Предприниматель – ключевая фигура в творческом наследии Й. Шумпетера (к 130-летию со дня рождения)

Горелов Н.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 09 (207), Май 2012
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В статье рассмотрены место и роль предпринимателя в экономике, раскрыты сущность и мотивы предпринимательства с точки зрения Й. Шумпетера, дана оценка его вклада в развитие теории предпринимательского труда.

Ключевые слова: предприниматель, предпринимательское поведение, мотивы, типология моделей видов труда предпринимателя, комбинация факторов производства



Шумпетер Йозеф Алоиз (8.02.1883 – 8.01.1950) – австрийский экономист, профессор Гарвардскго университета. Теоретическое наследие Й. Шумпетера можно разделить на три направления: первое – методология и история экономического анализа (этому направлению посвящен фундаментальный труд «История экономического анализа»); второе направление – теория экономической динамики – отражено в работе «Экономические циклы»; третье направление − концепция общественного развития (нашло отражение в научных трудах «Капитализм, социализм и демократия», и «Теория экономического развития»).

«Активный элемент» предпринимателей

В центре своей теоретической системы Шумпетер ставит предпринимателя как ключевую фигуру капитализма. В работе «Теория экономического развития» Й. Шумпетер раскрывает сущность предпринимательства как «универсальной функции любой экономической формации», состоящей в «осуществлении новых комбинаций». Под предпринимателями Й. Шумпетер понимает «хозяйствующих субъектов, функцией которых является осуществление новых комбинаций и которые выступают как его активный элемент» [1]. Для предпринимателя, по мнению Й Шумпетера, характерны:

1) создание нового, еще не знакомого потребителю материального блага или прежнего блага, но с новыми качествами;

2) введение нового, еще не применявшегося в данной отрасли промышленного способа производства;

3) завоевание нового рынка сбыта или более широкое использование прежнего;

4) использование нового вида сырья или полуфабрикатов, известных или неизвестных ранее;

5) введение новой организации дела.

Далее Й. Шумпетер, характеризуя предпринимательскую функцию, которая «органически переплелась с другими элементами общей функции руководства», подчеркивает, что она направлена на «осуществление новых комбинаций», а не на их отыскание или «изобретение». Функция изобретателя и вообще технического специалиста, – пишет Шумпетер, – не совпадает с функцией предпринимателя. Предприниматель может быть одновременно изобретателем, и наоборот, но… в принципе это всего-навсего случайность И «поведение» и «тип» предпринимателя и изобретателя различны: как неодинаково то, что они делают, так неодинаковы их способности делать это» [1].

Й. Шумпетер выделяет предпринимательскую деятельность в особый вид труда. «Предпринимательский труд, пишет он, как по своей природе, так и по выполняемой функции качественно отличается от любого другого, в том числе и труда по управлению, а тем более от умственного труда и от всего того, что делает предприниматель помимо осуществления своей предпринимательской деятельности» [1, C. 190]. Характерными чертами такого вида труда, по мнению Й. Шумпетера, является «специфическое сочетание остроты видения и ограниченности кругозора с умением идти вперед в одиночку. Эти качества в конечном счете и определяют тип».

Предпринимательский труд

Рассмотрим теперь, правомерно ли называть предпринимательскую деятельность конкретным трудом? Если принять во внимание, что труд – это и есть «целесообразная деятельность человека», то совершенно очевидно, что мы имеем дело с особым видом труда, имеющим ряд характерных черт. Главным из них, на наш взгляд, являются: во-первых, самостоятельность и независимость, свободная инициатива деятельности хозяйствующего субъекта; во-вторых, новаторский, творческий характер деятельности, направленной на «осуществление новых комбинаций» факторов производства (креативность); в-третьих постоянный риск и высокая ответственность, высокая напряженность труда.

Таким образом, можно констатировать, что предпринимательский труд – это особый вид целесообразной деятельности человека, направленной на получение доходов путем комбинации различных факторов производства и основанной на созидательной силе хозяйствующего субъекта, его постоянном риске и ответственности.

В каком же соотношении находятся понятия «предпринимательская деятельность (труд)» и так называемая, по словам Шумпетера, «предпринимательская функция?»

На наш взгляд, это неадекватные понятия. В первом случае речь идет о деятельности конкретного лица (или группы лиц), реализующих на свой страх и риск предпринимательское дело. Во втором – об объективном наборе постоянно возобновляющихся и изменяющихся ситуаций, где возникают разнообразные модели предпринимательского поведения индивидуального, контрактно-группового и контрактно-организационного типа. Это зависит от природы рынков и конкретных условий, к тому же, предпринимательская функция, как правило, переплетается с другими видами деятельности. Общая предпринимательская функция состоит из ряда подфункций, которые в процессе реализации в разнообразных сочетаниях включаются в целостный акт предпринимательской деятельности. В зависимости от роли хозяйствующего субъекта в принятии окончательного решения, эти подфункции могут быть распределены между отдельными субъектами, либо интегрированы в одном лице.

