Establishment of a diversified company: the nature, benefits, impact on the cost of capital

Viktoriya Zubko, G Grishina

Journal paper

Russian Journal of Entrepreneurship *
№ 10 / May, 2014
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Citation:

Abstract:
The article deals with the essence of diversification and criteria of a diversified company. The factors that may affect the cost of a diversified company capital are specified. It is noted that diversified companies are able to create an additional cost of capital under certain external and internal conditions.

Keywords: strategy, securities, business unit, diversification, cost of capital, financial-industrial group



Основой развития социально-экономических систем во время глобализации бизнеса являются интересы общества и власти. Власть заинтересована получать максимум налогов, благодаря которым оказываются услуги обществу. Общество представляет собой население, создающее и поддерживающее рыночную инфраструктуру, являясь непосредственным создателем бизнеса. Собственники капитала заинтересованы в максимизации чистой прибыли, которая позволяет им улучшать свое благосостояние.

В условиях интеграции развивающихся рынков компании, действующие на растущих рынках капитала, должны соответствовать компаниям развитого рынка, изменяя при этом свои бизнес-направления [4]. Важным является то, что компании, функционирующие на развивающихся рынках, могут быть более эффективны благодаря стратегии диверсификации.

Признаки диверсификации компаний

Диверсификация – это процесс включения в портфель инвестора определенных ценных бумаг, которые способствуют снижению его риска, повышению эффективности производства. Основными признаками диверсифицированной компании являются экономические, финансовые, управленческие и организационные.

К экономическим признакам относятся:

– способность выбора бизнес-направлений против потенциальных или уже существующих конкурентов, увеличивающих рыночные масштабы компании;

– эффективное использование ресурсов за счет эффекта разнообразия и эффекта масштаба.

Финансовыми признаками являются:

– привлечение значительных объемов финансирования [8];

– стабильные денежные доходы, способствующие снижению риска дефолта компании;

– наличие нескольких подразделений (в соответствии с зарубежными исследованиями), что позволяет компании иметь внутренний рынок капитала, посредством которого происходит перераспределение инвестиционного капитала внутри компании.

К управленческим признакам относят:

– осуществление деятельности одновременно в нескольких сегментах рынка;

– наличие нескольких бизнес-подразделений, которые могут быть не связаны между собой по виду деятельности;

– координация разнообразных издержек, контроль над деятельностью компании;

– управление стоимостью и источниками финансирования;

– осуществление мониторинга формирования связи с внешней средой (клиентом, государством);

– наличие специальных знаний по управлению крупными диверсифицированными структурами.

Организационными признаками являются:

– сложная организационная структура, а, следовательно, более высокий риск корпоративного управления;

– формирование корпоративного бизнес-портфеля;

– организация корпоративного центра (головной компании).

Преимущества образования диверсифицированной компании

Особенностью диверсифицированной компании является организация и функционирование внутреннего рынка капитала, осуществление контроля над деятельностью подразделений компании. Основными признаками внутреннего рынка капитала являются:

– финансовые ресурсы капитала привлекаются на внешнем рынке через посредника, которым может быть корпоративный центр компании;

– права контроля принадлежат поставщику капитала, в связи с чем, менеджеры не заинтересованы в результатах своего труда;

– наиболее эффективное перераспределение активов [6].

Спецификой процессов диверсификации является функционирование компаний на развитых и растущих рынках. Растущий рынок капитала предполагает неразвитость институциональной среды, которая может быть компенсирована существованием диверсифицированных компаний [7]. Диверсифицированные компании, действуя на развивающемся рынке, могут брать функции неразвитого внешнего рынка капитала, что является потенциалом создания стоимости в крупных диверсифицированных структурах.

Если сравнивать источники создания стоимости в диверсифицированных компаниях и на растущих рынках капитала, то можно наблюдать явное перераспределение функций.

Для внешнего рынка этими функциями являются: высокий уровень риска; непостоянство привлечения финансового капитала; трудности в осуществлении мониторинга.

