Информационный ресурс как элемент менеджмента экономического развития

Орехов Г.С.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 11 (47), Ноябрь 2010

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=15263738
Цитирований: 3 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Рассматриваются вопросы подхода к определению «информационного ресурса», предлагаются существующие в современной науке различные варианты данного понятия. Отражены существующие классификации информационных ресурсов, и представлена своя классификация в виде схемы.

Ключевые слова: менеджмент, информация, показатели качества, информатизация, информационные ресурсы, потребительская стоимость



Зависимость общественной деятельности от информации вкупе с необходимостью информационного обеспечения всех сторон и сфер жизни человека постоянно растет. Информация выделяется как особый самостоятельный фактор процесса производства и особая сфера общественного разделения труда. Информационный ресурс становится особым видом экономического ресурса. В настоящее время все чаще используется понятие «информационный ресурс», однако отсутствует его общепринятое определение. Отсутствие определения делает проблематичной разработку эффективной и полноценной политики по созданию информационных ресурсов.

Что такое информационный ресурс?

В соответствии с Законом «Об информации, информатизации и защите информации» к понятию «информационные ресурсы» могут быть отнесены как отдельные документы, так и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах.

Большинство исследователей рассматривают информационный ресурс как стратегический, считая, что именно он определяет долговременные тенденции развития научно-технического прогресса и общества в целом.

Таким образом, можно сказать, что информационные ресурсы – это сырье необходимое для производства информационных продуктов. Однако такое заимствование классических экономических понятий достаточно условно.

В научной литературе часто отмечается, что информационный ресурс – это не отдельный тип ресурсов, а просто информационные объекты, используемые в товарно-денежных отношениях.

Кроме того, существует следующее определение информационного ресурса: информационные ресурсы – это идеи человечества и указания по их реализации, накопленные в форме, позволяющей их воспроизводство.

Структура информационных ресурсов

Для экономического анализа, исследования и оценки информационных ресурсов необходимо рассмотреть их структуру.

Состав информационных ресурсов можно представить следующим образом:

1) первичные документы на любых носителях (книги, периодические издания и депонированные рукописи);

2) библиографическая продукция (библиографические списки, базы данных, информационные центры и архивы);

3) полнотекстовые и фактографические базы данных;

4) фонды опубликованных и неопубликованных первичных документов, собираемые библиотеками, центрами информации, архивами и другими учреждениями;

5) услуги, предлагаемые на информационном рынке;

6) обзорно-аналитическая продукция (аналитические обзоры, прогнозы и рейтинги);

7) программные средства, обеспечивающие создание информационных систем и развитие телекоммуникационных сетей;

8) компьютерные сети связи.

Информационные ресурсы могут быть использованы в менеджменте как фактор повышения объема производства и увеличения его эффективности. Информационные ресурсы почти не исследованы в качестве особого фактора производства и требуют рассмотрения.

Подытожив все определения, можно сказать, что информационные ресурсы – это знания, подготовленные людьми для социального использования в обществе и воздействующие на вовлечение всех видов ресурсов в экономику страны. Одной из особенностей информационных ресурсов является влияние на эффективность производства и экономический рост без физического увеличения традиционных ресурсов.

Другой особенность состоит в непосредственном воздействии на субъективный фактор производства – на человека, его интеллектуальный уровень, характер его экономического и социального поведения. Особая роль информационного ресурса, конечно, обусловлена его спецификой, в том числе соотношением с другими ресурсами. На самом деле информационный ресурс – знания – сам по себе не способен заместить ни материально-вещественную, ни энергетическую составляющие производительных сил.

Потребительная стоимость информации

С точки зрения простого процесса труда, прежде всего, следует рассмотреть вопрос о потребительной стоимости информации, или её полезности, а также ее мере. Полезность всякой информации определяется её познавательной способностью. Применительно к информационным ресурсам, может быть, гораздо важнее, чем во всех других отношениях, различать упомянутые понятия – потребительную стоимость и полезность. Самое общее различие между ними заключается в том, что потребительная стоимость – это «опредмеченная потребность», как её определил К. Маркс.

