Корпоративное управление в российских нефинансовых ТНК

Шевченко И.Л.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 20 (266), Октябрь 2014
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В статье показана значимость корпоративного управления в российских ТНК. Проведен анализ показателей транснациональной деятельности ведущих российских нефинансовых ТНК, рассмотрены некоторые особенности корпоративного управления в этих компаниях.

Ключевые слова: корпоративное управление, корпорация, компания, транснациональная корпорация, зарубежные активы



Современный этап развития мировой экономики характеризуется нарастающим процессом глобализации, с которым связана тенденция к неуклонному возрастанию международного характера корпораций. Различные сферы деятельности компаний распространяются на зарубежные страны. Во все более возрастающей степени расширяются и укрепляются роль и значимость транснациональных корпораций (ТНК), для которых характерно обладание большим числом дочерних и зависимых обществ во многих странах мира. Это дает ТНК возможность распространить свою деятельность на сферу международных экономических отношений, оказывать прямое или косвенное влияние на экономические, социальные, политические и другие процессы в странах присутствия.

Ведущие российские нефинансовые ТНК

В последние годы российские компании проявляют все большую активность на рынке международного бизнеса. С 2000 г. наблюдается быстрый рост зарубежной экспансии российских ТНК, что выражается в увеличении зарубежных активов и продаж, росте численности зарубежного персонала. В большей степени это относится к нефинансовым корпорациям, которые уже обладают существенной конкурентоспособностью на мировых рынках. Следует также отметить, что у ряда крупных фирм машиностроительной, нефтехимической и некоторых других отраслей транснациональный потенциал пока лишь только формируется. В ближайшей перспективе можно ожидать дальнейшего усиления роли отечественных ТНК в мировой экономике [4]. В связи с этим особую значимость приобретает улучшение практики корпоративного управления в таких компаниях, т.к. это будет способствовать повышению их конкурентоспособности на мировом и внутреннем рынках, позитивным изменениям российской бизнес-среды в целом.

По определению Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), ТНК – это корпоративное или некорпоративное предприятие, которое состоит из материнского предприятия и его заграничных филиалов [1]. Из этого определения видно, что любая ТНК обязательно имеет зарубежные активы. Их величина используется в качестве одного из основных показателей транснациональной деятельности компании. Некоторые из этих показателей для ведущих российских нефинансовых корпораций приведены в таблице.

Таблица

Показатели российских компаний, входящих в 100 крупнейших (по величине зарубежных активов) нефинансовых ТНК из развивающихся стран и стран с переходной экономикой, 2010 г.*

Ранг
Компания
Активы, млрд
долл. США
Продажи, млрд долл. США
Персонал,
тыс. занятых
TNI, %
Зарубеж-ные активы
TNI**
Зару-бежные
Все-го
Зару-бежные
Все-
го
Зару-
бежный
Все-го
9 (10)***
63 (78)
«Лукойл»
23,3
84,0
71,6
86,1
19,6
130
42,0
39 (31)
55 (62)
«Евраз»
9,4
17,6
8,7
13,4
24,3
110,2
46,7
42 (27)
71 (57)
«Север-сталь»
8,7
19,3
7,4
13,6
14,1
84,9
38,6
50 (-)
81 (-)
«Вымпел-Ком»
7,1
19,9
2,4
10,5
10,0
42,0
27,4
53 (48)
96 (93)
«Система»
6,2
44,1
3,0
28,1
18,6
135
12,8
56 (57)
79 (80)
«Мечел»
5,8
15,8
4,9
9,7
9,1
88,1
32,5
70 (74)
74 (64)
«РУСАЛ»
4,5
26,5
8,7
11,0
8,9
72,4
36,1
71 (79)
73 (70)
«Норильский никель»
4,2
23,9
11,7
12,8
2,3
82,7
37,3
83 (82)
91 (91)
«Мобильные
ТелеСистемы»
3,1
14,5
1,9
11,3
6,4
39,9
18,1
96 (96)
82 (85)
«ТМК»
2,4
6,9
2,1
5,6
4,9
48,9
27,4
569 (504)
765 (680)
Всего
74,7
272,5
122,4
202,1
118,2
834,1
-
Источник: [2, 3].

* Рейтинг составлен без учета данных по компаниям с государственным участием.

** Индекс транснациональности (TNI) рассчитывается как средний удельный вес зарубежных активов, продаж и персонала в общем объеме активов, продаж и занятости соответственно.

