Формирование стратегии развития высокотехнологичных предприятий на основе создания системы инноваций
Скачать PDF | Загрузок: 7 | Цитирований: 10
Статья в журнале
Вопросы инновационной экономики (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 3 (3) за 2011 год
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=16541519
Цитирований: 10 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
В статье предлагается подход к формированию стратегии устойчивого развития предприятий высокотехнологичного сектора экономики на основе создания системы инноваций. Рассмотрен процесс формирования прироста рыночной стоимости предприятия посредством совокупности созданных инноваций. Обосновано, что решению этой задачи способствуют предложенные механизмы усиления инновационной составляющей конкурентной стратегии и формирования предприятием инноваций на этапе промышленного выпуска продукции.
Ключевые слова: инновации, высокотехнологичные предприятия, рыночная стоимость, конкурентная стратегия
Менеджменту предприятий высокотехнологичного сектора экономики при формировании стратегии устойчивого развития необходимо принимать во внимание инновационную составляющую стратегии. Эта составляющая охватывает создание инноваций, приобретение или их привлечение на основе лицензионных договоров. Усиление инновационной составляющей стратегии предприятия предполагает разработку или наличие экономически и финансово обоснованного плана действий. Этот план может включать самостоятельное создание предприятием инноваций или приобретение у других предприятий различных объектов интеллектуальной собственности, в основе которых лежат инновационные разработки. При выборе одного из этих направлений необходимо располагать методикой экономического обоснования того или иного направления усиления инновационной составляющей конкурентной стратегии предприятия.
В случае создания предприятием инноваций добавленная стоимость будет представлять собой сумму компаундированных затрат, связанных с разработкой объекта интеллектуальной собственности и его правовой охраной. Эти затраты рассчитываются за весь срок создания инновации [2]. Добавленная стоимость также может возникать как результат приобретения предприятием прав интеллектуальной собственности на инновации (новые технологии, конструкторскую документацию на новую продукцию), созданные другими предприятиями. Использование предприятием этих инноваций приводит к дополнительным притокам денежных средств. В этом случае добавленная стоимость представляет собой сумму дисконтированных денежных потоков, образующихся в результате применения инновации в производственной деятельности предприятия. Формирование добавленной стоимости материальных и интеллектуальных активов в результате создания или приобретения инновации приводит к росту рыночной стоимости, что в современных условиях является стратегическим направлением развития предприятия (рис. 1).
Рис. 1. Механизм усиления инновационной составляющей конкурентной стратегии предприятий
Таким образом, особенностью функционирования современного предприятия является управление инновациями в течение всего жизненного цикла продукции, создаваемой в результате интеллектуальной деятельности персонала. На рис. 2 приведен пример структуры жизненного цикла технологической инновации (объекта интеллектуальной собственности), создаваемой высокотехнологичным предприятием. Из рисунка видно, что жизненный цикл создаваемого объекта интеллектуальной собственности включает в себя две составляющие — инновационный и инвестиционный циклы, каждый из которых содержит несколько этапов [1].
Во-первых, это этапы НИОКР и непосредственного создания продукции, технологий её производства. Отличаясь высоким уровнем новизны и наукоёмкости, продукция и технология представляют собой технологическую инновацию, охватывающую, как продуктовую (новый продукт), так и процессную (новая технология) составляющие. Эти инновации являются объектами интеллектуальной собственности, и их введение в состав имущества предприятия существенно влияет на рост его рыночной стоимости.
Во-вторых, современное предприятие интегрирует в свою деятельность этап использования созданных технологических инноваций (объектов интеллектуальной собственности), т.е. коммерциализацию полученных результатов инновационной деятельности. Целью этого этапа является получение прибыли от использования инновационных разработок. Капитализация прибыли увеличивает, как балансовую, так и рыночную стоимость предприятия. Это происходит за счет создания или приобретения новых элементов материальных и нематериальных активов.
Ориентирование высокотехнологичного предприятия на создание, освоение и практическое использование совокупности инноваций, основу которых составляют технологические инновации, порождает необходимость формирования принципиально новых организационно-производственных структур. Такие структуры сочетают в себе высокий уровень гибкости и автоматизации, а также использования новых методов организации и управления бизнес-процессами. Поэтому в рамках инновационной системы высокотехнологичного предприятия возникают организационные и управленческие инновации. Примером таких инноваций может быть применение технологии «just in time», концепции бережливого производства и т.д.
