Проблема инвестиционной привлекательности предприятий агропромышленного комплекса (на примере Пермского края)
Скачать PDF | Загрузок: 6
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 21 (267), Ноябрь 2014
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
В статье рассматривается существующая сегодня проблема низкой инвестиционной привлекательности агропромышленного комплекса. Произведен анализ объемов инвестиций в основной капитал агропромышленного комплекса; выделены его актуальные задачи развития. Определено, что реализация запланированных приоритетных инвестиционных проектов в агропромышленном комплексе Пермского края даст толчок к развитию агробизнеса.
Ключевые слова: инвестиции, агропромышленный комплекс, продовольственный рынок, импортозамещение, сельские территории
В настоящие время агропромышленный комплекс России переживает кризис, связанный с экономическими преобразованиями вследствие вступления в ВТО и введенными Западом и США санкциями. Присоединение к ВТО резко обострило конкурентную борьбу отечественных и зарубежных производителей сельскохозяйственной продукции, а санкции создали предпосылки для импортозамещения на продовольственном рынке товарами отечественного производства.
Специфика сельского хозяйства заключается в том, что нельзя резко нарастить объемы выпускаемой продукции «с завтрашнего дня». Длительность производственного цикла оказывает существенное влияние на функционирование предприятий агропромышленного комплекса, а также на их инвестиционную привлекательность.
Факторы, влияющие на привлечение инвестиций в агропромышленный комплекс
В создавшихся в стране экономических условиях существенно возросла необходимость долгосрочного инвестирования предприятий агропромышленного комплекса. Основные внешние и внутренние факторы, влияющие на привлечение инвестиций в предприятия агропромышленного комплекса, следующие:
- неэффективность менеджмента и низкий уровень квалификации менеджеров;
- недообеспеченность материально-техническими ресурсами;
- большой износ основных фондов;
- использование устаревших технологий;
- потребность в долгосрочном кредитовании (35 и более лет), зависимость от государственной поддержки;
- высокая степень рисков;
- низкая скорость обращения денежных средств (по сравнению с отраслями промышленности) в связи со спецификой производственного цикла;
- необходимость достижения оптимального сочетания отраслей животноводства и растениеводства в целях наиболее рационального использования имеющихся ресурсов (финансовых, трудовых, земельных и т.д.);
- относительно низкий уровень заработной платы;
- недостаточная мотивация работников;
- слабо развитая инфраструктура сельских территорий.
В результате низкого инвестиционного потенциала и недостатка оборотных средств вся прибыль предприятий агропромышленного комплекса идет на оборотные активы, практически не оставляя средств на капитальные вложения. Поэтому активизация инвестиционной деятельности, в том числе поиск источников инвестиций, является не только основным условием предотвращения дальнейшего углубления кризиса в сельском хозяйстве, но и становится определяющим направлением его перспективного развития.
Успешное функционирование агропромышленного комплекса во многом зависит от реализации стратегических инвестиционных проектов в данной сфере, наращивания объемов производства, эффективности использования ресурсов и стабильности комплексного развития сельских территорий. Существующая сегодня его низкая инвестиционная привлекательность препятствует реализации стратегических инвестиционных проектов, формированию социально-экономических условий для повышения уровня жизни и комфортного проживания населения сельских территорий и др. В связи с этим необходимо содействие преобразованию дотационной отрасли в отрасль, привлекательную для инвесторов, что будет способствовать ее развитию, обеспечению продовольственной безопасности и росту качества жизни на сельских территориях.
Объем инвестиций в агропромышленном комплексе
В агропромышленном комплексе инвестиционные проекты характеризуются длительными сроками окупаемости, поэтому уменьшение субсидий и господдержки существенно снижает привлекательность данного направления для частных инвесторов. Объемы инвестиций в основной капитал агропромышленного комплекса за период 2006-2013 гг. показаны в таблице 1.
Таблица 1
Объем инвестиций в основной капитал в 2006-2013 гг.
