О проблеме реформирования правил российского финансового учета в международные стандарты
Скачать PDF | Загрузок: 9
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 12 (36), Декабрь 2002
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Строкова Е.В. О проблеме реформирования правил российского финансового учета в международные стандарты // Российское предпринимательство. – 2002. – Том 3. – № 12. – С. 106-110.
Аннотация:
Проблема сопоставления финансовых результатов, формируемых по национальным принципам и методам бухгалтерского учета, с нормативными требованиями Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО), решается международным сообществом уже более 30 лет. В настоящее время реформирование бухгалтерского учета для соответствия требованиям МСФО является актуальным и для России, однако сжатые сроки реформы и уже совершенные ошибки заставляют еще раз обратиться к сущности методологии предлагаемых изменений.
Ключевые слова: МСФО, бухгалтерский учет, финансовый учет
Проблема сопоставления финансовых результатов, формируемых по национальным принципам и методам бухгалтерского учета, с нормативными требованиями Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО), решается международным сообществом уже более 30 лет. В настоящее время реформирование бухгалтерского учета для соответствия требованиям МСФО является актуальным и для России, однако сжатые сроки реформы и уже совершенные ошибки заставляют еще раз обратиться к сущности методологии предлагаемых изменений. Начнем с предыстории проблемы.
В 1998 году Правительством России была принята Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с нормами МСФО. В Программе обозначена цель ‑ привести действующую систему бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и МСФО. Несмотря на то, что все задачи Программы планировалось выполнить не позднее 2000 года, уже сегодня очевидно, что, как минимум, в части разработки и утверждения положений (стандартов) бухгалтерского учета, а также разработки и утверждении инструкций, методических указаний и комментариев, эта программа остается, по крайней мере, среднесрочной.
В 1999 году Правительство РФ утвердило план мероприятий структурной перестройки экономики на текущий год, согласованный с Международным валютным фондом (МВФ) и Международным банком реконструкции и развития экономической политики. В числе запланированных мероприятий предусмотрено достижение выполнения следующего требования: крупнейшие естественные монополии должны, начиная с квартальной отчетности за 2000 год, составлять и публиковать квартальную финансовую отчетность, опираясь на требования МСФО и проверенную независимыми аудиторами в соответствии с Международными аудиторскими стандартами. В конце декабря 1999 года вышло распоряжение Председателя Правительства РФ, а в январе 2000 года было распространено письмо Министерства Финансов РФ с методическими рекомендациями о том, как реализовывать эту сложнейшую задачу.
Известно, что необоснованный план лишает исполнителей всякой мотивации и заинтересованности в его выполнении. К сожалению, это может произойти и с планами реформации отечественного бухгалтерского учета. Безусловно, необходимо стремиться к тому, чтобы сводная квартальная отчетность составлялась своевременно, в соответствии с требованиями Международных стандартов, чтобы эту отчетность критически оценивали аудиторы и чтобы она была доведена, прежде всего, до акционеров. Но не нужно “перегибать палку”.
Например, в США для компаний, акции которых котируются на бирже, за последние пятнадцать лет процедуры представления отчетности тщательно отработаны и оптимизированы. Максимальными являются следующие требования: сводная/консолидированная квартальная отчетность, составленная по национальным (USGAAP, а не МСФО) стандартам, должна быть представлена через 45 дней после окончания квартала, и при этом аудиторы делают только обзор (review) этой отчетности, а не аудит. Расходы на формирование отчетности и оплату услуг аудиторов полностью относятся на себестоимость.
Как же обстоят дела в России в части стимулирования реформы?
Действующее налоговое законодательство и нормативные акты пока не способствуют реализации реформаторских бухгалтерских идей. В качестве примера можно обратиться к практике налоговых органов, которые не хотят согласиться с тем, чтобы расходы российских акционерных обществ на подготовку финансовой отчетности по IAS/US/UKGAAP и их последующий аудит относились на себестоимость и тем самым уменьшали налогооблагаемую базу.
