The Development of National Competitiveness and the Modern Management

Oleg Protsenko, Inga Protsenko

Journal paper

Russian Journal of Entrepreneurship *
№ 2 / January, 2012
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Citation:

Abstract:
The writers focus on the issues of enhancing the competitiveness of Russian business. They determine parameters for the assessment of the national competitiveness and identify the alternative strategies of its development. The problems and trends in improving management for the modern domestic and foreign companies are analyzed.

Keywords: competitiveness, investment climate, quality standards, innovative way of development, reduction of transaction costs, improvement of management style



Развитие российской экономики на современном этапе требует серьезного осмысления стратегии и целей, которые должны быть достигнуты в средне- и долгосрочной перспективе с учетом глобализации мировой экономики, а также вступления России в ВТО. Речь идет не только о сохранении динамичности, но и стабильности экономического развития в перспективе.

Конкуренция на международных рынках и новые реалии ведения бизнеса

При разработке различных сценариев инновационный путь развития рассматривается как очевидный и основополагающий. Однако реальные процессы в экономике, обусловленные определенными объективными законами, которые предопределяют конкретные действия участников этого процесса, в условиях, когда страна в глобальном аспекте является и в ближайшей перспективе будет одним из ведущих игроков на мировом экономическом пространстве, отнюдь не означает чисто сырьевую ориентацию. В широком смысле она включает в себя не только углеводородную составляющую, но и такие отрасли, как металлургия, химическая промышленность, лесная промышленность и др. Естественно, что этот путь развития, который с определенной условностью можно назвать «австралийским», предполагает выделение в виде основных отраслей сырьевые, а также комплексов, связанных с космосом, атомной энергетикой и ряд узконаправленных ниш в области авиа-, судо- и автостроения. Этот путь предполагает диверсификацию комплекса других отраслей – сельского хозяйства, строительства, пищевой, легкой промышленности. Однако именно диверсификация экономики в широком плане является наиболее сложной проблемой. Ее комплексность и сложность обусловлены действием тех реальных экономических процессов, которые в значительной степени дестимулируют понимание необходимости их проведения. Все возрастающий поток финансовых поступлений за счет сырьевых ресурсов оказывает наркотически успокаивающее воздействие на общество в целом, его руководящую элиту – менеджеров в части их субъективной оценки состояния экономики как крайне благоприятного: выгоднее импортировать, чем инвестировать и рисковать при реализации достаточно сложных структурных преобразований. Есть финансы – все можно купить, зачем вкладывать деньги в инновации – технические и образовательные? Зачем изменять сложившийся уклад, определенные устои (в ряде случаев архаичные), зачем искать пути снижения издержек? Однако развитие российского, европейского и международного бизнеса все больше обостряет конкуренцию на рынках. Динамичная природа рынков генерирует потребность в постоянном изменении деловой бизнес-практики, стремление не отставать от мировых лидеров. Поиски конкурентных преимуществ и стандартов мирового класса проводят к тому, что традиционные методы ведения бизнеса оказываются не всегда пригодными, и многие компании кардинально меняют свои стратегии. Потребители повысили требовательность к стандартам качества продукции и предоставляемых услуг. Фирмы ищут способы сокращения затрат и уменьшения цен. Будущий успех бизнеса зависит от поисков постоянного снижения издержек. В этих условиях необходимо более обстоятельно рассмотреть содержательную сторону понятия «конкурентоспособность».

Параметры для оценки национальной конкурентоспособности

Основная проблема заключается в том, что конкурентоспособность невозможно оценить посредством какого-то одного экономического показателя. Исходя из общей долгосрочной цели повышения уровня жизни, оценка конкурентоспособности той или иной страны может определяться следующими параметрами:

1) повышение производительности является предпосылкой устойчивого роста доходов населения;

2) ценовая конкурентоспособность становится одним из факторов, влияющих на способность страны вести конкурентную борьбу на международном рынке и создавать рабочие места;

3) инновационная деятельность формирует новые идеи и технологии, способствуя развитию процессов, ведущих к международной специализации в секторах высокого роста и повышению уровня жизни;

4) инвестиционная привлекательность(не только для иностранных инвестиций) оказывает решающее влияние на производительность и инновационную деятельность. В этом отношении картина российской экономики в последние годы улучшается. В российской промышленности наблюдается рост производительности (составивший 39,4% в период с 1997 по 2002 г.). Тем не менее, производительность все еще находится на низком уровне и существенно различается по отраслям.

Ценовая конкурентоспособность российских товаров резко выросла после кризиса 1998 г. Однако в условиях сложившихся высоких цен на нефть удается сдерживать повышение реального обменного курса рубля за счет наращивания золотовалютных резервов и создания стабилизационного фонда. Уровень инфляции (около 9−10% в год) указывает на симптомы «голландской болезни», то есть добывающий сектор толкает вверх обменный курс и уровень зарплаты в секторах не экспортируемых товаров и услуг.

Экономисты подчеркивают значение торговли и либерализации режима инвестирования как мощного стимула экономического роста. В данном случае речь идет о так называемом динамическом выигрыше.

