Конкурентоспособность вузов и бизнеса: современные тенденции и взаимосвязь
Скачать PDF | Загрузок: 7 | Цитирований: 6
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 3 (75), Март 2013
Цитировать:
Екшикеев Т.К. Конкурентоспособность вузов и бизнеса: современные тенденции и взаимосвязь // Креативная экономика. – 2013. – Том 7. – № 3. – С. 24-29.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=18963466
Цитирований: 6 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
Отражены проблемы совершенствования образования и вопросы повышения конкурентоспособности вузов в условиях формирования новой экономики и развития бизнеса по новой модели воспитания специалистов, которые за счет своего творческого потенциала будут создавать конкурентные преимущества.
Ключевые слова: человеческий капитал, инфраструктура, образование, конкуренция, интеллект, нематериальные активы, конкурентоспособность бизнеса, экономика знаний, компетенции, конкурентоспособность вузов, бизнес-субъекты
Реформирование системы образования является объективной необходимостью для дальнейшего развития государства и формирования гражданского общества. Формирование экономики нового типа, базирующейся на знаниях, компетенциях, инновациях, информации, предъявляет повышенные требования к подготовке и переподготовке специалистов.
Среда для персонала
Конкуренция на мировых рынках в современных условиях основывается на идеях создания исключительной ценности для потребителя [1]. Ценность для потребителя определяется на основе сравнения и сопоставления тех выгод, которые получает потребитель и затрат, которые он несет в процессе поиска товара, его покупки, эксплуатации и утилизации. Здесь взаимодействует огромное количество бизнес-субъектов, деятельность которых основывается на соответствующих компетенциях. Современный продукт – это своего рода системная интеграция различных компетенций, которыми обладают участники создания ценности.
Для развития компетенций необходимы соответствующие знания и умения организации, которые образуются, в том числе, и за счет квалификации персонала. Причем в последние годы, все больше приходится говорить о воспроизводстве знаний. Речь идет о скорости адаптации персонала к изменяющейся бизнес-среде. Индивидуальные компетенции легко утрачиваются или копируются, а изменения среды настолько стремительны, что возникает необходимость адаптации к этим изменениям в режиме реального времени. Лидеры мирового рынка понимают значение квалифицированных кадров и осуществляют соответствующие инвестиции в образовательные программы. Так, например, специалисты утверждают, что экономический эффект от вложений в развитие персонала более высокий, чем от вложений в средства производства. Исследования, проведенные в 3200 американских компаниях, показали, что 10%-е увеличение расходов на тренинг персонала дает прирост производительности труда на 8,5 %, в то время как такое же увеличение капиталовложений дает прирост производительности только на 3,8 % [2].
Значение образования для персонала понимают и представители российского бизнеса. Согласно результатам исследования Training Index, проведенного группой компаний «Малакут», большинство компаний в 2012 году увеличили бюджеты на обучение. При этом ни одна компания не планирует сокращения расходов по данной статье в 2013 г. Стоимость обучения топ-менеджеров (медиана) в 2011 г. выросла по сравнению с предшествующим годом на 9 % (до 120 000 руб. на сотрудника), расходы на средний менеджмент увеличились на 57 %, превысив 91 000 руб., на линейный – на 97 % (до 70 000 руб.) и специалистов – на 178 % (до 55 500 руб.) [3].
Эксперты отмечают, что в XXI веке преимущество будет на стороне экономически развитых стран, готовящих образованных и высококвалифицированных специалистов, представляющих интеллектуальный потенциал страны. По их оценкам, до 40 % темпов экономического роста, как правило, обеспечивает образование [4]. Однако несмотря на столь существенную значимость проводимые реформы направлены не на повышение уровня и качества образования, его доступность, а на решение структурных задач, которые недостаточно соотносятся с целевыми установками.
Целесообразность и избыточность
В стране происходит масштабное объединение вузов. Логика этого объединения, по мнению Министерства образования и науки: повышение качества образования – к сильным вузам следует присоединить слабые либо их закрыть. Министерство анонимно провело оценку эффективности деятельности вузов. У 136-ти вузов и 450-ти филиалов были выявлены признаки неэффективности. Таковые должны быть разбиты на три группы. На основании этого возможны следующие сценарии. Первый – межведомственная комиссия примет решение, что к этому вузу нельзя применять общие критерии, так как у него особенные образовательные программы, и он не войдет в список неэффективных. Сюда вполне относятся различного рода театральные и иные образовательные учреждения, готовящие специалистов творческих специальностей. У этих вузов основным критерием при поступлении является способность к будущей профессии, а не ЕГЭ. Второй – вузу требуется программа развития либо с участием региона, если таковой заинтересован в его развитии, либо с участием федеральных органов исполнительной власти. В этом случае сложно определить объективные критерии заинтересованности тех или иных органов государственной власти в существовании вуза. По сути, принятие решения о существовании вуза отдается на откуп министерству. Третий – университету будет предписана реорганизация.