С точки зрения доступности одной из основных характеристик информационных ресурсов является способ распространения их продуктов и услуг. Обычно выделяются следующие способы распространения информации:

  • информационно-телекоммуникационные сети (глобальные и локальные);
  • эфирное вещание (ТВ и радиоканалы);
  • печать (полиграфическая продукция);
  • переносимые машиночитаемые носители (компьютерные, аудио-, видео-)
  • Этот показатель является одним из важнейших при оценке структуры информационного рынка, поскольку потребление информационной продукции реально сосредоточено в этих четырёх секторах. До сих пор существовавшие системы учета рынка и информационного производства строились независимо для каждого способа распространения. Заметим, что в настоящее время способ распространения информационных продуктов в эфире значительно опережает по масштабам аудитории печатные издания и Интернет.

    Классификации и признаки

    Информационные ресурсы можно классифицировать по различным признакам:

  • территориальный признак;
  • способ представления информации;
  • языковой признак;
  • вид и характер представляемой информации.
  • В соответствии с Федеральным законом «Об информации, информатизации и защите информации» информационные ресурсы делятся на государственные и негосударственные информационные ресурсы.

    К государственным относят ресурсы, собственниками которых являются Российская Федерация или субъекты Российской Федерации. Негосударственные ресурсы – это документы, которые созданы за счет средств физических и юридических лиц и приобретены ими на законных основаниях, получены в порядке дарения или наследования.

    На практике информационные ресурсы можно разделить по легкости доступа к ним. В связи с этим можно выделить две категории информационных ресурсов: открытые и с ограниченным доступом. Информационные ресурсы с ограниченным доступом можно представить как отнесенные к государственной тайне и конфиденциальные. К конфиденциальной информации относятся персональные данные.

    Также можно предложить еще одну классификацию в зависимости от носителей информации. Попытаемся разделить информационные ресурсы на пять основных классов:

    1. Документы (документированная информация).

    2. Персонал (память людей).

    3. Организационные единицы.

    4. Научный инструментарий.

    5. Промышленные образцы, рецептуры и технологии, конструкционные материалы, программные продукты, технические системы (объекты). Данную классификацию изобразим в виде схемы на рис. 1. Первые четыре класса являются самостоятельными предметными носителями информации. Последний, пятый класс, является следствием первых четырех, так как невозможен без какого-либо из них.

    Рис. 1. Классификация информационного ресурса в зависимости от материального носителя

    При исследовании и рассмотрении информационных ресурсов часто используют характеристики, которые суммарно можно назвать показателями качества информации. Наиболее важными показателями качества являются значимость (ценность), полнота, достоверность и актуальность информации, содержащейся в этих ресурсах.

    В некоторых научных исследованиях значимость информации определяют через её ценность. Ценность информации часто понимают как коммерческую стоимость, или как обусловленность её получения большими затратами. Существует много представлений и о полноте информационных ресурсов. Проблема заключается в том, что для каждого информационного массива полнота является специфическим показателем.

    Достоверность информации также не может рассматриваться как объективный критерий описания и классификации ресурсов. В основном достоверность понимается как отсутствие ошибок в процессах ввода и обработки информации или как соответствие электронного документа его традиционному источнику. Такой подход позволяет использовать различные формальные модели подсчета достоверности.

    Актуальность информации – последний из распространенных показателей качества информационных ресурсов. Определение актуальности как срока появления изменений в информационном объекте после изменения реального мира является наиболее известным подходом.

    Вывод

    Показатели качества информационных ресурсов не могут рассматриваться как универсальные параметры, пригодные для классификации. Применение этих показателей возможно только в строго определенных границах. Сказанное не означает, что таковые рассматривать не следует. При разработке и проектировании любой конкретной системы показатели качества информации играют центральную роль (вместе или по отдельности).


    Источники:

    1 . Антопольский А.Б . Информационные ресурсы России: научно-методическое пособие – М.: Либерея, 2004.
    2. Плахотной Д.Г. Социально-экономическая природа информационного продукта и ресурса. – М.: Изд-во МГУ, 1992.
    3. Овсянникова И.В. Воспроизводство информационных ресурсов в современной экономике России / Под научной редакцией О.В. Пилипенко. – Орел: Изд-во ОрёлГТУ, 2008.
    4. Справочник информационного работника / Р.С. Гиляревский, В.А. Минкина. – СПб.: Профессия, 2005.
    5. Титоренко Г.А. Информационные технологии управления: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.

    Страница обновлена: 21.09.2024 в 20:29:57