Проблема инвестиционной привлекательности предприятий агропромышленного комплекса (на примере Пермского края)

Черникова С.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 21 (267), Ноябрь 2014
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В статье рассматривается существующая сегодня проблема низкой инвестиционной привлекательности агропромышленного комплекса. Произведен анализ объемов инвестиций в основной капитал агропромышленного комплекса; выделены его актуальные задачи развития. Определено, что реализация запланированных приоритетных инвестиционных проектов в агропромышленном комплексе Пермского края даст толчок к развитию агробизнеса.

Ключевые слова: инвестиции, агропромышленный комплекс, продовольственный рынок, импортозамещение, сельские территории



В настоящие время агропромышленный комплекс России переживает кризис, связанный с экономическими преобразованиями вследствие вступления в ВТО и введенными Западом и США санкциями. Присоединение к ВТО резко обострило конкурентную борьбу отечественных и зарубежных производителей сельскохозяйственной продукции, а санкции создали предпосылки для импортозамещения на продовольственном рынке товарами отечественного производства.

Специфика сельского хозяйства заключается в том, что нельзя резко нарастить объемы выпускаемой продукции «с завтрашнего дня». Длительность производственного цикла оказывает существенное влияние на функционирование предприятий агропромышленного комплекса, а также на их инвестиционную привлекательность.

Факторы, влияющие на привлечение инвестиций в агропромышленный комплекс

В создавшихся в стране экономических условиях существенно возросла необходимость долгосрочного инвестирования предприятий агропромышленного комплекса. Основные внешние и внутренние факторы, влияющие на привлечение инвестиций в предприятия агропромышленного комплекса, следующие:

- неэффективность менеджмента и низкий уровень квалификации менеджеров;

- недообеспеченность материально-техническими ресурсами;

- большой износ основных фондов;

- использование устаревших технологий;

- потребность в долгосрочном кредитовании (35 и более лет), зависимость от государственной поддержки;

- высокая степень рисков;

- низкая скорость обращения денежных средств (по сравнению с отраслями промышленности) в связи со спецификой производственного цикла;

- необходимость достижения оптимального сочетания отраслей животноводства и растениеводства в целях наиболее рационального использования имеющихся ресурсов (финансовых, трудовых, земельных и т.д.);

- относительно низкий уровень заработной платы;

- недостаточная мотивация работников;

- слабо развитая инфраструктура сельских территорий.

В результате низкого инвестиционного потенциала и недостатка оборотных средств вся прибыль предприятий агропромышленного комплекса идет на оборотные активы, практически не оставляя средств на капитальные вложения. Поэтому активизация инвестиционной деятельности, в том числе поиск источников инвестиций, является не только основным условием предотвращения дальнейшего углубления кризиса в сельском хозяйстве, но и становится определяющим направлением его перспективного развития.

Успешное функционирование агропромышленного комплекса во многом зависит от реализации стратегических инвестиционных проектов в данной сфере, наращивания объемов производства, эффективности использования ресурсов и стабильности комплексного развития сельских территорий. Существующая сегодня его низкая инвестиционная привлекательность препятствует реализации стратегических инвестиционных проектов, формированию социально-экономических условий для повышения уровня жизни и комфортного проживания населения сельских территорий и др. В связи с этим необходимо содействие преобразованию дотационной отрасли в отрасль, привлекательную для инвесторов, что будет способствовать ее развитию, обеспечению продовольственной безопасности и росту качества жизни на сельских территориях.

Объем инвестиций в агропромышленном комплексе

В агропромышленном комплексе инвестиционные проекты характеризуются длительными сроками окупаемости, поэтому уменьшение субсидий и господдержки существенно снижает привлекательность данного направления для частных инвесторов. Объемы инвестиций в основной капитал агропромышленного комплекса за период 2006-2013 гг. показаны в таблице 1.

Таблица 1

Объем инвестиций в основной капитал в 2006-2013 гг.


Отрасль
2006 г.
2007 г.
2008 г.
2009 г.
2010 г.
2011 г.
2012 г.
2013 г.
Инвестиции
в основной капитал, всего по всем отраслям экономики,
млн руб.
в том числе:
62605,3
89082,5
110822,3
103791,7
105147,6
103884,8
126063,0
159170,1
Агро-промышленный комплекс,
млн руб.,
из них:
3725,1
5499,7
5557,7
4834,2
4097,1
3313,4
3571,8
3987,1
Сельское хозяйство и лесное хозяйство, млн руб.
2089,6
3 277,2
3 556,5
2 890,1
2 319,8
1 827,2
1904,8
1881,4
Доля инвестиций, направляемых на развитие агро-промышленного комплекса, %
6,0
6,2
5,0
4,7
3,9
3,2
2,8
2,7
Доля инвестиций, направляемых
на развитие сельского хозяйства, %
3,3
3,7
3,2
2,8
2,4
1,8
1,5
1,2
Источник: [4].

