Повышение эффективности деятельности муниципальных предприятий на основе использования системы сбалансированных показателей

Анисимов И.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 23 (269), Декабрь 2014
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В данной статье проанализированы особенности функционирования муниципальных предприятий. Автором предложен метод оценки эффективности деятельности сотрудников предприятия, основанный на использовании системы сбалансированных показателей.

Ключевые слова: система сбалансированных показателей, ключевые показатели эффективности, стратегические карты, эффективность деятельности муниципальных предприятий



Муниципальные унитарные предприятия играют важную роль в формировании высокого качества среды проживания. Несмотря на незначительную долю оборота (2,1%) таких предприятий в обороте всех организаций в целом, в экономике города Хабаровска от их эффективной деятельности зависит функционирование всего городского хозяйства, т.к. в нее включаются услуги тепловодоснабжения и водоотведения; санитарная очистка и благоустройство объектов городской инфраструктуры, транспортное обслуживание и безопасность дорожного движения и многое другое, что влияет на качество жизни населения.

Особенности функционирования муниципальных унитарных предприятий

В современных условиях для обеспечения устойчивого развития города наблюдается объединение двух автономных процессов - бюджетного и стратегического планирования, при которых цели и целевые программы, муниципальные задания предприятиям разрабатываются в процессе планирования бюджета. Для выполнения намеченных стратегических задач следует работу органов местного самоуправления сделать более избирательной, нацеленной на конкретные потребности социальных групп общества.

Основное направление решения данной проблемы - изменение подхода органов местного самоуправления и муниципальных организаций к оценке своей деятельности и сосредоточение их внимания на осознании и развитии новых ценностей в работе своих сотрудников: ориентация на потребителей и конечные результаты; осуществление инноваций; вовлечение персонала в принятие решений; управление процессами на основе анализа информации; стратегическое видение; развитие партнерства как между внутренними подразделениями, так и с внешними организациями; долгосрочное планирование; коллективная ответственность за результаты работы, учет фактора времени.

Данная вертикально-интегрированная модель управления городским хозяйством будет эффективна только в том случае, если она будет построена по единому принципу. По нашему мнению, через систему сбалансированных показателей, в том числе для муниципальных унитарных предприятий.

Классическая модель разработки системы сбалансированных показателей (ССП), предложенная Робертом Капланом и Дэвидом Нортоном, ориентирована в первую очередь на коммерческие организации [4].

И хотя по определению унитарное предприятие признается коммерческой организацией, ставить во главу угла только финансовые показатели, по нашему мнению, нельзя, т.к. это может привести к разбалансировке всей системы управления. Кроме того, муниципальные предприятия выполняют особую социальную роль в обеспечении комфортных условий жизни населения города.

Немаловажным обстоятельством является и то, что федеральные и региональные органы власти оценивает работу местного самоуправления через итоги финансово-хозяйственной деятельности муниципальных унитарных предприятий.

В соответствии с Указом Президента РФ от 28.04.2008 № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» деятельность органов местного самоуправления в целом и руководителя муниципального образования в частности оценивается через удовлетворенность населения качеством предоставления услуг в сферах жилищно-коммунального хозяйства, транспортного обслуживания и состоянием автомобильных дорог, т.е. в сферах ответственности муниципальных унитарных предприятий [7].

При разработке системы сбалансированных показателей для повышения эффективности муниципальных унитарных предприятий необходимо учитывать условия их производственно-хозяйственной деятельности и связанные с ними ограничения.

Данная организационно-правовая форма деятельности предприятия ограничивает возможности привлечения инвестиций для его перспективного развития. Муниципальные унитарные предприятия и хозяйствующие общества с долей муниципалитета в уставном капитале более 25% лишены большинства финансовых инструментов поддержки и развития, предлагаемых различными органами государственной власти.

В соответствии с федеральным законом от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» учредитель осуществляет жесткое экономическое регулирование их деятельности посредством тарифной политики, основанной на экономических расчетах нормативной себестоимости услуг; установление экономически обоснованных нормативов формирования фонда оплаты труда [9].

В то же время муниципальные унитарные предприятия, выполняя социальный заказ администрации муниципалитета, в силу требований федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», вынуждены наравне с коммерческими предприятиями конкурировать за получение муниципального контракта в большинстве сфер деятельности [10].