Отрасль |
2006 г.
|
2007 г.
|
2008 г.
|
2009 г.
|
2010 г.
|
2011 г.
|
2012 г.
|
2013 г.
|
Инвестиции
в основной капитал, всего по всем отраслям экономики, млн руб. в том числе: |
62605,3
|
89082,5
|
110822,3
|
103791,7
|
105147,6
|
103884,8
|
126063,0
|
159170,1
|
Агро-промышленный
комплекс,
млн руб., из них: |
3725,1
|
5499,7
|
5557,7
|
4834,2
|
4097,1
|
3313,4
|
3571,8
|
3987,1
|
Сельское
хозяйство и лесное хозяйство, млн руб.
|
2089,6
|
3 277,2
|
3 556,5
|
2 890,1
|
2 319,8
|
1 827,2
|
1904,8
|
1881,4
|
Доля
инвестиций, направляемых на развитие агро-промышленного комплекса, %
|
6,0
|
6,2
|
5,0
|
4,7
|
3,9
|
3,2
|
2,8
|
2,7
|
Доля
инвестиций, направляемых
на развитие сельского хозяйства, % |
3,3
|
3,7
|
3,2
|
2,8
|
2,4
|
1,8
|
1,5
|
1,2
|
Из таблицы 1 видно, что в период 2009-2013 гг. происходит снижение инвестиций по сравнению с 2006-2008 гг. - периодом действия предыдущей программы развития сельского хозяйства [10], в которой государственная поддержка инвестиционных проектов являлась одним из основных финансовых инструментов.
Мировой финансовый кризис 2008-2010 гг., а также засуха 2010 г., накрывшая ряд регионов Пермского края, негативно отразились на инвестиционном климате в агропромышленном комплексе. Объем инвестиций в основной капитал в 2011 г. снизился до 3,313 млрд руб., а в 2007-2008 гг. данный показатель был на уровне 5,505,56 млрд руб.
Еще одной причиной стало снижение финансирования по программе развития сельского хозяйства Пермского края в 2009-2012 гг. [5], осуществлявшейся в рамках государственной программы развития сельского хозяйства на период 2008-2012 гг. [8].
В результате секвестра бюджета практически полностью было сокращено финансирование по мероприятиям Программы «Государственная поддержка реализации инвестиционных проектов в отраслях специализации агропромышленного комплекса», выполнение которой составило около 10% от запланированного за рассматриваемый период.
Актуальные задачи развития агропромышленного комплекса
Поскольку период 2009-2013 гг. сопровождался снижением инвестиционной деятельности, то в настоящий момент одной из наиболее актуальных задач развития агропромышленного комплекса является создание благоприятного инвестиционного климата.
Привлечение инвестиций в агропромышленный комплекс невозможно без государственной поддержки, т.к. она определяет его качественные преобразования, создавая инвестиционную привлекательность.
Использование программно-целевого метода как инструмента государственной поддержки обусловлено тем, что проблемы развития агропромышленного комплекса и сельских территорий Пермского края не могут быть решены без участия Правительства Российской Федерации и Правительства Пермского края; носят межотраслевой и межведомственный характер, поэтому нуждаются в организации межведомственного взаимодействия в сфере развития сельских территорий; не решаются в пределах одного финансового года и требуют значительных бюджетных и внебюджетных расходов; требуют совершенствования нормативно-правовой базы, проведения единой аграрной политики, направленной на внедрение в агропромышленный комплекс наиболее прогрессивных производственных технологий; нуждаются в решении задач повышения уровня занятости и роста доходов сельского населения.
Пути решения основных проблем обозначены в дорожной карте развития сельского хозяйства Пермского края на период до 2020 г. [1].
Приоритетные инвестиционные проекты
Основные направления государственной инвестиционной политики в агропромышленном комплексе включают в себя:
- создание системы комплексной поддержки инвестиционной деятельности;
- развитие производства и повышение конкурентоспособности произведенной продукции;
- стимулирование привлечения инвестиций (лизинга, кредитования и т.д.) за счет реализации мер государственной поддержки;
- развитие инфраструктуры посредством налоговых льгот, государственных и банковских гарантий, долгосрочных кредитов;
- повышение эффективности бюджетных инвестиций за счет субсидирования части затрат на приобретение оборудования, скота, сельхозтехники и т.п. по результатам осуществленной инвестиционной деятельности предприятий агропромышленного комплекса.
Министерством сельского хозяйства и продовольствия Пермского края [3] определен перечень приоритетных инвестиционных проектов в агропромышленном комплексе, которые планируется реализовать за период 2013-2016 гг. с целью создания благоприятного инвестиционного климата (см. табл. 2).
Таблица 2
Перечень инвестиционных проектов в агропромышленном комплексе Пермского края, запланированных на период 2013–2016 гг.
