Особенности государственного регулирования естественных монополий в России с целью повышения их эффективности
Скачать PDF | Загрузок: 18
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 5 (203), Март 2012
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
В статье рассматриваются особенности естественных монополий, их роль в экономическом развитии России. Проводится идея о необходимости регулирования естественных монополий со стороны государства, предложен ряд механизмов государственного регулирования отраслей естественных монополий с целью повышения их конкурентоспособности и эффективности функционирования.
Ключевые слова: вертикальная интеграция, инвестиции, государственное регулирование, естественная монополия
Государственная политика в отраслях естественных монополий осуществляется посредством их регулирования, проявляющегося в комплексе мер и механизмов их реализации, направленных на рост эффективности функционирования естественных монополий с учетом непосредственного интереса различных субъектов хозяйствования, а также с точки зрения приоритетов общества. Выбор механизма регулирования какого-либо объекта в равной степени зависит от его особенностей и от целевой направленности государственной политики. Поэтому ее совершенствование представлено принципиально новой системой, совокупностью подмеханизмов, воплощающих определенный алгоритм решения проблемы баланса между обеспечением эффективности функционирования естественных монополий и интересами общества.
Довольно высокая экономическая эффективность предприятий, функционирующих в отраслях естественных монополий, делает недопустимым и нецелесообразным их дробление; однако, действуя бесконтрольно, они могут принести значительный вред прочим субъектам экономических отношений. Поэтому государство осуществляет регулирование естественных монополий, и, учитывая специфику их функционирования, должно уделять им особое внимание и более активно вмешиваться в процесс их функционирования.
Государственное регулирование естественных монополий
Перед монополистическими структурами, выбирающими тип интеграции капитала, встают альтернативные решения по реализации их экономических интересов: использовать рыночные преимущества, предоставляемые объединением (горизонтальная интеграция) или снижать транзакционные издержки (вертикальная). В связи с этим органами государственной власти должны контролироваться источники формирования монопольных цен, механизм регулирования которых зависит от особенностей и проблем, связанных с процессами концентрации экономических интересов, интеграции и централизации капитала.
Государственное регулирование процессов монополизации в России в настоящее время осуществляется в условиях приоритета отраслей, производящих средства производства, недостаточной развитости инфраструктуры и значительной изношенности основных производственных фондов. При этом необходимо удержать баланс между отраслями национального производства [5] и реализовать экономические интересы хозяйствующих субъектов, проводя соответствующую антимонопольную политику.
Основная причина низкой эффективности некоторых российских естественномонопольных сфер кроется в несовершенстве и нескоординированности институтов управления и регулирования данного сектора экономики. Объектом регулирования по вертикали выступают транзакции, возникающие в цепочке: «общество – государственные регулирующие органы – субъекты естественных монополий – потребители», а по горизонтали – взаимодействия между отраслевыми министерствами и агентством по регулированию естественных монополий, между субъектами разных естественно монопольных отраслей, а также между потребителями услуг естественных монополий. Осуществление всего множества транзакций между контрагентами в сфере естественных монополий может сопровождаться ростом транзакционных издержек [2], поэтому необходимы институциональные корректировки в трансформации отношений собственности и организации производства, труда и управления, позволяющие предотвратить проявление рентно-ориентированного и оппортунистического поведения, а также способствовать увеличению эффективности естественных монополий.
Оценка инвестиционных вложений
Одним из наиболее важных направлений государственного регулирования естественных монополий мы считаем поддержание баланса интересов частного капитала (акционеров естественных монополий) и государственной политики в определенный период времени. Данный механизм государственного регулирования должен быть максимально понятным для участников рынка и в тоже время восприимчивым к окружающей экономической обстановке, как внутренней, так и внешней (мировая экономика). Поэтому мы предлагаем следующую схему государственного регулирования, в большей степени ориентированную на те отрасли естественных монополий, которые связаны с транспортировкой сырьевых ресурсов за границу. Предложенный нами вариант регулирования должен способствовать улучшению социальной и экономической обстановки в нашей стране (см. рис.).
Рис. Перекрестное субсидирование внутри отраслей естественных монополий, связанных с транспортировкой сырьевых ресурсов
Изменение бюджетной политики, направленное на умеренное влияние на конкурентную среду в отраслях естественных монополий, отражает совместное применение налогового и таможенного регулирования в целях обеспечения финансирования иных социально-экономических направлений [1]. Например, за счет изменения экспортных таможенных пошлин государство может косвенно влиять на стоимость товаров для конечного потребителя внутри страны или напрямую осуществлять инвестиции в социальные и национальные проекты, а также использовать данные средства для модернизации производства. Оценка инвестиционных вложений – один из сложнейших аспектов в модели регулирования предприятий, функционирующих в отраслях естественных монополий.
