Корпоративное управление в российских нефинансовых ТНК
Скачать PDF | Загрузок: 10
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 20 (266), Октябрь 2014
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
В статье показана значимость корпоративного управления в российских ТНК. Проведен анализ показателей транснациональной деятельности ведущих российских нефинансовых ТНК, рассмотрены некоторые особенности корпоративного управления в этих компаниях.
Ключевые слова: корпоративное управление, корпорация, компания, транснациональная корпорация, зарубежные активы
Современный этап развития мировой экономики характеризуется нарастающим процессом глобализации, с которым связана тенденция к неуклонному возрастанию международного характера корпораций. Различные сферы деятельности компаний распространяются на зарубежные страны. Во все более возрастающей степени расширяются и укрепляются роль и значимость транснациональных корпораций (ТНК), для которых характерно обладание большим числом дочерних и зависимых обществ во многих странах мира. Это дает ТНК возможность распространить свою деятельность на сферу международных экономических отношений, оказывать прямое или косвенное влияние на экономические, социальные, политические и другие процессы в странах присутствия.
Ведущие российские нефинансовые ТНК
В последние годы российские компании проявляют все большую активность на рынке международного бизнеса. С 2000 г. наблюдается быстрый рост зарубежной экспансии российских ТНК, что выражается в увеличении зарубежных активов и продаж, росте численности зарубежного персонала. В большей степени это относится к нефинансовым корпорациям, которые уже обладают существенной конкурентоспособностью на мировых рынках. Следует также отметить, что у ряда крупных фирм машиностроительной, нефтехимической и некоторых других отраслей транснациональный потенциал пока лишь только формируется. В ближайшей перспективе можно ожидать дальнейшего усиления роли отечественных ТНК в мировой экономике [4]. В связи с этим особую значимость приобретает улучшение практики корпоративного управления в таких компаниях, т.к. это будет способствовать повышению их конкурентоспособности на мировом и внутреннем рынках, позитивным изменениям российской бизнес-среды в целом.
По определению Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), ТНК – это корпоративное или некорпоративное предприятие, которое состоит из материнского предприятия и его заграничных филиалов [1]. Из этого определения видно, что любая ТНК обязательно имеет зарубежные активы. Их величина используется в качестве одного из основных показателей транснациональной деятельности компании. Некоторые из этих показателей для ведущих российских нефинансовых корпораций приведены в таблице.
Таблица
Показатели российских компаний, входящих в 100 крупнейших (по величине зарубежных активов) нефинансовых ТНК из развивающихся стран и стран с переходной экономикой, 2010 г.*
Ранг
|
Компания
|
Активы, млрд
долл. США |
Продажи, млрд долл. США
|
Персонал,
тыс. занятых |
TNI, %
| ||||
Зарубеж-ные активы
|
TNI**
|
Зару-бежные
|
Все-го
|
Зару-бежные
|
Все-
го |
Зару-
бежный |
Все-го
| ||
9 (10)***
|
63 (78)
|
«Лукойл»
|
23,3
|
84,0
|
71,6
|
86,1
|
19,6
|
130
|
42,0
|
39 (31)
|
55 (62)
|
«Евраз»
|
9,4
|
17,6
|
8,7
|
13,4
|
24,3
|
110,2
|
46,7
|
42 (27)
|
71 (57)
|
«Север-сталь»
|
8,7
|
19,3
|
7,4
|
13,6
|
14,1
|
84,9
|
38,6
|
50 (-)
|
81 (-)
|
«Вымпел-Ком»
|
7,1
|
19,9
|
2,4
|
10,5
|
10,0
|
42,0
|
27,4
|
53 (48)
|
96 (93)
|
«Система»
|
6,2
|
44,1
|
3,0
|
28,1
|
18,6
|
135
|
12,8
|
56 (57)
|
79 (80)
|
«Мечел»
|
5,8
|
15,8
|
4,9
|
9,7
|
9,1
|
88,1
|
32,5
|
70 (74)
|
74 (64)
|
«РУСАЛ»
|
4,5
|
26,5
|
8,7
|
11,0
|
8,9
|
72,4
|
36,1
|
71 (79)
|
73 (70)
|
«Норильский никель»
|
4,2
|
23,9
|
11,7
|
12,8
|
2,3
|
82,7
|
37,3
|
83 (82)
|
91 (91)
|
«Мобильные
ТелеСистемы» |
3,1
|
14,5
|
1,9
|
11,3
|
6,4
|
39,9
|
18,1
|
96 (96)
|
82 (85)
|
«ТМК»
|
2,4
|
6,9
|
2,1
|
5,6
|
4,9
|
48,9
|
27,4
|
569 (504)
|
765 (680)
|
Всего
|
74,7
|
272,5
|
122,4
|
202,1
|
118,2
|
834,1
|
-
|
* Рейтинг составлен без учета данных по компаниям с государственным участием.