Экономическая интеграция традиционно способствует повышению конкурентоспособности за счет действия следующих факторов:

− снижение трансакционных издержек(уменьшение объема административной и таможенной документации и т.д.);

− повышение специализации и связанное с ним завоевание новых рынков;

− эффект масштаба:иногда для достижения эффективности производства необходим крупный рынок сбыта;

− влияние на инвестиционный климат(эффект привлечения инвестиций): экономическая интеграция между странами сопровождается важными административными реформами (таможенное законодательство, законодательство, регулирующее таможенные процедуры и требования к продукции, и ряд других). Они осуществляются на основе соглашений, имеющих обязательную юридическую силу для стран-участников, а также процедур правоприменения, снижающих уровень неопределенности в отношении доступа на иностранные и местные рынки.

Быстрый успех или долгосрочные результаты?

Российский опыт подтверждает, что усиление конкуренции с иностранными производителями (в результате импорта или прямых иностранных инвестиций) может стимулировать ускорение реструктуризации производства. В российских компаниях обрабатывающих отраслей, испытывающих более острую конкуренцию с иностранными производителями, наблюдались более высокие темпы роста производительности труда, по сравнению с компаниями, в которые практически не вкладывался иностранный капитал. В импортозамещающих отраслях, где доля импортных компонентов превышает 80%, наблюдались более высокие темпы роста совокупной производительности факторов производства. В то же время для отраслей с более сложными технологическими процессами были характерны более низкие темпы роста производительности.

Инвестиционный климат имеет чрезвычайно важное значение для будущего российской экономики. Сравнительный анализ показывает, что Российская Федерация является страной, в целом достаточно открытой для внешней торговли.

Рассмотренные нами тенденции в развитии бизнеса неразрывно связаны с ответом на вопрос: какой должна быть ориентация компании – нацеленной на краткосрочный или долгосрочный успех?

Стратегия развития предполагает принятие решений с учетом альтернатив: ориентироваться на быстрые или долгосрочные результаты. В этом смысле интересны примеры США и Японии. В США менталитет менеджера нацелен на получение быстрого успеха, а в Японии – на стратегию, приносящую долгосрочные результаты. Вспомним, как развивалась японская автомобильная промышленность в 50-е годы: во главу угла было поставлено качество. Это решение требовало учета и развития спроса потребителей на автомобиль качественно высокого уровня с его постоянным совершенствованием в перспективе. В этот же период в США господствовала тенденция производить продукцию для краткосрочного потребления. Кстати, с этой особенностью американского производителя столкнулась фирма Даймлер [1], когда был создан альянс Даймлер-Крайслер [2]. Японское решение требовало значительно больших инвестиций в качество. Время подтвердило правильность и эффективность принятой японцами стратегии. Это же подтверждается примерами из автомобильной промышленности Германии и Южной Кореи.

Черты и тенденции современного менеджмента

Для российских условий эта проблема имеет принципиально важное значение. Особенность развития национального бизнеса заключается в том, что в 90-е гг. и начале 2000-х гг. отечественные фирмы исходили из необходимости выжить, а выработка стратегии развития рассматривалась лишь отдельными компаниями как отдаленная перспектива. Более опасной в этом контексте является деятельность на рынке под девизом: «сегодня максимально урвать, а что будет завтра – не важно». Естественно, в контексте проблемы конкурентоспособности имеет значение разница между тем, что срочно, и тем, что важно. Для многих топ-менеджеров оценка этих двух альтернатив крайне сложна. Чем это обусловлено? В большинстве фирм руководство не имеет времени на повышение своей квалификации, и это не позволяет ему совершенствовать стиль менеджмента, внедрять новейшие методы управления, включая делегирование ответственности. Отсюда затраты сил и времени на организацию контроля и недооценка резервов, заключенных в интеллектуальном потенциале сотрудников.

В американской модели менеджмента большое внимание уделяется поиску резервов снижения затрат (что само по себе правильно), но это делается без должного внимания к креативной составляющей, которая требует совершенно новых подходов в части формирования корпоративной культуры. Речь идет о мотивации сотрудников к повышению их вклада в эффективность деятельности компании на основе раскрытия и использования имеющихся у них знаний и способностей. Модель менеджмента, основой которой является не человек как личность, а выполняемые им функции, предусматривает замену одного сотрудника другим, и в этой связи нет необходимости инвестировать в профессиональный рост личности.

Так же и у многих российских фирм нет осознания необходимости инноваций в организационной структуре, недооценивается важность повышения квалификации своих сотрудников для повышения эффективности их деятельности ради сохранения и расширения рыночной ниши. Легче говорить о необходимости поддержки бизнеса со стороны государства и значительно сложнее искать возможности повышения эффективности за счет собственных резервов и выработки стратегий развития.

Поиск факторов, дающих бизнесу приемлемое конкурентное преимущество на рынке, стал источником новых идей и подходов, базирующихся на представлении бизнеса как части в цепи добавленной стоимости между поставщиками и клиентами. Серьезным результатом развития этих идей является соединение в бизнес-стратегии компании стратегий ее основных подразделений и служб.

[1] Daimler AG – немецкий автомобилестроительный концерн, крупнейший по обороту в Германии. – Прим. ред.

[2] Даймлер-Крайслер – автомобильная корпорация Германия/США, владелец многих известных торговых марок: Мерседес, Мицубиси, Смарт, Крайслер и др. – Прим. ред.


Страница обновлена: 03.04.2025 в 18:20:17