Рис. 2. Структура жизненного цикла инновации (объекта интеллектуальной собственности)
На этапе использования созданных технологических инноваций предприятие также формирует маркетинговые, ресурсные и другие инновации (рис. 3). Новые способы продвижения на рынок высокотехнологичной продукции и услуг приводят к появлению у предприятия совокупности маркетинговых инноваций. Стремление высокотехнологичного предприятия использовать ресурсы (как материальные, так и интеллектуальные) более высокого качества формирует ресурсные инновации.
Рис. 3. Механизм формирования предприятием инноваций на этапе промышленного выпуска продукции
Рынок, предъявляя высокие требования к качеству продукции, её ассортименту и своевременности поставки потребителю, диктует переход к диверсифицированному производству. Диверсификация предполагает не только расширение номенклатуры производимой продукции и использование производственных систем с высоким уровнем гибкости и автоматизации, но и изменение механизма оперативно-календарного планирования и управления производственными процессами. С одной стороны, с расширением номенклатуры производимой продукции этот механизм усложняется, а с другой стороны, у предприятия появляется реальная необходимость использования такой технологии внутрипроизводственного управления, как just in time (производство по принципу «точно в срок»).
В условиях высокой неопределённости и нестабильности внешней среды диверсификация является эффективным методом снижения рисков инновационной деятельности предприятия. При диверсификации существенным преимуществом высокотехнологичного предприятия является возможность интеграции науки и производства, заключающейся в объединении производства, технического опыта, научно-исследовательских разработок и использовании навыков, умений и знаний персонала.
Формирование организационно-управленческих инноваций означает появление у предприятия новых интеллектуальных активов. Причем материальные элементы формируемых предприятием высокотехнологичных гибких производственных структур (основное и вспомогательное оборудование, исключительные и неисключительные права на новые технологии, сырьё, незавершённое производство и т.д.) учитываются в составе внеоборотных и оборотных активов. Способы и методы организации и управления производством, представляя собой совокупность организационных и управленческих интеллектуальных активов, не могут быть учтены таким же образом, как и материальные элементы производства. В конечном итоге эти активы отражаются в составе деловой репутации предприятия. Однако на практике всегда возникает задача идентификации этих активов и их стоимостной оценки. Для проведения такой оценки может быть использован метод реальных опционов.
Поскольку в диверсифицированном производстве эффект масштаба, характерный для массового производства, практически отсутствует, то возникает необходимость выявления тех факторов, которые обеспечивают эффективность диверсифицированного производства. Такими факторами являются, во-первых, применение систем CAD/CAM, интегрирующим автоматизацию, как процессов изготовления продукции (стратегия CAM – Computer Assisted Manufacturing), так и конструкторско-технологических этапов создания этой продукции (стратегия CAD – Computer Assisted Design) [2]. Использование этих систем минимизирует сроки выполнения заказов, сокращая затраты времени на подготовку производства, переналадку производственных систем. Во-вторых, эффективность инновационной деятельности в условиях диверсифицированного производства обеспечивается за счет перехода на CALS-технологии (Continuous Acquisition and Life Cycle Support), предполагающих непрерывную информационную поддержку жизненного цикла инновационного продукта.
Конкурентная стратегия высокотехнологичного предприятия представляет собой глобальную стратегию повышения эффективности бизнес-процессов, выполняемых на всех этапах жизненного цикла продукта. Это обеспечивается за счет информационной интеграции и преемственности информации, порождаемой на каждом этапе жизненного цикла. Средствами реализации данной стратегии являются CALS-технологии, в основе которых лежит набор интегрированных информационных моделей продукта, производственной и эксплуатационной среды. Возможность совместного использования различной информации обеспечивается компьютерными сетями и стандартизацией форматов данных.
Поэтому CALS-стратегия основана на формировании интегрированной информационной среды (единого информационного пространства), обеспечивающей унифицированные способы управления процессами и взаимодействием всех участников инновационного цикла, включая заказчиков продукции, поставщиков ресурсов, эксплуатационного и ремонтного персонала и т.д. Эта стратегия реализуется преимущественно посредством электронного обмена данными. Основными компонентами CALS-систем являются системы автоматизированного проектирования и CAD/CAM-системы; автоматизированные системы управления производством (MRP/ERP-системы); системы хранения и управления информацией о продукте (STEP/PDM Suite-системы).
