Господдержка малого бизнеса: зарубежный опыт

Комиссаров А.Г.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 2 (200), Январь 2012
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Комиссаров А.Г. Господдержка малого бизнеса: зарубежный опыт // Российское предпринимательство. – 2012. – Том 13. – № 2. – С. 92-96.

Аннотация:
В статье описывается опыт стран ЕС по созданию благоприятных условий для развития предприятий малого бизнеса, в том числе инновационного.

Ключевые слова: инновации, коммерциализация технологий, Европейский Союз, малый инновационный бизнес



Система государственной поддержки малого инновационного бизнеса в развитых странах реализуется через два ключевых канала:

1) помощь организациям, непосредственно занятым инновационной деятельностью;

2) содействие малому бизнесу в целом.

Главное место в этой системе занимает сфера НИОКР и внедрения новейших технологий за счет льготных кредитования и налогообложения, страхования и прямого финансирования венчурного предпринимательства.

Государственное стимулирование инновационной деятельности за рубежом

Эффективный процесс коммерциализации технологий возможен в случае существования в стране целостной и комплексной инновационной системы и если государственное участие в активизации инновационной деятельности будет ключевым. При этом особое внимание следует уделить изучению принципиальных особенностей государственного стимулирования коммерциализации новшеств в высокотехнологичной сфере за рубежом [2]. Здесь важным является:

1) поддержка инновационной деятельности на всех ее стадиях (от выполнения научно-исследовательской работы до реализации технологической продукции/услуг). Как правило, государством предлагается целый набор программ для каждой стадии развития технологий;

2) многокомпонентная поддержка инновационной деятельности с учетом региональных особенностей и государственных приоритетов. При этом каждая из стадий развития и преобразования знаний получает финансовую, консультативную, информационную и другие виды поддержки;

3) разработка программ, переводящих результаты законченных прикладных исследований и разработок в стадию коммерческого приложения, а также комплексны программ поддержки начинающих технологических компаний. Государство, участвуя в гарантировании рисков и финансируя высокорисковые проекты, тем самым не подменяет собой бизнес, а компенсирует «провалы рынка»;

4) государственное содействие развитию связей науки с промышленностью через финансирование кооперативных НИОКР на доконкурентных стадиях. При этом сотрудничество выгодно как научным организациям, так и бизнес-сектору. Существенным стимулом в таких программах является передача прав на интеллектуальную собственность (созданную за счет бюджетных средств) в промышленность для ее последующей коммерциализации;

5) при создании инновационной инфраструктуры формирование не только элементов, которые непосредственно относятся к сфере науки и технологического производства, но и внешней инфраструктуры – дорог, аэропортов, других коммуникаций. Все это должно быть привлекательным для потенциальных инвесторов, а не служить препятствием инновационному развитию [3].

Законодательство для малого и среднего бизнеса в странах ЕС

В рамках Европейского союза исходят из того, что малое и среднее предпринимательство (МСП) сегодня играет важную роль в решении как экономических и социальных задач, так и в создании новых рабочих мест. Развитие устойчивой культуры предпринимательства жизненно необходимо для общего роста экономики и для того, чтобы экономика могла быть конкурентоспособной в будущем. За короткий срок сектор МСП может создать большое количество рабочих мест, увеличить налоговую базу, внести определенный вклад в увеличение национального дохода, а также произвести ряд импортозамещающих товаров. В современной экономике сектор МСП является наиболее важным стимулом экономического роста. Таким образом, создание благоприятной среды для развития предпринимательства является ключевым вопросом как для сектора МСП, так и для экономики в целом.

Масштаб законодательной деятельности на уровне ЕС меньше, чем на уровне его государств-членов. Руководящие принципы развития законодательства ЕС в целом состоят в том, что закон должен быть установлен только тогда, когда существует значительная заинтересованность в наличии стандартной процедуры (гармонизация), причем все, что может администрироваться и быть решенным на более низком уровне, должно на нем и оставаться (субсидиарность).

Чаще всего предприниматели в странах-членах ЕС жалуются на следующие требования законодательства:

− отсутствие прозрачности законодательных процедур и информации о том «зачем», «как» и «что»;

− изменения требований приводят к возникновению проблем, связанных с необходимостью модификации инструментов выполнения установливаемых процедур и новых требований;

− низкое качество работы государственных служб. Как правило, у их сотрудников нет опыта работы в хозяйственных структурах. Низкое качество услуг государственных организаций приводит к длительному времени обработки информации и связанным с этим задержкам.

