Разумные налоги – главное условие возрождения реального сектора экономики России
Скачать PDF | Загрузок: 5
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 24 (270), Декабрь 2014
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Засько В.Н., Сулейманов Д.Н. Разумные налоги – главное условие возрождения реального сектора экономики России // Российское предпринимательство. – 2014. – Том 15. – № 24. – С. 115-119.
Аннотация:
Статья посвящена проблеме формирования стабильной и эффективной налоговой политики в России в условиях экономических санкций. Констатируется, что простое совершенствование существующей налоговой системы и, тем более, без переориентации всех действий налогово-финансовых органов на стимулирование развития реального сектора экономики, не только не позволит выработать конкурентоспособный сектор экономики, но и не приблизит страну к стандартам развитых стран.
Ключевые слова: налоги, налоговая нагрузка, консолидация, НДС, санкции, реинвестирование, реформа, спецрежим
В сентябре 2014 года Президент страны В.В. Путин заявил: «За предстоящие 1,5–2 года необходимо сделать настоящий рывок в повышении конкурентоспособности реального сектора» [1]. Правительство приняло это указание к исполнению: проводятся совещания, разрабатываются меры, бизнес призывают активно подключиться к переводу экономики на несырьевой путь развития. Поэтому актуальной становится проблема пересмотра существующих и формирования новых налогов для производственных предприятий. Ведь известно, что социально-экономическое развитие любой страны в решающей степени зависит от проводимой в ней налоговой политики.
Сравнительный анализ налогового бремени производственных предприятий
Председатель правительства Д.А. Медведев говорит о том, что базовые основы налоговой системы необходимо сохранить, новые налоги вводиться не будут, стабильность налогообложения гарантируется. Однако завышенное и совершенно неадекватно распределяемое между секторами экономической деятельности бремя налогов создает фактически запретительный режим в отношении всякого рода производственной и производительной деятельности в России. Налоговое бремя по усредненным показателям достаточно высоко – порядка 37–39% (независимые эксперты увеличивают эту цифру до 50%), а для реального сектора оно еще выше. Например, налоговая нагрузка на работников наемного труда превышает 70% (рекордная в мире), а предприятия реального сектора экономики подвергаются даже тройному налогообложению: налогом на прибыль, НДС и налогом на имущество.
Между тем, в странах, которые реально выступают нашими конкурентами (в Китае, Вьетнаме, Турции, Мексике и т.д.), как на внешнем, так и внутреннем рынке, общий показатель налогового бремени заметно ниже – не более 25–30%, а для производства промышленной продукции созданы зоны «свободной торговли», где ставки основных налогов в разы снижены или вообще отменены.
По оценкам экспертов, в США налоговая нагрузка на предприятиях реального сектора экономики примерно в 5–7 раз ниже, чем в РФ. Это видно уже по размерам налоговых ставок без учета разнообразных льгот и скидок, которые в США предоставляются предприятиям на федеральном уровне и на уровне штатов. В данной стране не введен налог на имущество, нет НДС, социальные взносы составляют 13,3% (в России – 30%), налог на прибыль имеет прогрессию, которая начинается со ставки в 15%. Кроме того, в США действуют такие правила, касающиеся амортизационных отчислений и «налогового кредита», согласно которым предприятия, вкладывающее все свои доходы в развитие и модернизацию производства, вообще этого налога не платят.
Президент РФ В.В. Путин давал поручение провести сравнение налоговой нагрузки в отношении среднего машиностроительного предприятия (завод по производству тракторов) между Россией и Канадой. В результате оказалось, что бремя налогов для такого завода в РФ более чем в 4 раза выше, чем в Канаде. Данный завод в Канаде работает стабильно и с прибылью. Но если его производство перенести в российские условия, то оно сразу становится убыточным.
Следует отметить, что в Канаде налоговые ставки существенно выше, чем в США. Но и США теряют свои предприятия в пользу соседней Мексики, где налоговое бремя еще ниже. Президент Б. Обама поставил задачу повернуть этот процесс вспять, сделать все, чтобы вернуть назад «убежавшие» из США рабочие места. И здесь огромную роль сыграет правильно построенная система налоговых льгот.
Разбор налогов
По налогу на прибыль во всех развитых странах существует такая льгота, как «налоговый кредит» – одномоментное и безвозвратное уменьшение величины начисленного налога на сумму реинвестированных доходов предприятия. В результате действия этой льготы предприятия, реинвестирующие всю свою прибыль, не платят налог на прибыль. В налоговом кодексе РФ существуют «налоговые кредиты», однако льгот не предусмотрено, а под ними подразумевают отсрочку налоговых платежей.