Предприятие
|
Инвестиционный проект
|
Объем инвестиций
|
ООО «ИнтеллектАгро»
|
Строительство
тепличного комплекса на площади 16 га в д. Устиново Пермского
района Пермского края |
2,8 млрд рублей
|
ООО «МПЗ «Телец»
|
Строительство
молочного комплекса на 2000 голов КРС близ д. Черепахи Кыласовского сельского
поселения Кунгурского района
|
1,8 млрд рублей
|
|
Строительство
завода по убою с/х животных мощностью 20 голов КРС в час, 120 свиней в час и
переработке продукции до 100 тонн в смену в Кунгурском районе Пермского края
|
1 млрд рублей
|
Агрохолдинг «Обвинский»
|
Строительство
пункта по убою КРС и первичной переработке мраморной говядины мощностью 5
тонн в смену в Сивинском районе Пермского края.
|
60 млн рублей
|
ООО «Первое мая»
|
Строительство
биогазовой установки мощностью 9000 тонн удобрений, 300000 м3
биогаза, до 1300000 кВт эл. энергии в год в Чайковском районе
|
20 млн рублей
|
Создание современных агропромышленных комплексов в Пермском крае должно дать толчок к повышению объемов инвестиций в сельскохозяйственные производства, что позволит обновить основные фонды, обеспечить предприятия материально-техническими ресурсами, внедрить новые технологии.
Выводы
Создание благоприятных экономических условий для привлечения инвестиций в агропромышленный комплекс является приоритетной задачей, которую необходимо решать при государственной поддержке всех уровней власти. Работа по привлечению инвестиций в агропромышленный комплекс должна вестись всеми участниками сельскохозяйственного рынка. Для этого необходима продуманная государственная политика в отношении развития сельских территорий, опирающаяся на общую стратегию экономического развития Российской Федерации.
Источники:
2. Звягина О.В., Черникова С.А. Основные направления повышения конкурентоспособности предприятий агропромышленного комплекса в условиях вступления в ВТО // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы науки и агропромышленного комплекса в процессе европейской интеграции», посвященной 95-летию высшего сельскохозяйственного образования на Урале: в 3 частях. - Пермь: Пермская государственная сельскохозяйственная академия имени академика Д.Н. Прянишникова, 2013. - С. 113 118.
3. Министерство сельского хозяйства и продовольствия Пермского края [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://agro.permkrai.ru.
4. Официальный сайт Пермьстат [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://permstat.gks.ru/.
5. О краевой целевой программе «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Пермском крае на 20092012 годы: закон Пермского края от 10.12.2008 № 351-ПК: Принят Зак. Собранием Пермского края 20.11. 2008 // Рос. газ. (Региональный выпуск «Прикамье»). 19 декабря 2008.
6. Об утверждении государственной программы «Развитие сельского хозяйства и устойчивое развитие сельских территорий в Пермском крае»: Постановление Правительства Перм. края от 03.10.2013 № 1320-п // Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов гос. власти Пермского края. 14 октября 2013. прил. к № 40.
7. Постановление законодательного собрания Пермского края от 25.10.2012 № 447 «Об утверждении концепции долгосрочной целевой программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Пермском крае на 2013-2020 годы».
8. Постановление Правительства РФ от 14.07.2007 № 446 «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы».
9. Пыткин А.Н., Черникова С.А. Особенности реструктуризации предприятий агропромышленного комплекса в инновационные интеграционные формирования: Монография перераб. и доп. - Пермь: АНО ВПО «Пермский институт экономики и финансов», 2013. - 184 с.
10. Целевая программа «Развитие агропромышленного комплекса Пермской области на 20062008 годы», утвержденная Законом Пермской области от 14.11.2005 № 2601573.
11.Черникова С.А. Повышение конкурентоспособности предприятий агропромышленного комплекса путем реструктуризации учетных систем // Известия Уральского государственного экономического университета. - 2012. - Т. 42. - № 4 (42). - С. 97-102.
12. Черникова С.А. Инновационные подходы и перспективы развития аграрного образования в Пермском крае // Формирование гуманитарной среды в вузе: инновационные образовательные технологии. Компетентностный подход. - 2013. - Т. 1. - С. 267-273.
13. Черникова С.А., Тупицына О.В. Повышение продовольственной безопасности российских регионов, путем развития приоритетных отраслей АПК // Российское предпринимательство. - 2014. - № 8 (254). - С. 99-108. – Режим доступа: http://www.creativeconomy.ru/articles/32106/.
14. Черникова С.А., Исаков Ю.А. Трудовые ресурсы как фактор производства // Российское предпринимательство. - 2014. - № 5 (251). - С. 55-62. – Режим доступа: http://www.creativeconomy.ru/articles/31917/.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 19:43:32