Административные барьеры обходятся предприятиям в странах ЕС в сумму, составляющую порядка 3−4% ВВП. Больше всего от административных барьеров страдают малые и средние предприятия, поскольку административное бремя из расчета на одно предприятие на одного работника существенно различается в зависимости от размера предприятия. Информация, полученная в странах ЕС, говорит о том, что административное бремя в расчете на одного человека для предприятия со штатом от одного до девяти работников составляет в среднем 3500 евро, тогда как для фирм со штатом 100 человек этот показатель равен 600 евро.

Те же данные применительно к США указывают на то, что конторские затраты и время, связанное с бумажной работой и исполнением административных требований, обходятся для фирм со штатом от одного до четырех работников в 2080 долл. в расчете на одного работника в год. В то же время крупные фирмы с числом работников от 500 до 900 человек тратят гораздо меньше, а точнее 120 долл. в расчете на одного работника в год.

Инструменты борьбы с бюрократизацией в странах ЕС

На государственном уровне разработан широкий набор инструментов для разрешения вышеназванных проблем:

− упрощенное законодательство для внутреннего рынка (SLIM) появилось в 1996 году и является ключевой инициативой в области упрощения законодательства. Программа SLIM носит добровольный характер, и не все государства-члены или органы Комиссии участвуют в каждом отдельном мероприятии. Небольшие группы официальных представителей государств-членов и пользователей законодательства готовят конкретные предложения по упрощению законодательства Сообщества в том или ином конкретном секторе. Начиная с 1996 года подобной экспертизе были подвергнуты 14 секторов. Рабочие процедуры для рабочих групп в рамках SLIM кратки и прозрачны. Любые рекомендации рабочих групп, хотя им и придается значительный вес, не навязываются странам − членам ЕС. В конце каждой экспертизы SLIM Комиссия определяет, как она предполагает поступить с принятыми ею рекомендациями;

− оценка последствий для бизнеса (ОПБ) существует с 1986 года и предназначена для повышения осведомленности о проблемах бизнеса еще до того, как принимаются предложения по законодательству. С 2000 года потребность в улучшенной и всеобъемлющей системе оценки последствий стала очевидной, и предполагается, что усиленная ОПБ сфокусируется на начальном этапе на интегрированном подходе, улучшенных внешних консультациях, более строгом анализе возможных экономических последствий законодательных предложений и на усилении завершенности оценки влияния;

− меры прямой поддержки: Евро-Инфо центры (ЕИЦ), дополнительные меры (например, упрощение форм и отчетных требований, специальные правила для МСП), организация Европейских конференций по старту в бизнесе для обсуждения вопросов, связанных с деловым окружением начинающих;

− координация политики государств-членов ЕС. В рамках «Программы согласованных действий» государства-члены получают помощь по вопросам обобщения, обмена и распространения опыта и наиболее эффективных методов, а также координации усилий государств-членов. Значимые форумы, конференции и рабочие группы начали свою деятельность по этой программе. К тому же в ЕС основана Специальная рабочая группа по упрощению условий деятельности предприятий (BEST), состоящая из предпринимателей, общественных администраторов и экспертов от науки из всех государств-членов. Задачей рабочих групп является изучение качества законодательства и формулировка советов по конкретным действиям. Некоторые из рекомендаций включали улучшение оценки последствий для бизнеса, улучшение процедур для начинающих предприятий и меры по облегчению давления со стороны налоговой, социальной среды и статистических требований в первые годы существования предприятия.

Заключение

Мировой опыт показывает, что из наиболее важных элементов успешного развития малого инновационного предпринимательства является формирование позитивного общественного мнения к передовым методам хозяйствования. Это и пропаганда опыта эффективного частного предпринимательства, и введение во всех учебных заведениях преподавания основ рыночной экономики и инновационного предпринимательства. При этом чрезвычайно важным является изменение отношения людей к инновационному предпринимательству и повышение уровня доверия к нему. Это, конечно, является одной из сложных и многоплановых проблем, и от ее решения зависит успех экономического роста и социальный комфорт в обществе.


Источники:

1. Бегиджанов П.М. Особенности инновационного предпринимательства и управление его развитием. − М., 2004. − С. 131.
2. Дежина И.Г., Салтыков Б.Г. Зарубежный опыт государственного участия в поддержке коммерциализации результатов исследовательской деятельности. − М., 2004. − С. 46.
3. Гузеева Е.М. Институциональные меры государственной поддержки развития и инновационной активности малого предпринимательства. − С. 15
4. Бирюков А. Развитие малого и среднего бизнеса − локомотив экономики (опыт Тайваня) // Вопросы экономики. − 2004. − № 9.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 19:08:08