*** В скобках – ранг в 2009 г.

Из приведенных в таблице данных видно, что количество российских компаний в данном рейтинге увеличилось на одну к 2010 г. и составило 10 ТНК. По этому показателю Россия опережает многие страны, уступая лишь Китаю, а также Гонконгу и Тайваню. Сумма рангов по индексу TNI в 2009 г. составила 680, а в 2010 г. она увеличилась до 684 (без учета ранга компании «ВымпелКом»). Схожая динамика прослеживается и по зарубежным активам. Так, сумма рангов тех же девяти компаний по данному показателю увеличилась за тот же период с 504 до 519. Все перечисленные изменения в целом можно интерпретировать как усиление своих позиций ведущими российскими корпорациями среди первой сотни (по величине зарубежных активов) нефинансовых ТНК из развивающихся стран и стран с переходной экономикой. В то же время по данному показателю эти отечественные компании пока значительно уступают крупнейшим корпорациям развитых стран.

Доля зарубежных активов в общих активах рассматриваемых российских ТНК составила 27,4%, доля зарубежных продаж в общих продажах – 60,6%, доля зарубежного персонала в общей численности занятых – 14,2%. Эти данные показывают, что между отдельными компонентами среднего для 10 компаний индекса транснациональности (он составляет 34,1%) имеются значительные различия.

Следует отметить, что в некоторых крупных российских ТНК имеется довольно большая численность зарубежного персонала. Так, в компании «Евраз» этот показатель – 24,3 тыс. человек (около 22% от общего количества занятых). В перспективе можно ожидать, что многие ведущие российские ТНК будут увеличивать численность рабочих мест за рубежом.

Особенностью отраслевой структуры анализируемой группы корпораций является то, что из 10 компаний 7 – это нефтегазовые и металлургические ТНК. Они представляют отрасли российской специализации в мировой экономике. Доля этих ТНК в суммарном объеме зарубежных активов составляет около 78%. Компании «Вымпел-Ком» и «Мобильные ТелеСистемы» работают в отрасли телекоммуникаций, у них этот показатель – 13,7%. Компания «Система» представляет собой конгломерат, доля которого - 8,3%. Кроме того, существует довольно большое число менее крупных российских ТНК, которые не вошли в указанный рейтинг. Эти корпорации относятся ко многим другим отраслям экономики.

Лидерами среди российских ТНК являются не только частные, но и некоторые контролируемые государством корпорации. К числу последних относится компания «Газпром», которая является крупнейшей в России и одной из самых крупных энергетических фирм в мире. Особенности и проблемы корпоративного управлении в компаниях такого типа требуют отдельного рассмотрения.

Ведущие отечественные ТНК представляют собой крупные корпоративные структуры, объединяющие компании как в России, так и за рубежом. Некоторые из ТНК имеют в десятках стран мира большое число дочерних структур, действующих в основных отраслях специализации этих корпораций, что уменьшает зависимость ТНК от краткосрочных колебаний рынков. Так, крупнейший российский инвестор за рубежом - компания «Лукойл» - объединяет 337 организаций (включая дочерние и зависимые общества), которые ведут свою деятельность в России и еще в 37 странах [5].

Особенности корпоративного управления в российских ТНК

Практика корпоративного управления в ведущих российских ТНК имеет ряд особенностей на фоне крупнейших ТНК из развитых стран. Среди таких специфических черт можно выделить высокую концентрацию собственности у незначительной части акционеров, существенную долю среди ТНК государственных компаний и компаний с государственным участием, осуществление личного управления компанией собственником, низкий уровень транспарентности, большое влияние на результаты деятельности корпораций неформальных связей и др.

При сравнении российских ТНК с отечественными компаниями, не относящимися по формату своей деятельности к ТНК, можно также отметить у них ряд особенностей в сфере корпоративного управления. Некоторые из них будут рассмотрены ниже.

Большое значение для устойчивого развития российских ТНК имеет привлечение иностранного капитала и создание для них благоприятных условий на зарубежных рынках. Поэтому отечественные корпорации используют различные пути для того, чтобы завоевать доверие иностранных инвесторов, потенциальных бизнес-партнеров и других заинтересованных в их деятельности сторон. Основным из этих путей является размещение акций или АДР/ГДР российских ТНК на наиболее крупных фондовых биржах мира, что означает соблюдение правил биржевого листинга в части корпоративного управления. Например, акции или депозитарные расписки всех рассматриваемых 10 компаний обращаются на крупных зарубежных фондовых биржах: Нью-Йоркской, Лондонской, Франкфуртской и др. Данный факт говорит о более высоком уровне развития практики корпоративного управления в этих ТНК по сравнению со многими другими отечественными корпорациями, акции которых не котируются ни на одной фондовой бирже.