Итак, в структуре предпринимательской функции можно выделить ряд относительно самостоятельных подфункций, которые в разнообразных сочетаниях определяют содержание предпринимательского труда, включая:

непрерывный поиск новых видов организационно-экономических ресурсов, благ, услуг, информации, новых организационных решений, уникальных профессиональных способностей и дарований, оригинальных идей и т. п.;

изобретение новых экономических ресурсов и технологий, инновационных процессов, продуктов, информации, материалов, машин, приборов, технических систем и систем управления и т.п.;

накопление и концентрация редких ресурсов, благ, услуг, информации, патентов, новых технологий и т. п. с целью их последующего использования в своей предпринимательской деятельности;

формирование благоприятной рыночной конъюнктурны путем комбинации имеющихся ресурсов, новых организационных решений, коммерческих сделок, насыщение рынка товарами высокого спроса и т.п.;

оперативный поиск рыночной конъюнктурной ценовой информации с целью выбора выгодных секторов рынка для реализации инновационных продуктов, услуг и т.п.;

защиту коммерческой тайны и других экономических интересов от посягательства конкурентов;

минимизацию конкурентного воздействия тех, кто преследует аналогичные цели;

защиту номинального и реального права собственности на результаты предпринимательского труда;

обеспечение выживания предпринимательских структур в экстремальных условиях;

передачу новым поколениям предпринимательского опыта и культуры;

Разделение предпринимательского труда

Наряду с общими содержательными элементами предпринимательского труда, имеются частные его характеристики, опосредованные конкретными секторами экономики, где применяется этот труд, например в сфере производства, услуг, коммерции, финансов, банковской и биржевой деятельности и др. Именно сферы применения предпринимательского труда определяют его конкретное содержание и типологию. Так возникает широкий спектр разделения предпринимательского труда, его специализации по узкопрофильным направлениям, требующим применение уникальных навыков. В зависимости от профиля предпринимательской деятельности можно выделить соответствующие типологические модели труда предпринимателей. Среди них наибольшее распространение получили следующие модели:

− классическая: организация дела с расчетом на максимальную отдачу от имеющихся ресурсов;

− инновационная: разработка на основе имеющихся ресурсов альтернативных вариантов их использования, поиск новых путей развития производства.

Представляется, что такое укрупненное моделирование предпринимательской деятельности значительно обедняет ее реальное содержание. В целях более углубленного изучения содержательной стороны предпринимательского дела, на наш взгляд, можно выделить следующие реально существующие модели.

− инвестиционная модель строится на базе разработки и внедрения венчурных инвестиционных проектов за счет свободных или заемных средств на свой риск.

− инвенторная модель (inventory 1) запасы товаров, сырья и готовой продукции; 2) портфель ценных бумаг) базируется на самостоятельном продвижении предпринимателем инновационных продуктов, товаров, сырья и т.п. на рынок или передаваемых им свое ноу-хау другим агентам на контрактной или иной основе.

− организационная модель проецирует действия субъектов рынка реализующих инновационные методы интегрирования и комбинирования человеческих ресурсов с целью выработки нестандартных и эффективных управленческих решений.

− посредническая модель обеспечивает интеграцию экономических интересов и получение дополнительной выгоды, возникающей как следствие нестандартных экономико-правовых решений.

− активизационная модель (acquisition – приобретение, поглощение) описывает действия субъектов рынка, устанавливающих контроль над экономическими ресурсами других собственников с целью их концентрации в своих руках и последующего запуска в предпринимательский оборот.

− коммерческая модель включает в себя создание новых нестандартных каналов обмена (купли-продажи) товаров, благ, услуги информации, позволяющих резко повысить норму прибыли.

− конъюнктурно-игровая модель – базируется на венчурных методах комбинирования ценовой и другой конфиденциальной информации с целью получения преимуществ по сравнению с другими агентами.

− консалтинговая модель – характеризует различные формы и уровни профессиональной поддержки по всему спектру экономической деятельности.

Вывод

Таким образом, типология видов предпринимательской деятельности, выявление содержания ее конкретных черт показывают, что предприниматель постоянно находится в экстремальных ситуациях, стохастически изменяющейся обстановке, где игра и риск сопровождают его действия. Все это, безусловно, отражается на мотивации предпринимательского труда.

окончание в следующем номере


Источники:

1. Шумпетер Й. Теория экономического развития. − М.: Прогресс, 1982. − С. 189.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 19:13:33