** Индекс транснациональности (TNI) рассчитывается как средний удельный вес зарубежных активов, продаж и персонала в общем объеме активов, продаж и занятости соответственно.
*** В скобках – ранг в 2009 г.
Из приведенных в таблице данных видно, что количество российских компаний в данном рейтинге увеличилось на одну к 2010 г. и составило 10 ТНК. По этому показателю Россия опережает многие страны, уступая лишь Китаю, а также Гонконгу и Тайваню. Сумма рангов по индексу TNI в 2009 г. составила 680, а в 2010 г. она увеличилась до 684 (без учета ранга компании «ВымпелКом»). Схожая динамика прослеживается и по зарубежным активам. Так, сумма рангов тех же девяти компаний по данному показателю увеличилась за тот же период с 504 до 519. Все перечисленные изменения в целом можно интерпретировать как усиление своих позиций ведущими российскими корпорациями среди первой сотни (по величине зарубежных активов) нефинансовых ТНК из развивающихся стран и стран с переходной экономикой. В то же время по данному показателю эти отечественные компании пока значительно уступают крупнейшим корпорациям развитых стран.
Доля зарубежных активов в общих активах рассматриваемых российских ТНК составила 27,4%, доля зарубежных продаж в общих продажах – 60,6%, доля зарубежного персонала в общей численности занятых – 14,2%. Эти данные показывают, что между отдельными компонентами среднего для 10 компаний индекса транснациональности (он составляет 34,1%) имеются значительные различия.
Следует отметить, что в некоторых крупных российских ТНК имеется довольно большая численность зарубежного персонала. Так, в компании «Евраз» этот показатель – 24,3 тыс. человек (около 22% от общего количества занятых). В перспективе можно ожидать, что многие ведущие российские ТНК будут увеличивать численность рабочих мест за рубежом.
Особенностью отраслевой структуры анализируемой группы корпораций является то, что из 10 компаний 7 – это нефтегазовые и металлургические ТНК. Они представляют отрасли российской специализации в мировой экономике. Доля этих ТНК в суммарном объеме зарубежных активов составляет около 78%. Компании «Вымпел-Ком» и «Мобильные ТелеСистемы» работают в отрасли телекоммуникаций, у них этот показатель – 13,7%. Компания «Система» представляет собой конгломерат, доля которого - 8,3%. Кроме того, существует довольно большое число менее крупных российских ТНК, которые не вошли в указанный рейтинг. Эти корпорации относятся ко многим другим отраслям экономики.
Лидерами среди российских ТНК являются не только частные, но и некоторые контролируемые государством корпорации. К числу последних относится компания «Газпром», которая является крупнейшей в России и одной из самых крупных энергетических фирм в мире. Особенности и проблемы корпоративного управлении в компаниях такого типа требуют отдельного рассмотрения.
Ведущие отечественные ТНК представляют собой крупные корпоративные структуры, объединяющие компании как в России, так и за рубежом. Некоторые из ТНК имеют в десятках стран мира большое число дочерних структур, действующих в основных отраслях специализации этих корпораций, что уменьшает зависимость ТНК от краткосрочных колебаний рынков. Так, крупнейший российский инвестор за рубежом - компания «Лукойл» - объединяет 337 организаций (включая дочерние и зависимые общества), которые ведут свою деятельность в России и еще в 37 странах [5].
Особенности корпоративного управления в российских ТНК
Практика корпоративного управления в ведущих российских ТНК имеет ряд особенностей на фоне крупнейших ТНК из развитых стран. Среди таких специфических черт можно выделить высокую концентрацию собственности у незначительной части акционеров, существенную долю среди ТНК государственных компаний и компаний с государственным участием, осуществление личного управления компанией собственником, низкий уровень транспарентности, большое влияние на результаты деятельности корпораций неформальных связей и др.
При сравнении российских ТНК с отечественными компаниями, не относящимися по формату своей деятельности к ТНК, можно также отметить у них ряд особенностей в сфере корпоративного управления. Некоторые из них будут рассмотрены ниже.
