Малое предпринимательство: сущность и предпосылки эффективного развития
Скачать PDF | Загрузок: 7
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 23 (221), Декабрь 2012
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Черников А.Н. Малое предпринимательство: сущность и предпосылки эффективного развития // Российское предпринимательство. – 2012. – Том 13. – № 23. – С. 10-16.
Аннотация:
Несмотря на возрастающее внимание к малому предпринимательству со стороны государства, этот сектор имеет недостаточно совершенное гражданское и налоговое законодательство, отсутствие эффективного механизма управления им. Без этого его потенциал останется не только не реализованным, но и не востребованным. В статье рассматриваются проблемы, решение которых могло бы развернуть малое предпринимательство на инновационный путь развития.
Ключевые слова: малый бизнес, малое предпринимательство, бухгалтерский учет, эффективное управление, новаторство, качественные показатели
Состояние российского малого предпринимательства вызывает тревогу. Мы по сей день путаемся даже в определении его сущности, хотя этому сектору экономики в капиталистическом мире уже более двух веков.
Характеристику малому предпринимательству дали известные экономисты-рыночники еще на рубеже XYII–XYIII веков. Кантильон [2] обозначил его, как рисковый бизнес с применением нововведений, вложением личных и привлеченных средств в новое дело, часто подвергая себя риску. Австрийский экономист Шумпетер создал теорию предпринимателя-новатора, как агента, «…реализующего новые и новые комбинации факторов производства за счет обновления товарной продукции [3].
В развитых рыночных странах, например в США, звание предприниматель присваивается тому, кто создает «…что-то новое и отличное от уже имеющегося, применяет и преобразовывает «ценностные установки» [4].
Предпринимательство как новаторство
Гражданский кодекс РФ определил малое предпринимательство, как «самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от использования имущества, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке» [1]. Этим определением в ГК РФ законодатель лишил предпринимателя исторически присущих ему функций: новатора и застрельщика во внедрении научно-технических достижений. В начале 90-х годов прошлого века некоторые организации и недобросовестные граждане, занимающиеся под прикрытием закона сомнительной деятельностью, попали в категорию «малого предпринимательства». Миллионы людей пострадали от «услуг» исчезнувших теперь банков и финансовых «пирамид», которые в свое время были зарегистрированы «в установленном законом порядке».
Малый бизнес отличается от малого предпринимательства. Сущность первого, как системы, составляет совокупность отношений между людьми, складывающиеся в процессе производства, обмена и потребления. Малому предпринимательству характерна инновационная направленность деятельности и наличие таких признаков, как инициатива, новаторство, способность и готовность принимать на себя экономические риски. Это определение и надо закрепить в Гражданском кодексе РФ.
Рекомендуемое определение малого предпринимательства позволяет оценить его деятельность не только с количественной, но и с качественной стороны при помощи следующих показателей: фондоотдача, коэффициент обновления основных фондов, соотношение стоимости производственного и вспомогательного оборудования в его общей стоимости, удельный расход топлива и электроэнергии, содержание основного вещества и вредных примесей и др. Критериальный показатель – повышение производительности труда.
К сожалению, в настоящее время качественная оценка деятельности малого предпринимательства в российском законодательстве отсутствует. Но именно она дает возможность показать эффективную взаимосвязь бизнеса с гражданским обществом, которая заключается в следующем: предпринимательство разрабатывает и внедряет в производство новые высокие технологии и конкурентноспособные товары, в результате чего:
− повышается производительность труда и на рынке продаются относительно дешевая продукция, но более высокого качества и надежности;
− появляется возможность получить государственные субсидии и займы.
Управление малым предпринимательством со стороны государства
Из определения сущности малого предпринимательства вытекает необходимость эффективного управления им со стороны государства. Наглядным примером может служить опыт США, где этот сектор экономики курирует непосредственно Президент страны и малое предпринимательство успешно развивается. К сожалению, в России «пошли своим путем».
С июня 1995 по 1998 годы его подчинили Государственному комитету по поддержке и развитию малого предпринимательства (далее Комитет), образованный указом Президента РФ от 06.06.1995 № 563.
В этот период времени были, на наш взгляд, правильно определены источники финансирования, правила передачи результатов НИОКР, инновационных программ, незавершенных и пустующих объектов недвижимости, нерентабельных предприятий на льготных условиях.
Однако идентичность понятий малого бизнеса и малого предпринимательства в законодательстве направило его дальнейшее развитие по пути роста хозяйствующих субъектов, занимающихся торговой деятельностью. Если в 1997 году количество малых предприятий в России было 861,1 тыс., то к 1998 году их насчитывалось 868 тысяч (рост 0,8%). Число же малых предприятий, занимающихся наукой и научным обслуживанием, составило только 0,04% от общего их количества, в то время как субъектов торговли и общественного питания − 45,5% [6].
В 1998 году малое предпринимательство перешло «под крыло» Министерства антимонопольной политики РФ, но существенных изменений не произошло. С 1999 по 2004 годы количество малых предприятий, занимающихся наукой и научным обслуживанием, уменьшилось на 16,4 тысяч (с 37,1 тыс. до 20,7 тыс.) или 33% [7].