Представляется, что позиция министерства объяснима, однако способ осуществления этого мониторинга и принятые меры нельзя назвать объективно необходимыми. Министерство продолжает осуществлять административную функцию в ущерб рыночной.
В развитых странах уже давно сложилась практика, что выпускники престижных университетов имеют преимущество при получении рабочего места, так как компании заинтересованы в получении высококвалифицированного специалиста. Происходит своего рода интеллектуальная конкуренция. Компании борются за талантливых выпускников и создают необходимые условия для раскрытия интеллектуального потенциала специалистов, что в конечном итоге будет сказываться на росте конкурентоспособности компании и ее стоимости через нематериальные активы.
В нашей стране этот процесс еще не получил должного развития. Многие выпускники с высшим образованием на своих рабочих местах выполняют такие функции, для осуществления которых этот уровень образования избыточен.
Следует признать, что в перспективе вузы, стремящиеся осуществлять подготовку специалистов за счет бюджетных средств при условии равного доступа к ним как государственных, так и негосударственных учебных заведений, должны разработать стратегии развития конкурентоспособности. Государство же в лице профильного министерства должно контролировать и устанавливать соответствующие стандарты и активнее использовать рыночные методы управления.
Обратимся к статистическим данным. В настоящее время на территории России действует 1080 учреждений высшего образования, из них 653 государственных и 462 негосударственных. В США эта цифра больше в пять раз и составляет 5758 вузов. Для сравнения: по итогам переписи 2010 года население Соединенных Штатов составляло более 300 миллионов человек – против 140 миллионов в России. Получается, населения в США больше в два раза больше, а вузов — в пять [6]. То есть крупнейшая мировая экономика понимает ценность образования и имеет существенное преимущество перед нашей страной хотя бы по доступности высшего образования. Исходя из представленных данных можно сделать вывод о возрастающем значении образования для обеспечения конкурентоспособности общества и компаний.
На твердой почве
За последнее десятилетие система российского образования претерпела значительные изменения как организационного, так и правового характера.
В настоящее время разработаны основы законодательной и нормативно-правовой базы сферы образования, Россия стала участником Болонского процесса, принят новый Закон «Об образовании», утверждены типовые положения для всех основных видов образовательных учреждений. Сформирована общественная образовательная инфраструктура, активно участвующая в управлении образованием: попечительские советы, ассоциации выпускников, учебно-методические объединения, научно-методические советы, Российский союз ректоров, советы ректоров вузов субъектов Российской Федерации, региональные советы директоров средних специальных учебных заведений, Ассоциация технических университетов, Ассоциация негосударственных вузов, Российская ассоциация бизнес-образования, и др.
Вывод
Вузы осуществили переход на новые государственные образовательные стандарты (третье поколение), что позволяет в определенной мере обеспечить правовое регулирование и контроль сферы образования. Вместе с тем отдельные направления, в частности вопросы финансирования учебных заведений, оплаты труда и престижа профессорско-преподавательского состава, активизации научных исследований, повышения качества образования, требуют значительной доработки, что связано с определением и развитием основных составляющих конкурентоспособности вуза.
Источники:
2. Кларин М.В. Корпоративный тренинг от А до Я: Науч.-практическое пособие [Текст]. – М.: Дело.2002/
3. Виноградова Е. Затраты компаний на обучение персонала вернулись на докризисный уровень [Электронный ресурс] // http://www.vedomosti.ru/career/news/1746302/zatraty_kompanij_na_obuchenie_personala_vernulis_na.
4. Сагинов К.А. Маркетинг образовательных услуг региона [Текст] // Маркетинг в России и за рубежом, 2003, № 5.
5. Минобрнауки России назвало неэффективные вузы, которым грозит реорганизация [Электронный ресурс] // http://www.edu.ru/index.php?page_id=5&topic_id=3&sid=26946.
6. Закон об образовании: кому слезы, кому толк [Электронный ресурс] // http://www.pravda.ru/society/family/pbringing/15-11-2012/1134782-minobr_law-0/.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 10:23:49