Правительство РФ активно заключает соглашения «об устранении двойного налогообложения» с другими странами (заключено уже более 70 таких соглашений) и в то же время допускает и сохраняет (!) тройное налогообложение (три налога на деятельность предприятия и три налога (НДФЛ, НДС, социальные взносы) на заработную плату работников) для своих собственных налогоплательщиков.
Напомним, что «двойным налогообложением» признается применение однотипных налогов в отношении одного и того же объекта обложения в пределах одного и того же налогового периода. В России введен для предприятий налог на прибыль, а также есть еще налог на «добавленную стоимость», в налоговой базе которого содержится как прибыль предприятия, так и заработная плата его работников. Последняя еще облагается НДФЛ, и по ней также начисляются социальные взносы, которые в бухгалтерском учете предприятия добавляются к его общим затратам на оплату труда.
В итоге получаем рекордно высокую в мире налоговую нагрузку на труд – свыше 70%. В то время как во всех развитых странах она находится на уровне 40–45%. Представители «Деловой России» вынуждены признать, что именно «очень высокий процент налогов с зарплат…приводит к тому, что бизнес предпочитает оставлять зарплаты сотрудников в тени» [2].
Кроме того, в России исключительно жесткое налоговое администрирование в отношении предпринимателей. За ошибки в оформлении отчетных документов (например, по НДС) предусмотрено наказание. В европейских странах, для сравнения, по нарушениям в отчетности по НДС проводится дополнительная проверка в отношении факта совершения регистрируемой сделки.
Особенности НДС
Налог на добавленную стоимость, по нашему мнению, это налог, созданный для определенных условий, которых в России нет и еще долго не будет. В Европе он использовался для замены множества разного рода косвенных налогов, включая и таможенные пошлины. Кроме того, в странах ЕС этот налог успешен и полезен для целей поощрения экспорта, а в РФ весь экспорт практически сырьевой, поэтому есть ли необходимость такой экспорт поощрять или стимулировать?
Есть возражения против НДС и с точки зрения решения поставленной президентом РФ задачи по подъему реального сектора экономики. Дело в том, что этот налог, в отличие от всех прежних косвенных налогов, непосредственно затрагивает сферу производства, которая за счет него становится более сложной, затратной и длительной на конкретном предприятии.
Поэтому для российских крупных промышленных предприятий, страдающих от недостатка оборотных средств (в отличие от стран ЕС, где предприятия имеют доступ к дешевому финансированию «по обороту», в России предприятиям банки дают кредиты неохотно и под непосильно высокие проценты), НДС является налогом, тормозящим не только их развитие, но даже и сохранение достигнутого уровня производства.
Как показывают факты, НДС является еще и крайне криминогенным налогом. В плане собираемости НДС, по сравнению с другими видами налогов, выглядит весьма слабо (по оценкам – от 25 до 50%; официально показатель собираемости для НДС составляет 95%, но эта цифра не внушает доверия, т.к. даже в значительно более «благополучных» в плане администрирования налога странах ЕС собираемость НДС признается на уровне 70–75%).
При этом значительная доля «несобираемости» НДС имеет своей причиной применение разного рода искусственных схем и махинаций. Особенно велики размеры мошенничества при экспорте: государство при этом переплачивает до 40% из общей суммы возвратов по НДС. Обходят НДС и при импорте. По официальным данным по некоторым товарным позициям контрабанда составляет до 40–60% от общего объема ввоза.
Таким образом, у НДС в России есть две проблемы: первая – неправильное применение НДС; вторая – непригодность налога для условий нашей страны.
Выводы
Для любой развивающейся экономики одновременное применение двух налогов – НДС и налога на прибыль (без компенсирующего последний «налогового кредита»), по нашему мнению, абсолютно недопустимо. В этой ситуации НДС для России – это катастрофа, растянутая во времени. Инвестировать средства в реальный сектор в этих условиях становится невыгодным. Выходом из этой ситуации являются снижение ставки НДС до 10% и отмена всех льгот и освобождений по этому налогу. Бюджет страны от этого только выиграет (за счет ликвидации разного рода схем по уходу от этого налога и устранения неоправданных возмещений НДС).
Таким образом, без изменения системы налогообложения, без радикальной перестройки налогового администрирования, без переориентации действий налоговых органов именно на цели поощрения развития несырьевого сектора экономики, задача, поставленная президентом РФ, решена быть не может. Тем более, в обозначенные им сроки…
Источники:
2. Российская бизнес-газета. – № 38. – 30.09.2014. – С. 9.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 19:52:20