Современный уровень развития предпринимательских объединений
Скачать PDF | Загрузок: 7
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 24 (222), Декабрь 2012
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
В статье рассматриваются современная классификация и структуры объединений предпринимателей в Российской Федерации. Для координации их деятельности предлагается сформировать механизм управления развитием предпринимательских структур регионов.
Ключевые слова: предпринимательские структуры, саморегулируемые организации, управление развитием, объединения предпринимателей, отраслевые объединения
Развитие предпринимательских структур в мире в последние десятилетия преодолело формы синдиката, концерна, холдинга и др. Не только экономические, но уже и социальные, и экологические мотивы побуждают предпринимателей создавать новые структуры для продвижения предпринимательских инициатив.
Всемирный совет предпринимателей по устойчивому развитию
Современный уровень развития предпринимательских структур может рассматриваться на общемировом, страновом (федеральном), региональном (субъекты федерации) и муниципальном уровнях. Можно выделить международные структуры, объединяющие предпринимателей по производственной деятельности (корпорации, холдинги, концерны, картели и т.п.), по отраслевому признаку, по общей проблематике предпринимательской деятельности [4].
В качестве последнего можно привести пример Всемирного совета предпринимателей по устойчивому развитию (ВСПУР). 8–12 марта 2010 г. на совещании ВСПУР в г. Монтре (Швейцария) присутствовали 390 участников, включая 253 члена ВСПУР и 26 представителей региональной сети. Целью совещания являлось обсуждение будущей стратегии и видения бизнеса, основным вопросом которого является обеспечение потребностей 9 млрд людей – с учетом роста населения планеты до 2050 года и ограничений ресурсов нашей планеты. Всемирный совет предпринимателей по устойчивому развитию, в котором приняли участие 29 представителей крупнейших компаний мира из 20 стран, организовал разработку концепции развития бизнеса. В течение 1,5 лет группа специалистов разработала концепцию «Vision 2050: the New Agenda for Business» [5], которая впервые была опубликована в феврале 2010 г. и официально представлена на совещании в Монтре. «Vision 2050» является рамочным документом, способствующим пониманию компаниями тех возможностей, которые лежат в основе трансформаций, необходимых в ближайшие годы.
Во ВСПУР входят такие компании, как «Газ де Франс», «ЭНИ», «Бритиш Петролеум», «Шелл», «Фольксваген», «Дженерал Моторс», «Сони» и др. Российскими членами ВСПУР стали такие компании, как «Газпром», «ЛУКОЙЛ», «Базовый элемент», АФК «Система» и др.
Федеральная структура объединений предпринимателей
В России в последние годы сложилась достаточно устойчивая структура объединений предпринимателей [2]. В федеральную структуру входят следующие объединения.
1. Межотраслевые объединения предпринимателей, состоящие из представителей различных секторов частного бизнеса. Наиболее значимые: Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП), ОПОРА России, Федерация товаропроизводителей России, Лига кооператоров и предпринимателей, Союз предпринимателей и арендаторов, Союз малых предприятий, Ассоциация приватизируемых и частных предприятий.
В состав РСПП входят более 100 отраслевых и региональных объединений, представляющих ключевые сектора экономики: топливно-энергетический комплекс, машиностроение, оборонно-промышленный комплекс, строительство, химическая, легкая и пищевая промышленность, инвестиционно-банковская сфера и др.
2. Объединения функционально-отраслевого типа, представляющие интересы предприятий и предпринимателей в определенной сфере производства или предпринимательства (Ассоциация российских банков, Союз нефтепромышленников России, Союз лесопромышленников, Аграрный союз, Всероссийский союз страховщиков, Российское общество оценщиков). По организационно-правовой форме они могут создаваться как ассоциации коммерческих организаций (Ассоциация российских банков) или как общественные объединения (Союз нефтепромышленников).
Разумеется, влияние таких организаций зависит не только от развитости организационной структуры объединения, но и от роли самого бизнеса в российской экономике, а также от его способности воздействовать на принимаемые управленческие решения. При этом лоббистский потенциал объединений в реальности далеко не всегда соответствует общественной значимости того или иного вида предпринимательской деятельности.
В целом функционально-отраслевые объединения становятся все более влиятельными, что объясняется рядом факторов. Главные среди них – возможность коллективного отстаивания узкопрофессиональных интересов в диалоге с органами власти, стремление повысить статус собственного предприятия за счет вхождения в «отраслевое» предпринимательское объединение. Последнее особенно характерно для тех сфер бизнеса, где уже произошло упорядочение рынка товаров и услуг. Кроме того, в рамках отраслевых объединений предпринимателям проще вырабатывать единые правила поведения на рынке, устанавливать меры защиты от недобросовестных конкурентов и аферистов, подрывающих престиж бизнеса. В частности, Российская гильдия риэлторов создавалась именно с целью упорядочения «правил игры» на вторичном рынке жилья.
Как показывает опыт, отраслевым предпринимательским объединениям нередко удается добиться результатов там, где отдельно взятый предприниматель оказался бы бессилен. Например, Московской гильдии пекарей удалось заблокировать проект решения Правительства г. Москвы о лицензировании деятельности по производству хлебобулочной продукции, поскольку эта мера привела бы к уменьшению доходов от производства или даже к банкротству многих хлебопекарен.
