Основы теории организации
Скачать PDF | Загрузок: 10
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 10 (34), Октябрь 2002
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
Расширение масштабов хозяйственной деятельности при выходе экономики из кризиса, а также возросшая потребность в усилении всех видов взаимосвязей в процессах управления производственными системами обусловили повышенные требования к формам и методам управления производством. В связи с этим, особую роль и значение на современном этапе приобретает такая научная дисциплина как теория организации, в которой всесторонне изучается организаторская деятельность в производственных системах в непосредственной связи с основными процессами деятельности организаций.
Ключевые слова: теория организации
Любое дело, прежде чем им управлять, необходимо организовать. А с учетом того, что производство всегда циклично и постоянно возобновляется, возникает необходимость на каждом цикле возобновлять и его организацию. Поэтому организация наряду с управлением составляет основу менеджмента как определенного вида профессиональной деятельности.
Первый научный подход к анализу организаций и процессу управления ими, как считается, использовал Фредерик Тейлор (США), который в 1911г. опубликовал книгу “Принцип научного управления”. После этого в наборе управленческих наук начало формироваться новое научное направление – теория организации (рис.1).
Рис.1. Место “Теория организации” в системе науки управления.
Теория организации изучает принципы, законы и закономерности для создания, функционирования, реорганизации и ликвидации организации.
Существуют различные трактовки термина организация. В одних случаях ‑ это обозначение свойств, понимаемого как деятельность по упорядочению всех элементов определенного объекта в пространстве и времени. Такое определение ближе к понятию “организовывать”. В множестве других случаев организация рассматривается как объект, обладающей внутренней структурой, представляющий собой комплекс взаимосвязанных элементов. Для неё характерны целенаправленность функционирования и развитие. То есть организацию можно рассматривать и как процесс, и как явление.
Термин “организация” происходит от латинского organizo ‑ сообща, стройный вид, устраиваю. Как процесс организация — это совокупность действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого. Как явление организация ‑ это объединение элементов для реализации программы или цели, действующей на основании определенных правил и процедур. Организация как объект ‑ это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели.
Организация представляет собой сознательно координируемое социальное образование, имеющее определённые границы и действующее на постоянной основе во имя достижения общей цели. То есть это ‑ люди и их группы.
В состав элементов организации входят объекты двоякой природы. С одной стороны это элементы, определяющие производственно-техническую структуру организации (орудия труда, технологии), с другой стороны это факторы, определяющие социально-экономическую структуру (это личности с их интересами, социальные совокупности, распределение полномочий и т.д.).
Такой сложный организм как организация не может быть понят только с позиции её формальной структуры и разложения на отдельные части. Наряду со структурным подходом ключевое значение имеет поведенческий угол зрения, ставящий в центр исследования человека и систему отношений между людьми.
Люди объединяются в организации по причине их физической и биологической ограниченности и целей, достижение которых требует коллективных усилий. Поэтому теория организации призвана ответить на вопросы: “Как создаются и функционируют организации?”, “Почему они видоизменяются?”, “Почему люди ведут себя так или иначе?” и на многие другие.
Овладение знаниями об этих явлениях позволяет обоснованно подходить к формированию организаций, регулировать протекающие в них процессы в интересах поставленной цели. Поняв сущность организаций и закономерности их развития можно ими управлять и использовать их во благо человека.
К задачам курса “Теория организации” относятся:
‑ изучение принципов построения организации как системы и взаимосвязи её элементов;
‑ изучение сфер организационной деятельности в производственных системах;
‑ изучение организационных отношений как основы функционирования организаций;
‑ формирование функциональной структуры управления;
‑ знакомство с характеристиками и формами организационных структур;
‑ изучение и практическое применение принципов, законов и закономерностей организации;
‑ изучение теоретических основ и получение практических навыков по проектированию организационных систем;
‑ изучение субъектов организационной деятельности и их функций на различных уровнях управления;
‑ изучение организационной структуры;
‑ изучение современных видов организации субъектов хозяйствования, форм интеграции и ассоциации производственных систем;
‑ знакомство с проблемами реорганизации, изменения и реформирования организаций.
Теория организаций связана с другими науками и широко использует их методы и достижения. Это такие науки как психология, социология, менеджмент, организационное управление, социальная психология, экономика, антропология и др.
Психология выявляет условия, мешающие или сопутствующие рациональным действиям людей. Исследования в области социологии расширяют методологические основы теории организаций за счёт изучения социальных систем, где индивидуумы исполняют свои роли и вступают в определённые взаимоотношения. Социальная психология отвечает на вопросы, почему люди ведут себя в групповой деятельности так, а не иначе.
Антропология занимается поведением и деятельностью людей в широком контексте жизни общества, т.е. занимается функцией культуры всего общества. Связь с экономикой определяется объективной потребностью формировать цели и стратегию организаций как основу для построения её структуры. Проблемы эффективности, методы экономического стимулирования имеют отношения ко всем аспектам эффективной деятельности организации.
В одних работах теория организации рассматривается как часть менеджмента, а в других выделяется в самостоятельную область знаний. Исходная позиция авторов во втором случае состоит в том, что теория организаций отвечает на вопрос чем управлять, а менеджмент (управление) ‑ как и зачем воздействовать на объект управления.
Следует различать теорию организации и организационное поведение. Теория организации изучает макроуровень, т.е. организацию в целом и её основные части, а организационное поведение своим объектом имеет микроуровень ‑ поведение индивида и групп, при этом поведение изучается с позиций восприятия ценностей, мотивации личных особенностей.
Организация как объект рассматривается как координируемое социальное образование с решающей ролью индивидуального и группового поведения, поэтому при рассмотрении всех вопросов в теории организации принципиально важно возвышать значимость человека как субъекта и как объекта управления с его интересами, мотивами, степенью удовлетворённости. Особое место должны занимать проблемы доверия людей к организации, принимаемым решениям, к руководителям и реформам. Защита человека как собственника, как руководителя, как исполнителя становится важным фактором в организации и управлении на всех уровнях и разных звеньях.
Продолжение следует
Страница обновлена: 15.07.2024 в 10:45:45