Информационные технологии в государственном секторе: социально-экономические факторы
Скачать PDF | Загрузок: 7
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 18 (240), Сентябрь 2012
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
В статье рассматривается взаимосвязь социально-экономических факторов и уровня развития электронного правительства. Ключевым аспектом является необходимость учета динамики социально-экономического развития при проектировании и реализации электронного правительства как фактора, определяющего скорость восприятия и уровень адаптивности граждан к электронным формам взаимодействия с властью.
Ключевые слова: электронное правительство, социально-экономическое и техническое развитие, рейтинги электронного правительства
Развитие информационных технологий, позволяющих наладить эффективные коммуникации между гражданами и органами власти − один из приоритетов развивающихся и развитых стран. Россия не является исключением, реализуя концепцию электронного правительства в рамках государственной программы «Информационное общество (2011−2020)». Несмотря на заметные успехи, находящие отражение в международных рейтингах развития электронного правительства (Россия заняла 59 и 27 места в 2010 и 2012 гг. соответственно в рейтинге ООН), существует ряд вопросов, решение которых лежит как в организационной плоскости, так и в плоскости объективных параметров социально-экономического развития.
Успешность внедрения электронного правительства с определенными допущениями можно определить посредством анализа международных рейтингов, наиболее авторитетными из которых являются:
1) рейтинг ООН (ведется с 2003 года);
2) рейтинг Университета Васеда (Waseda University, Япония, ведется с 2005 года).
В табл. 1 сведены и сопоставлены критерии, используемые в каждом рейтинге.
Таблица 1
Сопоставление критериев оценки уровня развития электронного правительства в рамках рейтинга ООН и рейтинга Университета Васеда
Критерии ООН [1]
|
Критерии Университета Васеда [2]
|
1.1. Online service index (уровень онлайн сервисов)
|
2.1. Required Interface-Functioning
Applications (уровень функциональности электронных приложений) 2.2. National Portal (Общенациональный портал) |
Показатель определяет количество и качество правительственных ресурсов, их интерактивность
| |
1.2. Telecommunication index (уровень телекоммуникации)
|
2.3. Network Preparedness (уровень готовности инфраструктуры)
|
Показатель включает оценку среднего количества интернет-пользователей (осуществляющих доступ со стационарных и мобильных устройств)
| |
1.3. Human capital index (уровень развития человеческого капитала)
Показатель включает оценку уровня образования взрослого населения |
|
|
2.4. Management Optimization (уровень оптимизации управления)
Показатель определяет уровень стандартизации реализации функций и предоставления услуг, уровень развития информационных служб правительства |
|
2.5. Government CIO (уровень руководства информационной службой)
Показатель является сводным и включает в себя эффективность применения инвестиций в сфере при заданном уровне управления |
|
2.6. E-Government Promotion (уровень популяризации электронного правительства)
Показатель характеризует уровень работы структур, занимающихся продвижением и популяризацией электронного правительства |
Применение показателей развития человеческого капитала является обоснованным, так как процесс развития электронного правительства носит двухсторонний характер. С одной стороны, внедрение информационных технологий осуществляется в рамках государственного сектора, с другой, успешность и эффективность функционирования всей системы зависит от возможности принятия и адаптации в рамках общества соответствующих технологий, что, в свою очередь, непосредственно отражается на темпах модернизации нашей страны [3].
Место России в списке стран, реализующих электронное правительство
С указанными различиями в методиках оценки во многом связано место, которое занимает Россия в рейтингах 2012 года: 27-е в рейтинге ООН и 37-е в рейтинге Университета Васеда. В рейтинге ООН наиболее высокая оценка поставлена по показателю развития человеческого капитала, который во многом определил высокий уровень общего показателя.
До начала анализа стоит отметить два аспекта:
1) сопоставление стран по уровню социально-экономического развития является в определенной степени относительным, что связано с различием в социально-экономических пропорциях стран;
2) в рейтинге ООН используются методики расчета оценок, допускающие дисбаланс показателей, обусловленный применением нормализации (normalization [см. 1]) [4].
В табл. 2 (подготовлена по данным [5]) представлены отдельные характеристики 15 стран, занимающих первые 15 мест в рейтинге ООН за 2012 год.