Из таблицы 1 видно, что в период 2009-2013 гг. происходит снижение инвестиций по сравнению с 2006-2008 гг. - периодом действия предыдущей программы развития сельского хозяйства [10], в которой государственная поддержка инвестиционных проектов являлась одним из основных финансовых инструментов.

Мировой финансовый кризис 2008-2010 гг., а также засуха 2010 г., накрывшая ряд регионов Пермского края, негативно отразились на инвестиционном климате в агропромышленном комплексе. Объем инвестиций в основной капитал в 2011 г. снизился до 3,313 млрд руб., а в 2007-2008 гг. данный показатель был на уровне 5,505,56 млрд руб.

Еще одной причиной стало снижение финансирования по программе развития сельского хозяйства Пермского края в 2009-2012 гг. [5], осуществлявшейся в рамках государственной программы развития сельского хозяйства на период 2008-2012 гг. [8].

В результате секвестра бюджета практически полностью было сокращено финансирование по мероприятиям Программы «Государственная поддержка реализации инвестиционных проектов в отраслях специализации агропромышленного комплекса», выполнение которой составило около 10% от запланированного за рассматриваемый период.

Актуальные задачи развития агропромышленного комплекса

Поскольку период 2009-2013 гг. сопровождался снижением инвестиционной деятельности, то в настоящий момент одной из наиболее актуальных задач развития агропромышленного комплекса является создание благоприятного инвестиционного климата.

Привлечение инвестиций в агропромышленный комплекс невозможно без государственной поддержки, т.к. она определяет его качественные преобразования, создавая инвестиционную привлекательность.

Использование программно-целевого метода как инструмента государственной поддержки обусловлено тем, что проблемы развития агропромышленного комплекса и сельских территорий Пермского края не могут быть решены без участия Правительства Российской Федерации и Правительства Пермского края; носят межотраслевой и межведомственный характер, поэтому нуждаются в организации межведомственного взаимодействия в сфере развития сельских территорий; не решаются в пределах одного финансового года и требуют значительных бюджетных и внебюджетных расходов; требуют совершенствования нормативно-правовой базы, проведения единой аграрной политики, направленной на внедрение в агропромышленный комплекс наиболее прогрессивных производственных технологий; нуждаются в решении задач повышения уровня занятости и роста доходов сельского населения.

Пути решения основных проблем обозначены в дорожной карте развития сельского хозяйства Пермского края на период до 2020 г. [1].

Приоритетные инвестиционные проекты

Основные направления государственной инвестиционной политики в агропромышленном комплексе включают в себя:

- создание системы комплексной поддержки инвестиционной деятельности;

- развитие производства и повышение конкурентоспособности произведенной продукции;

- стимулирование привлечения инвестиций (лизинга, кредитования и т.д.) за счет реализации мер государственной поддержки;

- развитие инфраструктуры посредством налоговых льгот, государственных и банковских гарантий, долгосрочных кредитов;

- повышение эффективности бюджетных инвестиций за счет субсидирования части затрат на приобретение оборудования, скота, сельхозтехники и т.п. по результатам осуществленной инвестиционной деятельности предприятий агропромышленного комплекса.

Министерством сельского хозяйства и продовольствия Пермского края [3] определен перечень приоритетных инвестиционных проектов в агропромышленном комплексе, которые планируется реализовать за период 2013-2016 гг. с целью создания благоприятного инвестиционного климата (см. табл. 2).

Таблица 2

Перечень инвестиционных проектов в агропромышленном комплексе Пермского края, запланированных на период 2013–2016 гг.