К серьезным ограничениям можно также отнести и географическую составляющую, ограничивающую приложение производственных мощностей зоной ответственности по закрепленной территории обслуживания.

Кроме того, по итогам социально-экономического развития муниципального сектора экономики отмечается, что муниципальные унитарные предприятия в отраслях транспорта и жилищного хозяйства не имеют валовой прибыли. В современных условиях их финансово-хозяйственной деятельности они являются планово-убыточными организациями, и без финансовой поддержки из бюджета муниципального образования в среднесрочной перспективе не смогут обеспечить рентабельную работу [6].

Для определения возможных вариантов стратегии развития муниципальных унитарных предприятий воспользуемся матрицей товар-рынок [2].

Стратегии нового продукта - нового рынка (диверсификация) и существующий товар - новый рынок (стратегия развития рынка) для муниципальных предприятий в принципе невозможна в силу территориальных ограничений их функционирования.

Предложение на существующем рынке нового продукта (стратегия развития товара), возможно, весьма ограниченно в виду особенностей имеющихся производственных мощностей. При этом новый продукт (услуга) может быть сформирован в виде дополнительных платных услуг для населения, к примеру, предоставление машин и механизмов в краткосрочную аренду.

Таким образом, единственно возможной бизнес-стратегией муниципального унитарного предприятия остается стратегия «существующий товар - существующий рынок» (стратегия проникновения на рынок). Основным инструментом увеличения продаж для муниципальных унитарных предприятий в условиях конкуренции является повышение качества их услуг. Это обусловлено, с одной стороны, рыночными отношениями, с другой стороны, Указом Президента РФ от 07 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», запланировано увеличение показателя уровня удовлетворенности граждан Российской Федерации качеством предоставления государственных и муниципальных услуг до 90% к 2018 году [8].

Использование системы сбалансированных показателей в повышении эффективности деятельности сотрудников муниципальных предприятий

Далее можно предложить следующие этапы технологии разработки системы сбалансированных показателей применительно к муниципальным унитарным предприятиям.

На первом этапе определяются основные услуги предприятия, основные клиенты и их потребительские ценности по отношению к услугам, проводится сегментация клиентов.

На втором этапе формируется карта ССП предприятия для целей высшего уровня, которые соотносятся со стратегическими задачами развития муниципалитета, определяются показатели эффективности.

На третьем этапе выполняется декомпозиция показателей карты ССП на организационную структуру предприятия, определяются ключевые показатели; для всех показателей определяются целевые значения, достижение которых свидетельствует о выполнении стратегических целей предприятия; закрепляется ответственность должностных лиц предприятия [3].

Как правило, после внедрения ССП практически для каждого сотрудника вводится дополнительный компонент заработной платы, который зависит от степени достижения стратегических целей или интегральной оценки степени их реализации.

Денежное стимулирование персонала целесообразно осуществлять на базе KPI (англ. key performance indicator), ключевых показателей эффективности, как составной части ССП. В отличие от традиционной выплаты заработной платы (оклада), данная система ориентирована на достижение долгосрочных и краткосрочных целей предприятия и муниципалитета [5].

Система формирования переменной части денежного вознаграждения (премии) на базе KPI стимулирует сотрудника к достижению высоких индивидуальных результатов, а также к увеличению его вклада в коллективные результаты, в выполнение стратегических целей предприятия. При этом показатели KPI в системе формирования переменной части заработной платы должны быть достаточно просты и понятны сотрудникам, а размеры переменной части компенсационного пакета - экономически обоснованы [5]. В контексте создания сбалансированной системы мотивации необходимым условием является также создание системы конкуренции среди муниципальных служащих за получение премий.

С учетом сказанного нами предлагается метод оценки деятельности сотрудников муниципальных унитарных предприятий, основанный на положении о премировании муниципальных служащих, замещающих высшие и главные должности муниципальной службы. В Положении используются следующие термины и определения: матрица показателей - список критериев с указанием значимости плановых показателей, которые оценивают результативность деятельности муници­пальных служащих; ключевые показатели - система показателей, которые характеризуют результаты деятельности муниципального служащего в зависимости от поставленных целей; СМАРТ-задачи - задачи на определенный период, которые поставлены с учетом критериев кон­кретности, измеримости, достижимости, значимости, сроков исполнения [1].

