Информационная инфраструктура предприятия как инструмент реализации системы менеджмента
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 8 (254), Апрель 2014
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Ишмурадова И.И. Информационная инфраструктура предприятия как инструмент реализации системы менеджмента // Российское предпринимательство. – 2014. – Том 15. – № 8. – С. 83-88.
Аннотация:
В статье приводятся элементы информационной системы промышленных предприятий, рассматриваются особенности информации как важного компонента управления, что позволяет проанализировать темпы роста и производственной активности промышленного предприятия.
Ключевые слова: управление, информация, информационно-аналитическая система, информационная инфраструктура, информационно-управляющая система
Невысокая насыщенность российской экономической науки примерами проведения практических и теоретических исследований в области разработки информационной инфраструктуры для деятельности предприятий подтверждает актуальность данного исследования [5].
Информационная инфраструктура в менеджменте
Информационная инфраструктура (ИИ) как инструмент реализации системы менеджмента подразумевает под собой организацию взаимодействия информационных потоков как внутри предприятия, так и между любыми хозяйствующими субъектами.
Проектирование ИИ, использующей информационные технологии, подразумевает комплекс мероприятий, который состоит из:
– организационных мероприятий (определение структуры документов и маршрутов их движения, ответственность за производимые процедуры, правила создания программ и состава базы данных, способы их финансирования);
– технических мероприятий (покупка, установка и обслуживание оборудования, разработка кабельной системы);
– подбор системного программного обеспечения, которое будет применяться на предприятии, и формирование локальной вычислительной сети (LAN) как программно-технического комплекса (установка системного программного обеспечения, администрирование сети, организация маршрутизации между подсетями, и обслуживание пользователей в сети);
– подготовка персонала фирмы;
– применение в работе стандартного программного обеспечения, создание почтовых сервисов, организация доступа к Internet;
– проектирование, разработка, внедрение программных продуктов и разработка информационно-аналитической системы (ИАС);
– защита информации;
– организация службы эксплуатации и внедрения;
– формирование компьютерной базы данных.
Информация, на основе которой руководитель принимает решения, получается различными методами и способами, с помощью различных потоков информации. Так, например, при помощи неформального канала (общение с подчиненными, коллегами и клиентами, СМИ) менеджер узнает полезную, но недостаточную для принятия управленческих решений информацию. Объем информации, появляющийся в результате деятельности и имеющий влияние на успех ведения дел, а также скорость ее изменения требуют использования формальных методов сбора, хранения и обработки информации.
Большое количество информации о конкретных видах деятельности организации является лишь малой частью всех потребностей фирмы в информации. Чаще всего трудности возникают при необходимости следить за изменениями ситуации. Ресурсы любого предприятия всегда находятся в процессе движения. Постоянно в наличии имеется большое или малое количество запасов товара, денежных средств, приходных и расходных счетов.
Введение информационных технологий может привести к изменению темпов, расхода сырья и производства продукции. Если внешняя среда изменчива, то жизненно важные для предприятия явления могут происходить с большой скоростью. Управлять этим потоком информации так, чтобы менеджмент мог принимать эффективные решения и параллельно вести дела компании – это одна из главных функций информационно-управляющей системы (ИУС) [4].
Информация для руководства
Широкое распространение персональных компьютеров в организациях позволяет управляющим всех уровней оперировать в своей деятельности большими объемами информации. К примеру, современные менеджеры супермаркетов могут получать ежедневные, еженедельные, ежеквартальные или годовые сведения о том, где, какие виды товаров продаются, по какой цене, в каком объеме, не отходя от своего рабочего места и не задействовав служащих в специализированном поиске данных. До внедрения ИУС время для обработки требуемой информации, необходимое для проведения детального анализа, достигало баснословных величин.