Таблица 2
Показатели социально-экономического и технологического уровней развития первых 15 стран рейтинга ООН за 2012 год
Общий анализ данных проводился по 20 первым странам рейтинга ООН (2012 г.) по 17 показателям социально-экономического развития за 2003−2011 годы. Корреляции между значениями рейтинга и показателями социально-экономического развития стран за рассматриваемый период не выявлено, как изначально и предполагалось. Это связано со следующими причинами:
1) относительно небольшим периодом анализа (с учетом долгосрочного характера анализируемых тенденций);
2) корректировкой критериев рейтинга ООН на протяжении периода анализа и зависимостью показателей рейтинга каждой страны от общего уровня соответствующих показателей.
Несмотря на указанные допущения, были определены пороговые значения показателей (в табл. 2 указаны как «минимальные значения») стран, успешно реализующих электронное правительство.
Значения показателей по России, за исключением показателя «количество НИОКР на 1 млн чел.», существенно ниже пороговых. Наиболее критичными являются низкие значения показателей «ВВП на душу населения» и «количество пользователей интернета на 100 жителей». Низкое значение последнего определяет проблему, связанную с затруднением у граждан в адаптации и восприятии электронного правительства.
Оценка факторов развития электронного правительства
По результатам исследования, проведенного в 2011 году Фондом «Общественное мнение» [6] среди россиян, только 11% опрошенных пользовались электронными государственными услугами; 25% ответили, что им не приходилось, но хотелось бы; и 42% – «не приходилось, и нет желания воспользоваться». А.Д. Трахтенберг в статье «Традиционные тактики взаимодействия с властью и готовность к электронному правительству» исследует причины, по которым электронное правительство вызывает у значительной части населения отторжение. По мнению А.Д. Трахтенберг, характерной для России чертой является то, что исключительная важность придается «возможности личного взаимодействия с сотрудниками органов власти в обход и поверх бюрократический иерархии» [7], связанной с «тактикой слабых».
Переходя к обобщению полученных данных, стоит отметить, что первые 15 стран рейтинга ООН характеризуются сопоставимыми показателями социально-экономического и технологического развития по следующим причинам:
1) уровень социально-экономического развития (в частности, уровень жизни) напрямую влияет на интенсивность использования информационных технологий, проникновение элементов информационного общества во все сферы жизни;
2) наличие развитой инфраструктурной сети (серверов и каналов связи) позволяет расширять диапазон действия электронного правительства;
3) сохранение количества НИОКР на высоком уровне свидетельствует о наличии разработок и достаточного кадрового потенциала в обществе для реализации и восприятия концепции электронного правительства.
Влияние социально-экономических факторов на уровень развития электронного правительства неоспоримо и это влияние во многом проявляется во взаимодействии государства и граждан. При проектировании электронного правительства этот аспект должен в обязательном порядке учитываться. Оценка факторов развития электронного правительства вне влияния факторов социально-экономического развития не позволяет учесть уровень, на котором общество сможет воспринять внедряемые технологии.
Вывод
Характеристики социально-экономического развития России на сегодняшний день свидетельствуют о значительном потенциале, который должен реализоваться на уровне пороговых значений, прежде чем внедрение информационных технологий обеспечит наибольшую эффективность взаимодействия граждан и органов власти. С учетом того, что электронные услуги и функции как воплощение взаимодействия граждан и органов власти являются только частью электронного правительства.
Особое внимание должно уделяться автоматизации процессов административного управления, таких, как переход с бумажного документооборота на электронный, использование баз данных для накопления и управления необходимой информацией для обеспечения исполнения административных процессов. В тоже время, в целях преодоления традиционных особенностей восприятия органов власти обществом, существует необходимость более активной работы по выстраиванию доверительных отношений между властью и гражданами в рамках электронного взаимодействия.
Источники:
2. The 2012 Waseda University International – Government Ranking released. Institute of e-Government, Waseda University. 2012 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.e-gov.waseda.ac.jp /images/Press%20Released%20on%20e-Gov%20ranking%202012.pdf.
3. Мингалева Ж.А. Институциональные аспекты экономической модернизации // В мире научных открытий. − 2010. − № 3−3. − С. 134−139.
4. Мингалева Ж.А. Модернизация национальной экономики на основе стратегии инновационного развития // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 2. − http:// www.science-education.ru/102-5987.
5. Официальный сайт Всемирного банка [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://data.worldbank.org.
6. В тридевятом царстве, в электронном государстве // Пресс-релиз «Фонда Общественное Мнение». 13.06.2011 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://bd.fom.ru/report/cat/smi/smi_int/ pressr_080711.
7. Трахтенберг А.Д. Традиционные тактики взаимодействия с властью и готовность к электронному правительству [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://elibrary.ru/download/89713723.pdf.
Страница обновлена: 22.09.2024 в 13:25:27