3. Региональные и межрегиональные объединения предпринимателей, ставящие перед собой задачи самоорганизации предпринимателей в рамках субъекта федерации (или группы субъектов федерации). К ним относятся Союз предпринимателей Северного Кавказа, Абаканский союз предпринимателей, Межрегиональная ассоциация предпринимателей «Европейский Север», Объединение предпринимателей Сибири «Сибирский Союз» и др.
4. Политические партии и движения, заявляющие в качестве своей главной программной цели отстаивание общих интересов бизнеса.
Несмотря на то что все бизнес-партии (по крайней мере на момент их создания) располагали значительными финансовыми ресурсами, опыт их деятельности в целом можно признать неудачным. Ни одна из «предпринимательских» партий так и не смогла провести своих представителей в Госдуму, участвуя в выборах по партийным спискам. В результате значительная часть предпринимательского корпуса разочаровалась в перспективах их деятельности, переориентировавшись на взаимодействие с другими, более авторитетными политическими движениями.
5. Ассоциации объединений предпринимателей, создаваемые по признаку общей принадлежности ее членов к определенной социально-демографической группе. Это объединения предпринимателей из числа женщин, молодежи, ветеранов, спортсменов (Ассоциация женщин-предпринимателей, Союз молодых предпринимателей и др.). Хотя их влияние на выработку макроэкономического курса сравнительно невелико, они способны оказывать поддержку своим членам по ряду вопросов.
6. Торгово-промышленные палаты (ТПП), осуществляющие свою деятельность в соответствии с Законом РФ «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации» [1]. Согласно закону, ТПП имеют право проводить работу по сертификации товаров и услуг, оказывать юридическую помощь частным предприятиям.
Структура предпринимательских объединений в Пермском крае
На уровне субъектов федерации структура предпринимательских объединений аналогична федеральной. Так, в Пермском крае имеет место следующая структура объединений предпринимателей.
Общественные объединения
1. Региональное отделение РСПП Пермского края, Региональное объединение работодателей Пермского края «Сотрудничество».
2. Пермское отделение Общероссийской общественной организации «Деловая Россия».
3. Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России», Пермское региональное отделение.
4. Пермская краевая организация российского профсоюза работников малого и среднего бизнеса.
5. Ассоциация молодых предпринимателей России, Пермское региональное отделение».
6. Пермская краевая общественная организация «Деловой предпринимательский клуб «Единение».
7. НП «Пермская гильдия добросовестных предприятий».
8. НП «Общество развития предпринимательских инициатив».
9. НП «Ассоциация женщин-предпринимателей Прикамья».
10. НП «Предприниматели Пермского района».
11. НП «Содружество предпринимателей г. Соликамск».
12. НО «Ассоциация предпринимательства г. Кунгур».
13. Совет предпринимателей Верещагинского района.
14. НО «Ассоциация содействия развитию малого и среднего предпринимательства» (г. Березники).
15. НП «Чайковский клуб поддержки и развития предпринимательства и малого бизнеса» (г. Чайковский).
Профессиональные объединения
1. Пермская торгово-промышленная плата.
2. Ассоциация научных и инновационных учреждений и предприятий Пермского края.
3. Пермская общественная организация «Ассоциация бухгалтеров».
4. НП «Союз металлургических предприятий Пермского края».
5. НП «Строители Пермского края».
6. НП «Лесопромышленники Прикамья».
7. НП «Клуб промышленников и финансистов «Строгановский».
8. НП «Российская гильдия риэлторов, Пермский край».
9. НП «Экологическая перспектива».
10. НП «Пермская туристическая гильдия»
11. НП «Пермский краевой союз стоматологов».
12. МОО «Межрегиональная тьюторская ассоциация», Пермское региональное отделение.
13. Пермское представительство Российской ассоциации по связям с общественностью.
14. Пермская ассоциация профессионалов информационных технологий.
15. Пермская ассоциация радио и телевидения.
16. Пермская краевая ассоциация ТСЖ.
17. Ассоциация управляющих компаний Пермского края.
18. Ассоциация санаториев Пермского края.
19. Ассоциация пермских таксистов.
С принятием Федерального закона «О саморегулируемых организациях» [3] часть профессиональных предпринимательских объединений (аудиторских, строительных и др.) переходит на более высокий уровень организации, внедряя элементы саморегулирования деятельности.
Вывод
Таким образом, современная структурная статика и динамика предпринимательских структур на мировом, федеральном и региональном уровнях указывают на наличие организационно-экономических предпосылок для формирования механизма управления развитием предпринимательских структур региона.
[1] Полное название документа – Закон РФ от 07.07.1993 № 5340-1 «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации» (действует в ред. от 23.07.2008). – Прим. ред.
Источники:
2. Кан С.Л. Формирование благоприятной внешней предпринимательской среды. Дис. канд. экон. наук. – М.: ГУУ, 2007. – 186 с.
3. Федеральный закон от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» (ред. от 25.06.2012).
4. Шишкин Д.Г., Гершанок Г.А. Значение и классификация предпринимательских структур // Российское предпринимательство. – 2012. – № 22.
5. Vision 2050: The new agenda for business. – Geneva: WBCSD, 2010. – 80 p.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 19:01:54