Отсюда следует, что благодаря компьютерным технологиям менеджмент может теперь принимать решения, базируясь на данных, собранных внутри их компаний. Внутренние базы данных организации позволяют руководителю получать сведения о его бизнесе, ценах, о рынках, конкурентах и помогают составить прогноз всего за несколько часов. Компьютерные программы дают управляющим информацию, необходимую для оганизации конроля. Она помогает сравнивать фактические и плановые данные, находить разницу между ними и вносить изменения для решения образовавшихся проблем. Впрочем, как и все механизмы управления, компьютерные информационные системы функционируют так, как они спроектированы.
ИУС может считаться эффективной, если прибыль от ее использования превышает затраты на ее разработку. Идеальная ИУС – это не только та, которая дает большой объем информации и более высокую точность и скорость. Идеальная система – это система, которая дает такой объем и качество информации, которые необходимы для управления при наименьших вложениях. При этом технология ИУС – это удобная, компактная и достаточно продуктивная система выдачи информации [1]. Следует подчеркнуть, что стоимость эксплуатации ИУС на много больше затрат на оплату труда квалифицированного персонала и стоимость оборудования для обработки данных. Состав затрат включает в себя: время на проектирование системы, ее установку, обучение персонала, а также время и расходы, связанные со сбором, хранением и обработкой данных.
Руководство не может предусмотреть, какая именно информация ему может потребоваться. Скачок процента в банке, возможное объединие компаний, объявления конкурентов о производстве нового изделия могут привести менеджера к отбору соответствующих данных. ИУС позволяет собирать все необходимые данные внутренней и внешней сред для оперативного и более правильного принятия решения. Генерируя большое количество полезной информации на более масштабной основе, система облегчает контролирующему наблюдателю определение слабых или неудачных решений. Следовательно, можно рассматривать ИУС как встроенный механизм контроля качества, поощряющий эмперическое обучение и использование знаний для совершенствования мастерства и исполнения работы.
Наиболее важными источниками информации являются:
– внутренние источники организации (деятельность специализированных групп сотрудников, промежуточные отчеты, разнообразные информационные связи);
– внешние публикуемые источники (отчеты организаций, научные статьи, производственно-практические журналы и т.д.);
– другие источники информационной индустрии (средства массовой информации и рекламные агентства, конкуренты, поставщики и потребители).
Во многих организациях большую часть используемой руководителями информации обеспечивают внутренние источники. Специализированные группы работников, занятые информационным обеспечением, осуществляют исследование операций, экономический анализ, маркетинговые исследования, планирование и анализ продаж.
Кроме создания типизированных групп, каждая компания использует регулярные отчеты линейных руководителей и сотрудников, разработанные для получения текущих рыночных данных, такие как отчеты менеджеров по телефону и интернету. Публикуемые источники доставляют различную информацию по многим проблемам, относящимся к управлению, таким как состав и количество населения, экономическая среда, производство, сбыт, правовые и нормативные юридеческие акты и т.д. Объем и достоверность такой информации различаются по отраслям и странам мира в зависимости от достоверности источника и качества обработки информации [3].
Информационная инфраструктура современного промышленного предприятия
Организационная среда коммуникации электронных данных формирует инфраструктуру современного промышленного предприятия, которую можно представить в виде трех блоков взаимосвязанных уровней:
1) уровень информационной системы поддержки, на котором бизнес обеспечивается новейшими компьютерными технологиями и программным обеспечением;
2) внешняя среда промышленных предприятий, где определяется стратегия развития отрасли или промышленного комплекса;
3) уровень самого предприятия, который показывает процессы, необходимые для практической реализации намеченной стратегии.
Такие три уровня схематично представлены на рисунке, который наглядно показывает влияние информационных систем поддержки бизнеса на внешнюю среду окружения, что, в свою очередь, влияет на стратегические ориентиры ведения бизнеса, которые привносятся и в какой-то мере диктуют выбираемый ориентир хозяйственной деятельности на уровне промышленного предприятия.
