работодателей не вполне устраивает» [2]. С одной стороны, это проблема структурного, количественного и качественного несоответствия выпускников учебных заведений современным квалификационным требованиям к работникам на рынке труда. До сих пор количественные и качественные показатели уровня выпускников, предлагающих рабочую силу, не совпадают с требованиями работодателей. Неоднократно поднимался вопрос о том, что выпускников вузов практически ровно столько, сколько и выпускников общеобразовательных школ. Все было бы замечательно, если бы только не удручающая ситуация на рынке труда, где присутствует огромное количество вакантных рабочих мест и столько же выпускников вузов находятся в поисках работы. Это один из ярких показателей несбалансированности на рынке труда, которая является результатом несогласованных действий тех органов, от которых зависит решение данной проблемы, а, следовательно, и проблема роста национального богатства.
С другой стороны, наблюдается усиливающаяся конкуренция и постоянная необходимость в повышении квалификации. Однако недостаточно развиты образовательные структуры для постоянного усовершенствования знаний, получения информации по новым методикам ведения бизнеса и т. п. Невозможно пользоваться полученными знаниями всю жизнь. В современном молниеносно меняющемся мире знания устаревают уже через несколько лет. Большинство людей за время своей карьеры, согласно статистике, до семи раз меняют место работы. В течение жизни может несколько раз поменяться специальность. Таким образом, узкая «одноразовая» профессиональная подготовка загоняет человека в ловушку. Период существования специализации заведомо меньше периода трудовой деятельности человека. При дефиците специалистов с высшим и средним специальным образованием примерно равное число предприятий ищет выход в переобучении (52–56%) и в повышении заработной платы (59%). Дефицит квалифицированного труда, декларируемый предприятиями, качественно неоднороден. Например, это может быть дефицит работников массовых профессий, которых «поставляет» на рынок труда система профессионального образования, а может быть дефицит уникальных специалистов или работников специфических профессий и навыков. Их подготовка есть забота не только профессиональных учебных заведений (внешних по отношению к предприятиям), но и самих предприятий, которые должны инвестировать в такого рода обучение на рабочем месте [3, с. 50-89].
Расчеты показывают, что до 2010 г. расчетная потребность в рабочей силе была ниже ограничения по объему предложения труда. Однако, согласно большинству вариантов, уже в 2012–2014 гг. проявится дефицит труда, увеличивающийся со временем [4].
Для решения задач повышения уровня интеллектуального потенциала необходимо упорядочить деятельность рынков труда и структуру образовательных услуг. Эти изменения возможны только при условии совместной деятельности образовательных учреждений, являющихся главными производителями услуг, и субъектов, предъявляющих спрос на квалифицированную рабочую силу (предприятий, организаций, фирм, государства), а также посреднических структур.
Источники:
2. «Разбор училищ». Ведомости, 13 марта 2002.
3. Г. Беккер. Человеческое поведение. Экономический подход. М., ГУ-ВШЭ, 2003. С. 50-89.
4. Сайт Министерства Экономики России. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.economy.gov.ru
Страница обновлена: 15.07.2024 в 02:07:04