Ведущие российские ТНК, осуществляя зарубежную экспансию, используют в основном стратегии слияний и поглощений компаний. Одним из главных преимуществ данных стратегий является быстрота их реализации. Эти корпоративные стратегии инвестирования используются для осуществления крупнейших приобретений зарубежных фирм, действующих в основных отраслях специализации российских ТНК.

В условиях ужесточения международной конкуренции изменяется значимость некоторых компонентов практики корпоративного управления в ТНК. В частности, возрастает важность основных органов управления и контроля. Во многом это связано с необходимостью учитывать многочисленные особенности (экономические, политические, правовые и др.) разных стран и международных операций при разработке стратегий для конкуренции на зарубежных рынках. Среди этих особенностей следует выделить страновые различия в системах корпоративного управления.

В рамках указанного компонента можно отметить повышение роли такого аспекта, как наличие иностранцев в советах директоров (наблюдательных советах). Их присутствие в этих органах способствует развитию отношений ТНК с такими группами стейкхолдеров, как иностранные инвесторы, зарубежные сотрудники и бизнес-партнеры, местное население в странах присутствия и др. Например, каждая корпорация из анализируемой группы имеет несколько зарубежных независимых директоров. Вместе с тем в ряде других крупных российских ТНК вообще отсутствует такая категория директоров.

Менеджменту каждой российской ТНК необходимо учитывать социокультурные и политико-культурные характеристики и особенности, национально-исторические традиции стран, в которых корпорация имеет свои филиалы. Так, ценностные представления населения страны присутствия ТНК оказывают влияние на ее корпоративную культуру. В свою очередь и корпоративная культура воздействует на эти ценностные представления. Поэтому руководители корпораций должны держать под контролем такое взаимовлияние, оперативно реагировать на изменения устремлений и ожиданий общества.

Во многих странах у местного населения, региональных и местных органов власти, природоохранных организаций и других заинтересованных сторон существуют ожидания, согласно которым ТНК должны взять на себя ряд обязательств по обеспечению социального благополучия населения той местности, где они ведут свою деятельность и где живут их сотрудники. Для успешного осуществления зарубежной экспансии российские компании вынуждены соответствующим образом реагировать на эти ожидания, что предполагает ускоренное развитие практики корпоративного управления в области социальной ответственности до уровня признанных международных стандартов. Поэтому во многих российских ТНК ряд аспектов практики корпоративного управления в рамках указанного компонента в достаточно высокой степени развиты. Так, почти все ведущие отечественные ТНК имеют утвержденный свод правил корпоративной этики. В то же время у большой части российских компаний подобный документ отсутствует.

Выводы

Для российских ТНК особое значение имеет их взаимодействие с органами государственной власти РФ, которые занимаются формированием и реализацией внешней политики страны, т.к. от этой политики во многом зависят зарубежные проекты отечественных корпораций. Данный фактор во взаимосвязи с другими оказывает влияние на организационные структуры управления. Поэтому в некоторых ведущих российских ТНК созданы специальные подразделения, ответственные за взаимоотношения с органами власти.

Рассмотренные факторы оказывают существенное влияние на построение и совершенствование систем корпоративного управления в российских ТНК. На положительных результатах практической деятельности этих компаний будет основываться развитие практики корпоративного управления в России.


Источники:

1. World Investment Report 2007: Transnational Corporations, Extractive Industries and Development, 2007 / UNCTAD [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://unctad.org/en/Docs/wir2007_en.pdf.
2. Web table 29. The top 100 non-financial TNCs from developing and transition economies, ranked by foreign assets, 2010 a. / UNCTAD [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.unctad.org.
3. Web table 30. The top 100 non-financial TNCs from developing and transition economies, ranked by foreign assets, 2010 / UNCTAD [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.unctad.org.
4 Костенкова Т.Ю. Трансформация системы корпоративного управления российской компании при выходе на международный рынок // Креативная экономика. - 2013. - № 4 (76). - c. 3-8. — http://www.creativeconomy.ru/articles/28686/.
5. Отчет о деятельности 2011. ОАО «Лукойл» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.lukoil.ru/materials/doc/annual_report_2011/LUKOIL_AR_2011_RUS.pdf.

Страница обновлена: 22.09.2024 в 18:14:43