Теория внутренней и внешней среды в управлении процессами интеграции бизнеса

Головков А.Н.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 12-2 (198), Декабрь 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Головков А.Н. Теория внутренней и внешней среды в управлении процессами интеграции бизнеса // Российское предпринимательство. – 2011. – Том 12. – № 12. – С. 46-51.

Аннотация:
В статье дается определение внутренней и внешней среды функционирования экономических субъектов, определяется состав их элементов, раскрываются их особенности при формировании интеграционных образований в экономике.

Ключевые слова: управление, внешняя среда, внутренняя среда, функционирование, интеграционные образования



Выделение в функционировании организаций как субъектов рыночной экономики внутренней и внешней среды – это один из базовых постулатов теории менеджмента. В современной научной литературе предлагаются различные классификации факторов каждой среды (зависящие, в основном, от включения определенного фактора в состав более крупного или отдельного его рассмотрения), однако, в целом общий состав факторов, находящихся во взаимосвязи, стал общепринятым.

Внутренняя среда экономического субъекта

Внутренняя среда – это среда функционирования экономического субъекта, находящаяся в его пределах и присущая ему. Она оказывает постоянное и самое непосредственное воздействие на функционирование организации, задает условия ее работы и является результатом управленческих решений.

В состав внутренней среды организации входят следующие факторы (элементы):

1) структура – организационная структура, методы управления, квалификация и авторитет высшего руководства, специализированное разделение труда (вертикальное и горизонтальное), цели, задачи, миссия организации, маркетинговая политика, организация учета, исследования и разработки новых продуктов;

2) персонал – структура, квалификационный и количественный состав работников, производительность труда и выработка, текучесть кадров, кадровая политика, управление карьерой;

3) производственная система – объем, структура, темпы производства, номенклатура выпускаемой продукции, обеспеченность сырьем и материалами, уровень запасов, скорость их использования, управление материально-техническим снабжением, оборудование и степень его использования, наличие резервных мощностей, стандартизация и автоматизация производства, экологичность процессов производства, система контроля качества, имеющиеся патенты, имидж торговых марок, материалоемкость, ресурсо- и энергоэффективность;

4) финансы – обеспеченность собственными финансовыми средствами, объем дебиторской и кредиторской задолженностей, соотношение долгосрочных и краткосрочных вложений и заимствований и т.д.

Таким образом, состав и состояние элементов внутренней среды организации представляет объект особого внимания при принятии управленческих решений, антикризисном управлении, процессе реинжиниринга бизнес-процессов, так как заключает в себе основной потенциал повышения эффективности деятельности организации, роста прибыли, стабильности и благосостояния.

Внешняя среда экономического субъекта

Внешняя среда – среда функционирования экономического субъекта, возникающая и существующая независимо от его деятельности и при этом оказывающая существенное воздействие на него.

Кроме взаимосвязанности внешняя среда характеризуется сложностью (числом факторов, на которые фирма обязана реагировать), подвижностью (скоростью, с которой происходят изменения), неопределенностью (проблема количества и качества информации). Кроме того, подвижность сложность и неопределенность внешнего окружения могут быть выше для одних подразделений организации и ниже для других, что делает процессы планирования, прогнозирования и принятия решений еще более сложными.

Обычно в состав внешней среды включают два крупных блока факторов [1]:

1) факторы прямого воздействия (деловое окружение);

2) факторы косвенного воздействия (фоновое окружение).

Факторы прямого воздействия или деловое окружение организации – это явления, процессы и институты среды, с которыми организация непосредственно взаимодействует и имеет возможность оказывать определенное влияние на характер и содержание этого взаимодействия. К деловому окружению относятся поставщики ресурсов (материалов, капитала, рабочей силы), потребители продукции, конкуренты, посредники.

В этой сфере сосредоточены основные цели и задачи деятельности коммерческой организации – удовлетворение потребностей потребителя.

Необходимость удовлетворения покупателей зачастую определяет всю прочую деятельность организации: взаимодействие с поставщиками, выработка маркетинговой политики, внедрение инноваций, диверсификация выпускаемой продукции, работа по изучению конкурентов и т.д.

Факторы косвенного воздействия или фоновое окружение организации – это явления, процессы и институты среды, от которых зависят некоторые аспекты деятельности организации, но целенаправленное влияние на которые со стороны организации затруднительно, либо невозможно.

