Холдинговые объединения: запреты и ограничения в российском законодательстве

Лазарева О.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 3 (249), Февраль 2014
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В статье анализируются (с правовой позиции) структура и особенности создания холдингов, особенности внутрихолдинговых правоотношений, в том числе связанные с контролем над управляемым хозяйственным обществом, влияние антимонопольных ограничений на функционирование холдинговых объединений.

Ключевые слова: холдинговые объединения, холдинговые отношения, частное право, публичное право



На сегодняшний день фактором, определяющим развитие экономики практически всех стран мира, является глобализация экономических отношений. Основу ее составляет рост интеграции хозяйствующих субъектов, выход национальных компаний на международный уровень.

Стремление к объединению для получения большей прибыли и устойчивости – объективные причины возникновения крупных предпринимательских объединений. Одним из таких объединений является холдинг. Холдинг охватывает и объединяет субъекты по самым разнообразным принципам (технологическая цепочка, территория, финансовая группа и т.д.). Важно ясно представлять, для чего такого рода объединения возникают, и какой результат предполагается получить [1–3, 5, 6].

Регулирование холдинговых отношений

Интегрированные холдинговые объединения позволяют управлять огромными ресурсами производственного, финансового и иного вида, которые консолидированы и распределены по направлениям развития холдинга, представляющего собой некую группу лиц, объединяющую юридические лица для достижения экономической выгоды от совместной деятельности.

Являясь эффективной конфигурацией предпринимательского объединения, холдинги позволяют сочетать в себе гибкость и подвижность малых формально автономных компаний и масштаб деятельности больших корпораций. Целостность холдинговых объединений при этом обеспечивается управленческим воздействием входящих в него участников, отталкиваясь от знаменитого в мировой практике постулата «децентрализация разного рода операций при централизации контроля», что обеспечивает жизнестойкость и синергетические эффекты объединений в целом [7].

Являясь системой, объединяющей под своим началом, ввиду разных правовых оснований, ряд хозяйствующих субъектов, холдинг автоматически подпадает под ряд норм публичного и частного права, устанавливающих барьеры на пути, как создания самого холдингового объединения, так и осуществления им предпринимательской деятельности.

В трудах многих ученых поддерживается идея урегулирования холдинговых отношений специальным комплексным законом [4, 8]. Высказываются мысли, что вследствие принятия некоторых законов будут устранены противоречия между публичным и гражданским законодательством, недочеты в правовом урегулировании холдинговых правоотношений.

Изучение и проведение глубокого анализа понятия «холдинговое объединение» актуально с практической и теоретической точек зрения. Рассматривая практический аспект следует отметить, что холдинговые объединения закрепляют свои позиции и играют все более заметную роль в экономике страны, и процедура их организации, управления и функционирования нуждается в правовой регламентации, отвечающей требованиям времени. Возникновение связи экономической подчиненности и контроля, которые лежат в основании формирования холдингового объединения, вынуждает по-новому с теоретической точки зрения исследовать содержание принципов юридического равноправия субъектов гражданского права [4].

Также следует отметить, что холдинговые отношения (отношения между участниками холдинга) находятся, главным образом, в области влияния частного права, но обладают, все-таки, свойствами межотраслевой природы. Это проявляется в регулировании некоторых холдинговых отношений посредством норм налогового, финансового, антимонопольного законодательства.

Структуры гражданско-правовых урегулирований в холдинговых объединениях представляют собой системы средств нормативно-статусных, вещно-правовых, обязательственно-правовых, корпоративных и организационных урегулирований. Под правовыми режимами управления в холдинговых объединениях понимаются установленные действующим законодательством и локальным нормативным актом порядки правовых урегулирований холдинговых отношений, связанных с влиянием холдинга на его участников.

Нормы холдинговых взаимоотношений

Выделяются две группы норм, которые регулируют холдинговые взаимоотношения. Первая группа норм – частные нормы, отражающие уже имеющиеся конструкции, т.е. формирующиеся экономические базисные взаимоотношения гражданско-правовой надстройки. Вторая группа норм – нормы, носящие публичный по своей гражданско-правовой природе характер. Данная группа включает в себя разные правовые ограничения для субъектов, которые входят в холдинг – налоговые, антимонопольные и т.д. Присутствие такого рода норм истолковывается необходимостью для публичной власти корректировок холдинговых взаимоотношений.

В гражданском законодательстве холдинговые объединения, как правило, рассматриваются сквозь призму отношений основных («материнских») обществ и их дочерних компаний. Способность оказывать влияние одного самостоятельного субъекта предпринимательской деятельности на другое и основания установления отношений зависимости представлены в России антимонопольным законодательством, а также статьями 105, 106 Гражданского кодекса РФ, устанавливающими отношения по определению дочерней либо зависимой компании.

В ст. 105 Гражданского кодекса РФ дается определение основных и дочерних обществ. Хозяйственные общества признаются дочерними, если другие (основные) хозяйственные общества или товарищества в силу преобладающего участия в их уставном капитале, либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом имеют возможности определять решения, принимаемые такими обществами.