Наличие у предприятия финансовой отчетности, составленной по международным стандартам (а также проверенной международно-признанной аудиторской фирмой) является необходимым условием выхода на международные финансовые рынки капитала и/или привлечения стратегического инвестора. Без такой отчетности не приходится рассчитывать на серьезные инвестиции. Инвесторы настойчивы и категоричны в своих требованиях, потому что прозрачная и понятная отчетность являет собой форму информационной защиты. Международные бухгалтерские стандарты предъявляют очень высокие требования к передаче экономического смысла хозяйственных операций (т.е. их существа, а не формы) и к раскрытию информации о различных аспектах финансового положения предприятий.
Активными сторонниками внедрения новых форм отчетности являются руководители успешных предприятий и их финансовых служб, которые считают, что способность предприятий составлять финансовую отчетность по Международным стандартам и ее наличие не только повышают привлекательность предприятия в глазах инвесторов, но и позволяют точнее отражать истинное экономическое положение предприятия и его реальные финансовые результаты. В связи с этим полезность и уместность информации для принятия экономических и управленческих решений является одним из основных критериев при выборе методологического подхода.
Помимо этого, акционеры (собственники) все более энергично настаивают на том, чтобы те, кому доверено управлять принадлежащей акционерам собственностью, внедряли в свою повседневную практику принципы корпоративного управления (corporategovernance), представляющие собой передовой опыт управления и обеспечения так называемой прозрачности (transparency) компании. Одним из ключевых элементов корпоративного управления является составление финансовой отчетности на принципах, совместимых с Международными стандартами.
Что же из себя представляют эти стандарты?
Аббревиатура “GAAP” расшифровывается на английском языке как “Generally Accepted Accounting Principles” и переводится на русский язык как “общепринятые бухгалтерские принципы”. Хотя эту аббревиатуру первыми ввели в оборот американские бухгалтеры и ее очень часто используют применительно к общепринятым в США бухгалтерским принципам (USGAAP), этот термин имеет более широкое значение как совокупность стандартов, правил и иных норм, которым следуют бухгалтеры той или иной страны для ведения бухгалтерского учета и составления отчетности. В этом смысле, можно говорить о том, что существуют UK, US, IAS и даже RusGAAP.
Необходимость выбора конкретной системы стандартов составления финансовой отчетности обусловлена, прежде всего, тем, что “глобальная гармонизация” бухгалтерских стандартов пока что не достигнута. Условия этого выбора зависят от ответов на две группы вопросов:
1) Зачем предприятию нужна отчетность, составленная по понятным и принимаемым в остальном деловом мире правилам?
2) Что из себя представляет бизнес предприятия и насколько естественно можно описать его в категориях тех или иных общепринятых бухгалтерских принципов?
Если предприятие планирует выйти на финансовый рынок какой-то страны, то выбор стандартов, в соответствии с которыми следует составлять отчетность, зависит от конкретных требований нормативных актов, регулирующих выход на финансовый рынок (как правило, на фондовую биржу) данной страны (например, требования Комиссии по биржам и ценным бумагам в США к неамериканским предприятиям).
Если отчетность по тем или иным стандартам нужна одному из иностранных собственников, то возможно составление отчетности по МСФО, т.к. собственник, как правило, планирует сдать эту отчетность в свое головное общество, которое, в свою очередь, составляет сводную отчетность по нормам МСФО.
Если основная часть доходов, расходов, активов и пассивов предприятия выражены в рублях, и при этом рубль является основной операционной валютой предприятия (operationalcurrency), целесообразно составлять отчетность по МСФО. Эти стандарты позволят вести отчетную документацию в рублях, а любые национальные стандарты будут требовать составления отчетности в своей национальной валюте, что будет давать искаженную картину финансового положения и финансовых результатов отечественного предприятия. И, наконец, руководство любого предприятия желает получать такую картину/описание финансового положения и финансовых результатов предприятия, которые имеют как можно больший экономический смысл (возможно также и для того, чтобы сравнить свои финансово-экономические показатели с показателями аналогичных предприятий в других странах мира).
Страница обновлена: 15.07.2024 в 10:43:46