Большое значение для устойчивого развития российских ТНК имеет привлечение иностранного капитала и создание для них благоприятных условий на зарубежных рынках. Поэтому отечественные корпорации используют различные пути для того, чтобы завоевать доверие иностранных инвесторов, потенциальных бизнес-партнеров и других заинтересованных в их деятельности сторон. Основным из этих путей является размещение акций или АДР/ГДР российских ТНК на наиболее крупных фондовых биржах мира, что означает соблюдение правил биржевого листинга в части корпоративного управления. Например, акции или депозитарные расписки всех рассматриваемых 10 компаний обращаются на крупных зарубежных фондовых биржах: Нью-Йоркской, Лондонской, Франкфуртской и др. Данный факт говорит о более высоком уровне развития практики корпоративного управления в этих ТНК по сравнению со многими другими отечественными корпорациями, акции которых не котируются ни на одной фондовой бирже.
Ведущие российские ТНК, осуществляя зарубежную экспансию, используют в основном стратегии слияний и поглощений компаний. Одним из главных преимуществ данных стратегий является быстрота их реализации. Эти корпоративные стратегии инвестирования используются для осуществления крупнейших приобретений зарубежных фирм, действующих в основных отраслях специализации российских ТНК.
В условиях ужесточения международной конкуренции изменяется значимость некоторых компонентов практики корпоративного управления в ТНК. В частности, возрастает важность основных органов управления и контроля. Во многом это связано с необходимостью учитывать многочисленные особенности (экономические, политические, правовые и др.) разных стран и международных операций при разработке стратегий для конкуренции на зарубежных рынках. Среди этих особенностей следует выделить страновые различия в системах корпоративного управления.
В рамках указанного компонента можно отметить повышение роли такого аспекта, как наличие иностранцев в советах директоров (наблюдательных советах). Их присутствие в этих органах способствует развитию отношений ТНК с такими группами стейкхолдеров, как иностранные инвесторы, зарубежные сотрудники и бизнес-партнеры, местное население в странах присутствия и др. Например, каждая корпорация из анализируемой группы имеет несколько зарубежных независимых директоров. Вместе с тем в ряде других крупных российских ТНК вообще отсутствует такая категория директоров.
Менеджменту каждой российской ТНК необходимо учитывать социокультурные и политико-культурные характеристики и особенности, национально-исторические традиции стран, в которых корпорация имеет свои филиалы. Так, ценностные представления населения страны присутствия ТНК оказывают влияние на ее корпоративную культуру. В свою очередь и корпоративная культура воздействует на эти ценностные представления. Поэтому руководители корпораций должны держать под контролем такое взаимовлияние, оперативно реагировать на изменения устремлений и ожиданий общества.
Во многих странах у местного населения, региональных и местных органов власти, природоохранных организаций и других заинтересованных сторон существуют ожидания, согласно которым ТНК должны взять на себя ряд обязательств по обеспечению социального благополучия населения той местности, где они ведут свою деятельность и где живут их сотрудники. Для успешного осуществления зарубежной экспансии российские компании вынуждены соответствующим образом реагировать на эти ожидания, что предполагает ускоренное развитие практики корпоративного управления в области социальной ответственности до уровня признанных международных стандартов. Поэтому во многих российских ТНК ряд аспектов практики корпоративного управления в рамках указанного компонента в достаточно высокой степени развиты. Так, почти все ведущие отечественные ТНК имеют утвержденный свод правил корпоративной этики. В то же время у большой части российских компаний подобный документ отсутствует.
Выводы
Для российских ТНК особое значение имеет их взаимодействие с органами государственной власти РФ, которые занимаются формированием и реализацией внешней политики страны, т.к. от этой политики во многом зависят зарубежные проекты отечественных корпораций. Данный фактор во взаимосвязи с другими оказывает влияние на организационные структуры управления. Поэтому в некоторых ведущих российских ТНК созданы специальные подразделения, ответственные за взаимоотношения с органами власти.
Рассмотренные факторы оказывают существенное влияние на построение и совершенствование систем корпоративного управления в российских ТНК. На положительных результатах практической деятельности этих компаний будет основываться развитие практики корпоративного управления в России.
Источники:
2. Web table 29. The top 100 non-financial TNCs from developing and transition economies, ranked by foreign assets, 2010 a. / UNCTAD [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.unctad.org.
3. Web table 30. The top 100 non-financial TNCs from developing and transition economies, ranked by foreign assets, 2010 / UNCTAD [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.unctad.org.
4 Костенкова Т.Ю. Трансформация системы корпоративного управления российской компании при выходе на международный рынок // Креативная экономика. - 2013. - № 4 (76). - c. 3-8. — http://www.creativeconomy.ru/articles/28686/.
5. Отчет о деятельности 2011. ОАО «Лукойл» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.lukoil.ru/materials/doc/annual_report_2011/LUKOIL_AR_2011_RUS.pdf.
Страница обновлена: 22.09.2024 в 18:14:43