Факторы повышения конкурентоспособности бизнеса на современном этапе развития экономики

Проценко О.Д., Проценко И.О.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 2 (200), Январь 2012
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Проценко О.Д., Проценко И.О. Факторы повышения конкурентоспособности бизнеса на современном этапе развития экономики // Российское предпринимательство. – 2012. – Том 13. – № 2. – С. 36-42.

Аннотация:
В фокусе внимания авторов – вопросы повышения конкурентоспособности российского бизнеса. Определены параметры для оценки национальной конкурентоспособности, выявлены альтернативные стратегии ее развития. Анализируются проблемы и тенденции совершенствования менеджмента современных отечественных и зарубежных компаний.

Ключевые слова: конкурентоспособность бизнеса, стандарты качества, снижение трансакционных издержек



Развитие российской экономики на современном этапе требует серьезного осмысления стратегии и целей, которые должны быть достигнуты в средне- и долгосрочной перспективе с учетом глобализации мировой экономики, а также вступления России в ВТО. Речь идет не только о сохранении динамичности, но и стабильности экономического развития в перспективе.

Конкуренция на международных рынках и новые реалии ведения бизнеса

При разработке различных сценариев инновационный путь развития рассматривается как очевидный и основополагающий. Однако реальные процессы в экономике, обусловленные определенными объективными законами, которые предопределяют конкретные действия участников этого процесса, в условиях, когда страна в глобальном аспекте является и в ближайшей перспективе будет одним из ведущих игроков на мировом экономическом пространстве, отнюдь не означает чисто сырьевую ориентацию. В широком смысле она включает в себя не только углеводородную составляющую, но и такие отрасли, как металлургия, химическая промышленность, лесная промышленность и др. Естественно, что этот путь развития, который с определенной условностью можно назвать «австралийским», предполагает выделение в виде основных отраслей сырьевые, а также комплексов, связанных с космосом, атомной энергетикой и ряд узконаправленных ниш в области авиа-, судо- и автостроения. Этот путь предполагает диверсификацию комплекса других отраслей – сельского хозяйства, строительства, пищевой, легкой промышленности. Однако именно диверсификация экономики в широком плане является наиболее сложной проблемой. Ее комплексность и сложность обусловлены действием тех реальных экономических процессов, которые в значительной степени дестимулируют понимание необходимости их проведения. Все возрастающий поток финансовых поступлений за счет сырьевых ресурсов оказывает наркотически успокаивающее воздействие на общество в целом, его руководящую элиту – менеджеров в части их субъективной оценки состояния экономики как крайне благоприятного: выгоднее импортировать, чем инвестировать и рисковать при реализации достаточно сложных структурных преобразований. Есть финансы – все можно купить, зачем вкладывать деньги в инновации – технические и образовательные? Зачем изменять сложившийся уклад, определенные устои (в ряде случаев архаичные), зачем искать пути снижения издержек? Однако развитие российского, европейского и международного бизнеса все больше обостряет конкуренцию на рынках. Динамичная природа рынков генерирует потребность в постоянном изменении деловой бизнес-практики, стремление не отставать от мировых лидеров. Поиски конкурентных преимуществ и стандартов мирового класса проводят к тому, что традиционные методы ведения бизнеса оказываются не всегда пригодными, и многие компании кардинально меняют свои стратегии. Потребители повысили требовательность к стандартам качества продукции и предоставляемых услуг. Фирмы ищут способы сокращения затрат и уменьшения цен. Будущий успех бизнеса зависит от поисков постоянного снижения издержек. В этих условиях необходимо более обстоятельно рассмотреть содержательную сторону понятия «конкурентоспособность».

Параметры для оценки национальной конкурентоспособности

Основная проблема заключается в том, что конкурентоспособность невозможно оценить посредством какого-то одного экономического показателя. Исходя из общей долгосрочной цели повышения уровня жизни, оценка конкурентоспособности той или иной страны может определяться следующими параметрами:

1) повышение производительности является предпосылкой устойчивого роста доходов населения;

2) ценовая конкурентоспособность становится одним из факторов, влияющих на способность страны вести конкурентную борьбу на международном рынке и создавать рабочие места;

3) инновационная деятельность формирует новые идеи и технологии, способствуя развитию процессов, ведущих к международной специализации в секторах высокого роста и повышению уровня жизни;

4) инвестиционная привлекательность(не только для иностранных инвестиций) оказывает решающее влияние на производительность и инновационную деятельность. В этом отношении картина российской экономики в последние годы улучшается. В российской промышленности наблюдается рост производительности (составивший 39,4% в период с 1997 по 2002 г.). Тем не менее, производительность все еще находится на низком уровне и существенно различается по отраслям.

Ценовая конкурентоспособность российских товаров резко выросла после кризиса 1998 г. Однако в условиях сложившихся высоких цен на нефть удается сдерживать повышение реального обменного курса рубля за счет наращивания золотовалютных резервов и создания стабилизационного фонда. Уровень инфляции (около 9−10% в год) указывает на симптомы «голландской болезни», то есть добывающий сектор толкает вверх обменный курс и уровень зарплаты в секторах не экспортируемых товаров и услуг.

Экономисты подчеркивают значение торговли и либерализации режима инвестирования как мощного стимула экономического роста. В данном случае речь идет о так называемом динамическом выигрыше.