Капитальные вложения можно оценивать несколькими способами:
– в ценах приобретения с учетом амортизации;
– в восстановленных ценах оборудования;
– в восстановленных ценах услуг, которые производит данное оборудование.
В практической деятельности регулирующие органы чаще всего используют метод оценки капитала в ценах приобретения, поскольку определение его восстановительной стоимости не всегда возможно и вызывает затруднения.
Проблема оценки инвестиций этим не исчерпывается; встает вопрос о том, какая доля инвестиций была осуществлена оправданно, а потому может быть включена в базу для расчета разрешенной нормы прибыли, а какая, напротив – не может. Средства, потраченные на излишние, неэффективно созданные производственные фонды (здания, оборудования и др.), частично или полностью исключаются из расчета нормы прибыли. Все чаще практикуется отнесение издержек на будущие временные периоды; проверка целесообразности вложений; отклонение инвестиций как нецелесообразных; переоценка инвестиций по рыночным ценам.
Условия эффективной деятельности естественных монополий
На деятельность естественной монополии влияют рыночная структура и экономическое пространство, различие уровней горизонтальной и вертикальной интеграции, отношения собственности, зависимость регулирующих органов от политической конъюнктуры и прочего. В каждой стране ситуация определяется историческим развитием, географическими условиями и наличием природных ресурсов. Использование конкретного сценария регулирования ограничивается технологическими возможностями, конъюнктурой сложившихся условий информационной среды, социально-экономическим и политическим статусом страны [3]. Эти особенности обуславливают выбор модели реформирования рынка естественной монополии и инструментов ее реализации.
Следовательно, только оптимальное сочетание государственного, рыночного и корпоративного регулирования, адекватное специфическим условиям функционирования естественных монополий на микро-, мезо-, макро-, мегауровнях, комбинированная форма регулирования выступает как оптимальный способ получения максимального блага от монополистических организаций для современной России.
Для эффективной деятельности естественные монополии, прежде всего, необходимо создать специфические условий инфраструктурного характера, а также обосновать экономические связи с государствами, потребляющими данную продукцию. Особый упор нужно сделать на перевод естественных монополий в наукоемкие производства.
Поэтому остается актуальной и приоритетной задача повышения эффективности управления федеральным имуществом, приватизацией и формированием интегрированных структур, а также совершенствование механизмов управления находящимися в федеральной собственности акциями и объектами недвижимости. При этом в 2012–2013 гг. будут значительно увеличены темпы приватизации в целях последовательного сокращения государственного сектора экономики и пополнения бюджета страны.
Направления совершенствования государственного регулирования
Совершенствование механизмов государственного регулирования в экономике будет осуществляться по следующим направлениям:
1) модернизация корпоративного законодательства и совершенствования системы корпоративного управления, включая развитие механизмов защиты прав собственности акционеров и инвесторов, повышение эффективности организационно-правовых форм юридических лиц, структуры и организации органов управления компании [4], реорганизацию интегрированных бизнес-структур, совершенствование нормативных правовых актов в сфере законодательства о несостоятельности (банкротстве);
2) улучшение конкурентной среды, совершенствование антимонопольного регулирования. Реализация мер развития конкуренции в отдельных отраслях будет осуществляться в рамках Программы развития конкуренции в Российской Федерации;
3) совершенствование регулирования субъектов естественных монополий;
4) повышение эффективности работы особых экономических зон, включая совершенствование системы законодательства в области ОЭЗ, направленной на создание более комфортной финансовой среды для резидентов российских ОЭЗ и активизацию их инвестиционной активности, а также создание всей необходимой инфраструктуры для их эффективного функционирования.
В то же время, на наш взгляд, пока в той или иной отрасли естественных монополий не будет до конца освоен механизм рыночного регулирования, не имеет смысла полностью отказываться от государственного регулирования, а иногда даже наоборот, следует усилить его (с последующим ослаблением мер воздействия по мере становления рыночных отношений, создания базы для здоровой конкуренции).
Источники:
2. Дерябина М. Участие государства в регулировании деятельности естественных монополий // Вопросы экономики. – 2006. − № 1. – С. 38−45.
3. Доровских А. По поводу формирования инновационных стратегий нефтяных корпораций // Российский экономический журнал. – 2009. − № 6. – С. 108−110.
4. Жигульская Г.М., Воробьева Н.С. МАП России как орган власти, регулирующий деятельность естественных монополий в области связи // Вестник Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. − 2000. − № 3. − С.63−67.
5. Кутовой Г.П. Государственное регулирование естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе в Российской Федерации // Вести в электроэнергетике. − 2002. – № 1. − С. 8−12.
Страница обновлена: 28.11.2024 в 17:20:50