Для диверсифицированной компании такими функциями являются: снижение риска инвестирования; гарантии выполнения контрактных соглашений; доступность внутреннего рынка капитала; диверсификация портфеля инвестора; привлечение значительных объемов финансирования; выполнение роли заемщика; лоббирование различных вопросов через достаточно легкий доступ информации.

Вместе с тем, можно отметить наличие финансовых преимуществ образования диверсифицированных компаний. Они проявляются в стабильности денежных потоков, а также низком уровне риска дефолта. Данные компании способны привлечь большие объемы финансирования, в том числе от частных и зарубежных инвесторов [8]. Обладая значительным объемом капитала, диверсифицированные компании могут выступать в роли венчурного капиталиста и быть заемщиком для мелких, но перспективных бизнес-единиц. Они обеспечивают гарантии выполнения контрактных соглашений между компаниями, входящими в корпоративный портфель, и внешними контрагентами, а также могут быть посредниками между государственными регулирующими органами и другими компаниями. Создав бренд своей продукции, крупные компании информируют покупателя о качестве своей продукции [7].

Внешние и внутренние рынки капитала

Анализ эмпирических исследований в компаниях США, Японии, Корее, Сингапуре позволил авторам сделать следующие выводы:

– диверсификация увеличивает стоимость компании;

– отсутствует взаимосвязь между ВНП страны и выгодами диверсификации [5].

Диверсификация способствует созданию стоимости капитала при условии, что компания владеет значительными нематериальными активами и функционирует на растущем рынке капитала. Диверсифицированные компании способны создавать стоимость путем компенсации функций неразвитого внешнего рынка капитала.

Используя выборку российских компаний, авторы [1, 3] исследовали эффективность внутреннего рынка капитала российских финансово-промышленных групп (ФПГ), которые разделены на два вида: горизонтальные и иерархические.

Горизонтальные ФПГ – это акционерные общества, в рамках которых функционирует несколько компаний одной отрасли, каждая из них имеет свою долю в учрежденном акционерном обществе. Такое акционерное общество действует в качестве представителя группы, но правом осуществления контроля не обладает. Компании также имеют право владеть акциями друг друга. Целью создания таких групп является возможность увеличения доли рынка и реализация интересов компании.

Иерархические группы ФПГ – это определенная группа компаний, которую контролирует банк, имеющий право на получение остаточного денежного потока, а также осуществление контроля над активами группы.

Анализ проведенных исследований [1] позволил сделать следующие выводы:

– в независимых и промышленных группах компаний инвестиции чувствительны к внутреннему финансированию и отрицательно коррелированны в иерархических группах компаний;

– распределение капитала осуществляется более эффективно внутри иерархических групп;

– предприятия, входящие в незарегистрированные ФПГ, инвестировали за год в основные средства большую долю своих денежных средств по сравнению с остальными предприятиями. Этот результат можно рассматривать как гипотезу о лучшем исполнении контрактов в неофициальных группах по сравнению с другими фирмами в условиях, когда отсутствуют внешние источники кредитов для инвестиций в основные средства.

На основе ранее проведенных исследований были рассмотрены эффективность стратегии диверсификации и ее влияние на стоимость компании в условиях работы растущих рынков капитала. Выяснено, что в условиях развивающихся рынков капитала существуют источники создания стоимости диверсифицированными компаниями на основе выполнения ими функций неэффективного внешнего рынка капитала.

Выводы

Диверсифицированные компании, функционирующие на развивающихся (перспективных) рынках, могут быть эффективными и создавать добавленную стоимость в условиях:

– существования оптимальной модели управления данной компании;

– грамотно выстроенной системы управления, позволяющей правильно судить о создании или разрушении стоимости каждой бизнес-единицы;

– принимать эффективные инвестиционные решения [2];

– осуществлять контроль над деятельностью бизнес-единиц.

Нужно отметить, что выводы исследований следует считать корректными, т.к. были использованы бухгалтерские отчетности, отражающие действительную финансовую ситуацию в компаниях.


Страница обновлена: 02.05.2025 в 13:11:57