Рис. Информационная инфраструктура внешней среды предприятия
Применяемые в практике зарубежных стран информационные системы, как правило, направлены на выявление стратегического потенциала и поиск наиболее критичных сфер и направлений деятельности для усиления целенаправленных воздействий с целью недопущения ухудшения ситуации.
Это необходимо в случае проведения мониторинга текущей производственной, инвестиционной, финансовой и платежной ситуации на предприятии с подготовкой комплексного анализа финансово-хозяйственной деятельности как самого промышленного предприятия, так и его структурных элементов с использованием различных информационных карт. На основе этого осуществляется многоуровневое информационное взаимодействие между центральным аппаратом и подотчетными структурами предприятия [6].
Все это свидетельствует о том, что система показателей российских предприятий в современных условиях должна базироваться на передовых разработках западных и отечественных организационно-управленческих экономических систем, учитывая все лучшее в каждой из них, но одновременно с этим адаптировать те или иные модели к условиям конкретного предприятия, его внешней среде.
Также необходимо осуществлять корректировку на специфические условия внешней среды, особенности законодательства, наличие развитой инфраструктуры, состояние отрасли, доступность различных видов ресурсов, региональные особенности и различия в корпоративных взаимоотношениях.
Это обеспечит реальную оценку конкурентоспособности продукции на внутреннем и внешнем рынках, даст определенные преференции в инвестиционной привлекательности и большую свободу в принятии управленческих решений менеджерами и руководителями проектов. Необходимость добиваться такого положения дел опирается на выбранную стратегию промышленного предприятия, обеспечивающую решение насущных проблем: совершенствование системы управления, повышение эффективности производства, рост спроса на изготавливаемую продукцию, применение передового опыта ведения хозяйственной деятельности, автоматизация производства и повышение производительности труда, что, несомненно, сказывается на положительных сторонах финансово-экономического состояния и перспективах развития с учетом все большего влияния глобализации экономики.
Выводы
Применение высокорезультативных форм организации управления промышленными предприятиями на основе кластерного подхода предполагает не только изменение его внутренней финансово-хозяйственной политики и стратегии развития, но и более широкое понимание экономических процессов, происходящих во внешней среде, информационную вовлеченность в современные тенденции промышленного развития, ориентированность в ассортиментной составляющей, детальное представление потребностей потенциальных покупателей и клиентоориетированность [2].
Для достижения такого положения необходим комплексный подход к исследованию организационно-управленческих систем в промышленности в условиях выбора приоритетов в пользу инновационного развития экономики с учетом наиболее перспективных направлений экономического роста.
Источники:
2. Зайцев Н.Л. Экономика промышленного предприятия. – М.: ИНФРА-М, 1998. – с. 167–168.
3. Информационные технологии в экономике и управлении: учебник / под ред. проф. В.В. Трофимова. – М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2011. – с. 256–257.
4. Ольхова Л.А., Кошелев А.Н., Иванникова Н.Н. Менеджмент: Бизнес пособие – c. 51–52. – http://bookfi.org/book/669961.
5. Сибирская Е.В., Строева О.А., Мартов С.Н. О разработке информационной инфраструктуры инновационной деятельности малых предприятий. Современные проблемы науки и образования. – № 1. – 2013. – с. 53–54.
6. Экономика и социум. Электронное научно-практическое периодическое издание. – c. 27–28. – http://www.iupr.ru/domains_data/files/sborniki_jurnal/Sbornik%20zhurnal%203.pdf.
7. Пархоменко А.В., Пархоменко В.Д. Роль системы «информация – знания» в процессах управления // Актуальные проблемы науки, экономики и образования XXI века: материалы II Международной научно-практической конференции, 5 марта – 26 сентября 2012 года: в 2-х ч. Ч.1 / отв. ред. Е.Н. Шереметьева. – Самара: Самарский институт (фил.) РГТЭУ, 2012. – 384 с. ISBN 978-5-903878-27-7 – c. 280–288. – http://www.creativeconomy.ru/articles/25808/.
Страница обновлена: 22.01.2024 в 18:25:50