С 2004 году малый бизнес стало «опекать» Министерство экономического развития РФ, однако падение эффективности этого сектора экономики продолжилось. Если в 2007 году приток инвестиций в основной капитал малых предприятий составил 1,8% от общего объема инвестиций, то через два последующих года он уменьшился до 0,06%. За этот же период времени поступление инвестиций за счет собственных средств сократилось с 0,8% до 0,021%, величина бюджетных инвестиций опустилась до отметки 0,07% [8].
Таким образом, многолетний путь управления малым предпринимательством со стороны государственных структур показал свою несостоятельность и должен измениться. Автор данной статьи предлагает следующую схему управления: Президент РФ − руководители регионов и муниципалитетов – фонды поддержки малого предпринимательства.
Проблема непрозрачной финансовой отчетности
Для того чтобы эффективно управлять малым предпринимательством, необходимы критерии, опираясь на которые можно достичь желаемого результата. Одним из главных инструментов управления является бухгалтерский учет.
Но, к сожалению, в ноябре 1996 Федеральный закон № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (в ред. от 30.062003 г.) освободил от ведения бухгалтерского учета организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения (кроме учета основных средств и нематериальных активов). В результате, учетная информация в малом бизнесе приняла неофициальный характер и на нее нельзя ссылаться при составлении договорных обязательств с деловыми партнерами, а также с финансовыми структурами при оформлении кредитов.
Без финансового бухгалтерского учета невозможно на высоком уровне создать бухгалтерский управленческий учет. Только в единстве они повысят конкретность и быстроту информации в необходимые сроки и удобном для восприятия виде и создадут оперативный простор для анализа хозяйственной деятельности. Его острая необходимость диктуется кардинальными переменами в экономике, происходящими в настоящее время, а именно: повышением эффективности производства, конкурентноспособностью выпускаемой продукции (работ, услуг) на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, эффективными формами хозяйствования и управления производством, активизацией предпринимательства, что в конечном счете приведет к снижению материальных и трудовых затрат, требующих строжайшего учета.
Наконец, без ведения бухгалтерского учета невозможно выстроить эффективную налоговую систему, направление которой сформулировал еще Адам Смит [10]. По его мнению, она должна быть ориентирована на экономическое развитие и, прежде всего, рост производства [1].
К сожалению, в России до сего дня не наблюдаются процессы повышения эффективности малого предпринимательства, что приводит к нерациональному расходованию финансовых средств на его развитие. На эти цели в 2010 году Правительство России выделило 800 млн долл. США [11]. Но из-за сложности и многоступенчатости организационной структуры, государственная поддержка оказалась ограниченной для широкого круга предпринимателей, которым эта помощь предназначалась. В итоге уровень нарождающего российского инновационного бизнеса продолжает оставаться самым низким (в 3, 5 раза ниже, чем в среднем по странам GEM [12]).
Заключение
Укрепление российской экономики справедливо связывают с развитием малого предпринимательства. Ему необходимо создать условия для проявления своих лучших качеств. Автор данной статьи предложил новую трактовку понятия сущности этого сектора экономики, перечень качественных показателей, характеризующих его деятельность и пути совершенствования государственного управления им со стороны государства.
[1] Примечание редакции. Это упущение законодательства фактически уже исправлено: с 1 января 2013 года вступает в силу новый Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», в соответствии с п. 2 ст. 6 которого бухгалтерский учет разрешено не вести только трем категориям субъектов: индивидуальным предпринимателям и лицам, занимающимся частной практикой, а также российским филиалам зарубежных организаций, ведущим учет в соответствии с законодательством соответствующего государства. Сделано послабление также для организаций – участников исследований в соответствии с Федеральным законом от 08.09.2010 № 244-ФЗ «Об инновационном центре "Сколково"» (п. 4 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ) – им разрешено вести бухучет по упрощенной форме. Все остальные, в том числе малые предприятия, применяющие упрощенную систему налогообложения, с нового года будут обязаны вести бухгалтерский учет по общеустановленной системе.
Источники:
2. Кантильон Р. Опыт о природе торговли вообще.
3. Шумпетер Й. Теория экономического развития. − М., 1982. − С. 68.
4. Блинов А., Шапкин И. Малое предпринимательство. Теория и практика: учебник. − М: Дашков и К, 2003. – С. 30−31.
5. Столыпин П.А. Жизнь и смерть за царя. − М., 1991. − С. 103.
6. Малое предпринимательство в России. 2003: Стат.сб. / Госкомстат России. – М., 2003. – 10 с.
7. Малое предпринимательство в России. 2005: Стат. сб. / Росстат. – М., 2005. – 88 с.
8. Предварительные итоги социально-экономического развития Российской Федерации за 2009 год / Минэкономразвития. – М, 2010.
9. Набиулина Э.С. Малому бизнесу мешают развиваться высокие налоги, коррупция и недостаток денег [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http//www.gazeta. ru/business/2010/09/17/3420680.shtml.
10. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. – М.: Прогресс, 1989. − C. 78.
11. Шаронов А.В. Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http//www. economy.gov. ku/minec/activity/sections/small Business/doc20101028_08.
12. Вопросы статистики. – 2009. − 7. − С. 25.
13. Мау В. Экономическая политика 2007 г.: успехи и риски // Экономист. − 2008. − С. 16.
14. О важнейших тенденциях развития бухгалтерского учета (по материалам XVIII Всемирного конгресса бухгалтеров и аудиторов) // Аудит. – 2010. – 11. − С. 12.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 19:02:59