Переход на стратегию управления всей совокупностью бизнес-процессов на основе CALS-технологий даёт возможность выполнения дополнительных инжиниринговых работ в сфере послепродажного обслуживания. Это особенно актуально для инновационной продукции длительного использования, т.к. продляет эксплуатационную составляющую ее жизненного цикла, обеспечивая высокий уровень сервисного обслуживания.
Поскольку маркетинговые инновации образуются у предприятия за счёт использования новых методов исследования рынка и продвижения продукции потребителю, то их следует трактовать как маркетинговые интеллектуальные активы предприятия. Ресурсные инновации являются следствием использования предприятием новых видов ресурсов: материальных, интеллектуальных и информационных. Поэтому в составе интеллектуальных активов предприятия появляются такие элементы, как информационно-интеллектуальные ресурсы и продукты.
Таким образом, в результате интеллектуальной деятельности персонала возникает совокупность инноваций, учитывающихся в составе интеллектуальных активов предприятия (рис. 3). Поэтому возникает задача организации такого управления этими активами, которое обеспечило бы рост рыночной стоимости предприятия. Решение этой задачи предполагает идентификацию различных элементов интеллектуальных активов, их оценку и учёт в составе имущества предприятия. Это важно, поскольку рыночная стоимость образуется в результате соединения в инновационном бизнесе финансовой и интеллектуальной составляющих капитала высокотехнологичного предприятия [4]. На рис. 4 представлен механизм формирования рыночной стоимости высокотехнологичного предприятия.
Финансовые ресурсы, с точки зрения принадлежности высокотехнологичному предприятию, включают в себя собственный и заемный капитал предприятия. Для обеспечения роста рыночной стоимости кроме традиционных финансовых инструментов рынка капитала предприятие может использовать и такие источники финансирования, как финансовый и оперативный лизинг, приобретать новые технологии на основе лицензионных соглашений и т.д. Наличие у предприятия финансового капитала является необходимым условием ведения инновационной деятельности и, соответственно, роста рыночной стоимости предприятия. При этом с позиции минимизации финансовых рисков предприятию важно иметь возможность привлечения широкого спектра финансовых инструментов рынка капитала. Поэтому в современных условиях финансовая диверсификация выступает как фактор повышения устойчивости высокотехнологичного предприятия.
Инновационная направленность деятельности (особенно, если предприятие ориентируется на создание прорывных инноваций) приводит к тому, что для успешного функционирования на высоко конкурентных рынках наукоёмкой продукции предприятию недостаточно располагать только финансовым капиталом. В условиях жёсткой конкурентной борьбы необходим интеллектуальный капитал, который включал бы в себя интеллектуальные активы и человеческий (трудовой) капитал.
Человеческий капитал описывается с помощью таких параметров, как индивидуальные трудовые способности, профессиональные знания, умения, навыки и опыт различных категорий персонала высокотехнологичного предприятия. Важными параметрами, характеризующими степень развития человеческих (трудовых) ресурсов, являются уровень образования и квалификации, уровень инновационной активности и прочие результаты процесса интеллектуальной деятельности конкретных личностей, составляющих основу кадрового состава предприятия.
Рис. 4. Механизм формирования рыночной стоимости высокотехнологичного предприятия
В процессе формирования рыночной стоимости предприятия в результате преобразования информационно-интеллектуальных ресурсов создаются интеллектуальные продукты, которые характеризуются способностью к коммерциализации и включают в себя такие составляющие, как:
Источники:
2. Высокотехнологичные предприятия в эпоху глобализации // И.В. Иванов, В.В. Баранов, Г.И. Лысак, О.В. Кирсанов. – М.: Альпина Паблишер, 2003. – 416 с.
3. Зайцев А.В, Баранов В.В. Инновации как инструмент формирования стратегии устойчивого развития предприятия // Вестник университета. ГОУВПО «Государственный университет управления». – 2009. - № 19. – с.123-126.
4. Николаев С.Д., Зайцев А.В., Баранов В.В., Крафт Й. Интеллект современного предприятия; Монография. – М.: Издательский Дом «Комсомольская правда», 2010. – 252 с.
5. Зинов В.Г., Лебедева Т.Я., Цыганов С.А. Инновационное развитие компании: управление интеллектуальными ресурсами; Учеб. пособие / Под ред. В.Г. Зинова. – М.: Издательство «Дело» АНХ, 2009. – 248 с. – (Сер. «Образовательные инновации»).
Страница обновлена: 21.10.2024 в 12:30:50