Фоновое окружение организации

К фоновому окружению относятся следующие факторы:

– политические: основные направления государственной политики и методы ее реализации; возможные изменения в законодательной и нормативно-технической базе; международные соглашения, заключаемые правительством в области тарифов и торговли, деятельность и полномочия местных органов власти и т.д.;

– экономические: темпы инфляции; уровень занятости трудовых ресурсов; международный платежный баланс; процентные и налоговые ставки; величина и динамика ВВП; производительность труда, состояние мировых рынков и т.д.;

– социокультурные: отношение населения к работе и качеству жизни; обычаи и традиции, существующие в обществе; менталитет общества; уровень образования и т.п.;

– технологические: возможности, связанные с развитием науки и техники, которые позволяют оперативно перестроиться на производство и реализацию технологически перспективного продукта, спрогнозировать момент отказа от используемой технологии.

Принято считать, что к фоновому окружению организация может только приспосабливаться («принимать к сведению», либо пытаться теми или иными способами нейтрализовать последствия), целенаправленно же влиять на него она не в состоянии.

Однако, на наш взгляд, в настоящее время многие организации имеют возможности тем или иным образом повлиять на косвенные факторы внешней среды:

– на политические – через лоббирование собственных интересов);

– технологические – путем активности в проведении исследований и разработок, особенно фундаментальных, а также через освоение «пионерных», уникальных продуктов;

– социокультурные (в особенности на региональном и местном уровне) – через создание имиджа и корпоративной культуры компании, а также в рамках конкурентной борьбы).

Исторических примеров подобного влияния имеется достаточно много, причем в различных странах мира с различной экономической и политической системами.

Особо сложным моментом в деятельности организации является выход на международные рынки, что обусловлено уникальностью и совокупностью всех учитываемых факторов, характеризующих каждую отдельно взятую страну. По результатам анализа внешней среды в международном масштабе, часто возникает необходимость модификации внутренней среды организации, чтобы приспособить свои услуги и продукцию к уникальным требованиям и условиям каждой из стран. Следом возникает вопрос о производимом ассортименте: оставить в производстве несколько модификаций продукта под различные рынки, либо по возможности совместить все уникальные характеристики в одном?

Представленные характеристики внутренней и внешней среды присущи для любой организации, как субъекта экономики. Однако теоретические исследования по данному вопросу не рассматривают особенности функционирования интеграционных образований (кластеры, территориально-производственные комплексы, промышленные комплексы – подробнее см. [2]).

Особенности среды, которые необходимо учитывать при интеграции бизнеса

На наш взгляд, при формировании интеграционных образований в экономике, необходимо учитывать следующие особенности во внутренней и внешней средах функционирования (на примере промышленного комплекса):

– рассмотрение поставщиков всех ресурсов во внутренней среде функционирования: переход поставщиков из внешней среды прямого воздействия определяется построением связанного технологического процесса в рамках промышленного комплекса;

– включение во внутреннюю среду связей между предприятиями и схем логистики, с необходимостью определения первостепенных характеристик (стоимость, скорость, надежность, ритмичность и т.д.) для предприятий различного профиля;

– особые характеристики приобретают потребители продукции и посредники, так как во многих случаях (но не во всех) они становятся участниками промышленного комплекса;

– сложность анализа таких факторов, как материалоемкость, ресурсо- и энергоэффективность, инновационность, технологичность и др., в связи с разными условиями для предприятий различного профиля внутри промышленного комплекса;

– особую сложность приобретает учет социокультурных и политических факторов внешней среды, так как предприятия промышленного комплекса располагаются в различных регионах (районах) со своими уникальными особенностями.

Указанные особенности повышают роль информации в принятии решений, возлагают на руководство необходимость точнее воспринимать и осознавать текущее и желаемое состояние внутренней и внешней сред, повышают необходимость увеличения качества управленческих решений. При этом эффект синергии достигается, когда оптимизация деятельности одного предприятия оказывает положительные воздействия и на других участников промышленного комплекса.


Источники:

1. Гудий Ю.С. Внутренняя и внешняя среда организации [Электронный ресурс] // Nota Bene : экон. интернет-журнал. – 2006. – Режим доступа: http://nbene.narod.ru/manage/fmanage19.htm.
2. Наумов А.В., Головков А.Н. Промышленные комплексы как форма пространственных интеграционных образований // Научные труды Вольного экономического общества России. − 2011. − № 2. − С. 165−177.


Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:53:53