Показатели и задачи муниципального служащего формируются ежемесячно в виде плановой матрицы показателей [1]. Плановая матрица показателей формируется на месяц без учета предполагаемого фонда рабочего времени сотрудника, утверждается вышестоящим руководителем и доводится до работника под роспись. По завершению отчетного периода сотрудник заполняет фактическую матрицу показателей, на основании которой разрабатывается матрица оценки эффективности его деятельности (см. табл.).

Таблица

Матрица оценки эффективности деятельности руководителя муниципального унитарного предприятия (условный пример)


Цель/задача
Вес
показа-теля,
%
Ед. изм.
План
Факт
Выполнение ст.6/ст.5
Итого
оценка
ст.3 x ст.7,
%
1
Ключе-вой показа-тель
Объем производства продукции (услуг),
30
млн руб.
1500
1450
96,7
29,01
2
СМАРТ-задачи
Оказание дополнительных платных услуг
20
тыс. руб.
100
105
выполнено - 20%
24,0
Выполнение мероприятий ко Дню города
20
шт.
5
5
выполнено - 20%


Выполнение мероприятий ведомственной программы
20
шт.
6
6
выполнено - 20%

Выполнение задания по экономии бюджетных средств
20
тыс. руб.
50
45
не
выполнено - 0%
Выполнение графика строительных работ
20
дата
30.05.14
30.05.14
выполнено - 20%
Итого вес согласованных СМАРТ-задач
30
Итого вес выполненных СМАРТ‑задач
80
3
Исполнительская дисциплина
30
Количество замечаний по работе - 0 (ст.7 = 1);
При количестве замечаний по работе больше 0
(ст.7 = 0)
1
30
4
Оценка вышестоящего руководителя
10
Определяет вышестоящий руководитель от 0 до 1
1
10
ИТОГО по матрице
93,01
Источник: разработано автором.

В фактической матрице учтены весовые значения ключевого показателя и СМАРТ-задач, введена исполнительская дисциплина и оценка вышестоящего руководителя, учитывается фактически отработанное сотрудником рабочее время. На основании итогов деятельности работника определяется сумма премии. Например, если стандартный размер премии по итогам квартала для руководителя муниципального унитарного предприятия составляет 2 должностных оклада, то по результатам деятельности, представленным в таблице, ему будет начислено 0,93 х 2 = 1,86 оклада.

Выводы

Предложенная модель оценки деятельности работников муниципальных предприятий на базе системы сбалансированных показателей позволяет обеспечить баланс интересов администрации города Хабаровска, населения и сотрудников предприятий.


Источники:

1. Анисимов И.А., Андрюшин А.А. Теоретические и практические аспекты по разработке и применению системы сбалансированных показателей в муниципальных образованиях РФ на примере городского округа «Город Хабаровск»: Монография. - Дальневосточный институт - филиал РАНХиГС, 2013. - 49 с.
2. Ансофф И. Стратегическое управление. – М.: Экономика, 1969. - 519 с.
3. Кайль В.В. Возможности использования сбалансированной системы показателей на российских предприятиях // Российское предпринимательство. - 2013. - № 10 (232). - C. 65-70. - http://www.creativeconomy.ru/articles/28901/.
4. Каплан Р. Стратегическое единство: создание синергии организации с помощью сбалансированной системы показателей: Перевод с англ. / Р. Каплан, Д. Нортон. - М.: ООО «И.Д. Вильямс», 2006.
5. Клочков А.К. KPI и мотивация персонала. Полный сборник практических инструментов. - М.: Изд-во «Эксмо», 2010. - 28 с.
6. Постановление администрации города Хабаровска от 07.03.2014 № 813 «О социально-экономической ситуации в городе Хабаровске в 2013 году и задачах администрации города по выполнению основных направлений социально-экономического развития на 2014 год» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/.
7. Указ Президента РФ от 28.04.2008 № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/.
8. Указ Президента РФ от 07 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/.
9. Федеральный Закон от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/.
10. Федеральный Закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/.

Страница обновлена: 23.09.2024 в 09:06:05