Предприятие
Инвестиционный проект
Объем инвестиций
ООО «ИнтеллектАгро»
Строительство тепличного комплекса на площади 16 га в д. Устиново Пермского
района Пермского края
2,8 млрд рублей
ООО «МПЗ «Телец»
Строительство молочного комплекса на 2000 голов КРС близ д. Черепахи Кыласовского сельского поселения Кунгурского района
1,8 млрд рублей

Строительство завода по убою с/х животных мощностью 20 голов КРС в час, 120 свиней в час и переработке продукции до 100 тонн в смену в Кунгурском районе Пермского края
1 млрд рублей
Агрохолдинг «Обвинский»
Строительство пункта по убою КРС и первичной переработке мраморной говядины мощностью 5 тонн в смену в Сивинском районе Пермского края.
60 млн рублей
ООО «Первое мая»
Строительство биогазовой установки мощностью 9000 тонн удобрений, 300000 м3 биогаза, до 1300000 кВт эл. энергии в год в Чайковском районе
20 млн рублей
Источник: [1].

Создание современных агропромышленных комплексов в Пермском крае должно дать толчок к повышению объемов инвестиций в сельскохозяйственные производства, что позволит обновить основные фонды, обеспечить предприятия материально-техническими ресурсами, внедрить новые технологии.

Выводы

Создание благоприятных экономических условий для привлечения инвестиций в агропромышленный комплекс является приоритетной задачей, которую необходимо решать при государственной поддержке всех уровней власти. Работа по привлечению инвестиций в агропромышленный комплекс должна вестись всеми участниками сельскохозяйственного рынка. Для этого необходима продуманная государственная политика в отношении развития сельских территорий, опирающаяся на общую стратегию экономического развития Российской Федерации.


Источники:

1. Дорожная карта развития сельского хозяйства и устойчивого развития сельских территорий в Пермском крае до 2020 года.
2. Звягина О.В., Черникова С.А. Основные направления повышения конкурентоспособности предприятий агропромышленного комплекса в условиях вступления в ВТО // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы науки и агропромышленного комплекса в процессе европейской интеграции», посвященной 95-летию высшего сельскохозяйственного образования на Урале: в 3 частях. - Пермь: Пермская государственная сельскохозяйственная академия имени академика Д.Н. Прянишникова, 2013. - С. 113 118.
3. Министерство сельского хозяйства и продовольствия Пермского края [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://agro.permkrai.ru.
4. Официальный сайт Пермьстат [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://permstat.gks.ru/.
5. О краевой целевой программе «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Пермском крае на 20092012 годы: закон Пермского края от 10.12.2008 № 351-ПК: Принят Зак. Собранием Пермского края 20.11. 2008 // Рос. газ. (Региональный выпуск «Прикамье»). 19 декабря 2008.
6. Об утверждении государственной программы «Развитие сельского хозяйства и устойчивое развитие сельских территорий в Пермском крае»: Постановление Правительства Перм. края от 03.10.2013 № 1320-п // Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов гос. власти Пермского края. 14 октября 2013. прил. к № 40.
7. Постановление законодательного собрания Пермского края от 25.10.2012 № 447 «Об утверждении концепции долгосрочной целевой программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Пермском крае на 2013-2020 годы».
8. Постановление Правительства РФ от 14.07.2007 № 446 «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы».
9. Пыткин А.Н., Черникова С.А. Особенности реструктуризации предприятий агропромышленного комплекса в инновационные интеграционные формирования: Монография перераб. и доп. - Пермь: АНО ВПО «Пермский институт экономики и финансов», 2013. - 184 с.
10. Целевая программа «Развитие агропромышленного комплекса Пермской области на 20062008 годы», утвержденная Законом Пермской области от 14.11.2005 № 2601573.
11.Черникова С.А. Повышение конкурентоспособности предприятий агропромышленного комплекса путем реструктуризации учетных систем // Известия Уральского государственного экономического университета. - 2012. - Т. 42. - № 4 (42). - С. 97-102.
12. Черникова С.А. Инновационные подходы и перспективы развития аграрного образования в Пермском крае // Формирование гуманитарной среды в вузе: инновационные образовательные технологии. Компетентностный подход. - 2013. - Т. 1. - С. 267-273.
13. Черникова С.А., Тупицына О.В. Повышение продовольственной безопасности российских регионов, путем развития приоритетных отраслей АПК // Российское предпринимательство. - 2014. - № 8 (254). - С. 99-108. – Режим доступа: http://www.creativeconomy.ru/articles/32106/.
14. Черникова С.А., Исаков Ю.А. Трудовые ресурсы как фактор производства // Российское предпринимательство. - 2014. - № 5 (251). - С. 55-62. – Режим доступа: http://www.creativeconomy.ru/articles/31917/.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 19:43:32