Экономическая интеграция традиционно способствует повышению конкурентоспособности за счет действия следующих факторов:

− снижение трансакционных издержек(уменьшение объема административной и таможенной документации и т.д.);

− повышение специализации и связанное с ним завоевание новых рынков;

− эффект масштаба:иногда для достижения эффективности производства необходим крупный рынок сбыта;

− влияние на инвестиционный климат(эффект привлечения инвестиций): экономическая интеграция между странами сопровождается важными административными реформами (таможенное законодательство, законодательство, регулирующее таможенные процедуры и требования к продукции, и ряд других). Они осуществляются на основе соглашений, имеющих обязательную юридическую силу для стран-участников, а также процедур правоприменения, снижающих уровень неопределенности в отношении доступа на иностранные и местные рынки.

Быстрый успех или долгосрочные результаты?

Российский опыт подтверждает, что усиление конкуренции с иностранными производителями (в результате импорта или прямых иностранных инвестиций) может стимулировать ускорение реструктуризации производства. В российских компаниях обрабатывающих отраслей, испытывающих более острую конкуренцию с иностранными производителями, наблюдались более высокие темпы роста производительности труда, по сравнению с компаниями, в которые практически не вкладывался иностранный капитал. В импортозамещающих отраслях, где доля импортных компонентов превышает 80%, наблюдались более высокие темпы роста совокупной производительности факторов производства. В то же время для отраслей с более сложными технологическими процессами были характерны более низкие темпы роста производительности.

Инвестиционный климат имеет чрезвычайно важное значение для будущего российской экономики. Сравнительный анализ показывает, что Российская Федерация является страной, в целом достаточно открытой для внешней торговли.

Рассмотренные нами тенденции в развитии бизнеса неразрывно связаны с ответом на вопрос: какой должна быть ориентация компании – нацеленной на краткосрочный или долгосрочный успех?

Стратегия развития предполагает принятие решений с учетом альтернатив: ориентироваться на быстрые или долгосрочные результаты. В этом смысле интересны примеры США и Японии. В США менталитет менеджера нацелен на получение быстрого успеха, а в Японии – на стратегию, приносящую долгосрочные результаты. Вспомним, как развивалась японская автомобильная промышленность в 50-е годы: во главу угла было поставлено качество. Это решение требовало учета и развития спроса потребителей на автомобиль качественно высокого уровня с его постоянным совершенствованием в перспективе. В этот же период в США господствовала тенденция производить продукцию для краткосрочного потребления. Кстати, с этой особенностью американского производителя столкнулась фирма Даймлер [1], когда был создан альянс Даймлер-Крайслер [2]. Японское решение требовало значительно больших инвестиций в качество. Время подтвердило правильность и эффективность принятой японцами стратегии. Это же подтверждается примерами из автомобильной промышленности Германии и Южной Кореи.

Черты и тенденции современного менеджмента

Для российских условий эта проблема имеет принципиально важное значение. Особенность развития национального бизнеса заключается в том, что в 90-е гг. и начале 2000-х гг. отечественные фирмы исходили из необходимости выжить, а выработка стратегии развития рассматривалась лишь отдельными компаниями как отдаленная перспектива. Более опасной в этом контексте является деятельность на рынке под девизом: «сегодня максимально урвать, а что будет завтра – не важно». Естественно, в контексте проблемы конкурентоспособности имеет значение разница между тем, что срочно, и тем, что важно. Для многих топ-менеджеров оценка этих двух альтернатив крайне сложна. Чем это обусловлено? В большинстве фирм руководство не имеет времени на повышение своей квалификации, и это не позволяет ему совершенствовать стиль менеджмента, внедрять новейшие методы управления, включая делегирование ответственности. Отсюда затраты сил и времени на организацию контроля и недооценка резервов, заключенных в интеллектуальном потенциале сотрудников.

В американской модели менеджмента большое внимание уделяется поиску резервов снижения затрат (что само по себе правильно), но это делается без должного внимания к креативной составляющей, которая требует совершенно новых подходов в части формирования корпоративной культуры. Речь идет о мотивации сотрудников к повышению их вклада в эффективность деятельности компании на основе раскрытия и использования имеющихся у них знаний и способностей. Модель менеджмента, основой которой является не человек как личность, а выполняемые им функции, предусматривает замену одного сотрудника другим, и в этой связи нет необходимости инвестировать в профессиональный рост личности.

Так же и у многих российских фирм нет осознания необходимости инноваций в организационной структуре, недооценивается важность повышения квалификации своих сотрудников для повышения эффективности их деятельности ради сохранения и расширения рыночной ниши. Легче говорить о необходимости поддержки бизнеса со стороны государства и значительно сложнее искать возможности повышения эффективности за счет собственных резервов и выработки стратегий развития.

Поиск факторов, дающих бизнесу приемлемое конкурентное преимущество на рынке, стал источником новых идей и подходов, базирующихся на представлении бизнеса как части в цепи добавленной стоимости между поставщиками и клиентами. Серьезным результатом развития этих идей является соединение в бизнес-стратегии компании стратегий ее основных подразделений и служб.

[1] Daimler AG – немецкий автомобилестроительный концерн, крупнейший по обороту в Германии. – Прим. ред.

[2] Даймлер-Крайслер – автомобильная корпорация Германия/США, владелец многих известных торговых марок: Мерседес, Мицубиси, Смарт, Крайслер и др. – Прим. ред.


Страница обновлена: 14.07.2024 в 19:10:10