Гражданско-правовые режимы управления в холдинговом объединении связаны с употреблением системы обусловленных гражданско-правовых средств, которые в свою очередь проявляются на двух уровнях:

– управление самим холдингом как юридическим лицом, где включаются элементы саморегулирования;

– управление, осуществляемое холдинговой компанией в отношении всех ее участников.

Основы управления в холдинговых объединениях

Управление в холдинговых объединениях имеет двоякую природу (частную и публичную) и, как правило, преследует две цели – частную, направленную на реализацию преимущества структуры холдингового объединения, и публичную, связанную с действием публичной власти по ограничению негативного экономического последствия деятельности холдингового объединения. Несомненно, что эти две цели находятся в обусловленном противоречии друг к другу. При этом достижению частной цели способствует действие юридического лица исключительно внутри холдингового объединения, а для реализации публичной цели требуется взаимодействие всех участников холдингового объединения с публичной властью.

Правовое значение экономической основы холдинговых объединений заключается в том, что исторически и функционально конструкции подобного типа сложились под влиянием экономических потребностей, а не специального направленного (целеполагающего) правового регулирования. Поэтому нормы права различной правовой природы, регулирующие холдинговые отношения, представляют собой внешнее отражение реальных экономических процессов.

Исходя из пункта «о» ст. 71 Конституции России [9], гражданско-правовое законодательство относится исключительно к ведению правового обеспечения в РФ. Соответственно, принятие нормативных актов о холдингах на уровне субъектов РФ недопустимо.

Вместе с тем, действующие нормативные правовые акты не вполне соответствуют указанным экономическим потребностям, а отдельные нормы, касающиеся холдингов, нуждаются в совершенствовании. Данные обстоятельства обуславливают необходимость формирования эффективных механизмов правового регулирования и деятельности данных форм предпринимательских объединений.

Антимонопольный контроль над участниками холдинговых объединений

Обращаясь к барьерам на пути реализации холдинговых отношений, в частности, в сфере антимонопольного контроля можно выделить действие следующих приемов. Во-первых, это приемы распространения норм, которые касаются хозяйствующих субъектов, на группы лиц. Группы лиц в антимонопольном законодательстве рассматриваются фактически как одно лицо. Подобные приемы являются разновидностями юридической фикции [1]. Во-вторых, это особые меры контроля над сделками холдингов и участников холдинговых объединений, что являет собой обязательный разрешительный порядок при осуществлении целого ряда сделок, установление обязательного оповещения антимонопольного органа об отдельных сделках.

Закон о защите конкуренции предусматривает исключение из правила о предварительном согласовании с антимонопольным органом сделок и действий. Речь идет о сделке и действии, реализуемых внутри одной и той же группы лиц. Участники такой сделки или действия должны соблюсти ряд условий, указанных в ст. 31 Закона о защите конкуренции.

Закон определяет круг лиц, которые обязаны представлять в антимонопольный орган ходатайства и уведомления о сделках и действиях экономической концентрации, а также правовые последствия нарушения порядка получения предварительного согласия на осуществление сделок, иных действий экономической концентрации, а также порядка представления уведомлений об осуществлении данных сделок, иных действий.

Необходимо отметить, что антимонопольный контроль не стремится запретить хозяйственные интеграции и экономические концентрации, а сконцентрирован на предотвращении ограничений конкуренции и возникновения монопольных структур. Система норм гражданского права, затрагивающая регулирование отношений внутри холдинга ориентирована, прежде всего, на защиту интересов входящих в холдинг субъектов.

Выводы

Рассмотрев ряд особенностей регулирования деятельности холдинга как в рамках антимонопольного, так и гражданского законодательства, можно прийти к выводу о том, что холдинговые объединения, как возможные разновидности экономической концентрации являются объектами пристального внимания. Они выражаются в форме некой сложной структуры, внутри которой формируются и определяются взаимоотношения отдельных субъектов.

[1] Юридические фикции – правовые приемы, впервые примененные в римском праве. Состоят в том, что известные несуществующие факты признаются существующими, либо наоборот. Так, презумпция знания закона по своей сути является фикцией.


Источники:

1. Дягилева А.М. Холдинговые компании в России // Законодательство и экономика. – 2000. – № 3.
2. Капелюшников Р. Крупнейшие и доминирующие собственники в российской промышленности // Вопросы экономики. – 2000. – № 1.
3. Лобанов Г. Холдинг – юридическая форма // Юрист. – 2000. – № 10.
4. Портной К. Правовое положение холдингов в России: Научно-практическое пособие. – М.: Волтерс Клувер, 2004.
5. Развитие интегрированных корпоративных структур в России // Российский экономический журнал. – 2004. – № 11–12.
6. Тарасов С.В. Холдинговые структуры в России // Проблемы региональной экономики. – 2005. – № 1–4.
7. Шиткина И.С. Правовое регулирование организации и деятельности холдинга как формы предпринимательского объединения: автореф. дис. докт. юр. наук: 12.00.03. – М., 2006.
8. Шиткина И.С. Холдинги: правовое регулирование и корпоративное управление: научно-практ. издание. – М.: Волтерс Клувер, 2006.
9. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета. – 1993. – 25 декабря. – № 237.

Страница обновлена: 30.10.2024 в 12:45:19